ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2160/20 от 02.12.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33а-10721/2020;

2а-2160/2020 ~ М-1743/2020

59RS0008-01-2020-002510-46

Судья Безматерных О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 декабря 2020 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Никитиной Т.А.

судей Овчинниковой Н.А., Титовца А.А.,

при секретаре Греховой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мисюченко Михаила Михайловича, Бобылева Сергея Леонидовича, Кунавина Игоря Евгеньевича на решение Пермского районного суда Пермского края от 28 июля 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования Мисюченко Михаила Михайловича к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании незаконными решения № КУВД-001/2020-3486317/1 от 31 марта 2020 г., № КУВД-001/2020-3486558/1 от 31 марта 2020г., № КУВД-001/2020-34866641/1 от 30 марта 2020 г., № КУВД-001/2020-3486444/1 от 27 марта 2020г., вынесенные Управлением Росреестра по Пермскому краю об отказе во внесение изменений в ЕГРН по изменению вида разрешенного использования земельных участков – оставить без удовлетворения.

Исковые требования Бобылева Сергея Леонидовича к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании незаконными решения № КУВД-001/2020-3485586/1 от 02 апреля 2020 г., № КУВД-001/2020-3485674/1 от 27 марта 2020г., № КУВД-001/2020-3485431/1 от 30 марта 2020г., № КУВД-001/2020-3485819/1 от 30 марта 2020г., вынесенные Управлением Росреестра по Пермскому краю об отказе во внесение изменений в ЕГРН по изменению вида разрешенного использования земельных участков, о возложении обязанности внести изменения в ЕГРН – оставить без удовлетворения.

Исковые требования Кунавина Игоря Евгеньевича к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании незаконными решения № КУВД-001/2020-3486208/1 от 31 марта 2020 г., № КУВД-001/2020-3485965/1 от 30 марта 2020г., вынесенные Управлением Росреестра по Пермскому краю об отказе во внесение изменений в ЕГРН по изменению вида разрешенного использования земельных участков, о возложении обязанности внести изменения в ЕГРН, о возложении обязанности внести изменения в ЕГРН – оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., объяснения представителя административных истцов Резвых Д.Г., представителя административного ответчика Тутыниной О.И., изучив материалы дела судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Мисюченко М.М., Бобылев С.Л., Кунавин И.Е. обратились в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Пермскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности на Управление Росреестра Пермского края внести изменения в ЕГРН в части изменения вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества».

В обоснование требований указано, что административные истцы являются собственниками земельных участков. Административными истцами в Управление Росреестра по Пермскому краю 24.03.2020 были поданы заявления о внесении в ЕГРН сведений в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих им земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества». В отношении административных истцов Управлением Росреестра по Пермскому краю были приняты решения от 02.04.2020, 27.03.2020, 30.03.2020, 31.03.2020 об отказе во внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости. Основанием для решения об отказа послужило то, что земельные участки образовались из земельных долей и на них установлена категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, в связи с этим смена вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства на «для ведения садоводства и огородничества» невозможна без смены категории земель. Согласно сведениям ИСОГД от 07.02.2020 №200-2020, от 24.12.2019 №3227-2019, от 07.02.2020 №197-2020, 07.02.2020 №191-2020, указанные выше земельные участки расположены в зоне для ведения гражданами садоводства и огородничества (зона РД), что свидетельствует уже об установленном факте органом власти разрешенного использования земельного участка, по которым предъявлены требования. В том числе, согласно положению ст. 79 ЗК РФ, сады, по сути, не противоречат целям оборота сельскохозяйственных земель. Фактически указанные земельные участки выведены из сельскохозяйственного оборота и осуществление на них сельскохозяйственного производства невозможно, так как они имеют малые площади, к каждому земельному участку проведены инженерные и иные коммуникации, а административные истцы не являются сельскохозяйственными производителями. Таким образом, отказ административным истцам является незаконным и противоречит действующему законодательству.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просят Мисюченко М.М., Бобылев С.Л., Кунавин И.Е. В обоснование жалобы указывают, что судом нарушены нормы материального права. Согласно сведениям ИСОГД принадлежащие им земельные участки расположены в зоне для ведения гражданами садоводства и огородничества (зона РД), не относятся к сельскохозяйственным угодьям в силу ст.35 ГрК РФ. Согласно Генеральному плану Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края, утвержденному решением Совета депутатов от 06.02.2014 № 29, и Правилам землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09.06.2014 № 53, спорные земельные участки расположены вне границ населенного пункта в зоне ведения гражданами садоводства и огородничества (РД). Градостроительные регламенты – это часть правил землепользования и застройки, которые принимаются с учетом документов территориального планирования – генеральных планов. При наличии утвержденного генерального плана и правил землепользования и застройки, в которых соответствующая территория отнесена к той или иной зоне, для которой установлены градостроительные регламенты, являются основанием для государственного регистратора произвести регистрационные действия с указанными земельными участками. Таким образом, представленные административными истцами заявления на изменение вида разрешенного использования соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Фактически спорные земельные участки выведены из сельскохозяйственного оборота и осуществление на них сельскохозяйственного производства невозможно, так как они имеют малые площади, к каждому земельному участку проведены инженерные и иные коммуникации, а административные истцы не являются сельскохозяйственными производителями.

Представитель административных истцов Резвых Д.Г. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Тутынина О.И. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Представитель заинтересованного лица администрации Култаевского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,

в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельных участках с кадастровыми номерами **:16459, **:16458, **:13619, **:13632, **:13629, **:13630, **:13460, **:13621, **:13622, **:13623 с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения», видом разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства».

Земельные участки с кадастровыми номерами **:16459, **:16458, **:13460 образовались путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами **:13618, **:13624, **:13625, которые в свою очередь образовались путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 59:32:3250001:4498.

Земельные участки с кадастровыми номерами **:13619 и **:13632, **:13629, **:13630, **:13621, **:13622, **:13623 образовались путем раздела из земельного участка с кадастровым номером 59:32:3250001:4498.

Земельный участок с кадастровым номером **:4498 образовался из земельного участка с кадастровым номером **:305 путем выдела в счет доли в праве общей собственности из земель совхоза «Прикамье» для сельскохозяйственного производства.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН от 14.07.2020.

Мисюченко М.М. 24.03.2020 обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлениями о внесении в сведения ЕГР прав на недвижимое имущество, в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества».

По итогам рассмотрения заявления Мисюченко М.М. о внесении в сведения ЕГР прав на недвижимое имущество в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества, Управлением Росреестра по Пермскому краю выданы уведомления об отказе во внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом за номерами №КУВД-001/2020-3486444/1 от 27.03.2020, №КУВД-001/2020-3486664/1 от 30.03.2020, № КУВД -001/2020-3486317/1 от 31.03.2020, № КУВД-001/2020-3486558/1 от 31.03.2020. Решения мотивированы тем, что земельные участки образовались из земельных долей и на них установлена категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Согласно ч.6 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Изменение вида разрешенного использования земельного участка для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, что допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.112.20004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами **:16458, **:13632, **:13619, **:16459, согласно сведениям ЕГРН, процедура перевода из категории в категорию не осуществлялась (л.д.26-30).

Бобылев С.Л. 24.03.2020 обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлениями о внесении в сведения ЕГР прав на недвижимое имущество, в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества».

По итогам рассмотрения заявлений Бобылева С.Л. о внесении в сведения ЕГР прав на недвижимое имущество в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества», Управлением Росреестра по Пермскому краю выданы уведомления об отказе во внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом за номерами №КУВД-001/2020-3485586/1 от 02.04.2020, №КУВД-001/2020-3485674/1 от 27.03.2020, №КУВД-001/2020-3485431/1 от 30.03.2020, № КУВД-001/2020-3485819/1 от 30.03.2020. Решения мотивированы тем, что земельные участки образовались из земельных долей и на них установлена категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Согласно ч.6 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Изменение вида разрешенного использования земельного участка для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, что допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.112.20004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами **:13630, **:16460, **:13629, согласно сведениям ЕГРН, процедура перевода из категории в категорию не осуществлялась (л.д.31-33, 49).

Кунавин И.Е. 24.03.2020 обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлениями о внесение изменений в сведения ЕГР прав на недвижимое имущество, в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества».

По итогам рассмотрения заявлений Кунавина И.Е. о внесении в сведения ЕГР прав на недвижимое имущество в части изменения вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства и огородничества, Управлением Росреестра по Пермскому краю выданы уведомления об отказе во внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом за номерами № КУВД-001/2020-3486208/1 от 31.03.2020., № КУВД-001/2020-3485965/1 от 30.03.2020. Решения мотивированы тем, что земельные участки образовались из земельных долей и на них установлена категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Согласно ч.6 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Изменение вида разрешенного использования земельного участка для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, что допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.112.20004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами **:13621, **:13623, согласно сведениям ЕГРН, процедура перевода из категории в категорию не осуществлялась (л.д.48,50).

Согласно сведениям из ИСОГД, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденными решениям Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09.06.2014 №53 (в редакции Земского собрания Пермского муниципального района Пермского края от 31.10.2019 №11), земельные участки с кадастровыми номерами **:13632, **:13619, **:16459, **:16458, **:13629, **:13630, **:13622, **:13623, **:13621 расположены в зоне ведения гражданами садоводства и огородничества (РД) (л.д.22, 34, 51).

Рассматривая настоящее административное дело, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 1,7,8,77,78 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), ст. ст. 30,36,37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Федеральным законом от 24.07.2002 № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и исходил при этом из того, что в соответствии с действующим градостроительным законодательством для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются, эти виды не могут быть изменены. Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из состава земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172 – ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую.

Суд пришел к выводу о том, что, несмотря на то, что решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения спорные земельные участки были включены в градостроительный регламент, указанные земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, относятся к сельскохозяйственным угодьям, в связи с чем изменение вида разрешенного использования земельных участков в целях недопущения его выведения из сельскохозяйственного оборота, осуществления застройки, в том числе, для использования в сельскохозяйственной деятельности, невозможно. Для принятия решения о смене вида разрешенного использования для рассматриваемой категории земель сельскохозяйственного назначения необходима смена категории земли (на земли населенных пунктов) с соблюдением требований Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Частью 3 ст. 37 ГрК РФ предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч. 4 ст. 37 ГрК РФ).

Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.

В состав зон сельскохозяйственного использования в силу ч.9 ст.35 ГрК РФ могут включаться: зоны сельскохозяйственных угодий – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Согласно ч. 6 ст. 36 ГрК РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Учитывая, что спорные земельные участки образованы в результате преобразования земельного участка, который поставлен на государственный кадастровый учет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", действие градостроительного регламента на данные земельные участки не распространяется.

В соответствии с положениями части 5 статьи 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Изменить сведения ЕГРН о виде разрешенного использования спорных земельных участков возможно на основании решений (актов) органа государственной власти, уполномоченного на распоряжение землями сельскохозяйственной назначения, об изменении вида разрешенного использования данных земельных участков, представленных в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационной взаимодействия в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию принадлежащие административным истцам спорные земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

Согласно планово-картографическому материалу спорные земельные участки сформированы на пашне.

В силу ст.79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Доказательств исключения спорных земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий административными истцами не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с градостроительными регламентами земельные участки отнесены к зоне для ведения гражданами садоводства и огородничества, подлежат отклонению, поскольку к земельным участкам, составляющим сельскохозяйственные угодья, градостроительные регламенты не применяются.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья, невозможно без изменения категории земель, а перевод земель, занятых сельскохозяйственными угодьями, из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается только в исключительных случаях в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

При этом неиспользование заявителями земельных участков в соответствии с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства» является несоблюдением положений ст.7 ЗК РФ, ввиду чего само по себе не может являться основанием для изменения разрешенного использования земельных участков.

Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, установив, что спорные земельные участки являются сельскохозяйственными угодьями, заявителями не представлены документы, необходимые для государственного кадастрового учета, суд первой инстанции правомерно признал решения Управления Росреестра по Пермскому краю соответствующими закону, в связи с чем отказал в удовлетворении административных исковых требований.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пермского районного суда Пермского края от 28 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мисюченко Михаила Михайловича, Бобылева Сергея Леонидовича, Кунавина Игоря Евгеньевича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, через суд, принявший решение.

Председательствующий-

Судьи -