Дело № 33а - 6361/2021; 2а-214/2021
59RS0040-01-2020-003649-74
Судья Шлегель А.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 июля 2021 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Поповой Н.В.
судей Котельниковой Е.Р., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Греховой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Чайковского городского суда Пермского края от 31 марта 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации Чайковского городского округа, Управлению земельно-имущественных отношений Администрации Чайковского городского округа о признании незаконными отказа Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ****, постановления администрации Чайковского городского округа от 09.09.2020 № 839 «Об отмене постановления администрации Чайковского городского поселения от 21.12.2018№ 2959», распоряжения Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от 25.11.2020 № 1785-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного на территории кадастрового квартала **» - отказать.
заслушав доклад судьи Поповой Н.В., изучив материалы административного дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском (с учетом уточненного искового заявления) к администрации Чайковского городского округа и Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа с требованиями о признании незаконными: отказа Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ****; постановления Администрации Чайковского городского округа от 09.09.2020 № 839 «Об отмене постановления администрации Чайковского городского поселения от 21.12.2018 № 2959»; распоряжения Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от 25.11.2020 № 1785-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала **».
Требования мотивированы тем, что ФИО1 обратилась в администрацию Чайковского городского поселения с заявлениями от 27.11.2018 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, без торгов и утверждении схемы земельного участка. В соответствии с представленной схемой земельный участок образовывался на территории кадастрового квартала **, площадью 905,00 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, в границах территориальной зоны: «Ж-4», по адресу ****.
Постановлением администрации Чайковского городского поселения от 28.12.2018 была утверждена схема расположения земельного участка, который предполагалось поставить на государственный кадастровый учет.
Управлением Росреестра по Пермскому краю от 09.01.2019 № ** приостановлена постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости до 09.04.2019, в связи с отсутствием усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного должностного лица администрации г. Перми.
ФИО1 обратилась 28.04.2020 в Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением утвержденной схемы, просила поставить участок на кадастровый учет.
На сайте torgi.gov.ru ответчиком 19.05.2020 опубликовано извещение о приеме заявлений граждан и КФХ об участии в аукционе **.
Постановлением администрации Чайковского городского округа № 839 от 09.09.2020 отменено постановление администрации Чайковского городского поселения от 21.12.2018г. №2959 «Об утверждении схемы расположения земельного участка ФИО1».
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ФИО1, указывает, что судом не установлены и не проверены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, не учтен алгоритм действий предоставления земельного участка при предварительном согласовании в соответствии со схемой. Выводы суда об истечении срока действия постановления от 21.12.2018 № 2959 не основаны на законе. Постановлением администрации № 839 от 09.09.2020 нарушено право истца на получение земельного участка без торгов до 21.12.2020. Распоряжение от 25.11.2020 № 1785-р принято за месяц до окончания срока действия схемы земельного участка. Решение суда подлежит отмене в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы административного дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения районного суда не усматривает.
Из материалов административного дела следует, что в администрацию Чайковского городского поселения поступили два заявления ФИО1 от 27.11.2018:
- заявление о предварительном согласовании предоставление земельного участка в аренду, без торгов (т.1 л.д. 32-33);
- заявление об утверждении схемы его расположения на территории кадастрового квартала **, площадью 905,00 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, в границах территориальной зоны: «Ж-4», по адресу **** (т.1 л.д. 31).
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка без торгов отозвано истцом - 17.12.2018.
Постановлением администрации Чайковского городского поселения от 21.12.2018 была утверждена схема расположения земельного участка, заявителю предписано осуществить государственный кадастровый учет (т.1 л.д. 34-35).
Кадастровым инженером Х. подготовлен межевой план в форме электронного образа бумажного документа в виде файла в формате PDF.
Уведомлениями Росреестра по Пермскому краю от 09.01.2019 и 16.01.2019 постановка на кадастровый учет приостановлена по причине отсутствия электронной цифровой подписи уполномоченного должностного лица и несоответствие формата межевого плана в форме электронного образа (т.1 л.д. 40, т.2 л.д. 32).
Уведомлением Росреестра по Пермскому краю от 09.04.2019 в постановке на кадастровый учет земельного участка отказано со ссылкой на то, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, включенная в состав Приложения указанного межевого плана в форме электронного образа бумажного документа в виде файла в формате PDF, не соответствует формату, установленному законодательством РФ, межевой план представлен в новой редакции, который при загрузке в информационную систему ведения кадастра недвижимости не прошел форматно-логический контроль, что не позволило провести считывание и контроль предоставленных данных ввиду ошибки: GUID межевого плана не уникальный, ранее был указан в обращении.
В связи с принятием Законов Пермского края от 26.03.2018 № 212-ПК и от 28.05.2018 № 237-ПК Чайковское городское поселение преобразовано в Чайковский городской округ.
Решениями Чайковской городской Думы от 05.12.2018 № 79, от 19.12.2018 № 99 учреждены администрация города Чайковского, начало исполнительно-распорядительной деятельности с 01.01.2019 (запись о создании по выписке из ЕГРЮЛ 11.12.2018) и Управление земельно-имущественных отношений администрации города Чайковского, уполномоченное на осуществление деятельности по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, земельными участками.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Администрация Чайковского городского поселения ликвидирована 03.12.2019.
Истец обратилась в Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа (далее – Управление) с заявлением от 28.04.2020 о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением утвержденной схемы о постановке на кадастровый учет, содержащее просьбу об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (т. 1 л.д. 85-86)
Управлением на сайте torgi.gov.ru и в газете «Огни Камы» №90(10889) опубликовано извещение от 19.05.2020 о приеме заявлений граждан и КФХ об участии в аукционе ** о предоставлении земельного участка.
Письмом Управления от 02.06.2020 ФИО1 отказано в принятии решения о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в связи с поступлением заявления заинтересованного лица о намерении участвовать в аукционе (т.1 л.д. 29).
Постановлением администрации Чайковского городского округа №839 от 09.09.2020 отменено постановление администрации Чайковского городского поселения от 21.12.2018 №2959 «Об утверждении схемы расположения земельного участка ФИО1» (т. 1 л.д. 79)
ФИО1 обратилась с заявлением от 01.10.2020 об осуществлении действий по постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка. (т.1 л.д. 92-93).
Письмом Управления от 04.12.2020 в дополнение к ответу от 02.06.2020 ФИО1 сообщено, что постановление администрации Чайковского городского поселения от 21.12.2018 №2959 отменено, после завершения процедуры формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет испрашиваемый земельный участок будет реализован посредством проведения аукциона (т.1 л.д. 91).
Распоряжением Управления от 25.11.2020 № 1785-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного на территории кадастрового квартала **, поручено обеспечить образование участка для последующего предоставления на торгах (т.1 л.д. 76).
На дату рассмотрения настоящего дела спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет по причине отсутствия муниципального контракта, который заключается в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По инициативе УЗИО администрации городского округа проведен электронный аукцион «Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков» согласно протоколу от 16.03.2021.
Разрешая спор, суд руководствовался положениями ст.ст. 25, 11, 11.3, 11.10, 39.1, 39.2, 39.6, 39.14, 39.15, 39.16, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Управления в предварительном согласовании земельного участка, без проведения торгов, суд исходил из того, что на опубликованное информационное сообщение в газете «Огни Камы» от 19.05.2020 (т.1 л.д.75) в период срока публикации с 19.05.2020 по 18.06.2020 поступили заявления заинтересованных лиц о намерении участвовать в аукционе (заявления Г1., Г2., Р1., Р2., С., Т.), что исключает принятие решения о предварительном согласовании земельного участка без проведения торгов и согласуется с положениями п.п.2 п.7 ст. 19.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в признании незаконным постановления администрации Чайковского городского округа № 839 от 09.09.2020, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления требованиям закона, поскольку земельный участок за период действия утвержденной схемы его расположения не был поставлен на государственный кадастровый учет, кадастровый номер не присвоен, срок действия схемы на дату обращения в суд истек, что влечет невозможность применения схемы в настоящее время.
Отказывая в признании незаконным распоряжения Управления от 25.11.2020 № 1785-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала **, суд исходил из того, что Распоряжение принято для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет в целях реализации прав административного истца и других граждан на участие в аукционе на право предоставления спорного земельного участка в аренду.
Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает.
Согласно п.п.3 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов включает в себя несколько этапов, в том числе: - подготовку схемы расположения земельного участка; - подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; - принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса; - обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ; - осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; - подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; - заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование».
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случаях, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего кодекса.
Установив конкретные обстоятельства по данному делу, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика обязанности по предоставлению земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с наличием утвержденной в 2018 году схемой, поскольку схема земельного участка должна утверждаться в процедуре предварительного согласования земельного участка.
Судом установлено, что в рамках процедуры предварительного согласования схема земельного участка не утверждалась.
Первичное заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка без торгов было отозвано истцом 17.12.2018.
Второе заявление истца о постановке на государственный кадастровый учет и предварительном согласовании представления земельного участка в аренду, направленное 28.04.2020 в адрес Управления, просьбы предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду без торгов не содержало. Напротив, в заявлении содержалась просьба об опубликовании извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.
Земельный участок за период действия утвержденной постановлением администрации Чайковского городского поселения от 21.12.2018 схемы его расположения не был поставлен на государственный кадастровый учет, при этом данная схема расположения земельного участка, утверждена за рамками процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка.
Кроме того, причиной отказа постановки на государственный кадастровый учет земельного участка путем подачи документов в электронной форме послужило не только отсутствие электронной цифровой подписи уполномоченного должностного лица, а также несоответствие формата межевого плана в форме электронного образа документа.
Повторное заявление истца о постановке на государственный кадастровый учет и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду от 28.04.2020 содержит просьбу обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования).
Действуя во взаимосвязи с приведенными законоположениями, пункт 1 части 2 статьи 227 указанного Кодекса допускает принятие судом решения об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 2485-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Т. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Вопреки доводам жалобы двухлетний срок действия схемы расположения земельного участка истек, утверждение схемы земельного участка производится при процедуре предварительного согласования, администрацией приняты действия по утверждению схемы спорного земельного участка в целях постановки его на кадастровый учет и проведения торгов. Осуществление конкурсных процедур в отношении спорного участка земли, не предполагает нарушение прав административного истца, поскольку ФИО1 не лишена возможности принять участие в аукционе на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка наравне с иными гражданами (претендентами).
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление от 09.09.2020 вынесено в период действия схемы, основанием для переоценки выводов суда первой инстанции являться не может, поскольку само по себе признание незаконным распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, вынесенного компетентным органом, не может порождать каких–либо прав и законных интересов административного истца.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца по делу, правового значения при рассмотрении настоящего административного дела иметь не могут, поэтому основанием для отмены решения суда не являются.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, они являлись основанием процессуальной позиции заявителя и были исследованы судом. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда, в том числе, по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Чайковского городского суда Пермского края от 31 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, через суд, принявший решение.
Председательствующий /подпись/
Судьи /подписи/.