Дело № 11а-11475/2021 Судья: Панфилова Н.В. Дело № 2а-2178/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2021 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шигаповой С.В.,
судей Абдрахмановой Э.Г., Кокоевой О.А.,
при секретаре Перепечиной В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Калининского районного суда города Челябинска от 21 июня 2021 года по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району города Челябинска к ФИО3 о взыскании транспортного налога,
заслушав доклад судьи Шигаповой С.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав мнения представителей инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска – ФИО2, ФИО3 – ФИО1,
Установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Калининскому району города Челябинска (далее – ИФНС по Калининскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к ФИО3 о взыскании транспортного налога с физических лиц за 2018 год в размере 22 500 рублей, ссылаясь на неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате транспортного налога в установленные законом сроки.
Решением Калининского районного суда города Челябинска от 21 июня 2021 года требования налогового органа удовлетворены.
Не согласившись с постановленным по делу решением, ФИО3 обратилась в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшееся по делу решение.
В обоснование доводов жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправомерное зачисление платежей, совершенных ФИО3 в счет уплаты транспортного налога за 2018 год, в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2017 год. Ссылается на соответствие реквизитов УИН платежного поручения, приложенного к налоговому уведомлению за 2018 год, реквизитам УИН внесенных налогоплательщиков платежей по транспортному налогу 2018 года.
Представитель ФИО3 – ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на позицию, изложенную в ней.
Представитель ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска – ФИО2 в судебном заседании апелляционной инстанции возражала против удовлетворения доводов жалобы, полагая о законности постановленного по делу решения.
ФИО3 в суд апелляционной инстанции не явилась, будучи надлежаще извещенной о времени и месте слушания дела, причин неявки суду не сообщила.
Информация о дате, времени и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) в разделе «Судебное делопроизводство».
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичные положения содержит статья 3 НК РФ.
Судом установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что ФИО3 являясь собственником транспортных средств <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №; <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, является плательщиком транспортного налога.
Согласно налоговому уведомлению № от 23 августа 2019 года, направленному посредством почтового отправления, ФИО3 исчислен транспортный налог за 2018 год в сумме 56 600 рублей со сроком уплаты не позднее 2 декабря 2019 года.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога посредством почтовой связи ФИО3 выставлено требование № от 24 декабря 2019 года об уплате в срок до 03 февраля 2020 года транспортного налога за 2018 год в указанном размере, а также сумм пени в размере 253,75 рублей.
Установив факт владения ФИО3 транспортными средствами в период, предъявленный к налогообложению, проверив своевременность обращения в суд с административным исковым заявлением ИФНС России по Калининского району г. Челябинска, неисполнение налогоплательщиком своих налоговых обязательств, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении налоговым органом установленных законом сроков, в результате чего взыскал с административного ответчика транспортный налог за 2018 год в размере 22 500 рублей.
С такими выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, без учета обстоятельств, установленных в рамках настоящего административного спора и представленных сторонами доказательств.
Виды налогов, порядок их исчисления и уплаты предусмотрены положениями статей 14, 23, 45, 356 – 359, 361, 362, 363 НК РФ.
Статьей 2 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге», установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
Поскольку административный ответчик в установленный в уведомлении срок не уплатил указанный в нем налог, налоговым органом в его адрес направлено требование от об уплате налога, пени, штрафа, исчисленных в порядке пункта 1 статьи 75 НК РФ.
Факт получения налогового уведомления и требований от налогового органа подтвержден письменными материалами дела.
Так, судом первой инстанции достоверно установлено, что ФИО3 является и являлась в спорный период времени собственником транспортных средств Мерседес Бенц С200, государственный регистрационный знак №; Инфинити G35, государственный регистрационный знак №.
23 августа 2019 года налоговым органом было сформировано налоговое уведомление №, указана информация, необходимая для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (реквизиты платежа): УИН №, БИК №, ИНН/КПП №, КБК №, ОКТМО №, номер счет получателя №.
Из представленных административным ответчиком чеков сумма 5 000 рублей (чек от 13 ноября 2020 года), сумма 2 600 рублей (чек от 16 ноября 2019 года), сумма 3 000 рублей (чек от 01 декабря 2019 года), сумма 3 000 рублей (чек от 22 декабря 2019 года), сумма 4 000 рублей (чек от 19 января 2020 года), сумма 4 000 рублей (чек от 29 февраля 2020 года), сумма 10 000 рублей (чек от 03 июня 2020 года), сумма 4 900 рублей (чек от 10 июня 2020 года), сумма 10 100 рублей (чек от 16 июня 2020 года), сумма 3 000 рублей (чек от 20 июня 2020 года), сумма 7 000 рублей (чек от 22 июня 2020 года) следует, что для перечисления платежей использовались реквизиты: индекс документа (УИН): №, КПП №, КБК №, ОКТМО №, ИНН № БИК № СЧЕТ №, назначение платежа: налоговый платеж.
Так, платежные документы заполняются в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж в распоряжении о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденным приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н.
Согласно письму МНС России № ФС-8-10/1199, Сбербанка России № 04-5198 от 10 сентября 2001 года «О бланках платежных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» налоговые органы с целью сокращения количества возможных ошибок при указании плательщиками информации в реквизитах платежных документов обеспечивают автоматизированное формирование и заполнение за налогоплательщиков бланков платежных документов формы № ПД (налог).
Сформированные в налоговом органе платежные документы должны иметь индивидуальный номер (который проставляется в реквизите «Индекс документа») и быть зарегистрированы в налоговом органе в специальном журнале (реестре).
Таким образом, в качестве уникального идентификатора начисления (УИН) в платежном документе (извещении) по форме № ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.
Реквизиты представленных чеков свидетельствует о внесении ФИО3 налоговых платежей по транспортному налогу за 2018 год по реквизитам идентичным реквизитам, указанным в налоговом уведомлении № от 23 августа 2019 года, в том числе по уникальному идентификатору начисления, присущему конкретному в своем роде налоговому уведомлению.
Кроме того, как следует из ответа на запрос суда апелляционной инстанции, налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2017 год - № от 14 июля 2018 года (л.д. 146, оборот) содержит иные реквизиты перечисления налогового платежа, в частности иной уникальный идентификатор начисления (индекс документа) – №.
Установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства по делу позволяют сделать вывод об ошибочности зачисления налоговым органом спорных платежей в счет уплаты транспортного налога за 2017 год, при условии идентичности УИН (индекса документа), имеющегося в налоговом уведомлении от 23 августа 2019 года, чекам, представленным ФИО3
Доводы ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска со ссылкой на разъяснения ФНС России «О порядке указания УИН при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации» о том, что кредитной организацией при перечислении платежа, сведения о необязательных реквизитах платежного документа, в том числе об указанном УИН, в адрес Инспекции не передаются, не могут являться основанием для удовлетворения требований налогового органа ввиду следующего.
В разъяснениях ФНС России содержится указание на то, в каком порядке указывается УИН при перечислении налоговых платежей юридическими лицами, предпринимателями и физическими лицами.
Так, в части налогоплательщиков – физических лиц указано, что физические лица уплачивают имущественные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог) на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, и приложенного к нему платежного документа (извещения) по № ПД (налог). При этом в качестве уникального идентификатора начисления (УИН) в платежном документе (извещении) по форме № ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом.
При этом понимание налогового органа о необязательности указания УИН в платежном поручении при уплате налогового платежа, не свидетельствует о запрете его указания, при наличии у физического лица индекса документа или УИН, присвоенного налоговым органом, что значительно облегчает определение назначения поступившего платежа.
Кроме того, непередача при перечислении кредитной организацией необязательных реквизитов платежного документа, в том числе УИН, не может ставиться в вину налогоплательщику, указавшему в платежных документах полные реквизиты платежа, аналогичные реквизитам направленного в его адрес налогового уведомления.
Указания административного истца на риски утраты взыскания транспортного налога за 2017 год не могут служить достаточным правовым основанием для удовлетворения заявленных требований, учитывая статус налогового органа - профессионального участника налоговых правоотношений, специализированного государственного органа, призванного осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Кроме того, в силу пункта 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган вправе требовать от банка на бумажном носителе копию поручения на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации, оформленного налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.
При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней со дня принятия этого решения.
Правила, установленные настоящим пунктом, применяются также в отношении единого налогового платежа физического лица.
Однако ошибок в оформлении поручения на перечисление платежей в счет уплаты транспортного налога за 2018 год ФИО3 судебной коллегией с учетом представленных чеков не установлено, соответственно невозможность уточнения платежа, влекущего возникновение у налогоплательщика недоимки, в том смысле, в котором она трактуется в пункте 7 статьи 45 НК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает, ввиду чего доводы налогового органа о злоупотреблении налогоплательщиком правом зачета (уточнения) платежей подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы обоснованными, а решение суда об удовлетворении административного искового заявления подлежащим отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку все обстоятельства по настоящему административному делу установлены в ходе судебного разбирательства.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
Определила:
Решение Калининского районного суда города Челябинска от 21 июня 2021 года отменить, приняв новое.
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району города Челябинска к ФИО3 о взыскании транспортного налога за 2018 год в сумме 22 500 рублей отказать.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи