ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-213/2022 от 11.08.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0024-01-2022-000174-73 Административное дело № 2а-213/2022

Судья Новиков Ф.А. Дело № 33а-9201/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 11 августа 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.

судей Тертышной В.В., Поликарпова В.В.

при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области в интересах муниципального образования – городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении совершить по проведению аукциона на право аренды земельных участков

по апелляционной жалобе административного ответчика администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области

на решение Краснослободского районного суда Волгоградской области от

18 мая 2022г., которым постановлено:

административное исковое заявление прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области в интересах муниципального образования – городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении совершить по проведению аукциона на право аренды земельных участков - удовлетворить.

Признать бездействие администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...> путем проведения торгов в форме аукциона, а также неразмещении на официальном сайте постановления администрации г.п.г. Краснослободск №83 от 8 июля 2014 г. о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г.п.г.Краснослободск, незаконным.

Обязать администрацию городского поселения г.Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области принять меры к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...> путем проведения торгов в форме аукциона, а также разместить на официальном сайте постановление администрации г.п.г. Краснослободск № 83 от 8 июля 2014 г. о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в городском поселении город Краснослободск.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Среднеахтубинского района Волгоградской области обратился в суд с административным иском в интересах муниципального образования – городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, неопределенного круга лиц, в обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка деятельности администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в сфере исполнения земельного законодательства, в ходе которой установлено следующее. На территории г. Краснослободска водоотведение (канализация) организовано в виде подземной трубопроводной системы, по которой посредством насосных станций канализационные стоки от жилых домов, нежилых зданий и строений перекачиваются в очистные сооружения, представляющие собой оборудованные с соблюдением нормативных требований площадки утилизации бытовых отходов, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами № <...> и № <...> (разрешенное использование - под очистные сооружения). Организация водоотведения администрацией г. Краснослободска осуществлялась нижеследующим образом. 20 февраля 2012 г. между администрацией городского поселения г. Краснослободск и ООО «Слободской Водоканал» посредством проведения конкурса (протокол № 2 от 10 февраля 2012 г.) был заключен Договор № 1 о передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося муниципальной собственностью городского поселения г. Краснослободск сроком на 15 лет с 20 февраля 2012 г. по 20 февраля 2027 г. Площадки очистных сооружений, размещенные на земельных участках с кадастровыми номерами № <...> и № <...> (разрешенное использование - под очистные сооружения) администрацией городского поселения г. Краснослободск также фактически были переданы для целевого использования ООО «Слободской Водоканал». По информации администрации поселения в приложении к Договору № 1 от 20 февраля 2012 г. указанные очистные сооружения не были поименованы по причине того, что на момент заключения названного договора земельные участки с находящимися на них очистными сооружениями не были поставлены на кадастровый учет и не были оформлены в собственность городского поселения г. Краснослободск. В настоящее время право собственности на площадки очистных сооружений, размещенные на земельных участках с кадастровыми номерами № <...> и № <...> (разрешенное использование - под очистные сооружения) и на сами земельные участки зарегистрировано в установленном порядке. 30 апреля 2021 г. администрации городского поселения г. Краснослободск выдано предостережение УФАС России по Волгоградской области, из которого следует, что администрацией городского поселения г. Краснослободск не могут быть предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами № <...> и № <...> в пользование или аренду ООО «Слободской Водоканал» без проведения аукциона, в ином случае это будет являться нарушением п. 4.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Кроме того, прокуратурой района 8 ноября 2021 г. в адрес главы городского поселения внесено представление по факту допущенных нарушений, а именно: непроведения претензионно-исковой работы по взысканию с ООО «Слободской Водоканал» оплаты за фактическое пользование (без передачи в установленном порядке) земельным участком с кадастровым номером № <...>; непроведения претензионно-исковой работы по взысканию с ООО «Слободской Водоканал» оплаты за фактическое пользование (без передачи в установленном порядке) земельными участками с кадастровыми номерами № <...> и № <...>; непроведения мер к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...> путем проведения торгов в форме аукциона; неразмещения на официальном сайте постановления администрации г.п.г. Краснослободск №83 от 8 июля 2014 г. о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г.п.г.Краснослободск. По результатам рассмотрения представления администрация поселения письмом от 16 декабря 2021г. №3561 проинформировала прокуратуру района о принятых мерах к устранению выявленных нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени в прокуратуру района не поступила информация о принятии конкретных мер к устранению нарушений в части: принятия конкретных мер к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...> путем проведения торгов в форме аукциона; размещения на официальном сайте постановления администрации г.п.г.Краснослободск № 83 от 8 июля 2014 г. о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г.п.г. Краснослободск. Кроме того, в ходе дополнительно проведенной проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 34:28:100006:1231 был разделен на земельный участок с кадастровым номером 34:28:100006:2446 и на земельный участок с кадастровым номером № <...>, фактически используемый (без передачи в установленном порядке) ООО «Слободской Водоканал». Вместе с тем, до настоящего времени администрацией поселения меры к заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером № <...>, фактически используемого (без передачи в установленном порядке) ООО «Слободской Водоканал», путем проведения торгов в форме аукциона также не приняты.

Просил признать бездействие администрации городского поселения г.Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...> путем проведения торгов в форме аукциона, а также неразмещения на официальном сайте постановления администрации г.п.г.Краснослободск №83 от 8 июля 2014 г. о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г.п.г. Краснослободск, незаконным; обязать администрацию городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области принять меры к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...> путем проведения торгов в форме аукциона, а также разместить на официальном сайте постановление администрации г.п.г. Краснослободск № 83 от 8 июля 2014 г. о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в городском поселении город Краснослободск.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда ввиду нарушения судом норм материального права. Просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, выслушав представителя административного ответчика администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Конотопова К.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя административного истца прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Тельбухова Е.В..А., считавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В порядке части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Из материалов дела следует, что прокуратурой проведена проверка деятельности администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в сфере исполнения земельного законодательства, в ходе которой установлено следующее:

- на территории г. Краснослободска водоотведение (канализация) организовано в виде подземной трубопроводной системы, по которой посредством насосных станций канализационные стоки от жилых домов, нежилых зданий и строений перекачиваются в очистные сооружения, представляющие собой оборудованные с соблюдением нормативных требований площадки утилизации бытовых отходов, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами № <...> и № <...> (разрешенное использование - под очистные сооружения;

- организация водоотведения администрацией г. Краснослободска осуществлялась следующим образом - 20 февраля 2012 г. между администрацией городского поселения г. Краснослободск и ООО «Слободской Водоканал» посредством проведения конкурса (протокол № 2 от 10 февраля 2012г.) был заключен Договор № 1 о передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося муниципальной собственностью городского поселения г. Краснослободск сроком на 15 лет с 20 февраля 2012 г. по 20 февраля 2027 г.;

- площадки очистных сооружений, размещенные на земельных участках с кадастровыми номерами № <...> и № <...> (разрешенное использование - под очистные сооружения) администрацией городского поселения г. Краснослободск также фактически были переданы для целевого использования ООО «Слободской Водоканал»;

- по информации администрации поселения в приложении к Договору № 1 от 20 февраля 2012 г. указанные очистные сооружения не были поименованы по причине того, что на момент заключения названного договора земельные участки с находящимися на них очистными сооружениями не были поставлены на кадастровый учет и не были оформлены в собственность городского поселения г. Краснослободск.

В настоящее время право собственности на площадки очистных сооружений, размещенные на земельных участках с кадастровыми номерами № <...> и № <...> (разрешенное использование - под очистные сооружения) и на сами земельные участки зарегистрировано в установленном порядке.

30 апреля 2021 г. администрации городского поселения г. Краснослободск выдано предостережение УФАС России по Волгоградской области, из которого следует, что администрацией городского поселения г. Краснослободск не могут быть предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами № <...> и № <...> в пользование или аренду ООО «Слободской Водоканал» без проведения аукциона, в ином случае это будет являться нарушением п. 4.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

8 ноября 2021 г. прокуратурой района в адрес главы городского поселения внесено представление по факту допущенных нарушений, а именно: непроведения претензионно-исковой работы по взысканию с ООО «Слободской Водоканал» оплаты за фактическое пользование (без передачи в установленном порядке) земельным участком с кадастровым номером № <...> непроведения претензионно-исковой работы по взысканию с ООО «Слободской Водоканал» оплаты за фактическое пользование (без передачи в установленном порядке) земельными участками с кадастровыми номерами № <...> и № <...>; непроведения мер к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...> путем проведения торгов в форме аукциона; неразмещения на официальном сайте постановления администрации г.п.г. Краснослободск №83 от 08.07.2014 о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г.п.г. Краснослободск.

По результатам рассмотрения представления администрация поселения письмом от 16 декабря 2021 г. №3561 проинформировала прокуратуру района о принятых мерах к устранению выявленных нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени в прокуратуру района не поступила информация о принятии конкретных мер к устранению нарушений в части: принятия конкретных мер к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...> путем проведения торгов в форме аукциона; размещения на официальном сайте постановления администрации г.п.г. Краснослободск № 83 от 8 июля 2014 г. о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г.п.г. Краснослободск.

В ходе дополнительно проведенной проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером № <...> был разделен на земельный участок с кадастровым номером № <...> и на земельный участок с кадастровым номером № <...>, фактически используемый (без передачи в установленном порядке) ООО «Слободской Водоканал».

Вместе с тем, до настоящего времени администрацией поселения меры к заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером № <...>, фактически используемого (без передачи в установленном порядке) ООО «Слободской Водоканал», путем проведения торгов в форме аукциона также не приняты.

Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу о незаконном бездействии администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, выразившемся в непринятии мер к заключению договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...> путем проведения торгов в форме аукциона, а также неразмещении на официальном сайте постановления администрации г.п.г. Краснослободск №83 от 08.07.2014 о наделении ООО «Слободской Водоканал» статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в г.п.г. Краснослободск.

Судебная коллегия считает необходимым с данным выводом согласиться.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

На основании части 3 статьи 12 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» решение органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети "Интернет" (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет").

Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в статье 39.6 установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.

Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Исходя из содержания пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, исполнение обязательств по договору № 1 «О передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося муниципальной собственностью городского поселения г. Краснослободск» от 12 февраля 2012г. не является основанием для передачи муниципального имущества в аренду без проведения торгов.

В силу части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В число исключений, установленных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не подпадает исполнение обязательств по договору № 1 «О передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося муниципальной собственностью городского поселения г. Краснослободск» от 12 февраля 2012г.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержден приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67. В перечне закреплено, что по решению собственника заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса исключительно в отношении определенных видов имущества, в который входят в том числе системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;

8) создание дискриминационных условий;

9) установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;

10) дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

11) непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При передаче администрацией земельных участков, принадлежащих на праве собственности городскому поселению г.Краснослободск (разрешенное использование - под очистные сооружения) и очистных сооружений, принадлежащих на праве собственности городскому поселению г. Краснослободск (назначение - сооружения канализации), в пользование либо аренду ООО «Слободской Водоканал» в действиях администрации могут усматриваться признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Системный анализ вышеназванных норм права и обстоятельств дела позволяет сделать вывод о том, что поскольку до настоящего времени администрацией поселения меры к заключению договора аренды земельных участков, фактически используемых (без передачи в установленном порядке) ООО «Слободской Водоканал» путем проведения торгов в форме аукциона не приняты, административное исковое заявление прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области в интересах муниципального образования – городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении совершить по проведению аукциона на право аренды земельных участков обоснованно удовлетворено судом.

Довод апелляционной жалобы о том, что административным истцом предложена остановка непрерывного производственного процесса, то есть фактический запрет Обществу продолжать эксплуатировать на время проведения конкурсных процедур земельные участки, несостоятелен к отмене решения, поскольку основан на ошибочном толковании правовых норм.

Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии нарушений закона, которые могут повлечь отмену судебного постановления, направлены на переоценку доказательств, которые были исследованы судом по правилам ст. 84 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Краснослободского районного суда Волгоградской области от 18 мая 2022г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья

Судьи