ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-210/2021 от 10.08.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Захарова И.С. Дело № 33а-5513/2021

УИД 22RS0066-01-2021-001879-97

№ 2а-210/2021 (в 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 августа 2021 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Пасынковой О.М.

судей Кайгородовой О.Ю., Скляр А.А.,

при секретаре Семеновой Е.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика А.Е.Г. на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 12 мая 2021 года по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю к А.Е.Г. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени.

Заслушав доклад судьи Кайгородовой О.Ю., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском о взыскании с А.Е.Г. налога на имущество физических лиц за 2016-2018 годы в сумме 3142 руб., пени в размере 125,56 руб.

Заявленные требования обоснованы тем, что в 2016-2018 годах административный ответчик являлся владельцем 2/3 долей в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый ***, в связи с чем обязан уплатить налог на имущество физических лиц. В установленном порядке административному ответчику направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты вышеназванного налога, а связи с неуплатой в установленный срок - требования, которые до настоящего времени не исполнены. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику на сумму несвоевременно уплаченного налога начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности за 2016 год – в размере 19,09 руб., за 2017 год – в размере 91,24 руб., за 2018 год – в размере 15,23 руб. Судебный приказ о взыскании с А.Е.Г. недоимки по налогу, пени отменен определением мирового судьи от 21 сентября 2020 года.

Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 12 мая 2021 года административные исковые требования удовлетворены, с А.Е.Г. взыскан налог на имущество за 2016, 2017, 2018 годы в размере 3142 руб., пени в размере 125,56 руб., а также государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования <адрес> Алтайского края в размере 400 руб.

В апелляционной жалобе А.Е.Г. просит решение суда отменить в части взыскания налога за 2016, 2017 годы, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на пропуск административным истцом срока на обращение в суд.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца К.А.А. возражала против удовлетворения жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.

Административный ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовала, о наличии препятствий к участию в заседании не сообщила, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе в ее отсутствие.

Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу пунктов 1, 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Кодекса).

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (статья 404 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на дату возникновения обязанности по уплате налога).

Решением Барнаульской городской Думы от 7 ноября 2014 года N 375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края» установлено, что налог на имущество физических лиц в отношении квартир, суммарная инвентаризационная стоимость которых, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) составляет свыше 300000 рублей до 500000 рублей включительно, взимается по ставке 0,225%.

Приказом Минэкономразвития России от 20 октября 2015 № 772 коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Кодекса, на 2016 год установлен в размере 1,329.

Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2016 года № 698 коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Кодекса, на 2017 год установлен в размере 1,425.

Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2017 года N 579 коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, установлен на 2018 год равный 1,481.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2016, 2017, 2018 годах административному ответчику на праве собственности принадлежало 2/3 долей в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, кадастровый ***, инвентаризационная стоимость которого составляет 494581,86 руб.

Согласно налоговым уведомлениям *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ налог на имущество физических лиц за 2016 год в отношении указанной квартиры в размере 986 руб. рассчитан исходя из налоговой базы 657299 руб.(494581 руб. (инвентаризационная стоимость) х 1,329 (коэффициент-дефлятор)); за 2017 год – в размере 1057 руб. рассчитан исходя из налоговой базы 704779 руб. (494581 руб. (инвентаризационная стоимость) х 1,425 (коэффициент-дефлятор)), за 2018 год – в размере 1099 руб. рассчитан исходя из налоговой базы 732475 руб.(494581 руб. (инвентаризационная стоимость) х 1,481 (коэффициент-дефлятор)).

Таким образом, размер задолженности по налогу на имущество за 2016 года составляет - 986 руб.: за 2017 года - в размере 1057 руб., за 2018 год - 1099 руб. Общая сумма задолженности составит – 3 142 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.В силу пункта 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Пунктами 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате пени.

В данном случае налоговые уведомления *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ направлены А.Е.Г. с соблюдением положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика, что подтверждается списками заказных писем ***, ***, ***, содержащими сведения о почтовом идентификаторе, скриншотами АИС Налог-3 ПРОМ.

Установлены сроки уплаты налога по уведомлению *** – до ДД.ММ.ГГ, по уведомлению *** – до ДД.ММ.ГГ, по уведомлению *** – до ДД.ММ.ГГ.

Требования об уплате налога ***, ***, *** были направлены налоговым органом в адрес налогоплательщика заказными письмами ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ соответственно с соблюдением положений статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается списками заказных писем ***, ***, ***, содержащими сведения о почтовом идентификаторе, скриншотами АИС Налог-3 ПРОМ.

В требовании *** установлен срок для его исполнения до ДД.ММ.ГГ, в требовании *** – до ДД.ММ.ГГ, в требовании *** – до ДД.ММ.ГГ.

Кроме того, ДД.ММ.ГГ налоговым органом направлено требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ с начисленной пеней за 2016 год в размере 36,32 руб., за 2017 год – в размере 38,93 руб., всего 75,25 руб. также с соблюдением положений статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается списком заказных писем ***, содержащими сведения о почтовом идентификаторе, скриншотами АИС Налог-3 ПРОМ.

В силу пункта 2 статьи 57 Налогового Кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового Кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

В связи с выявлением задолженности налоговым органом произведено начисление пени.

Размер пени, начисленных на недоимку за 2016 год за период с 2 декабря 2017 года по 17 декабря 2017 года составит 4,34 руб. исходя из следующего расчета: 986 х 8,25 % : 300 х 16 дней, за период с 18 декабря 2017 года по 11 февраля 2018 года составит 14,26 руб. исходя из следующего расчета: 986 х 7,75 % : 300 х 56 дней, за период с 12 февраля 2018 года по 13 февраля 2018 года составит 0,49 руб., всего в размере 19,09 руб.

Размер пени, начисленных на недоимку за 2017 год за период с 4 декабря 2018 года по 16 декабря 2018 года составит 3,44 руб. исходя из следующего расчета: 1057 х 7,50 % : 300 х 13 дней, за период с 17 декабря 2018 года по 31 января 2019 года составит 12,56 руб. исходя из следующего расчета: 1057 х 7,75 % : 300 х 46 дней, всего в размере 16 руб.

Размер пени, начисленных на недоимку за 2018 год за период с 3 декабря 2019 года по 15 декабря 2019 года составит 3,10 руб. исходя из следующего расчета: 1099 х 6,50 % : 300 х 13 дней, за период с 16 декабря 2019 года по 6 февраля 2020 года составит 12,13 руб. исходя из следующего расчета: 1099 х6 6,25 % : 300 х 53 дня, всего в размере 15,23 руб.

Кроме того, в требовании *** выставлена пеня за недоимку за 2016-2017 годы за период с 24 июня 2019 года по 28 июля 2019 года в размере 8,63 руб. исходя из следующего расчета: 986 х 7,50 % : 300 х 35 дней, за период с 29 июля 2019 года по 8 сентября 2019 года в размере 10,01 руб. исходя из следующего расчета: 986 х 7,25 % : 300 х 42 дня, за период с 9 сентября 2019 года по 27 октября 2019 года в размере 11,27 руб. исходя из следующего расчета: 986 х 7 % : 300 х 49 дней, за период с 28 октября 2019 года по 26 ноября 2019 года в размере 6,41 руб. исходя из следующего расчета: 986 х 6,50 % : 300 х 30 дней, а всего в размере 36,32 руб. за 2016 год; за период с 24 июня 2019 года по 28 июля 2019 года в размере 9,25 руб. исходя из следующего расчета: 1057 х 7,50 % : 300 х 35 дней, за период с 29 июля 2019 года по 8 сентября 2019 года в размере 10,73 руб. исходя из следующего расчета: 1057 х 7,25 % : 300 х 42 дня, за период с 9 сентября 2019 года по 27 октября 2019 года в размере 12,08 руб. исходя из следующего расчета: 1057 х 7 % : 300 х 49 дней, за период с 28 октября 2019 года по 26 ноября 2019 года в размере 6,87 руб. исходя из следующего расчета: 1057 х 6,50 % : 300 х 30 дней, а всего в размере 38,51 руб. за 2017 год.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налог на имущество физических лиц и пеня по нему за спорные периоды начислены правомерно.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (заявление о взыскании подается в налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая взысканию с А.Е.Г. превысила 3000 руб. после истечения срока требования *** (18 марта 2020 года), таким образом, установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд сначала с заявлением о вынесении судебного приказа (судебный приказ вынесен 8 сентября 2020 года), затем с административным иском после отмены судебного приказа (судебный приказ отменен 21 сентября 2020 года).

Настоящий иск подан 22 марта 2020 года в установленный срок с учетом того, что 21 марта являлось выходным днем (воскресенье), что подтверждается также списком почтовых отправлений ***, представленным в суд апелляционной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 12 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.Е.Г. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: