ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2105/20 от 08.09.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий дело № 33а-2789/2021

судья Порошина Е.В. (I инстанция №2а-2105/2020)

УИД 75RS0002-01-2020-003018-89

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего судьи Шишкаревой С.А.,

судей Каверина С.А., Жилинского А.Г.,

при секретаре Шевчук Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 8 сентября 2021 г. административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России о возложении обязанности устранить выявленные нарушения и обеспечить надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия содержания лиц, находящихся под стражей,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Кмит Н.С. на решение Ингодинского районного суда г. Читы от 9 декабря 2020 г.

Заслушав доклад судьи Шишкаревой С.А., судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что данной прокуратурой в период с 15.07.2020 по 21.07.2020 проведена проверка соблюдения законодательства в федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю" (далее также - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, СИЗО-1, учреждение), в ходе которой выявлены множественные нарушения материально-бытовых и санитарно-эпидемиологических требований при содержании подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных лиц в данном учреждении. В добровольном порядке выявленные нарушения не устранены. В этой связи административный истец просил обязать СИЗО-1, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю (далее - УФСИН России по Забайкальскому краю), Федеральную службу исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения и обеспечить надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия содержания лиц, находящихся под стражей, в соответствии с нормативными требованиями, а именно:

- произвести ремонт стен и потолков в камерах № 1, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 202, 204, 206, 207, 209, 210, 212, 213, 216, 224, 240, 307, 310, 311, 312, 313, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 325, 326, 328, 329, 332, 333, 335, 336, 337, 338, 340, 341, 342, 343, 346, 347, 357, 358, 360, 362, 381, 382, 426, 429, 435, 437, 453, 461, 473;

- произвести ремонт полов в камерах № 211, 212, 213, 233, 240, 307, 310, 311, 315, 316, 317, 318, 319, 321, 328, 329, 340, 342, 343, 360, 363, 369, 380, 382, 412;

- заменить стекла в стеклопакетах окон в камерах № 212, 215, 341, 362, 411, 415, 423, 434, 436, 441, 446, 448, 465, 467, 469, 471, 480;

- обеспечить наличие плафонов на лампах электрического освещения в камерах №100, 101, 102, 110, 111, 113, 117, 119, 123, 124, 201, 202, 203, 204, 206, 207, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 220, 221, 222, 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239, 240, 307, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 325, 326, 328, 329, 333, 335, 336, 337, 340, 341, 342, 343, 344, 346, 347, 349, 350, 351, 353, 354, 357, 359, 362, 363, 364, 365, 367, 369, 370, 378, 380, 381, 382, 401, 402, 406, 407, 410, 412, 413, 414, 415, 417, 418, 420, 421, 422, 423, 425, 426, 427, 442, 451, 452, 454, 455, 456, 457, 459, 460, 461, 463, 464, 465, 466, 467, 468, 469, 470, 471, 475, 476, 478, 479;

- обеспечить светильниками ночного освещения камеры № 201, 202, 203, 210, 211, 212, 213, 218, 226, 228, 230, 240, 307, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 325, 326, 327, 328, 329, 331, 332, 333, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 343, 344, 346, 347, 348, 349, 350, 351, 353, 356, 357, 358, 359, 360, 361, 362, 363, 364, 365, 367, 369, 380, 381, 382, 429, 436, 473, 480, светильником дневного освещения - камеру №472;

- устранить неисправности розеток для подключения бытовых приборов в камерах № 210, 229, 230, 431;

- обеспечить бачками с питьевой водой камеры № 107, 123, 210, 213, 215, 216, 225, 229, 237, 367, 382, 404, 411;

- оборудовать подставками под бачок для питьевой воды камеры №100, 107,123, 211, 307, 315, 316, 321, 325, 334, 336, 337, 339, 343, 344, 353, 359, 367, 380, 382;

- обеспечить тазом для стирки одежды камеру № 441;

- оборудовать шкафами для продуктов камеры № 307, 319, 325;

- оборудовать вмонтированными в стену зеркалами камеры № 100, 105, 109, 110, 212, 213, 216, 307, 321, 329, 339, 344, 346, 353, 357, 365, 367, 369, 382, 401, 402, 404, 406, 407, 411, 412, 414, 416, 450, 458, 468;

- оборудовать санитарными кабинами (экранами приватности) камеры № с 1 по 16;

- произвести ремонт дверей санитарных кабин в камерах № 107, 218, 221, 239, 322, 361, 415, 416, 421, 422, 429, 460, 465, обеспечив соответствие размера дверей размеру дверного проема санитарной кабины;

- произвести ремонт кранов системы водоснабжения в камерах № 2, 8, 13, 14, 101, 102, 104, 105, 106, 107, 108, 110, 111, 115, 119, 121, 206, 209, 211, 220, 221, 222, 223, 232, 236, 237, 240, 312, 313, 314, 315, 317, 318, 321, 322, 328, 332, 336, 339, 340, 342, 343, 351, 357, 361, 362, 363, 381, 382, 459, 469;

- произвести ремонт подводки системы водоснабжения в камере № 410, 441;

- произвести ремонт слива раковины в камерах №4, 8, 10, 441, 454;

- произвести ремонт слива унитаза в камерах № 1, 8, 101, 105, 107, 112, 206, 216, 237, 307, 313, 315, 321, 357, 361, 382, 417, 437, 453, 454, 460, 463, 464, 473, 476;

- оборудовать бачками (сливом) унитазы камеры № 3, 8, 9, 15, 100, 110, 111, 343; обеспечить наличие крышек бачков унитазов в камерах №6, 421; заменить унитазы в камерах №313, 315; прикрепить к полу унитаз в камере № 480.

В ходе судебного разбирательства прокурор, в связи с добровольным исполнением, отказался от требований в части обязания произвести ремонт стен и потолков в камерах № 1, 204, 207, полов в камере № 412; обеспечить наличие плафонов на лампах электрического освещения в камерах № 201, 202, 203, 204, 207; обеспечить светильниками ночного освещения камеры № 201, 202, 203, 473; обеспечить бачками с питьевой водой камеры № 404, 411; оборудовать вмонтированными в стену зеркалами камеры № 401, 402, 404, 406, 407, 411, 412, 414, 416, 450, 458, 468; произвести ремонт дверей санитарных кабин в камерах № 415, 416, обеспечив соответствие размера дверей размеру дверного проема санитарной кабины; произвести ремонт кранов системы водоснабжения в камерах № 15, 201, 203, 411, 453, ремонт подводки системы водоснабжения в камере № 441, слива раковины в камере №441, ремонт слива унитаза в камерах № 1, 453, 454; оборудовать бачками (сливом) унитаза камеру № 15.

Определением суда частичный отказ от административного иска принят, производство по делу в соответствующей части прекращено (т.1 л.д.175-180).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России (т.1 л.д. 144-145).

Решением Ингодинского районного суда г.Читы от 09.12.2020 с учетом устранения описки на основании определения от 25.02.2021 административный иск удовлетворен и постановлено:

"Обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России устранить выявленные нарушения и обеспечить надлежащие материально-бытовые и санитарно-эпидемиологические условия содержания лиц, находящихся под стражей, в соответствии с нормативными требованиями:

- произвести ремонт стен и потолков в камерах № 8, 9, 10, 11, 14, 15, 202, 206, 209, 210, 212, 213, 216, 224, 240, 307, 310, 311, 312, 313, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 325, 326, 328, 329, 332, 333, 335, 336, 337, 338, 340, 341, 342, 343, 346, 347, 357, 358, 360, 362, 381, 382, 426, 429, 435, 437, 453, 461, 473;

- произвести ремонт полов в камерах № 211, 212, 213, 233, 240, 307, 310, 311, 315, 316, 317, 318, 319, 321, 328, 329, 340, 342, 343, 360, 363, 369, 380, 382;

- заменить стекла в стеклопакетах окон в камерах № 212, 215, 341, 362, 411, 415, 423, 434, 436, 441, 446, 448, 465, 467, 469, 471, 480;

- обеспечить наличие плафонов на лампах электрического освещения в камерах №100, 101, 102, 110, 111, 113, 117, 119, 123, 124, 206, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 220, 221, 222, 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239, 240, 307, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 325, 326, 328, 329, 333, 335, 336, 337, 340, 341, 342, 343, 344, 346, 347, 349, 350, 351, 353, 354, 357, 359, 362, 363, 364, 365, 367, 369, 370, 378, 380, 381, 382, 401, 402, 406, 407, 410, 412, 413, 414, 415, 417, 418, 420, 421, 422, 423, 425, 426, 427, 442, 451, 452, 454, 455, 456, 457, 459, 460, 461, 463, 464, 465, 466, 467, 468, 469, 470, 471, 475, 476, 478, 479;

- обеспечить светильниками ночного освещения камеры № 210, 211, 212, 213, 218, 226, 228, 230, 240, 307, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 325, 326, 327, 328, 329, 331, 332, 333, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 343, 344, 346, 347, 348, 349, 350, 351, 353, 356, 357, 358, 359, 360, 361, 362, 363, 364, 365, 367, 369, 380, 381, 382, 429, 436, 480, светильником дневного освещения - камеру №472;

- устранить неисправности розеток для подключения бытовых приборов в камерах № 210, 229, 230, 431;

- обеспечить бачками с питьевой водой камеры № 107, 123, 210, 213, 215, 216, 225, 229, 237, 367, 382;

- оборудовать подставками под бачок для питьевой воды камеры №100, 107,123, 211, 307, 315, 316, 321, 325, 334, 336, 337, 339, 343, 344, 353, 359, 367, 380, 382;

- обеспечить тазом для стирки одежды камеру № 441;

- оборудовать шкафами для продуктов камеры № 307, 319, 325;

- оборудовать вмонтированными в стену зеркалами камеры № 100, 105, 109, 110, 212, 213, 216, 307, 321, 329, 339, 344, 346, 353, 357, 365, 367, 369, 382;

- оборудовать санитарными кабинами (экранами приватности) камеры № 1, 2, 3, 4, 5, 7;

- произвести ремонт дверей санитарных кабин в камерах № 107, 218, 221, 239, 322, 361, 421, 422, 429, 460, 465, обеспечив соответствие размера дверей размеру дверного проема санитарной кабины;

- произвести ремонт кранов системы водоснабжения в камерах № 2, 8, 13, 14, 101, 102, 104, 105, 106, 107, 108, 110, 111, 115, 119, 121, 206, 209, 211, 220, 221, 222, 223, 232, 236, 237, 240, 312, 313, 314, 315, 317, 318, 321, 322, 328, 332, 336, 339, 340, 342, 343, 351, 357, 361, 362, 363, 381, 382, 459, 469;

- произвести ремонт подводки системы водоснабжения в камере № 410;

- произвести ремонт слива раковины в камерах №4, 8, 10, 454;

- произвести ремонт слива унитаза в камерах № 8, 101, 105, 107, 112, 206, 216, 237, 307, 313, 315, 321, 357, 361, 382, 417, 437, 460, 463, 464, 473, 476; оборудовать бачками (сливом) унитазы камеры № 3, 8, 9, 100, 110, 111, 343; обеспечить наличие крышек бачков унитазов в камерах №6, 421; заменить унитазы в камерах №313, 315; прикрепить к полу унитаз в камере № 480.

Работы произвести в течение шести месяцев по поступлении соответствующего финансирования от Федеральной службы исполнения наказаний России для проведения вышеуказанных работ".

В апелляционной жалобе представитель СИЗО-1 Кмит Н.С. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Отмечает, что истребуемый перечень мероприятий не является первостепенным, они выполняются СИЗО-1 по мере финансирования, однако прокурором не приведено доводов о необходимости и целесообразности их осуществления в принудительном порядке, не представлено каких-либо жалоб спецконтингента на действия (бездействия) СИЗО-1 в данной части. Судом не исследовано основание для необходимости понуждения учреждения в проведении ремонта стен и потолков в камерах режимных корпусов, не дана оценка доводам представителя СИЗО-1 о вмешательстве прокурора в административно-хозяйственную деятельность учреждения и о недопустимости подмены тем самым органа, в чью компетенцию входит разрешение вопросов о формировании бюджета и выделении бюджетных ассигнований на соответствующие нужды. Также ссылается на наличие в решении суда противоречий относительно срока его исполнения.

В судебном заседании представитель СИЗО-1 Садчикова В.В., представитель ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю Петренко А.М. апелляционную жалобу поддержали.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Забайкальской краевой прокуратуры Выскубова С.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, полагая решение суда законным.

ФКУЗ МСЧ-75 ФСИН России явку своего представителя не обеспечило при надлежащем извещении, явка не признавалась судом обязательной. На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие данного лица, участвующего в деле.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Пунктами 3.1., 3.5 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 28.09.2001 N 276 (далее - Инструкция), закреплено, что ответственность за техническое состояние и условия эксплуатации зданий и сооружений возлагается на руководство учреждений, на балансе или в ведении которых находятся эти здания и сооружения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенной с 15.07.2020 по 21.07.2020 прокуратурой Забайкальского края проверки соблюдения СИЗО-1 законодательства при содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных установлено, что последним администрацией СИЗО-1 не обеспечены надлежащие условия содержания, допущены нарушения ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ), п.п. 14.12, 14.10, 19.31 СП 247.1325800.2016 "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (далее - СП 247.1325800.2016), п.п. 12.9.1, 12.9.2, раздела № 13 приложения 7 Инструкции, а также п.п. 13.1, 13.2, 13.11, 13.1, 13.5 приложения № 7 к данной инструкции; п.17.2 СП 308.1325800.2017 "Свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (в двух частях)" (далее - СП 308.1325800.2017), п. 9.10, 8.66 Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Министерства юстиции РФ", утвержденных приказом Минюста России от 28.05.2001, п. 10.1.20 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом ФСИН России от 30.03.2005 N 214, п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 (далее - Правила).

Так, в камерах № 8, 9, 10, 11, 14, 15, 202, 206, 209, 210, 212, 213, 216, 224, 240, 307, 310, 311, 312, 313, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 325, 326, 328, 329, 332, 333, 335, 336, 337, 338, 340, 341, 342, 343, 346, 347, 357, 358, 360, 362, 381, 382, 426, 429, 435, 437, 453, 461, 473 установлена повсеместная загрязненность поверхностей стен и потолков с отслаивающейся штукатуркой и следами подтеков; в камерах № 211, 212, 213, 233, 240, 307, 310, 311, 315, 316, 317, 318, 319, 321, 328, 329, 340, 342, 343, 360, 363, 369, 380, 382 повреждена деревянная конструкция полов, частично отсутствуют доски; в камерах № 212, 215, 341, 362, 411, 415, 423, 434, 436, 441, 446, 448, 465, 467, 469, 471, 480 повреждены стекла стеклопакетов окон; в камерах № 100, 101, 102, 110, 111, 113, 117, 119, 123, 124, 206, 209, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 220, 221, 222, 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239, 240, 307, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 325, 326, 328, 329, 333, 335, 336, 337, 340, 341, 342, 343, 344, 346, 347, 349, 350, 351, 353, 354, 357, 359, 362, 363, 364, 365, 367, 369, 370, 378, 380, 381, 382, 401, 402, 406, 407, 410, 412, 413, 414, 415, 417, 418, 420, 421, 422, 423, 425, 426, 427, 442, 451, 452, 454, 455, 456, 457, 459, 460, 461, 463, 464, 465, 466, 467, 468, 469, 470, 471, 475, 476, 478, 479 отсутствуют плафоны на лампах электрического оснащения; в камерах №210, 211, 212, 213, 218, 226, 228, 230, 240, 307, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 320, 321, 322, 325, 326, 327, 328, 329, 331, 332, 333, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 343, 344, 346, 347, 348, 349, 350, 351, 353, 356, 357, 358, 359, 360, 361, 362, 363, 364, 365, 367, 369, 380, 381, 382, 429, 436, 480 отсутствуют светильники ночного оснащения, в камере № 472 – светильник дневного освещения; в камерах № 210, 229, 230, 431 неисправны розетки для подключения бытовых приборов; в камерах № 107, 123, 210, 213, 215, 216, 225, 229, 237, 367, 382, 404, 411 отсутствуют бачки с питьевой водой, в камерах № 100, 107,123, 211, 307, 315, 316, 321, 325, 334, 336, 337, 339, 343, 344, 353, 359, 367, 380, 382 - подставки под бачок для питьевой воды; в камере № 441 таз для стирки одежды в неисправном состоянии; в камерах № 307, 319, 325 отсутствует шкаф для продуктов, в камерах № 100, 105, 109, 110, 212, 213, 216, 307, 321, 329, 339, 344, 346, 353, 357, 365, 367, 369, 382 - вмонтированное в стену зеркало, в камерах № 1, 2, 3, 4, 5, 7 - санитарные кабины (экраны приватности); в камерах № 107, 218, 221, 239, 322, 361, 421, 422, 429, 460, 465 двери санитарных кабин не соответствуют размеру дверного проема; в камерах № 218, 221, 239, 322, 361 двери санитарных кабин в неисправном состоянии; в камерах № 2, 8, 13, 14, 101, 102, 104, 105, 106, 107, 108, 110, 111, 115, 119, 121, 206, 209, 211, 220, 221, 222, 223, 232, 236, 237, 240, 312, 313, 314, 315, 317, 318, 321, 322, 328, 332, 336, 339, 340, 342, 343, 351, 357, 361, 362, 363, 381, 382, 459, 469 неисправны краны системы водоснабжения, в камерах № 410 - подводка системы водоснабжения; в камерах №4, 8, 10, 454 слив раковины в неисправном состоянии; в камерах № 8, 101, 105, 107, 112, 206, 216, 237, 307, 313, 315, 321, 357, 361, 382, 417, 437, 460, 463, 464, 473, 476 в неисправном состоянии слив унитаза, при этом в камере № 473 слив унитаза подключен к системе горячего водоснабжения; в камерах № 3, 8, 9, 100, 110, 111, 343 бачок (слив) унитаза отсутствует; в камерах № 6, 421 отсутствуют крышки бачка унитаза; в камерах № 313, 315 унитазы разбиты; в камере № 480 унитаз не прикреплен к полу.

Аналогичные нарушения выявлялись и в 2019 году, в адрес учреждения прокурором вносились представления об их устранении от 04.02.2019, 02.04.2019. К моменту повторной проверки, проведенной в июле 2020 г., эти нарушения не устранены, выявлены новые, перечисленные выше и зафиксированные в актах проверки, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о доказанности факта наличия заявленных прокурором нарушений прав лиц, содержащихся в следственном изоляторе на материально-техническое обеспечение, обоснованности требований в полном объеме.

Судебная коллегия находит выводы суда в части возложения обязанности на СИЗО-1 по устранению перечисленных нарушений правильными, мотивированными, основанными на законе и не опровергнутыми доводами апелляционной жалобы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что учреждением принимаются меры к недопущению нарушений по мере поступления финансирования из средств федерального бюджета, не влияют на правильность выводов суда.

Согласно положениям Устава СИЗО-1 является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осужденных в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации. Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств. Учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных. К предмету и целям деятельности СИЗО-1 относится обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Таким образом, обязанность по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания находящихся под стражей лиц, а также соблюдению санитарных требований возлагается на администрацию следственных изоляторов.

В этой взаимосвязи доводы апелляционной жалобы о том, что требования прокурора направлены на вмешательство в хозяйственную деятельность учреждения и бюджетный процесс, являются несостоятельными, поскольку заявлены в силу соответствующих правовых оснований и направлены на исполнение требований действующего законодательства, бездействие по исполнению которого в рассматриваемой части выявлено в ходе прокурорской проверки.

Абсолютно очевидно, что выявленные недостатки условий содержания нарушают права содержащихся в СИЗО-1 лиц, которые гарантированы действующим законодательством безотносительно наличия или отсутствия жалоб последних на условия содержания, в связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными.

Обстоятельства возможности выполнения истребуемых мероприятий в пределах выделяемых денежных средств с учетом доводов апелляционной жалобы поставлены на обсуждение при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции. Из представленных СИЗО-1 сведений не усматривается, что выполнение данных мероприятий объективно невозможно. По своей сути для устранения выявленных нарушений каких-либо работ капитального характера не требуется, сами работы в отсутствие доказательств обратного направлены на текущее содержание и ремонт, для чего учреждению периодически выделяются денежные средства, осваиваемые учреждением, что по делу не оспаривалось.

Представленные в суд апелляционной инстанции приходные ордера за отдельные периоды 2019 - 2020 г.г., акты выполненных работ за 2020 г., акты выдачи материальных ценностей за 2019 - 2020 г.г., акты приема - передачи выполненных работ, заявки на получение товарно-материальных ценностей, потребности в ТМЦ, разнярядки по распределению строительных материалов, утвержденные программы капитального ремонта на 2020 г., товарные накладные за 2020 г., государственные контракты за 2020 г., счета-фактуры за 2020 г., договоры на поставку товара для нужд уголовно-исполнительной системы, сведения о заключенных контрактах обстоятельства невозможности выполнения требований прокурора не подтверждают, напротив, свидетельствуют о том, что учреждением ремонтные и иные мероприятия в рамках выполнения возложенных на него функций и в рамках поступающего финансирования в рассматриваемый период проводились за исключением истребуемых в данном деле.

Вопреки доводам апелляционной жалобы выполнение работ в 2019-2020 г.г., подтвержденных вышеуказанными доказательствами, не исключает обязанность по устранению выявленных прокурором нарушений, имеющих длящийся характер, наличие которых подтверждено материалами дела.

Представленная в суд апелляционной инстанции документация за 2021г. (расчет потребности, дефектные акты, локально-сметные расчеты, информация по обеспечению баками для воды, заявки о направлении потребности) относимой к предмету разбирательства не является, т.к. отраженные в ней действия учреждения имели место после вынесения судом решения, однако может быть учтена на стадии исполнения судебного акта.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, в частности, имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение (пункт 9).

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (статья 23 названного Федерального закона).

Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 N 189, установлены требования к оборудованию камер СИЗО.

Поскольку установленные судом факты отслоения штукатурного слоя, повсеместной загрязненности со следами потеков на поверхностях стен и потолков, повреждения конструкции полов, оконных стекол, таза для стирки одежды, отсутствия плафонов на лампах, светильников ночного и дневного освещения, неисправностей розеток, отсутствия в камерах баков с питьевой водой и подставок под баки, шкафов для продуктов, вмонтированных в стену зеркал, отсутствия санитарных кабин (экранов приватности), несоответствия размера дверей санитарных кабин размерам дверных проемов, неисправностей этих дверей, неисправностей кранов и подводки системы водоснабжения, слива раковин и слива унитазов, отсутствия в некоторых камерах сливных бачков, крышек унитазов, повреждения унитазов, неприкрепления унитаза к полу, подтверждены материалами дела и не оспаривались учреждением, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о возложении обязанности на СИЗО-1 по устранению нарушений законодательства о материально-бытовом обеспечении путем проведения соответствующих мероприятий по ремонту, восстановлению, оборудованию.

Доказательств того, что устранение выявленных нарушений возможно иным, нежели истребуемым прокурором способом, административным ответчиком не представлено, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об этом подлежат отклонению.

В решении Европейского Суда по правам человека, в частности в постановлении от 25.11.2010 "Дело "Роман Карасев против Российской Федерации", указано, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Европейский Суд указывал, что власти государства-ответчика не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства, в связи с чем доводы ответчика на недостаточность финансирования не служат основанием к отмене решения.

В силу статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В силу положений статьи 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является ФСИН России.

Положением о ФСИН России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, установлено, что ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; осуществляет: медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания; ведомственную экспертизу обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества уголовно-исполнительной системы, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

УФСИН России по Забайкальскому краю является территориальным органом ФСИН России, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

Согласно Уставу СИЗО-1 является федеральным казенным учреждением (государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы), юридическим лицом, собственником имущества которого является Российская Федерация в лице ФСИН России.

В свою очередь ФСИН России, как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет финансирование учреждений уголовно-исполнительной системы, в состав которых входит СИЗО-1.

УФСИН России по Забайкальскому краю в отношении СИЗО-1 осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств; проведение плановых и иных ревизий и проверок деятельности учреждения, контроль использования закрепленного за ним имущества.

Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации, при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Забайкальскому краю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 4.3, 5.8, 5.12 Устава).

Учитывая изложенное, при недостаточности денежных средств у учреждения ответственность по его обязательствам (в полном объеме) может быть возложена на ФСИН России и УФСИН России по Забайкальскому краю.

В данном деле требований о возложении вышеназванной обязанности на ФСИН России и УФСИН России по Забайкальскому краю не заявлялось.

Буквальное содержание требований прокурора означает возложение обязанности на ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю по устранению наряду с СИЗО-1 нарушений и обеспечению надлежащих условий содержания путем производства ремонта, замены стекол, установления плафонов и совершения иных тому подобных действий.

Однако в силу изложенного такая обязанность присуща лишь учреждению, именно оно призвано выполнять конкретные ремонтно-восстановительные мероприятия, направленные на обеспечение надлежащих условий содержания.

Следует отметить, что ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п. 5 Положения), в связи с чем узкого определения функций службы и каждого ее органа по исполнению возложенных законом обязанностей по устранению нарушений материально-бытового обеспечения не требуется.

Согласно объяснениям представителей административных ответчиков для целей финансирования учреждение направляет в УФСИН заявку, при поступлении заявки УФСИН формирует сводную ведомость потребности и при отсутствии соответствующего имущественного фонда, а равно целевых денежных средств на соответствующие статьи расходов направляет ее в ФСИН России, где решается вопрос дополнительного финансирования, не предусмотренного в бюджете на год, увеличения или сокращения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирования их внебюджетных источников.

При таких условиях и с учетом принципа исполнимости судебного акта, в отсутствие конкретно сформулированных требований прокурора к ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю о финансировании проведения мероприятий по устранению нарушений законодательства, которые подлежали доказыванию и оценке на предмет необходимости в таком финансировании с учетом предоставляемого СИЗО-1 финансирования на конкретный период, а также на предмет возможности финансирования учреждения территориальным органом в лице УФСИН России по Забайкальскому краю, оснований для удовлетворения требований к последним у суда не имелось, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований к этим административным ответчикам.

Поскольку требований об обязании ФСИН России по финансированию перечисленных в административном иске работ прокурором не заявлялось, судебная коллегия для целей исполнимости решения суда и устранения неопределенности в сроке его исполнения, установленном судом (6 месяцев со дня поступления соответствующего финансирования из ФСИН России), считает необходимым, исходя из положений ст. 187 КАС РФ и характера заявленных требований, установить данный срок - 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу, считая его достаточным для выполнения возложенных на СИЗО-1 обязанностей. В этой связи решение суда в части срока его исполнения подлежит изменению.

Иные доводы апелляционной жалобы не являются основанием к изменению или отмене решения суда.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ингодинского районного суда г. Читы от 09 декабря 2020 г. в части удовлетворения требований заместителя прокурора Забайкальского края к ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю отменить, принять в указанной части новое решение в об отказе в удовлетворении требований.

Решение в части установления срока его исполнения изменить, определив данный срок в 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части решение Ингодинского районного суда г. Читы от 09 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи