ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-210/20 от 25.11.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Шерстюков И.В.

Дело №33а-10054/2020

2а-210/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего судьи Никитиной Т.А.

судей Котельниковой Е.Р., Овчинниковой Н.А.

при секретаре Греховой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 25 ноября 2020 года административное дело по апелляционной жалобе администрации Кочевского муниципального округа Пермского края на решение Кочевского районного суда Пермского края от 24 августа 2020 года, которым администрации Кочевского муниципального округа Пермского края отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным требования прокурора Кочевского района Пермского края от 12 августа 2020 года №798-2020.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Котельниковой Е.Р., объяснения прокурора прокуратуры Пермского края Королевой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация Кочевского муниципального округа Пермского края обратилась с административным иском к прокурору Кочевского района Пермского края, прокуратуре Пермского края о признании незаконным требования прокурора Кочевского района Пермского края от 12.08.2020 о проведении мероприятий земельного контроля в отношении земельных участков, указанных в постановлении администрация Кочевского муниципального округа Пермского края от 24.07.2020 года № 486–293–01–01, с предоставлением еженедельно, до 15 часов каждой пятницы информации о проведенных мероприятиях в прокуратуру района.

Требования мотивированы тем, что оспариваемое требование прокурора Кочевского района Пермского края нарушает права и законные интересы администрации, является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность администрации. Администрацией осуществляется как плановый, так и внеплановый земельный контроль на территории Кочевского муниципального округа.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит администрация Кочевского муниципального округа Пермского края. Указывает, что выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела. Требование прокурора нарушает права и законные интересы администрации, являясь вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность администрации. На основании административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 14.04.2015 №222-п администрацией осуществляется плановый и внеплановый земельный контроль. Плановые проверки осуществляются на основании постановлений администрации №699-293-01-01 от 01.10.2019, №791-293-01-01 от 07.11.2019. Оснований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ, для проведения внеплановых проверок не установлено.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался.

Представитель административного ответчика - прокурор прокуратуры Пермского края Королева М.В. против отмены решения суда возражал по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным требования прокурора Кочевского района Пермского края от 12.08.2020 №798-2020 в части возложения обязанности на администрацию Кочевского муниципального округа Пермского края еженедельно, до 15 часов каждой пятницы представлять информацию о проведенных мероприятиях в прокуратуру Кочевского района.

Из материалов дела следует, что в прокуратуру Пермского края 28.07.2020 поступило обращение Д. о нарушении законодательства администрацией Кочевского муниципального округа при строительстве домов для сирот и учителей. Указано, что объявлен аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, **, на многих из участков уже ведется строительство. Также сообщено о строительстве многоквартирного дома для приобретения его администрацией округа с предоставлением учителям на земельном участке в кадастровом квартале **, торгов по аренде которого не проводилось.

Данное обращение перенаправлено в прокуратуру Кочевского района для рассмотрения.

Прокуратурой Кочевского района Пермского края была проведена проверка по обращению Д.

В адрес главы администрации Кочевского муниципального округа Пермского края прокуратурой Кочевского района 12.08.2020 вынесено требование №798-2020 о незамедлительной организации проведения мероприятий по земельному контролю в отношении земельных участков, указанных в постановлении администрации Кочевского муниципального округа от 24.07.2020 №486-293-01-01, еженедельно, в срок до 15 часов каждую пятницу (начиная с 14.08.2020 до окончания мероприятий по земельному контролю) представлять в прокуратуру Кочевского района письменную информацию о проведенных мероприятиях и их результатах.

В случае выявления незаконных построек принять меры по освобождению незаконно захваченных земель и признании строений незаконными и их сносе.

В срок до 19.08.2020 года предоставить в прокуратуру Кочевского района Пермского края информацию о должностных лицах, утвердивших аукционную документацию в отношении указанных выше земельных участков, заверенные копии приказов (распоряжений) о назначении их на должность, их должностных инструкций и положений о структурных подразделениях, в которых они работают.

В этот же срок предоставить по указанным в постановлении земельным участкам заверенные копии технических условий подключения объектов к сети инженерно-технического обеспечения, данные об определении предельных параметров разрешенного строительства.

12.08.2020 администрацией Кочевского муниципального округа изданы Распоряжения №179-293-01-02-р, №177-293-01-02-р о проведении внеплановой проверки муниципального земельного контроля в отношении земельных участков с кадастровыми номерами **, **, расположенных вблизи с.Пелым.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое требование прокурора вынесено в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в рамках проведения проверки по поступившему обращению, и не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность администрации.

В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Исходя из положений ч.1 ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно (часть 4 статьи 22).

Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое требование является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность администрации, и отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки, основаны на неправильном толковании норм материального права.

С учетом положений приведенных выше норм, прокурором Кочевского района в связи с поступившей жалобой о нарушениях при строительстве социального жилья, в пределах его полномочий, предоставленных ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в адрес главы администрации Кочевского муниципального округа вынесено требование о проведении земельного контроля в отношении земельных участков, выставленных на торги в форме открытого аукциона. В соответствии с положениями ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», проведение земельного контроля в отношении указанных прокурором земельных участков отнесено к полномочиям администрации Кочевского муниципального округа.

Поскольку необходимость проведения проверки соблюдения земельного законодательства в отношении земельных участков была вызвана рассмотрением обращения, поступившего в прокуратуру Пермского края, администрация Кочевского муниципального района при исполнении оспариваемого требования прокурора от 12.08.2020 не была связана наличием постановлений №699-293-01-01 от 01.10.2019, №791-293-01-01 от 07.11.2019 о проведении плановых проверок муниципального земельного контроля. Требование прокурора, подлежащее исполнению должностным лицом, само по себе является основанием для проведения соответствующей проверки.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что требование прокурора, возлагающее на главу администрации обязанность еженедельно отчитываться о результатах проведенных проверок, является незаконным.

Конкретные сроки исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установлены положениями ст.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Положениями указанного закона не предусмотрено право прокурора в рамках одной проверки требовать предоставления информации по исполнению поручения на системной основе. Иное означает отсутствие предельного срока проведения проверочных мероприятий, и сроков исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Требование прокурора о периодическом предоставлении информации свидетельствует о произвольном установлении временных границ исполнения вынесенного в адрес главы администрации Кочевского муниципального округа требования, то есть определению по собственному усмотрению порядка реализации властных полномочий прокурора.

При таких обстоятельствах, требование прокурора от 12.08.2020 №798-2020 о возложении обязанности еженедельно, в срок до 15 часов каждую пятницу (начиная с 14.08.2020 до окончания мероприятий по земельному контролю) представлять в прокуратуру Кочевского района письменную информацию о проведенных мероприятиях и их результатах, нельзя признать законным, в связи с чем решение суда подлежит отмене в указанной части с принятием нового решения об удовлетворении требований.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кочевского районного суда Пермского края от 24 августа 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении требований администрации Кочевского муниципального округа Пермского края о признании незаконным требования прокурора Кочевского района Пермского края от 12.08.2020 №798-2020 в части возложения обязанности на главу администрации Кочевского муниципального округа еженедельно в срок до 15 часов каждую пятницу, начиная с 14.08.2020, до окончания проведения мероприятий по земельному контролю предоставлять в прокуратуру Кочевского района письменную информацию о проведенных мероприятиях.

Принять в указанной части новое решение.

Признать незаконным требование прокурора Кочевского района Пермского края от 12.08.2020 №798-2020 в части возложения обязанности на главу администрации Кочевского муниципального округа еженедельно в срок до 15 часов каждую пятницу, начиная с 14.08.2020, до окончания проведения мероприятий по земельному контролю предоставлять в прокуратуру Кочевского района письменную информацию о проведенных мероприятиях.

В остальной части решение Кочевского районного суда Пермского края от 24 августа 2020 года оставить без изменения.

Председательствующий -

Судьи -