ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2075/2021 от 09.11.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Сергеева О.И. Дело №33а-11329/2021

УИД:

Дело №2а-2075/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 ноября 2021 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Вачковой И.Г.,

судей – Житниковой О.В., Навроцкой Н.А.,

при секретаре – Дождевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сызранского городского суда Самарской области от 08 июля 2021 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области - ФИО2 (по доверенности), судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области (далее по тексту - МИФНС России №3 по Самарской области, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 имел статус «индивидуальный предприниматель» по 19 февраля 2018 года, а также с 2003 года по настоящее время имеет статус «арбитражный управляющий», в связи с чем является плательщиком страховых взносов. За ФИО1 числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23 400 руб., за 2019 год в размере 6 588,27 руб., пени в размере 4 967,85 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 590 руб., за 2019 год в размере 6 883,23 руб., пени в размере 1 219,41 руб., которая в добровольном порядке не погашена. Судебный приказ о взыскании указанных сумм страховых взносов и пени отменен по заявлению налогоплательщика. На момент подачи административного иска задолженность по страховым взносам и пени за 2017, 2019 годы ФИО1 не оплачена, в связи с чем административный истец просил взыскать ее в судебном порядке.

Решением Сызранского городского суда Самарской области от 08 июля 2021 года, с учетом определения суда от 10 августа 2021 года об исправлении описки, требования МИФНС России №3 по Самарской области удовлетворены в заявленном налоговым органом размере, а также с административного ответчика взыскана государственная пошлина в размере 1 629,46 руб.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм права, указывая, что задолженность по налогам за 2017 год у него отсутствует, он снят с учета в налоговом органе и прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 19 февраля 2018 года. Налоговым органом пропущен срок для направления требования об уплате налогов за 2017 год, предусмотренный частью 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Не оспаривая осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего, ФИО1 считает, что задолженность по страховым взносам за 2019 год у него отсутствует.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Представитель МИФНС России №3 по Самарской области ФИО3 в заседании судебной коллегии возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил оставить решение суда без изменения, указав, что после вынесения решения ФИО1 произведена оплата задолженности по страховым взносам за 2017, 2019 год.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание судебной коллегии не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, исходя из требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменные возражения на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Правоотношения по поводу уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование урегулированы главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно нормам этой главы расчетным периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 27 ноября 2017 года) предусматривалось, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Названные нормы закона в редакции от 8 июня 2020 года предусматривали, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.

Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 состоит в налоговом органе в качестве налогоплательщика, являясь с 28 февраля 2003 года до настоящего времени арбитражным управляющим. Кроме того, до 19 февраля 2018 года ФИО1 состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя.

В связи с поступлением в налоговый орган 05 июня 2020 года сведений о наличии у ФИО1 статуса «арбитражный управляющий», инспекцией 27 июня 2020 года начислены по правилам статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 руб., не обязательное медицинское страхование в размере 4 590 руб. по статусу «арбитражный управляющий».

26 июня 2020 года начислены суммы страховых взносов за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в размере 29354 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 6 884 руб. по статусу «арбитражный управляющий», при этом, расчет суммы страховых взносов, подлежащий уплате за 2019 год, произведен налоговым органом с учетом имеющейся переплаты по состоянию на 01 июня 2020 года, с направлением требования об уплате страховых взносов и начисленных сумм пени №46793 по состоянию на 02 июля 2020 года со сроком уплаты до 04 августа 2020 года (л.д. 6-9).

Поскольку требование №46793 оставлено ФИО1 без исполнения, 30 октября 2020 года мировым судьей судебного участка судебного района г.Сызрани по заявлению МИФНС России №3 по Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по страховым взносам и пени, который определением того же мирового судьи от 09 декабря 2020 года отменен в связи с поступившими возражениями ФИО1

Согласно штампу на конверте административное исковое заявление налогового органа направлено в суд 02 июня 2021 года, то есть в установленный законом срок.

Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные налоговым органом требования, суд исходил из того, что в расчетные периоды 2017, 2019 гг. административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов, поскольку является арбитражным управляющим, и не был освобожден от их уплаты, однако в установленный срок оплату не произвел.

Проверив расчет заявленных к взысканию страховых взносов и пени, соблюдение порядка и срока принудительного взыскания обязательных платежей и санкций, учитывая непредставление административным ответчиком доказательств уплаты спорной задолженности, суд пришел к выводу о том, что требования МИФНС России №3 по Самарской области о взыскании с ФИО1 недоимки по обязательным платежам подлежат удовлетворению.

Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен, с учетом положений статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Данные выводы, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении налоговым органом срока направления требования, опровергаются установленными по делу обстоятельствами и представленными в материалы дела доказательствами.

Согласно положениям статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 этого же Кодекса, производится индивидуально в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

При определении срока исчислений учитываются положения пункта 7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Установлено, что ФИО1 имел статус «индивидуальный предприниматель» по 19 февраля 2018 года.

Согласно карточке расчетов с бюджетом, ФИО1 начислены страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23 400 руб. и обязательное медицинское страхование за 2017 года в размере 4 590 руб. по статусу «индивидуальный предприниматель» со сроком уплаты до 09 января 2018 года, которые оплачены ФИО1 07 марта 2017 года, 30 марта 2017 года и 13 апреля 2017 года в полном объеме.

Установлено также, что 05 июня 2020 года в МИФНС России №3 по Самарской области поступили сведения о наличии у ФИО1 статуса «арбитражный управляющий».

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные управляющие, а также индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

При этом пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 статьи 419 Кодекса, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Таким образом, вопреки ошибочной позиции административного ответчика, изложенной как в отзыве на административное исковое заявление, так и в апелляционной жалобе, в силу указанной правовой нормы, ФИО1, в 2017 году одновременно являясь арбитражным управляющим и индивидуальным предпринимателем, не производящим выплат и вознаграждений физическим лицам, обязан исчислить и уплатить страховые взносы за себя по двум основаниям - как арбитражный управляющий и, как индивидуальный предприниматель.

Арбитражный управляющий и индивидуальный предприниматель, не производящие выплат и вознаграждений физическим лицам, поименованы законодателем в пункте 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а не в подпункте 1 пункта 1 этой же статьи, что распространяет на административного истца требования пункта 2 данной правовой нормы.

27 июня 2020 года налоговым органом начислены в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы за 2017 год на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 4 590 руб. по статусу «арбитражный управляющий», с выставлением требования №46793 по состоянию на 02 июля 2020 года со сроком уплаты до 04 августа 2020 года.

Таким образом, недоимка по страховым взносам выявлена лишь в июне 2020 года.

При наличии указанных обстоятельств, доводы ФИО1 о том, что недоимка по страховым взносам за 2017 год должна была быть выявлена на следующий день после 09 января 2018 года, поскольку 31 декабря 2017 приходится на воскресение, а требование направлено в срок до09 апреля 2018 года, не могут быть приняты во внимание.

С учетом того, что требование об уплате налога №46793 сформировано 02 июля 2020 года, направлено налогоплательщику и 03 июля 2020 года им получено (л.д.12), срок направления требования налоговым органом соблюден. Соответственно, административное исковое заявление налогового органа обоснованно удовлетворено.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с порядком и суммами начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 год, повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, опровергаются установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами.

Установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что в налоговый период 2019 года он осуществлял деятельность арбитражного управляющего, однако оплату страховых взносов не осуществлял.

При этом доводы административного ответчика о незнании о необходимости оплаты страховых взносов за себя в качестве арбитражного управляющего отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из карточки расчетов с бюджетом следует, что 26 июня 2020 года ФИО1 налоговым органом начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 руб. При этом, по состоянию на 01 июня 2020 года наличествует переплата в сумме 22 765,73 руб., с учетом которой определена сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 6 588,27 руб.

Кроме того, из карточки расчетов с бюджетом следует, что 26 июня 2020 года начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 руб., и с учетом имеющейся на 01 июня 2020 года переплаты в размере 0,77 руб., определена сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 883,23 руб.

Требование №46793, сформированное по состоянию на 02 июля 2020 года, которым ФИО1 предложено уплатить страховые взносы за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в размере 6 588,27 руб. и обязательное медицинское страхование в размере 6 883,23 руб., налогоплательщиком не оспаривалось, действия налогового органа по начислению арбитражному управляющему ФИО1 сумм страховых взносов за 2019 год незаконными не признаны, сведения об обращении административного ответчика с вопросом перерасчета страховых взносов в инспекцию, также как и иной расчет страховых взносов административным ответчиком в материалы дела не представлены.

Учитывая, что доказательств оплаты начисленных страховых взносов за 2017, 2019 годы на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не представлено, принимая представленный налоговым органом и признавая правильным расчет страховых взносов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании задолженности в заявленном налоговым органом размере.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что после принятия судом обжалуемого решения, ФИО1 оплачены 26 октября 2021 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23 400 руб., за 2019 год в размере 6 588,27 руб., пени в размере 4 967,85 руб.; а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4 590 руб., за 2019 год в размере 6 883,23 руб., пени в размере 1 219,41 руб.

Таким образом, установлено, что обжалуемое решение суда, в данном случае, административным ответчиком исполнено в ходе его апелляционного рассмотрения.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Судебная коллегия считает, что суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено. При изложенных обстоятельствах решение суда является правильным и отмене либо изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сызранского городского суда Самарской области от 08 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный (городской) суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий -

Судьи –