Дело № 2а-2167/2021 (№ 33а-14296/2021)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Уфа 30 августа 2021 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Искандарова А.Ф.,
при секретаре Даминовой Р.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №... по адрес к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Искандарова А.Ф.,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №... по адрес (далее по тексту – МИФНС №... по РБ) обратилась в суд с иском о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 годы, налогу на имущество за 2015, 2016, 2017, 2018 годы, земельному налогу за 2017, 2018 годы, а также пеней, начисленных на эту недоимку.
В обоснование заявленных требований указала, что административный ответчик добровольно не исполнил обязанность по уплате налога, налоговым органом в его адрес выставлены и направлены требования об уплате налога: №... от дата на сумму 147, 72 руб. со сроком исполнения до дата, №... от дата на сумму 644, 08 руб. со сроком исполнения до дата, №... от дата на сумму 1814, 70 руб. со сроком исполнения до дата, №... от дата на сумму 142, 58 руб. со сроком исполнения до дата, №... от дата на сумму 2 218, 78 руб. со сроком исполнения до дата, с учетом последнего требования суммарная задолженность превысила 3 000 рублей, поэтому дата налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, дата вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности, дата судебный приказ отменен.
Административный истец просил взыскать с ФИО1 задолженность: по транспортному налогу за 2016 год - налог 2017 руб., пени 30,50 руб., по транспортному налогу за 2017 год - налог 620 руб., пени 34,89 руб., по транспортному налогу за 2018 год - налог 620 руб., пени 8,73 руб., по налогу на имущество за 2015 год - налог 134 руб., пени 34,92 руб., по налогу на имущество за 2016 год - налог 423 руб., пени 40,02 руб., по налогу на имущество за 2017 год - налог 465 руб., пени 6,67 руб., по налогу на имущество за 2018 год - налог 512 руб., пени 7,20 руб., по земельному налогу за 2017 год - налог 704 руб., пени 10,11 руб., по земельному налогу за 2018 год - налог 1056 руб., пени 14,85 руб. Всего 4928,89 руб.
Решением Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, постановлено:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №... по адрес к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу удовлетворить.
Взыскать ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №... по адрес задолженность по транспортному налогу за 2016 год - налог 2017 руб., пени 30,50 руб., по транспортному налогу за 2017 год - налог 620 руб., пени 34,89 руб., по транспортному налогу за 2018 год - налог 620 руб., пени 8,73 руб., по налогу на имущество за 2015 год - налог 134 руб., пени 34,92 руб., по налогу на имущество за 2016 год - налог 423 руб., пени 40,02 руб., по налогу на имущество за 2017 год - налог 465 руб., пени 6,67 руб., по налогу на имущество за 2018 год - налог 512 руб., пени 7,20 руб., по земельному налогу за 2017 год - налог 704 руб., пени 10,11 руб., по земельному налогу за 2018 год - налог 1056 руб., пени 14,85 руб. Всего 4928,89 руб.
Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход местного бюджета 400 руб.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить состоявшееся по делу судебное решение и отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что не был извещен о времени и месте судебного заседания. Согласия на рассмотрение дела в порядке упрощенного (письменного) производства не давал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного ответчика ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца ФИО3, полагавшей решение законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
На основании статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Земельный налог относится к числу местных налогов (статья 15 НК РФ). Он устанавливается НК РФ, а именно положениями его главы 31 (статьи 387 - 398), и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в соответствии с ними же вводится в действие и прекращает действовать и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387), налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого объекта налогообложения - земельного участка, расположенного в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389), как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 390 и пункт 1 статьи 391). Таким образом, налоговая база по земельному налогу определена Налоговым кодексом Российской Федерации и представляет собой стоимостную оценку земельного участка, доводимую до сведения налогоплательщиков в каждом налоговом периоде и устанавливаемую в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 399 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы.
Статьей 362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.
Нормами пункта 3 статьи 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
За административным ответчиком зарегистрированы объекты налогообложения, в том числе: земельный участок с кадастровым номером №...адрес; автомобиль ...; квартира с кадастровым номером №... по адресу: адрес, в связи с чем он является плательщиком земельного, транспортного налога, налога на имущество.
Налоговым органом ФИО1 направлено налоговое уведомление №... от дата об уплате налога на имущество за 2015 год в размере 134 руб. в срок до дата, направление уведомления подтверждается реестром об отправке почтового отправления.
В связи с неуплатой в срок указанного налога налоговым органом в адрес ФИО1 направлено требование №... от дата об уплате недоимки по налогу и начисленных на неё пеней и начисленных пеней в срок до дата, направление требования подтверждается реестром об отправке почтового отправления.
датаФИО1 выставлено и направлено налоговое уведомление №... об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 207 руб., налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 423 руб. в срок до дата, направление уведомления подтверждается реестром об отправке почтового отправления.
В связи с неуплатой в срок указанных налогов налоговым органом в адрес ФИО1 направлено требование №... от дата об уплате недоимки по налогу и начисленных на неё пеней в срок до дата, направление требования подтверждается реестром об отправке почтового отправления.
датаФИО1 налоговым органом выставлено и направлено уведомление №... об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 620 руб., земельного налога за 2017 год в размере 704 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 465 руб. в срок до дата, направление уведомления подтверждается реестром об отправке почтового отправления.
В связи с неуплатой в срок указанных налогов налоговым органом в адрес ФИО1 направлено требование №... от дата об уплате недоимки по налогу и начисленных на неё пеней в срок до дата, направление требования подтверждается реестром об отправке почтового отправления.
датаФИО1 налоговым органом выставлено и направлено уведомление №... об уплате транспортного налога за 2018 год в сумме 620 руб., земельного налога за 2018 год в сумме 1 056 руб., налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 512 руб. в срок до дата, направление уведомления подтверждается реестром об отправке почтового отправления.
В связи с неуплатой в срок указанных налогов налоговым органом в адрес ФИО1 направлено требование №... от дата об уплате недоимки по налогу и начисленных на неё пеней в срок до дата.
В связи с неисполнением ФИО1 обязанности по уплате налога дата налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, дата мировым судьей судебного участка №... по Калининскому райну адрес Республики Башкортостан вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц, а также начисленных на недоимку пеней.
дата в связи с поступившим возражением административного ответчика судебный приказ отменен.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд дата.
Таким образом, процедура принудительного взыскания задолженности соблюдена. Налоговым органом принимались меры к взысканию задолженности по налогу, в адрес налогоплательщика своевременно направлялись уведомления и требования, также административный истец обращался к мировому судье за выдачей судебного приказа.
Разрешая возникший спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, установив, что административный ответчик является плательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество, налоговым органом соблюдены сроки обращения в суд с настоящим иском о взыскании недоимки, ответчик в установленные законом сроки, а также и на момент рассмотрения дела судом, не исполнил своей обязанности по уплате налогов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости удовлетворения требований и о взыскании с ответчика сумм недоимки и пени.
Выводы суда мотивированы, соответствуют материалам дела, нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что о рассмотрении настоящего дела ФИО1 не извещался, противоречат материалам дела, в которых имеются сведения о направлении административному ответчику судебного извещения о времени и месте судебного заседания по адресу: адрес, которое было возвращено в суд в связи с истечением срока его хранения (л.д. 44), при этом данный адрес его регистрации подтвержден адресной справкой (л.д. 47).
Главой 33 КАС РФ урегулированы особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства.
В соответствии со статьей 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей (пункт 3), а также иных случаях предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 4).
В силу части 7 статьи 150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
При таком положении суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права, поскольку нарушений порядка уведомления административного ответчика о дате рассмотрении дела, а также рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 307-309 КАС РФ, суд
определил:
решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий п/п А.Ф. Искандаров
Справка: судья 1-ой инстанции ФИО4