ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2083/2021 от 06.12.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11а-14243/2021 Судья: Гладких Е.В.

Дело № 2а-2083/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 декабря 2021 года г. Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Аганиной Т.А.

судей Кокоевой О.А., Смолина А.А.,

при секретаре Ахмировой А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 15 сентября 2021 года по административным исковым заявлениям Шикунова Антона Игоревича к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании незаконными уведомлений, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, доводах возражений на апелляционную жалобу, выслушав мнение представителя администрации Сосновского муниципального района <адрес>ФИО6, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шикунов А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором просит признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 30 апреля 2021 и обязать администрацию Сосновского муниципального района <адрес> повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 3-6).

В обосновании административного иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:19:1201001:202. С целью строительства жилого дома на указанном участке ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию Сосновского муниципального района <адрес> с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку земельный участок расположен на территории, на которую отсутствует проект планировки и межевания территории. Административный истец с указанным уведомлением не согласен, поскольку уведомление не содержит оснований, предусмотренных статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Сосновского муниципального района <адрес>, в котором просит признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию Сосновского муниципального района <адрес> повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 22-25).

В обосновании административного иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером . С целью строительства жилого дома на указанном участке 23 апреля 2021 Шикунов А.И. обратился в администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. 30 апреля 2021 получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку земельный участок расположен на территории, на которую отсутствует проект планировки и межевания территории. Административный истец с указанным уведомлением не согласен, поскольку уведомление не содержит оснований, предусмотренных статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Шикунов А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором просит признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию Сосновского муниципального района <адрес> повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 41-44).

В обосновании административного иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером . С целью строительства жилого дома на указанном участке 23 апреля 2021 года Шикунов А.И. обратился в администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. 30 апреля 2021 года получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку земельный участок расположен на территории, на которую отсутствует проект планировки и межевания территории. Административный истец с указанным уведомлением не согласен, поскольку уведомление не содержит оснований, предусмотренных статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Шикунов А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Сосновского муниципального района <адрес>, в котором просит признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию Сосновского муниципального района <адрес> повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 63-66).

В обосновании административного иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером . С целью строительства жилого дома на указанном участке 23 апреля 2021 года Шикунов А.И. обратился в администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. 30 апреля 2021 года получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку земельный участок расположен на территории, на которую отсутствует проект планировки и межевания территории. Административный истец с указанным уведомлением не согласен, поскольку уведомление не содержит оснований, предусмотренных статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Шикунов А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором просит признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию Сосновского муниципального района <адрес> повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 82-85).

В обосновании административного иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером . С целью строительства жилого дома на указанном участке ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию Сосновского муниципального района <адрес> с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку земельный участок расположен на территории, на которую отсутствует проект планировки и межевания территории. Административный истец с указанным уведомлением не согласен, поскольку уведомление не содержит оснований, предусмотренных статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Сосновского муниципального района <адрес>, в котором просит признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию Сосновского муниципального района <адрес> повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 101-104).

В обосновании административного иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером . С целью строительства жилого дома на указанном участке ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию Сосновского муниципального района <адрес> с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку земельный участок расположен на территории, на которую отсутствует проект планировки и межевания территории. Административный истец с указанным уведомлением не согласен, поскольку уведомление не содержит оснований, предусмотренных статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Сосновского муниципального района <адрес>, в котором просит признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию Сосновского муниципального района <адрес> повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 120-123).

В обосновании административного иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером . С целью строительства жилого дома на указанном участке ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию Сосновского муниципального района <адрес> с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку земельный участок расположен на территории, на которую отсутствует проект планировки и межевания территории. Административный истец с указанным уведомлением не согласен, поскольку уведомление не содержит оснований, предусмотренных статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Административные дела по вышеуказанным административным искам объединены в одно производство определением судьи от 26 июля 2021 года (л.д. 137-138).

Административный истец Шикунов А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия.

Представитель административного ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО6 в судебном заседании административный иск не признала, представила письменные возражения (л.д. 148-152).

Суд постановил решение (с учетом определения об устранении описки), которым признал незаконными уведомления администрации Сосновского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Обязал администрацию Сосновского муниципального района <адрес> повторно рассмотреть уведомления Шикунова И.А. от 23 апреля 2021 года о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями градостроительного законодательства в течение тридцати дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу и сообщить об исполнении настоящего решения суда административному истцу и суду.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация <адрес> обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что документация по планировке территории, на которой расположены земельные участки административного истца, до настоящего времени не разработана и не утверждена, в связи с чем установить соответствие указанных объектов строительства в уведомлениях Шикунова А.И. документация по планировке территории, как того требует пункт 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, не предоставляется возможным. Ссылаются, что соответствие объектов планируемого объекта строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным Правилам землепользования и застройки Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района или обязательным требованиям к параметрами объектов капитального строительства, установленными градостроительными регламентами не ставится в зависимость от соответствия объектов планируемого индивидуального строительства документации по планировке соответствующей территории.

На апелляционную жалобу от административного истца Шикунова А.И. поступили возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы считает необоснованными.

Представитель административного ответчика ФИО6 настаивала на доводах апелляционной жалобы, пояснила, что документация по планировке территории, на которой расположены земельные участки административного истца, не утверждена, ее разработка планируется. В отсутствие утвержденной документация по планировке территории, не возможно установить красные линии, территории общественного пользования, все это препятствует строительству жилых домов на данной территории.

В суд апелляционной инстанции Шикунов А.И., его представитель ФИО8 не явились, были извещены (л.д. 230,233,234-235,236).

Информация о дате, времени и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) в разделе «Судебное делопроизводство».

Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия, выслушав объяснения административного ответчика, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений на жалобу, приходит к следующему.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шикунов А.И. на основании договоров купли-продажи является собственником земельных участков с кадастровыми номерами по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома (пригородные для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей), с размещением индивидуальных гаражей и подсобных сооружений, выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур). Право собственности истца на земельные участки зарегистрировано в установленном порядке, границы земельных участков установлены, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН (л.д. 7-12, 26-30, 45-50, 67-72, 86-91, 105-110, 124-130).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию Сосновского муниципального района <адрес> с уведомлениями о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и садового дома на земельных участках с кадастровыми номерами (л.д. 13-16, 32-35, 51-58, 73-76, 92-95, 111-114, 130-133).

Уведомлениями администрации Сосновского муниципального района <адрес>, , , , , , от ДД.ММ.ГГГГФИО1 сообщено о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, ссылаясь на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на соответствующем земельном участке, поскольку вышеуказанные земельные участки расположены на территории, на которую отсутствует проект планировки и межевания территории. В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) не допускается строительство при отсутствии проекта планировки и межевания территории (л.д. 17, 36, 59, 77, 96, 115, 134).

Данные уведомления с отказом администрации Сосновского муниципального района <адрес>, , , , , , от ДД.ММ.ГГГГ оспариваются ФИО1

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что уведомления администрации Сосновского муниципального района <адрес>, , , , , , от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, не соответствуют требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также нарушают права административного истца на возведение объектов капитального строительства на принадлежащих ему на праве собственности земельных участках, при этом реализация заявителем прав собственника земельного участка, в том числе на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченных органов по разработке процедуры утверждения проектов планировки территории.

Судебная коллегия не может согласиться с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, находит их основанными на неправильном применении норм материального права, поскольку в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная законом совокупность условий, необходимая для признания оспариваемых уведомлений незаконными.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, и соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств в силу части 11 статьи 226 названного Кодекса возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

Статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Как следует из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 ГрК РФ следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке, при возведении либо реконструкции объекта капитального строительства необходимо соблюдение функционального назначения возводимой постройки целевому назначению и разрешенному использованию имеющегося земельного участка.

Согласно положений части 1 статьи 51.1 ГрК РФ, указанная норма обязывает застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление об их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 ГрК РФ).

Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, определены в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, к числу таких отнесено несоответствие предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным названным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Постановлением Администрации Сосновского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости (недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке», в пункте 22 которого изложены аналогичные части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, основания для отказа в предоставлении государственной услуги, а именно:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве или в уведомлении об изменении параметров параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Фекдерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве или уведомления об изменении параметров;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве или уведомление об изменении параметров подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, от Государственного комитета охраны объектов культурного наследия <адрес> поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления; лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса; правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи); субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи); садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

По настоящему делу судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно части 4 статьи 57.3 ГрК РФ в случае, если в соответствии с названным Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).

К элементам планировочной структуры относятся часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы) (пункт 35 статьи 1 ГрК РФ). Конкретные виды элементов планировочной структуры установлены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр, к которым помимо указанных выше элементов также относятся территория общего пользования, в том числе улично-дорожная сеть.

К случаям, когда в целях размещения объекта капитального строительства подготовка документации по планировке территории является обязательной, часть 3 статьи 41 ГрК РФ относит необходимость установления, изменения или отмены красных линий.

В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории. К территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 3.5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 года № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которая применяется в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации, осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается. Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований (пункт 3.6 Инструкции).

В силу комплексного характера градостроительных отношений к ним применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В связи с этим при рассмотрении настоящего дела необходимо учитывать и утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 820 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (далее - Свод правил), отдельные положения которого включены в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно пункту 5.2 Свода правил планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.

При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети (пункт 11.1 Свода правил).

Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы (пункт 11.4 Свода правил).

Также в пунктах 11.5, 11.6 Свода правил содержатся расчетные параметры улиц и дорог для сельских поселений, в том числе ширина полосы движения, пешеходной части тротуара улицы в жилой застройке, расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки.

Административным истцом поданы в администрацию уведомления о планируемом строительстве объектов индивидуального строительства в отношении значительного количества земельных участков (7), предназначенных под жилую застройку и имеющих смежную границу с земельным участком с кадастровым номером , являющимся дорогой и предназначенным для прохода и проезда автомобильного транспорта (не является улицей и не имеет установленных красных линий), фактически в отношении планируемого создания элемента планировочной структуры населенного пункта в отсутствие утвержденного проекта планировки и соответственно установленных красных линий.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что отсутствие документации по планировке территории, исключает возможность направления уполномоченным органом застройщику уведомления о соответствии предельным параметрам разрешенного строительства, установленным документацией по планировке территории.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).

Таким образом, допущенное судом первой инстанции неправильное применение норм материального права привело к принятию неправильного судебного акта.

Исходя из изложенного, судебная коллегия, установив допущенную судом ошибку в применении и толковании норм материального права, полагает необходимым решение Сосновского районного суда Челябинской области от 15 сентября 2021 года отменить, по делу принять новое решение об оставлении без удовлетворения административных исковых требований Шикунова А.И.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сосновского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования ФИО1 о признании незаконными уведомления администрации Сосновского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, о возложении обязанности - оставить без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи