Судья Кара-Сал В.Д. Дело № 2а-207/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 16 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
судей Железняковой С.А., Салчак А.А.,
при секретаре Донгак О.Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тувинского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Территориальной избирательной комиссии Чеди-Хольского кожууна о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Чеди-Хольского кожууна от 31 июля 2021 года № 09/27-5 по апелляционной жалобе представителя административного истца Лубина Е.Н. на решение Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 8 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., возражения представителя ТИК Чеди-Хольского района, Избирательной комиссии Республики Тыва Монгуша А.А., заключение прокурора Ооржак С.А.,
УСТАНОВИЛА:
решением Территориальной избирательной комиссии Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва от 30 июня 2021 года № 05/09-5 дополнительные выборы депутатов Хурала представителей сумона Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна назначены на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Бюро Тувинского республиканского комитета КПРФ Тувинского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - ТРОПП «КП РФ», избирательное объединение) от 19 июля 2021 года № 3 Денисов Д.П. выдвинут кандидатом в депутаты Хурала представителей сумона Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна по Мирному одномандатному избирательному округу № 1.
22 июля 2021 года в 14 часов 28 минут уполномоченным представителем избирательного объединения Спириным В.В. сданы в Территориальную избирательную комиссию Чеди-Хольского кожууна документы, представленные для заверения списка кандидатов, уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов на дополнительных выборах депутатов Хурала представителей сумона Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна, в том числе и на Денисова Д.П. (том 1, л.д. 116-119).
23 июля 2021 года Территориальная избирательная комиссия Чеди-Хольского кожууна (далее - ТИК Чеди-Хольского кожууна, ТИК) приняла решение о заверении списка кандидатов в депутаты Хурала представителей сумона Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна пятого созыва, выдвинутого ТРОПП «КП РФ» (том 1, л.д. 187-188).
27 июля 2021 года ТИК Чеди-Хольского кожууна приняла решение № 08/23-5 об извещении о выявленных недостатках в документах, представленных уполномоченным представителем ТРОПП «КП РФ» и направила его избирательному объединению по электронной почте, а также в нём содержится уведомление о том, что заседание комиссии ТИК по вопросу о регистрации или отказе в регистрации Денисова Д.П. кандидатом в депутаты состоится 31 июля 2021 года в 11-00 часов (т.1 л.д. 189-193)
29 июля 2021 года Тувинское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по электронной почте направило в адрес ТИК Чеди-Хольского кожууна сведения об отсутствии изменений в сведениях о кандидатах, в том числе по кандидату Денисову Д.П. (т.1 л.д. 194).
31 июля 2021 года ТИК Чеди-Хольского кожууна принято решение № 09/27-5 об отказе в регистрации Денисова Д.Н. в качестве кандидата в депутаты Хурала представителей сумона Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна по Мирному № 1 одномандатному избирательному округу № 1 в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), пунктом «в» части 5 статьи 26 Закона Республики Тыва от 22.08.2011 года № 781 ВХ-1 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" (далее - Закон № 781 ВХ-1) в связи с непредоставлением избирательным объединением в срок до 18 часов 22 июля 2021 года информации об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 2 статьи 19 настоящего Закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях.
Тувинское республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в суд с административным иском о признании незаконным и отмене приведённого выше решения ТИК и о возложении на неё обязанности принять решение о регистрации Денисова Д.П. кандидатом в депутаты, указав в обоснование требований, что заседание комиссии ТИК Чеди-Хольского кожууна проведено с нарушением пунктов 4.4-4.5, 4.12-4.14 раздела 4 Регламента ИК РТ, утверждённого постановлением ИК РТ от 19.02.2016 № 128-618-6. Бланк письменного подтверждения, используемый административным ответчиком ТИК Чеди-Хольского кожууна, не содержит пункта «Сведения об изменениях в сведениях о кандидате из списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением». Согласно разъяснению абзаца 3 пункта 4.10.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, если сведения не изменились, документ не представляется. Все действия административного ответчика совершены с нарушением положений и требований Регламента Избирательной комиссии Республики Тыва.
В дополнительном административном иске указано, что административному истцу не было выдано решение о заверении либо отказе в заверении списка кандидатов с обоснованием отказа, а также в нарушение части 4 статьи 24 Закона № 781 ВХ-1 не было выдано письменное подтверждение о представлении либо не представлении документов для регистрации кандидатов.
Решением Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 8 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска ТРОПП «КП РФ» отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель административного истца - ТРОПП «КП РФ» Лубин Е.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, указывая, что в нарушение Регламентов избирательных комиссий Российской Федерации и Республики Тыва отсутствует аудиопротокол заседания ТИК, нарушен порядок проведения заседания комиссии. Заинтересованному лицу не направлялось решение об отказе в регистрации в качестве кандидата, тем самым Денисов Д.Н. был лишён права на участие в заседании комиссии. Административному истцу не было выдано решение о заверении либо отказе в заверении списка кандидатов с обоснованием отказа, а также в нарушение части 4 статьи 24 Закона № 781 ВХ-1 не было выдано письменное подтверждение о представлении либо не представлении документов для регистрации кандидатов.
Относительно апелляционной жалобы прокурором представлены возражения о необоснованности её доводов.
В судебное заседание представитель административного истца – Тувинского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», заинтересованное лицо Денисов Д.Н. не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика – ТИК Чеди-Хольского кожууна и заинтересованного лица – ИК РТ Монгуш А.А. просил решение суда оставить без изменения.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, заключение прокурора Ооржак С.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом № 67-ФЗ.
Порядок организации и проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования на территории Республики Тыва определён Законом № 871 ВХ-1.
В статье 29 Закона Республики Тыва от 09.07.2003 года № 355 ВХ-1 "О системе избирательных комиссий в Республике Тыва" (далее - Закон № 355 ВХ-1) указано, что избирательная комиссия Республики Тыва в пределах своих полномочий принимает постановления. Иная избирательная комиссия в пределах своих полномочий принимает решения.
Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарём комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
Решения избирательной комиссии об избрании, о назначении на должность либо освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведении выборов, референдума, о регистрации кандидатов, об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принимаются на заседании комиссии, если за данное решение проголосовало более половины от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нём присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (статья 25 Закона № 355 ВХ-1).
Следовательно, оспариваемое административным истцом решение принято административным ответчиком в рамках предоставленной ему компетенции с соблюдением формы принятия, порядка его принятия, что подтверждается документами, имеющимися в материалах административного дела.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичное основание содержится в пункте «в» части 5 статьи 26 Закона № 781 ВХ-1.
О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, уведомляется в письменной форме муниципальная (территориальная) комиссия.
Документы, указанные в частях 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов) обязан представить лично (части 1 и 4 статьи 19 Закона № 781 ВХ-1).
Согласно частям 10 и 11 статьи 21 Закона № 781 ВХ-1 список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в муниципальную (территориальную) комиссию вместе с документами, указанными в частях 2, 2.1 и 3 статьи 19 настоящего Закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.
При выдвижении избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 2 статьи 19 настоящего Закона, и документами, указанными в частях 2, 2.1 и 3 статьи 19 настоящего Закона, представляет в муниципальную (территориальную) комиссию следующие документы…
В силу части 6 статьи 19 Закона № 781 ВХ-1 территориальная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения заявления кандидата о согласии баллотироваться и других документов, указанных в настоящей статье, лицам, представившим эти документы, с указанием даты и времени выдачи подтверждения. Указанное подтверждение выдается незамедлительно после представления этих документов.
Муниципальная (территориальная) комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в части 10 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован.
Такое решение о заверении списка кандидатов было принято административным ответчиком, отсутствие сведений о направлении этого решения административному истцу, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения об отказе в регистрации Денисова Д.Н. кандидатом в депутаты, поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части являются необоснованными.
На основании частей 3 и 4 статьи 24 Закона № 781 ВХ-1 все документы, необходимые для регистрации кандидата, списка кандидатов, указанные в части 1 настоящей статьи, в том числе подписные листы, оформленные в соответствии с частью 2 настоящей статьи, представляются в территориальную комиссию одновременно.
Территориальная комиссия, установив соответствие представленных документов требованиям, указанным в части 11 статьи 23 настоящего Закона, частях 1 - 3 настоящей статьи, выдаёт кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, письменное подтверждение их получения с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приёма избирательных документов.
Из указанных норм права следует, что ТРОПП «КП РФ» должен был сдать в ТИК документы, указанные в статьях 19 и 21 Закона № 781 ВХ-1, для заверения списка и уведомления о выдвижении кандидатов в депутаты, а также документы, указанные в статье 24 Закона № 781 ВХ-1 для регистрации в качестве кандидатов в депутаты.
То, что ТИК Чеди-Хольского кожууна выдало только одно подтверждение о получении документов у ТРОПП «КП РФ», не является нарушением действующего законодательства, так как административным истцом не было представлено ни одного документа, перечисленного в статье 24 Закона № 781 ВХ-1 и необходимого для регистрации Денисова Д.П. кандидатом в депутаты (все, кроме одного из них, ТРОПП «КП РФ» и не надо было предоставлять), административным истцом были представлены только документы, необходимые для заверения списка и уведомления о выдвижении кандидатов, перечисленные в статьях 19 и 21 Закона № 781 ВХ-1, поэтому доводы апелляционной жалобы в этой части также являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 Закона № 781 ВХ-1 для регистрации кандидата, списка кандидатов кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, в течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов, не позднее 18 часов последнего дня, представляют в территориальную комиссию, в том числе информацию об изменениях в сведениях о кандидате, о списке кандидатов, ранее представленных в соответствии с частью 2 статьи 19 настоящего Закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях.
Решение о назначении выборов опубликовано 3 июля 2021 года, соответственно, вышеуказанная информация должна была быть представлена ТРОПП «КП РФ» до 18 часов 22 июля 2021 года.
Как следует из материалов дела, документы административным истцом были представлены в ТИК 22 июля 2021 года, то есть в последний установленный законом день для предоставления документов, необходимых для регистрации кандидата, среди которых отсутствовала информация об отсутствии изменений в сведениях о кандидате.
Пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить её не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Анализ положений названной нормы закона в системной связи с предписаниями части 1 статьи 26 Закона № 781 ВХ-1, устанавливающих определённые сроки и действия избирательной комиссии и кандидата, избирательного объединения позволяет прийти к выводу о том, что в случае отсутствия каких- либо документов на ТИК возложена обязанность известить об этом кандидата, избирательное объединение, которые вправе дополнительно представить отсутствующие документы только в пределах срока, установленного законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. По окончании срока подачи документов для регистрации кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять отсутствующие документы, если они не были представлены в установленный для этого законом срок, за исключением копии паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенной соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, копии соответствующих документов, если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество (пункт 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ).
Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой, а именно апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2019 года по делу № 92-АПА19-3.
Поэтому направление административным истцом 29 июля 2021 года после истечения установленного законом срока (18 часов 22 июля 2021 года) копии документа об отсутствии изменений в сведениях о кандидатах не имеет никакого правового значения.
Суд первой инстанции, проанализировав положения приведённых норм федерального и регионального законодательства, исследовав представленные в ТИК административным истцом документы, сделал правильный вывод о нарушении административным истцом требований, предъявляемых к ним законом, ввиду непредставления информации об отсутствии изменений в сведениях о кандидате в пределах установленного законом срока, в связи с чем отказ ТИК в регистрации Денисова Д.П. кандидатом в депутаты по подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ является правомерным.
Доводы представителя административного истца о том, что ТРОПП «КП РФ» не должен был представлять информацию об отсутствии изменений в сведениях о кандидатах, так как они не изменились, основан на неправильном применении и толковании норм права, ссылка представителя административного истца Лубина Е.Н. на п. 4.10.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списка кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утверждённого ЦИК РФ от 11 июня 2014 года № 235/1486-6 необоснованна, кроме того, и по тем основаниям, что в этом пункте прямо указано: «В случае если сведения не изменились, документ не представляется (если иное не предусмотрено законом)», а иное предусмотрено Законом № 781 ВХ-1.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ТИК должна была вести аудиопротокол заседания, не основаны на законе, а ссылки на Регламенты Избирательной комиссии Республики Тыва и Центральной избирательной комиссии Республики Тыва несостоятельны, так как указанные регламенты определяют деятельность этих избирательных комиссий, они не распространяются на другие избирательные комиссии.
Доводы представителя административного ответчика о том, что административным истцом административный иск подан с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ, несостоятелен, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 92 КАС РФ срок на подачу настоящего административного иска начал течь с 1 августа 2021 года и истёк 10 августа 2021 года, а в суд административный истец обратился 10 августа 2021 года, то есть в установленный законом срок.
Избирательное объединение, подавшее документы для уведомления о выдвижении и регистрации Денисова Д.Н., было извещено о дате, времени и месте заседания комиссии, ничто не препятствовало избирательному объединению известить самого кандидата о заседании комиссии, в связи чем указанный довод апелляционной жалобы о нарушении прав Денисова Д.Н. является несостоятельным.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения суда первой инстанции, поэтому признаются судебной коллегией несостоятельными.
В связи с чем решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чеди-Хольского районного суда Республики Тыва от 8 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Чеди-Хольский районный суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 сентября 2021 года.
Председательствующий
Судьи