Судья Лобанова О.Р. | № 33а-3040-2020 № 2а-2072-2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Мурманск | 22 декабря 2020 г. |
Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Науменко Н.А.. |
судей | Тихоновой Ж.В. |
Камерзана А.Н. | |
при секретаре | Мурашовой Н.Ю. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области к Шугера Игорю Васильевичу о взыскании задолженности по страховым взносам, налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пеней,
по апелляционной жалобе Шугера Игоря Васильевича на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 7 сентября 2020 г.,
Заслушав доклад судьи Тихоновой Ж.В., объяснения административного ответчика Шугера И.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области (далее – МИФНС России № 9 по Мурманской области, Инспекция) обратилась с административным исковым заявлением к Шугера И.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, пеней.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Шугера И.В. состоял на налоговом учете в ИФНС России по г. Мурманску в качестве индивидуального предпринимателя, с 19 июля 2018 г. утратил данный статус в связи с прекращением деятельности.
За период с 2017 по 2018 гг. административный ответчик не оплатил в полном объеме страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 3218 рублей 28 копеек и на обязательное пенсионное страхование в сумме 19 459 рублей 29 копеек, в связи с чем на сумму недоимки были начислены пени в общем размере 1205 рублей 21 копейка. Направленные в адрес налогоплательщика требования от 9 июля 2018 г. № 262869, от 25 июля 2018 г. № 100947, от 8 августа 2018 г., от 13 августа 2018 г. № 263872, от 15 ноября 2018 г. № 102794 об уплате страховых взносов и пеней оставлены без исполнения.
Кроме того, в ходе проведенной административным истцом проверки по налогу, уплачиваемому налогоплательщиком в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), за 2017 г. установлена неуплата сумм налога в размере 2167 рублей 27 копеек. За неуплату указанного налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок Шугера И.В начислены пени в сумме 1467 рублей 88 копеек. В срок, установленный в требованиях от 25 июля 2018 г. № 100947, от 17 августа 2018 г. № 263890, от 15 ноября 2018 г. № 102794, уплата налога в связи с применением УСН и пеней произведена не была.
10 июня 2019 г. мировым судьей судебного участка № 2 Североморского судебного района Мурманской области вынесен судебный приказ о взыскании с Шугера И.В. задолженности по обязательным платежам и санкциям, который определением судьи 18 октября 2019 г. отменен в связи с поступившим заявлением должника.
С учетом уточнений и в связи с полным погашением задолженности по налогу по УСН за 2017 г., а также задолженности по пени по УСН в размере 1467 рублей 88 копеек, административный истец просил взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за расчетный период 2018 г. в размере 3218 рублей 28 копеек, пени в сумме 65 рублей 20 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды 2017-2018 гг. в размере 19 459 рублей 29 копеек, пени в размере 1140 рублей 01 копейку; пени по УСН в сумме 38 рублей 56 копеек, а всего взыскать 23 921 рубль 34 копейки.
Решением Ленинского районного суда города Мурманска от 7 сентября 2020 г. административное исковое заявление МИФНС России № 9 по Мурманской области удовлетворено.
В апелляционной жалобе Шугера И.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы, со ссылкой на положения части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приводит довод о пропуске административным истцом шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель административного истца МИФНС России №9 по Мурманской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 2 статьи 289, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели.
Статьями 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, самостоятельно уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, то фиксированный размер страховых взносов определяется: на обязательное пенсионное страхование как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
На обязательное медицинское страхование, фиксированный размер определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года (абзац 2 пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Применение упрощенной системы налогообложения установлено главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 7 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что Шугера И.В. с 15 декабря 2016 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, 19 июля 2018 г. исключен из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в связи с чем в 2017 и 2018 гг. году обязан был уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В установленный законом срок страховые взносы административным ответчиком уплачены не были, в связи с чем налоговым органом на сумму задолженности в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени.
Налоговым органом административному ответчику были направлены требования от 9 июля 2018 г. № 262869, от 25 июля 2018 г. № 100947, от 8 августа 2018 г., от 13 августа 2018 г. № 263872, от 15 ноября 2018 г. № 102794 об уплате образовавшейся за 2017-2018 гг. задолженности по страховым взносам и пеням, в том числе: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за расчетный период 2018 г. в размере 3218 рублей 28 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды 2017-2018 гг. в размере 19459 рублей 29 копеек (1751+3080+14628,29).
До настоящего времени имеющаяся задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование за 2017-2018 гг. в размере 22 677 рублей 57 копеек (3218,28 + 19459,29) и начисленные пени в сумме 1205 рублей 21 копейка (65,20 + 1140,01), всего – 23 882 рубля 78 копеек административным ответчиком не оплачена.
Кроме того, из материалов дела также следует, что в ходе проведенной административным Инспекцией проверки по налогу, уплачиваемому налогоплательщиком в связи с применением УСН, за 2017 г. установлена неуплата Шугера И.В. сумм налога в размере 2167 рублей 27 копеек.
За неуплату указанного налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок Шугера И.В начислены пени в сумме 1467 рублей 88 копеек.
В срок, установленный в требованиях от 25 июля 2018 г. № 100947, от 17 августа 2018 г. № 263890. от 15 ноября 2018 г. № 102794, уплата налога в связи с применением УСН и пеней Шугера И.В. произведена не была.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что задолженность по налогу по УСН за 2017 г. погашена полностью в порядке зачета, задолженность по налогу отсутствует. При этом задолженность по пени по УСН в размере 1467 рублей 88 копеек погашена в порядке зачета не в полном объеме - в сумме 1429 рублей 32 копейки, сумма задолженности по пени составляет 38 рублей 56 копеек (1467,88-1429,32).
Мировым судьей судебного участка № 2 Североморского судебного района Мурманской области 10 июня 2019 г. был вынесен судебный приказ № 2а-1083/2019 о взыскании с Шугера И.В. задолженности по страховым взносам, налогу по УСН, пеням, который определением мирового судьи от 18 октября 2019 г. был отменен на основании заявления административного ответчика.
На основании приказа Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области «О централизации функций по урегулирования задолженности» от 19 апреля 2019 г. № 04-02/64@ функции по урегулированию задолженности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на территории Мурманской области из ИФНС России по г. Мурманску и межрайонных ИФНС России по Мурманской области переданы в Межрайонную ИФНС России № 9 по Мурманской области.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь нормами Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок и основания начисления и уплаты страховых взносов и налогов по УСН, а также пени, проверив соблюдение налоговым органом порядка, срока и процедуры взыскания пени, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных налоговой инспекцией требований.
Выводы суда достаточно мотивированы, основаны на законе и соответствуют обстоятельствам дела, оснований считать их неправильными судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока на обращение в суд судебной коллегией признаются несостоятельными, как основанные на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 286, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом (таможенным органом) должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным.
Также необходимо учитывать, что поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение. Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, мировым судьей судебного участка № 2 Североморского судебного района Мурманской области 10 июня 2019 г. был вынесен судебный приказ № 2а-1083/2019 о взыскании с Шугера И.В. задолженности по страховым взносам, налогу по УСН, пеням, который определением мирового судьи от 18 октября 2019 г. был отменен на основании заявления административного ответчика.
Административное исковое заявление о взыскании с Шугера И.В. задолженности по страховым взносам, налогу по УСН, пеням направлено в суд 17 апреля 2020 г., что подтверждается штемпелем на почтовом конверте, то есть в установленный законом срок.
Анализируя изложенные правовые нормы в их совокупности, принимая во внимание, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверки при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что срок на подачу административного иска административным истцом не пропущен.
Приводимые в жалобе доводы не опровергают выводов суда, поскольку фактически направлены на переоценку доказательств и выводов суда и иное толкование правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, поэтому не могут повлечь отмену решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен правильно, с учетом положений части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таком положении судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 174, 177, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 7 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шугера Игоря Васильевича без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 декабря 2020 г.
Председательствующий
Судьи