ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-206/2022 от 27.04.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0012-01-2021-003286-87 Административное дело 2а-206/2022

Судья Стрепетова Ю.В. Дело № 33а-4230/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград 27 апреля 2022г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Сергеева С.С., Еромасова С.В.

при ведении протокола помощником судьи Собяниной Т.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зухрабовой У.К. к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, возложении обязанности

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области

на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 26 января 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Зухрабовой У.К, к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, возложении обязанности.

Признано незаконным решение администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, оформленное письмом № <...> от 29 сентября 2021 года об отказе в предоставлении Зухрабовой У.К, в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, площадью 4369 кв.м., с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>

На администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Зухрабовой У.К. о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, площадью 4369 кв.м., с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Зухрабова У.К. обратилась в суд с административным иском к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, возложении обязанности.

В обоснование требований указала, что она является собственником индивидуального жилого дома, с кадастровым номером № <...> расположенного по адресу: <адрес> также арендатором земельного участка, на котором расположен данный жилой дом.

02 сентября 2021 года Зухрабова У.К. обратилась в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей жилой дом, однако получила отказ, оформленный письмом от 29 сентября 2021 года.

Названный отказ администрации, по мнению административного истца, является незаконным, противоречащим положениям Земельного кодекса РФ, в этой связи административный истец просит признать незаконным решение администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, оформленное письмом № <...> от 29 сентября 2021 года об отказе в предоставлении Зухрабовой У.К. в собственность за плату земельного участка, площадью 4369 кв.м., с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес> Возложить на администрацию обязанность принять решение о предоставлении Зухрабовой У.К. в собственность за плату указанный земельный участок.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области ставит вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение судом обстоятельств имеющих значение для дела.

Выслушав представителя административного ответчика администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Резникову Е.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области №120 от 03 июля 2015 года Молодцовой Ю.В. предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок, из земель населенных пунктов, площадью 4369 кв.м. с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с указанным постановлением 03 июля 2015 года между администрацией Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области и Молодцовой Ю.В. заключен договор аренды № <...> вышеуказанного земельного участка, сроком на 10 лет.

Названным договором аренды предусмотрено право арендатора на передачу своих прав и обязанностей по договору третьему лицу.

13 июля 2015 года Молодцова Ю.В. по договору цессии, уступила свои права по договору аренды земельного № <...> от 03 июля 2015 года, Ибрагимову Б.М.

Право аренды Ибрагимова Б.М. в отношении земельного участка, площадью 4369 кв.м., с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости 23 июля 2015 года.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, составленной по состоянию на 19 апреля 2019 года, земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка – отдельно стоящие односемейные жилые здания.

На земельном участке, с кадастровым номером № <...>, Ибрагимовым Б.М. осуществлено строительство индивидуального жилого дома, площадью 156 кв.м., право собственности на который зарегистрировано за Ибрагимовым Б.М. в Едином государственном реестре недвижимости 01 августа 2019 года.

01 марта 2021 года право аренды Ибрагимова Б.М. в отношении вышеуказанного земельного участка перешло к Зухрабовой У.К. по договору о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды № <...> от 03 июля 2015 года.

В тот же день 01 марта 2021 года по договору купли-продажи Ибрагимов Б.М. произвел отчуждение принадлежащего ему жилого дома, площадью 156 кв.м., с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, Зухрабовой У.К.

Право аренды на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за Зухрабовой У.К. 22 апреля 2021 года. Право на вышеуказанный жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, зарегистрировано за Зухрабовой У.К. в Едином государственном реестре недвижимости 15 апреля 2021 года.

02 сентября 2021 года Зухрабова У.К., руководствуясь положениями подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, обратилась в администрацию Городищенского района Волгоградской области с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату без проведения торгов земельного участка, площадью 4369 кв.м., с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>

29 сентября 2021 года письмом № <...> администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области отказала в предоставлении Зухрабовой У.К. испрашиваемого земельного участка в собственность за плату без проведения торгов. В качестве мотива к отказу в названном письме приведено нахождение на спорном земельном участке объекта самовольного строительства, в отношении которого комиссия по пресечению самовольного строительства приняла решение о признании его самовольным и подлежащим сносу. Указано, что объект самовольного строительства имеет признаки незавершенного строительства, разрешение на ввод которого в эксплуатацию, администрацией не выдавалось.

Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд исходил из того, что возведение на спорном земельном участке индивидуального жилого дома, соответствует цели, для которой он предоставлялся.При этом наличие на спорном земельном участке индивидуального жилого дома, право собственности на который зарегистрировано за административным истцом в установленном законом порядке, и который в установленном законом порядке не признан объектом самовольного строительства, в отношении которого в установленном законом порядке решение о сносе не принято, влечет возникновения у административного истца права на приобретение в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на установленных по делу обстоятельствах при надлежащей оценке представленных доказательств с верным применением норм материального права.

Из оспариваемого Зухрабовой У.К. решения органа местного самоуправления усматривается, что правовые основания к отказу в предоставлении земельного участка в собственность административным ответчиком не указаны. В то же время из фактического обоснования принятого администрацией Городищенского района Волгоградской области решения следует, что отказ в предоставлении Зухрабовой У.К. земельного участка в собственность связан с наличием на данном земельном участке объекта незавершенного строительства имеющего признаки самовольной постройки.

Указанное основание соответствует пункту 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из приведенной правовой нормы следует, что по указанному основанию орган местного самоуправления праве отказать в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно лишь в случае принятого в установленном законом порядке решения о сносе самовольной постройки.

В соответствии с частью 11 статьей 226 КАС РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Между тем, ссылаясь на принятое в марте 2021 года на заседании Комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Городищенского района Волгоградской области решение в отношении объекта расположенного на спорном земельном участке, административный ответчик в материалы дела данное решение не представил.

Утвержденный постановлением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской обл. от 30.03.2018 № 242-п Порядок выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее – Порядок) регламентирует вопросы организации работы по сносу самовольных построек, на основании вступившего в силу судебного акта о признании постройки самовольной и подлежащей сносу, а также вопросы организация работы по сносу самовольных построек на основании постановления Администрации.

При этом, как установлено п. 2.10 Порядка, сведения о выявленном объекте самовольного строительства включаются в Реестр объектов самовольного строительства, который размещается на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: agmr.ru.

В соответствии пунктом 5.2 Порядка в течение 10 рабочих дней со дня составления акта осмотра объекта, Администрация готовит проект постановления о сносе самовольной постройки. Постановление Администрации о сносе самовольной постройки должно предусматривать включение такой постройки в Перечень самовольных построек.

Перечень утверждается постановлением Администрации (пункт 5.3).

Постановление Администрации о сносе самовольной постройки должно быть опубликовано в общественно-политической газете "Междуречье" и размещено на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: agmr.ru в течение 7 дней со дня его принятия (пункт 5.5).

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Администрации Городищенского района Волгоградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу agmr.ru, в Реестре выявленных объектов самовольного строительства индивидуальный жилой дом с кадастровым номером № <...> не значится.

На указанном интернет-ресурсе также отсутствуют сведения о включении данного строения в Перечень самовольных построек.

Из указанного следует, что решение в виде постановления органа местного самоуправления административным ответчиком в установленном порядке не принято.

При таких обстоятельствах, у судебной коллегии отсутствуют основания для выводов о законности оспариваемого административным истцом решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу не влияют на правильность принятого судом решения, не опровергают выводы суда об отсутствии решения о сносе принадлежащего административному истцу объекта строительства, принятого в судебном или административном порядке.

Нарушений норм процессуального права являющихся в силу части 1 статьи 310 КАС РФ безусловным основанием для отмены решения судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 26 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья:/подпись/

Судьи:/подпись/