В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-5366/2020
№ 2а-210/2020
Строка 020а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2020 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Доровских И.А.,
судей Кобзевой И.В., Привалова А.А.,
при секретаре Батуркиной О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МРЭО ГИБДД № 3 ГУ МВД России по Воронежской области, начальнику МРЭО ГИБДД № 3 ГУ МВД России по Воронежской области ФИО2, ГУ МВД России по Воронежской области об оспаривании действий должностного лица,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Борисоглебского городского суда Воронежской области от 26 февраля 2020 года.
(судья городского суда Оленин Д.С.)
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения ФИО1, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.
В обоснование своих требований истец указал, что 16 декабря 2009 года им было получено водительское удостоверение со сроком действия на 10 лет с отметками о наличии права управления транспортными средствами категорий «B, C, D, E».
11 декабря 2019 года в связи с окончанием срока действия водительского удостоверения административный истец обратился в МРЭО ГИБДД № 3 ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о его замене.
ФИО1 было выдано новое водительское удостоверение с отметками о наличии права управления транспортными средствами категорий «B, B1, C, C1, D, D1, BE, CE, C1E, М», а категория «DE» и подкатегория «D1E» в нем указаны не были.
Административный истец, указывая на нарушение своих прав, просил суд признать незаконными действия сотрудников МРЭО ГИБДД № 3 ГУ МВД России по Воронежской области по выдаче водительского удостоверения серия <...> от 11 декабря 2019 года с указанием разрешенных категорий и подкатегорий транспортных средств: «B, B1, C, C1, D, D1, BE, CE, C1E, М»; обязать МРЭО ГИБДД № 3 ГУ МВД России по Воронежской области выдать новое водительское удостоверение с указанием категорий и подкатегорий транспортных средств «B, B1, C, C1, D, D1, BE, CE, C1E, DE, D1E, М».
Решением Борисоглебского городского суда Воронежской области от 26 февраля 2020 года в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказано (л.д.71,72-76).
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований (л.д.87-91).
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 года) были установлены следующие категории транспортных средств, на управление которыми предоставлялось специальное право на управление транспортными средствами: категория «A» - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средствами; категория «B» - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; категория «C» - автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории «Д»; категория «Д» автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест; категория «E» - составы транспортных средств; трамваи и троллейбусы.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что 26 июля 1978 года ФИО1 сдал квалификационные экзамены по программе подготовки водителей транспортных средств категорий «В, С».
22 сентября 1982 года ФИО1 сдал квалификационные экзамены по программе подготовки водителей транспортных средств категории «Е».
22 августа 1986 года административный истец сдал квалификационный экзамен по программе подготовки водителей транспортных средств категории «D».
16 декабря 2009 года ФИО1 было выдано водительское удостоверение с разрешенными категориями управления транспортными средствами «А, В, С, D, Е» с особыми отметками: стаж с 1978 года, отметки «Е» к «D», «Е» к «В,С,D» отсутствуют. При этом действия МРЭО при выдаче указанного водительского удостоверения ФИО1 не оспаривались.
11 декабря 2019 года ФИО1 обратился в МРЭО ГИБДД № 3 ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о замене водительского удостоверения в связи с окончанием срока действия, и ему было выдано новое водительское удостоверение с категориями транспортных средств «B, B1, C, C1, D, D1, BE, CE, C1E, М», категории «DE», «D1E» указаны не были.
Разрешая заявленные ФИО1 требования о признании незаконными действий сотрудников МРЭО ГИБДД № 3 ГУ МВД России по Воронежской области по выдаче водительского удостоверения от 11 декабря 2019 года с указанием разрешенных категорий и подкатегорий транспортных средств: «B, B1, C, C1, D, D1, BE, CE, C1E, М», возложении обязанности выдать новое водительское удостоверение с указанием категорий и подкатегорий транспортных средств «B, B1, C, C1, D, D1, BE, CE, C1E, DE, D1E, М», и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия административных ответчиков не противоречат требованиям закона, не нарушают законный прав ФИО1, поскольку административный истец квалификационные экзамены на право управления транспортным средством категории «Е» с использованием в качестве тягача транспортного средства категории «D» не сдавал, в связи с чем у него отсутствует право управления транспортными средствами категории «Е» к «D».
Кроме того, суд первой инстанции указал, что сведения о прохождении ФИО1 обучения на управление транспортными средствами категории «D», сцепленными с прицепом и сочлененными автобусами, а также автомобилями подкатегории «D1», сцепленными с прицепом, в личных карточках водителя, в водительских удостоверениях, в карточках операций с водительскими удостоверениями отсутствуют, в материалы дела такие доказательства не представлены.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательств и установленных обстоятельств, которым суд в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дал надлежащую правовую оценку.
В соответствии с положениями статьи 25 указанного закона (в редакции, действовавшей на момент получения истцом водительского удостоверения от 16 декабря 2009 г.) граждане Российской Федерации, достигшие установленного данной статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами. К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории "B" и категории "C" могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста (пункт 1).
Право на управление транспортными средствами предоставляется:
мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория "A") - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория "B"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории "D" (категория "C"), - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория "Д"), - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста;
составами транспортных средств (категория "E") - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий "B", "C" или " D ", - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста (пункт 2).
Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" редакция статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ изменена.
Пункт 1 данной статьи дополнен в том числе категориями:
"BE" - автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории "B", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;
"DE" - автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
а также среди прочего подкатегориями:
"D1" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
подкатегория "D1E" - автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.В соответствии с частями 2 и 4 статьи 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
Частью 2 статьи 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что право на управление транспортными средствами предоставляется:
транспортными средствами категории "M" и подкатегории "A1" - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;
транспортными средствами категорий "A", "B", "C" и подкатегорий "B1", "C1" - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;
транспортными средствами категорий "D", "Tm", "Tb" и подкатегории "D1" - лицам, достигшим двадцатиоднолетнего возраста;
составами транспортных средств категорий "BE", "CE", "DE" - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий "B", "C", "D" в течение не менее двенадцати месяцев;
составами транспортных средств подкатегорий "C1E", "D1E" - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий "C", "D" либо подкатегорий "C1", "D1" в течение не менее двенадцати месяцев.
На основании статьи 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 настоящего Федерального закона. Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 15 декабря 1999 года № 1396 (в редакции, действовавшей на день получения истцом водительского удостоверения от 16 декабря 2009 года) «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах "А", "В", "С", "D" и "Е" подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий:
1) категория "А" - мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами;
2) категория "В" - автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8;
3) категория "С" - автомобилями, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов;
4) категория "D" - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
5) категория "Е" - составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям "В", "С" или "D", которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
В силу пункта 6 «Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» для управления сочлененным автобусом требуются разрешающие отметки в графах "D" и "Е" водительского удостоверения.
В соответствии с пунктом 10 Правил к сдаче экзаменов допускаются лица: прошедшие подготовку или переподготовку на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и получившие документ о прохождении подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности (подпункт 2);
имеющие стаж управления транспортным средством категории "B", "C" или "D" не менее 12 месяцев - для категории "E" (подпункт 4).
У кандидатов в водители, желающих получить право на управление транспортными средствами категории "E" проверяются только навыки управления (пункт 19 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений для допуска к сдаче экзаменов на получение права управления составами транспортных средств, тягачом у которых являются транспортные средства категории "B" или "D", гражданину необходимо иметь стаж управления транспортными средствами названных категорий и успешно завершить обучение по программе подготовки водителей транспортных средств категории "E" для лиц, имеющих право на управление транспортными средствами категорий "B", "D".
На основании пункта 34 Инструкции «О порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденной Приказом МВД РФ от 20 июля 2000 года N 782 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года N 1396» (действовавшей до 01 сентября 2016 года), после сдачи практического экзамена на право управления составами транспортных средств разрешающая отметка проставляется в графе "Е" водительского удостоверения и если тягачом является транспортное средство категории "В", в графе "Особые отметки" производится запись "Е" к "В", если "С", то "Е" к "С", если "D" - "Е" к "D". Если водителю предоставлено право на управление составом транспортных средств с тягачами категорий "В", "С" и сочлененным автобусом, производится запись "Е" к "В, С, D".
Согласно пункту 24 указанной выше Инструкции, если кандидат в водители сдал практический экзамен на транспортном средстве только одной из категорий, то ему на основании заявления может быть выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами данной категории.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Правительства РФ от 15 декабря 1999 года № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» практический экзамен проводится на транспортном средстве той категории, на право управления которой сдается экзамен: 1) "А" - на мотоциклах; 2) "В" - на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость по крайней мере 100 километров в час; 3) "С" - на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 килограммов; 4) "D" - на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7 метров; 5) "Е" - на составах транспортных средств, тягачом у которых является транспортное средство следующей категории: "В" - с прицепом, разрешенная максимальная масса которого по крайней мере 1000 килограммов, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3500 килограммов; "С" - с полуприцепом или прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более одного метра; "D" - на сочлененном автобусе.
В административном исковом заявлении ФИО1 указал, что в 1988 году проходил обучение, дающее право на управление транспортным средством в составе транспортного средства, тягачом у которого являлось транспортное средство категории «D» - на сочлененном автобусе, однако свидетельство о прохождении данного обучения не представлено, в карточке водителя отсутствуют сведения о сдаче соответствующего экзамена в ГАИ и получении водительского удостоверения после сдачи экзамена.
16 декабря 2009 года ФИО1 было выдано водительское удостоверение с разрешенными категориями транспортных средств «А, В, С, D, Е» с особыми отметками: стаж с 1978 года, отметки «Е» к «D», «Е» к «В,С,D» отсутствуют. При этом действия МРЭО при выдаче указанного водительского удостоверения ФИО1 не оспаривались.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что по делу не нашло своего подтверждения право заявителя на управление транспортными средствами категории «D», а также автомобилями подкатегории «D1». Доказательств, опровергающих указанный вывод суда, ФИО1 суду не представлено.
Приведенные обстоятельства указывают на то, что водительское удостоверение от 16 декабря 2009 года не подтверждает наличие у истца права на управление составами транспортных средств, тягачом у которых являются транспортные средства категории "D", поскольку обучение по программе переподготовки водителей категорий "D" на "E" он не проходил, стажем управления транспортным средством категории "D" не менее 12 месяцев на момент получения упомянутого удостоверения не обладал и до сдачи экзамена допущен быть не мог.
При таких обстоятельствах в связи с истечением срока действия водительского удостоверения от 16 декабря 2009 года истцу обоснованно выдано новое удостоверение от 11 декабря 2019 года с отметками о наличии у него права управления транспортными средствами категорий и подкатегорий: " B, B1, C, C1, D, D1, CE, C1E, M".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, государство в лице органов исполнительной власти, действующих на основании закона, обязано осуществлять контроль за исполнением требований, лишь при соблюдении которых гражданин вправе управлять транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности; это согласуется со статьей 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение от 08 июля 1999 года № 118-О).
Поскольку право на управление транспортным средством является специальным (особым), а не безусловным, порядок реализации которого определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», сотрудники МРЭО ГИБДД № 3 ГУ МВД России по Воронежской области при выдаче водительского удостоверения ФИО1 обоснованно указали категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми у заявителя имелось специальное право, подтвержденное соответствующими документами.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения; не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права; они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Борисоглебского городского суда Воронежской области от 26 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
судьи коллегии: