ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2179/20 от 21.07.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-2179/2020 (33а-12492/2021)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2021 г. г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Портновой Л.В.,

судей Искандарова А.Ф. и Субхангулова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой А.Р.,

с участием прокурора Галиева Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата по одномандатному избирательному округу №4 от избирательного объединения БРО ПП КПРФ ФИО2, избирателя ФИО2 к участковой избирательной комиссии № 479 городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, территориальной избирательной комиссии городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан о признании незаконными действий (бездействий), об отмене решения комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу,

по административному исковому заявлению Башкирского регионального отделения политической партии «Российская объединённая демократическая Партия «ЯБЛОКО», избирателя ФИО2, избирателя ФИО2 к участковой избирательной комиссии № 479 городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, территориальной избирательной комиссии городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан о признании незаконными действий (бездействий), об отмене решения комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу,

по апелляционной жалобе ФИО2 и ФИО2 на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 21 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

кандидат по одномандатному избирательному округу № 4 от избирательного объединения Башкирское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - БРО ПП «КПРФ») Плотников С.С., избиратель Исмагилова Г.Р. обратились в суд с административным исковым заявлением (т.1 л.д. 52-57) к участковой избирательной комиссии № 479 городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - УИК № 479), территориальной избирательной комиссии городского округа г.Нефтекамск Республики Башкортостан (далее — ТИК г.Нефтекамска РБ). Административные истцы оспаривают законность действий и бездействий УИК № 479, совершенных 13-14 сентября 2020 года и просили:

1) признать незаконными действия (бездействия) административного ответчика, не обеспечивших для членов УИК № 479 с правом совещательного голоса и наблюдателям видимость всех действий участковой избирательной комиссии;

2) признать незаконным бездействие - не внесены на каждую страницу списка избирателей суммарные данные по странице, не оглашены итоги по каждой книге;

3) признать незаконным бездействие - суммарные данные по всему списку не оглашены и не внесены на последнюю страницу списка избирателей;

4) признать незаконными бездействие - не огласили и не внесли данные в строки 3, 4, 5, 6 увеличенной формы протокола;

5) признать незаконными действия по воспрепятствованию наблюдателям в ознакомлении со списком избирателей, по воспрепятствованию члену комиссии с правом совещательного голоса убедиться в правильности подсчета по списку избирателей;

6) признать незаконным бездействие - список избирателей не убран в сейф;

7) признать незаконным бездействие - перед вскрытием каждого переносного ящика и сейф-пакетов не проверена и не продемонстрирована присутствующим целостность печатей УИК № 479, пломб на каждом из них;

8) признать незаконным бездействие - при вскрытии каждого переносного ящика и сейф-пакетов не оглашалось количество избирателей, проголосовавших с его использованием;

9) признать незаконными бездействие - число фактически обнаруженных в сейф-пакетах бюллетеней не было внесено в акт, который составлялся при его опечатывании;

10) признать незаконным бездействие - не просуммировали, не огласили и не внесли в строку 8 протокола и увеличенной формы протокола число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносных ящиках (включая признанные недействительными);

11) признать незаконным бездействие - перед вскрытием стационарных ящиков не проверена и не продемонстрирована присутствующим неповрежденность печатей УИК № 479, пломб на каждом из них;

12) признать незаконным бездействие - при сортировке члены УИК № 479 не оглашали каждую отметку в бюллетене (фамилию кандидата), название избирательного объединения, сортировка осуществлялась одновременно несколькими членами УИК № 479 с правом решающего голоса;

13) признать незаконным бездействие - не осуществлен подсчет бюллетеней, признанных недействительными, общее число всех недействительных бюллетеней не оглашено и не внесено в строку 10 увеличенной формы протокола;

14) признать незаконными действия при подсчете бюллетеней так, что не были видны отметки и не производилось перекладывание бюллетеней по одному;

15) признать незаконными действия при подсчете бюллетеней когда подсчет не производился отдельно по каждому кандидату, избирательному объединению, велся одновременный подсчет разных пачек. Признать незаконным бездействие - результат подсчёта по каждой пачке не оглашался и вносился в соответствующую строку (12 и последующие протокола и увеличенной формы протокола);

16) признать незаконным бездействие - общее число всех действительных бюллетеней не вычислено, не оглашено и, сразу после чего, не внесено в строку 11 протокола и увеличенной формы протокола;

17) признать незаконными бездействие - число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках не вычислено (строка 10 плюс строка 11 минус строка 8), не оглашено и, сразу после чего, не внесено в строку 9 протокола и увеличенной формы протокола;

18) признать незаконными действия по воспрепятствованию наблюдателям визуально ознакомиться с подсчитанными бюллетенями, а членам УИК № 479 с правом совещательного голоса убедиться в правильности проведенного подсчета по всем рассортированным пачкам;

19) признать незаконным бездействие - не проверены контрольные соотношения;

20) признать незаконным бездействие - пачки с бюллетенями и список избирателей не упакованы в общий мешок или коробку, на котором указан номер участка, общее число бюллетеней, мешок не опечатан, не заверен подписями членов УИК № 479, наблюдателей;

21) признать незаконным бездействие - после окончания подсчета голосов не проведено итоговое заседание УИК № 479 для утверждения протокола;

22) признать незаконным бездействие - на заседании УИК № 479 не рассмотрены поступившие жалобы и заявления;

23) признать незаконным протокол №1 итогов голосования на УИК №479 по единому избирательному округу;

24) признать незаконным бездействие - заверенные копии протоколов № 1 и № 2 не вывешены для всеобщего ознакомления;

25) признать незаконными действия - комиссия, не завершив работу по подсчету голосов, покинула помещение УИК № 479;

26) признать незаконным бездействие - первый экземпляр протокола не доставлен в ТИК г.Нефтекамск РБ, данные немедленно не внесены в увеличенную форму сводной таблицы с указанием времени их внесения, и восстановить нарушенные избирательные права (право на участие в референдуме);

27) отменить решение - протокол № 1 об итогах голосования УИК № 479 по единому избирательному округу.

Башкирское региональное отделение политической партии «Российская объединённая демократическая Партия «ЯБЛОКО» (далее - БРО ПП «РОДП «ЯБЛОКО»), избиратель Плотников С.С., избиратель Исмагилова Г.Р, обратились с административным исковым заявлением (с учетом уточнения и исправления описок т.1 л.д.113-119) к УИК № 479, ТИК г. Нефтекамска РБ об отмене решения комиссии об итогах голосования. Административные истцы оспаривают законность действий и бездействий УИК № 479, совершенных 13-14 сентября 2020 года и просили:

1) признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика, не обеспечивших для членов УИК № 479 с правом совещательного голоса и наблюдателям видимость всех действий участковой избирательной комиссии;

2) признать незаконным бездействие - не внесены на каждую страницу списка избирателей суммарные данные по странице, не оглашены итоги по каждой книге;

3) признать незаконным бездействие - суммарные данные по всему списку не оглашены и не внесены на последнюю страницу списка избирателей;

4) признать незаконными бездействие - не огласили и не внесли данные в строки 3, 4, 5, 6 увеличенной формы протокола;

5) признать незаконными действия по воспрепятствованию наблюдателям в ознакомлении со списком избирателей, по воспрепятствованию члену комиссии с правом совещательного голоса убедиться в правильности подсчета по списку избирателей;

6) признать незаконным бездействие - список избирателей не убран в сейф;

7) признать незаконным бездействие - перед вскрытием каждого переносного ящика и сейф-пакетов не проверена и не продемонстрирована присутствующим целостность печатей УИК № 479, пломб на каждом из них;

8) признать незаконным бездействие - при вскрытии каждого переносного ящика и сейф-пакетов не оглашалось количество избирателей, проголосовавших с его использованием;

9) признать незаконными бездействие - число фактически обнаруженных в сейф-пакетах бюллетеней не было внесено в акт, который составлялся при его опечатывании;

10) признать незаконным бездействие - не просуммировали, не огласили и не внесли в строку 8 протокола и увеличенной формы протокола число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносных ящиках (включая признанные недействительными);

11) признать незаконным бездействие - перед вскрытием стационарных ящиков не проверена и не продемонстрирована присутствующим неповрежденность печатей УИК № 479, пломб на каждом из них;

12) признать незаконным бездействие - при сортировке члены УИК № 479 не оглашали каждую отметку в бюллетене (фамилию кандидата), название избирательного объединения, сортировка осуществлялось одновременно несколькими членами УИК № 479 с правом решающего голоса;

13) признать незаконным бездействие - не осуществлен подсчет бюллетеней, признанных недействительными, общее число всех недействительных бюллетеней не оглашено и не внесено в строку 10 увеличенной формы протокола;

14) признать незаконными действия при подсчете бюллетеней так, что не были видны отметки и не производилось перекладывание бюллетеней по одному;

15) признать незаконными действия при подсчете бюллетеней, когда подсчет не производился отдельно по каждому кандидату, избирательному объединению, велся одновременный подсчет разных пачек. Признать незаконным бездействие - результат подсчёта по каждой пачке не оглашался и вносился в соответствующую строку (12 и последующие протокола и увеличенной формы протокола);

16) признать незаконным бездействие - общее число всех действительных бюллетеней не вычислено, не оглашено и, сразу после чего, не внесено в строку 11 протокола и увеличенной формы протокола;

17) признать незаконными бездействие - число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках не вычислено (строка 10 плюс строка 11 минус строка 8), не оглашено и, сразу после чего, не внесено в строку 9 протокола и увеличенной формы протокола;

18) признать незаконными действия по воспрепятствованию наблюдателям визуально ознакомиться с подсчитанными бюллетенями, а членам УИК № 479 с правом совещательного голоса убедиться в правильности проведенного подсчета по всем рассортированным пачкам;

19) признать незаконным бездействие - не проверены контрольные соотношения;

20) признать незаконным бездействие - пачки с бюллетенями и список избирателей не упакованы в общий мешок или коробку, на котором указан номер участка, общее число бюллетеней, мешок не опечатан, не заверен подписями членов УИК № 479, наблюдателей;

21) признать незаконным бездействие - после окончания подсчета голосов не проведено итоговое заседание УИК № 479 для утверждения протокола;

22) признать незаконным бездействие - на заседании УИК № 479 не рассмотрены поступившие жалобы и заявления;

23) признать незаконным бездействие - члены УИК № 479 не подписали протокол № 2 об итогах голосования по единому избирательному округу, протокол об итогах голосования по единому избирательному округу не был оформлен;

24) признать незаконным бездействие - членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, запросивших копию протокола № 2, не выданы заверенные копии протоколов № 2 итогов голосования на УИК № 479 по единому избирательному округу;

25) признать незаконным бездействие - заверенные копии протоколов № 1 и № 2 не вывешены для всеобщего ознакомления;

26) признать незаконными действия - комиссия, не завершив работу по подсчету голосов, покинула помещение УИК № 479;

27) признать незаконным бездействие - первый экземпляр протокола не доставлен в ТИК г.Нефтекамск РБ, данные немедленно не внесены в увеличенную форму сводной таблицы с указанием времени их внесения;

28) отменить решение - протокол № 2 об итогах голосования УИК № 479 по единому избирательному округу.

Определением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 01 октября 2020 года административные исковые дела №2а-2183/2020 и № 2а-2179/2020 объединены в одно производство.

В обоснование требований указаны следующие допущенные нарушения:

Не была обеспечена видимость действий всех членов УИК №479 члену ТИК г.Нефтекамска с правом совещательного голоса Гельфанову Артему Рафисовичу, члену УИК №479 с правом совещательного голоса ФИО2, наблюдателю УИК №479 ФИО2, кандидату от партии «ЯБЛОКО» ФИО2.

членами УИК №479 с правом решающего голоса не были внесены на каждую страницу списка избирателей суммарные данные по странице, не оглашены итоги по каждой книге в нарушение п.5-6 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее - Закон №67-ФЗ);

суммарные данные по всему списку не оглашены и не внесены ни председателем, ни заместителем председателя, ни секретарем УИК №479 на последнюю страницу списка избирателей в нарушение п.6 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

председатель УИК №479 не огласил и не внес в строки 3, 4, 5, 6 увеличенной формы протокола (далее - УФП) в нарушение п.6 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

наблюдателям, присутствовавшим в тот момент на УИК №479 не позволили ознакомится со списком избирателей, свидетелю члену УИК с правом совещательного голоса Исмагиловой Г.Р. не дали убедиться в правильности подсчета по списку избирателей в нарушение п.6 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

список избирателей не убран в сейф в нарушение п.7 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

перед вскрытием каждого переносного ящика и сейф-пакетов не проверена и не продемонстрирована присутствующим целостность печатей УИК, пломб на каждом из них в нарушение п.12 ст.68 Закона № 67-ФЗ, п 6. 7 Постановления ЦИК РФ «О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов в единый день голосования 13.09.2020» (далее - Постановление ЦИК).

при вскрытии каждого переносного ящика и сейф-пакетов не оглашалось количество избирателей, проголосовавших с его использованием в нарушение ч.1 ст. 5.24 КоАП РФ;

число фактически обнаруженных в сейф-пакетах бюллетеней не было внесено в акт, который составлялся при его опечатывании в нарушение п.16 ст.65 Федерального закона№ 67-ФЗ, п. 6.8 Постановления ЦИК;

председатель УИК №479 не просуммировал, не огласил и не внес в строку 8 протокола и УФП число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносных ящиках (включая признанные недействительными) в нарушение п.12 ст.68 Закона №67-ФЗ;

перед вскрытием стационарных ящиков не проверена и не продемонстрирована присутствующим не поврежденность печатей УИК, пломб на каждом из них в нарушение п.13 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

при сортировке члены УИК не оглашали каждую отметку в бюллетене (фамилию кандидата), сортировка осуществлялось одновременно несколькими членами УИК с правом решающего голоса в нарушение п.14 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

не осуществлен подсчет бюллетеней, признанных недействительными в нарушение п.17 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

общее число всех недействительных бюллетеней не оглашено и не внесено в строку 10 УФП в нарушение п.17 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

при подсчете бюллетеней за каждого кандидата (путем перекладывания бюллетеней) не видны все отметки в нем в нарушение п.18 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

подсчет бюллетеней не производился отдельно по каждому кандидату, избирательному объединению, велся одновременный подсчет разных пачек. Результат подсчёта по каждой пачке не оглашался и не вносился в соответствующую строку (12 и последующие протокола и УФП) в нарушение п.18 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

общее число всех действительных бюллетеней не вычислено, не оглашено и, сразу после чего, не внесено в строку 11 протокола и УФП в нарушение п.19 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках не вычислено (строка 10 плюс строка 11 минус строка 8), не оглашено и, сразу после чего, не внесено в строку 9 протокола и УФП в нарушение п.20 ст.68 Федерального закона № 67- ФЗ;

наблюдателям не позволили визуально ознакомиться с подсчитанными бюллетенями, а членам УИК с ПСГ убедиться в правильности проведенного подсчета в нарушение п.21 ст.68 Федерального закона № 67-ФЗ;

не проверены контрольные соотношения в нарушение п.22 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

пачки с бюллетенями и список избирателей не упакованы в общий мешок или коробку, на котором указан номер участка, общее число бюллетеней, мешок не опечатан, не заверен подписями членов УИК, наблюдателей и представителей СМИ в нарушение п.23 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

после окончания подсчета голосов не проведено итоговое заседание УИК №479 для утверждения протокола в нарушение п.26 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

на заседании УИК №4 79 не рассмотрены поступившие жалобы и заявления в нарушение п.26 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

члены УИК №479 не подписали протокол №2 об итогах голосования по единому избирательному округу в нарушение п.26-28 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

протокол об итогах голосования по единому избирательному округу не был оформлен в нарушение п.2-3 ст.67, п.26-27 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

свидетелям, запросившим копию протокола №2, не выданы заверенные копии протоколов №2 итогов голосования на УИК №4 79 по единому избирательному округу в нарушение п.29 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

заверенные копии протоколов №1 и №2 не вывешены для всеобщего ознакомления в нарушение п.31 ст.68 Закона № 67-ФЗ;

итоговое заседание, выдача копий протоколов №2 не произведена, председатель, заместитель председателя, секретарь комиссии, вместе с дежурившими на избирательном участке сотрудниками полиции, не завершив работу по подсчету голосов, не проведя заключительного заседания и не рассмотрев при этом все жалобы, 14 сентября в 02:30 покинули помещение УИК №479 в нарушение п.2 ст.68 Закона № 67-ФЗ; оставшиеся члены комиссии покинули помещение УИК №479 в 04:12, при вызванных на место происшествия сотрудниках полиции.

первый экземпляр протокола не доставлен в ТИК г. Нефтекамска, а данные немедленно не были внесены в увеличенную форму сводной таблицы с указанием времени их внесения в нарушение п.30 ст.68, п.1, 2 ст.69 Закона № 67-ФЗ, ч.1 ст. 5.24 КоАП. Свидетель ФИО2 зафиксировала сводную ведомость без внесенных данных по УИК №479 в 3-51 часов 14.09.2020. ФИО2 находился в ТИК г.Нефтекамска в 4-05 часов 14.09.2020 и получил от члена ТИК ФИО2 отрицательный ответ о прибытии УИК №479. Свидетель ФИО2 дважды 14.09.2020 в 3-40 часов задавал вопрос о пропаже комиссии №479 председателю ТИК ФИО2

Также в иске указано на нарушение порядка формирования и полномочия участковых комиссий, установленного п.5 ст. 27 Закона № 67-ФЗ: Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; 6) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Истцы указывают, что такими льготами обладают лишь четыре партии ЕДИНАЯ РОССИЯ, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, ЛДПР и КПРФ. Соответственно для выполнения требования закона о назначении не менее ? комиссии по предложению этих партий в комиссии должно быть 4 * 2 = 8 членов с правом решающего голоса, а не 16. 4/16 = ?, что в два раза ниже нормы гарантий избирательных прав, установленной законом.

Решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 21 октября 2020 года постановлено:

исковые требования Башкирского регионального отделения политической партии «Российская объединённая демократическая Партия «ЯБЛОКО», избирателя Исмагиловой Гузель Радиковны, избирателя ФИО2 к участковой избирательной комиссии № 479 городского округа г. Нефтекамск РБ, территориальной избирательной комиссии городского округа г. Нефтекамск РБ о признании незаконными действий (бездействий), об отмене решения – протокола №2 об итогах голосования участковой избирательной комиссии №479 городского округа Нефтекамск по единому избирательному округу, оставить без удовлетворения.

Исковые требования кандидата по одномандатному избирательному округу №4 от избирательного объединения БРО ПП КПРФ ФИО2ФИО2, избирателя ФИО2 к участковой избирательной комиссии № 479 городского округа г. Нефтекамск РБ, территориальной избирательной комиссии городского округа г. Нефтекамск РБ о признании незаконными действий (бездействий), об отмене решения – протокола №1 об итогах голосования участковой избирательной комиссии №479 городского округа Нефтекамск по одномандатному избирательному округу №4, оставить без удовлетворения.

Дополнительным решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 12 апреля 2021 года постановлено:

Изложить резолютивную часть в следующей редакции:

«Исковые требования Башкирского регионального отделения политической партии «Российская объединённая демократическая Партия «ЯБЛОКО», избирателя ФИО2, избирателя ФИО2 к участковой избирательной комиссии № 479 городского округа г. Нефтекамск РБ, территориальной избирательной комиссии городского округа г. Нефтекамск РБ о признании незаконными действий (бездействий), а именно:

1) о признании незаконными действия (бездействия) административного ответчика, не обеспечивших для членов УИК № 479 с правом совещательного голоса и наблюдателям видимость всех действий участковой избирательной комиссии;

2) о признании незаконным бездействие - не внесены на каждую страницу списка избирателей суммарные данные по странице, не оглашены итоги по каждой книге;

3) о признании незаконным бездействие - суммарные данные по всему списку не оглашены и не внесены на последнюю страницу списка избирателей;

4) о признании незаконными бездействие - не огласили и не внесли данные в строки 3, 4, 5, 6 увеличенной формы протокола;

5) о признании незаконными действия по воспрепятствованию наблюдателям в ознакомлении со списком избирателей, по воспрепятствованию члену комиссии с правом совещательного голоса убедиться в правильности подсчета по списку избирателей;

6) о признании незаконным бездействие - список избирателей не убран в сейф;

7) о признании незаконным бездействие - перед вскрытием каждого переносного ящика и сейф-пакетов не проверена и не продемонстрирована присутствующим целостность печатей УИК № 479, пломб на каждом из них;

8) о признании незаконным бездействие - при вскрытии каждого переносного ящика и сейф-пакетов не оглашалось количество избирателей, проголосовавших с его использованием;

9) о признании незаконными бездействие - число фактически обнаруженных в сейф-пакетах бюллетеней не было внесено в акт, который составлялся при его опечатывании;

10) о признании незаконным бездействие - не просуммировали, не огласили и не внесли в строку 8 протокола и увеличенной формы протокола число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносных ящиках (включая признанные недействительными);

11) о признании незаконным бездействие - перед вскрытием стационарных ящиков не проверена и не продемонстрирована присутствующим неповрежденность печатей УИК № 479, пломб на каждом из них;

12) о признании незаконным бездействие - при сортировке члены УИК № 479 не оглашали каждую отметку в бюллетене (фамилию кандидата), название избирательного объединения, сортировка осуществлялось одновременно несколькими членами УИК № 479 с правом решающего голоса;

13) о признании незаконным бездействие - не осуществлен подсчет бюллетеней, признанных недействительными, общее число всех недействительных бюллетеней не оглашено и не внесено в строку 10 увеличенной формы протокола;

14) о признании незаконными действия при подсчете бюллетеней так, что не были видны отметки и не производилось перекладывание бюллетеней по одному;

15) о признании незаконными действия при подсчете бюллетеней, когда подсчет не производился отдельно по каждому кандидату, избирательному объединению, велся одновременный подсчет разных пачек. О признании незаконным бездействие - результат подсчёта по каждой пачке не оглашался и вносился в соответствующую строку (12 и последующие протокола и увеличенной формы протокола);

16) о признании незаконным бездействие - общее число всех действительных бюллетеней не вычислено, не оглашено и, сразу после чего, не внесено в строку 11 протокола и увеличенной формы протокола;

17) о признании незаконными бездействие - число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках не вычислено (строка 10 плюс строка 11 минус строка 8), не оглашено и, сразу после чего, не внесено в строку 9 протокола и увеличенной формы протокола;

18) о признании незаконными действия по воспрепятствованию наблюдателям визуально ознакомиться с подсчитанными бюллетенями, а членам УИК № 479 с правом совещательного голоса убедиться в правильности проведенного подсчета по всем рассортированным пачкам;

19) о признании незаконным бездействие - не проверены контрольные соотношения;

20) о признании незаконным бездействие - пачки с бюллетенями и список избирателей не упакованы в общий мешок или коробку, на котором указан номер участка, общее число бюллетеней, мешок не опечатан, не заверен подписями членов УИК № 479, наблюдателей;

21) о признании незаконным бездействие - после окончания подсчета голосов не проведено итоговое заседание УИК № 479 для утверждения протокола;

22) о признании незаконным бездействие - на заседании УИК № 479 не рассмотрены поступившие жалобы и заявления;

23) о признании незаконным бездействие - члены УИК № 479 не подписали протокол № 2 об итогах голосования по единому избирательному округу, протокол об итогах голосования по единому избирательному округу не был оформлен;

24) о признании незаконным бездействие - членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, запросивших копию протокола № 2, не выданы заверенные копии протоколов № 2 итогов голосования на УИК № 479 по единому избирательному округу;

25) о признании незаконным бездействие - заверенные копии протоколов № 1 и № 2 не вывешены для всеобщего ознакомления;

26) о признании незаконными действия - комиссия, не завершив работу по подсчету голосов, покинула помещение УИК № 479;

27) о признании незаконным бездействие - первый экземпляр протокола не доставлен в ТИК г.Нефтекамск РБ, данные немедленно не внесены в увеличенную форму сводной таблицы с указанием времени их внесения;

28) об отмене решения – протокола №2 об итогах голосования участковой избирательной комиссии №479 городского округа Нефтекамск по единому избирательному округу, оставить без удовлетворения.

Исковые требования кандидата по одномандатному избирательному округу №4 от избирательного объединения БРО ПП КПРФ ФИО2, избирателя ФИО2 к участковой избирательной комиссии № 479 городского округа г. Нефтекамск РБ, территориальной избирательной комиссии городского округа г. Нефтекамск РБ о признании незаконными действий (бездействий), а именно:

1) о признании незаконными действия (бездействия) административного ответчика, не обеспечивших для членов УИК № 479 с правом совещательного голоса и наблюдателям видимость всех действий участковой избирательной комиссии;

2) о признании незаконным бездействие - не внесены на каждую страницу списка избирателей суммарные данные по странице, не оглашены итоги по каждой книге;

3) о признании незаконным бездействие - суммарные данные по всему списку не оглашены и не внесены на последнюю страницу списка избирателей;

4) о признании незаконными бездействие - не огласили и не внесли данные в строки 3, 4, 5, 6 увеличенной формы протокола;

5) о признании незаконными действия по воспрепятствованию наблюдателям в ознакомлении со списком избирателей, по воспрепятствованию члену комиссии с правом совещательного голоса убедиться в правильности подсчета по списку избирателей;

6) о признании незаконным бездействие - список избирателей не убран в сейф;

7) о признании незаконным бездействие - перед вскрытием каждого переносного ящика и сейф-пакетов не проверена и не продемонстрирована присутствующим целостность печатей УИК № 479, пломб на каждом из них;

8) о признании незаконным бездействие - при вскрытии каждого переносного ящика и сейф-пакетов не оглашалось количество избирателей, проголосовавших с его использованием;

9) о признании незаконными бездействие - число фактически обнаруженных в сейф-пакетах бюллетеней не было внесено в акт, который составлялся при его опечатывании;

10) о признании незаконным бездействие - не просуммировали, не огласили и не внесли в строку 8 протокола и увеличенной формы протокола число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносных ящиках (включая признанные недействительными);

11) о признании незаконным бездействие - перед вскрытием стационарных ящиков не проверена и не продемонстрирована присутствующим неповрежденность печатей УИК № 479, пломб на каждом из них;

12) о признании незаконным бездействие - при сортировке члены УИК № 479 не оглашали каждую отметку в бюллетене (фамилию кандидата), название избирательного объединения, сортировка осуществлялась одновременно несколькими членами УИК № 479 с правом решающего голоса;

13) о признании незаконным бездействие - не осуществлен подсчет бюллетеней, признанных недействительными, общее число всех недействительных бюллетеней не оглашено и не внесено в строку 10 увеличенной формы протокола;

14) о признании незаконными действия при подсчете бюллетеней так, что не были видны отметки и не производилось перекладывание бюллетеней по одному;

15) о признании незаконными действия при подсчете бюллетеней когда подсчет не производился отдельно по каждому кандидату, избирательному объединению, велся одновременный подсчет разных пачек. О признании незаконным бездействие - результат подсчёта по каждой пачке не оглашался и вносился в соответствующую строку (12 и последующие протокола и увеличенной формы протокола);

16) о признании незаконным бездействие - общее число всех действительных бюллетеней не вычислено, не оглашено и, сразу после чего, не внесено в строку 11 протокола и увеличенной формы протокола;

17) о признании незаконными бездействие - число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках не вычислено (строка 10 плюс строка 11 минус строка 8), не оглашено и, сразу после чего, не внесено в строку 9 протокола и увеличенной формы протокола;

18) о признании незаконными действия по воспрепятствованию наблюдателям визуально ознакомиться с подсчитанными бюллетенями, а членам УИК № 479 с правом совещательного голоса убедиться в правильности проведенного подсчета по всем рассортированным пачкам;

19) о признании незаконным бездействие - не проверены контрольные соотношения;

20) о признании незаконным бездействие - пачки с бюллетенями и список избирателей не упакованы в общий мешок или коробку, на котором указан номер участка, общее число бюллетеней, мешок не опечатан, не заверен подписями членов УИК № 479, наблюдателей;

21) о признании незаконным бездействие - после окончания подсчета голосов не проведено итоговое заседание УИК № 479 для утверждения протокола;

22) о признании незаконным бездействие - на заседании УИК № 479 не рассмотрены поступившие жалобы и заявления;

23) о признании незаконным протокол №1 итогов голосования на УИК №479 по единому избирательному округу;

24) о признании незаконным бездействие - заверенные копии протоколов № 1 и № 2 не вывешены для всеобщего ознакомления;

25) о признании незаконными действия - комиссия, не завершив работу по подсчету голосов, покинула помещение УИК № 479;

26) о признании незаконным бездействие - первый экземпляр протокола не доставлен в ТИК г.Нефтекамск РБ, данные немедленно не внесены в увеличенную форму сводной таблицы с указанием времени их внесения, и восстановить нарушенные избирательные права (право на участие в референдуме);

27) об отмене решения – протокола №1 об итогах голосования участковой избирательной комиссии №479 городского округа Нефтекамск по одномандатному избирательному округу №4, оставить без удовлетворения».

В апелляционной жалобе ФИО2 и ФИО2 С.С. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обосновании доводов жалобы указывают, что видеозаписи ФИО2 представляют собой последовательную, непрерывную съемку с 21:42 часов 13 сентября 2020 года до 02:39 часов 14 сентября 2020 года. Истцы оспаривают отсутствие демонстрации печатей и пломб на сейф-пакетах, которые тоже считаются переносными ящиками. Также были ограничения в передвижении свидетелей члена участковой избирательной комиссии №479 с правом совещательного голоса ФИО2 и кандидата ФИО2 В нарушении части 18 статьи 68 ФЗ от 12.06.2002 подсчитывали бюллетени, не перекладыванием бюллетеней по одному из пачки в пачку, а подсчитывали путем загибания углов. Наблюдателям и иным лицам не была предоставлена возможность ознакомится со списками избирателей, а членам комиссии с правом совещательного голоса было отказано в возможности убедиться в правильности произведенного подсчета. Более того внесенные членам комиссии в увеличенную форму итогового протокола №2, после подсчета, данные об итогах голосования существенно отличаются от копии итогового протокола №2 представленного административным ответчиком ТИК ГО г. Нефтекамск и суду. Сортировка по пачкам избирательных объединений осуществлялась одновременно нескилькими членами комиссии УИК №479 с правом решающего голоса без оглашения содержащихся в каждом из них отметок избирателя, представления бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Галиева Р.Р., судебная коллегия приходит к следующему.

Решением территориальной избирательной комиссии от 01.07.2020 № 162/01 назначены выборы депутатов Совета городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан пятого созыва на 13.09.2020.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 11.12.2015 № 130/132-5 полномочия избирательной комиссии городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан возложены на территориальную избирательную комиссию городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан.

Решением территориальной избирательной комиссии от 08.06.2018 №86/01.15 сформирована участковая избирательная комиссия № 479 в количестве 16 членов с правом решающего голоса.

Итоги голосования по одномандатному избирательному округу №4 на избирательном участке № 479 оформлены протоколом № 1, а итоги голосования по единому избирательному округу на избирательном участке № 479 оформлены протоколом № 2, протоколы № 1 и 2 подписаны тринадцатью членами УИК № 479 с правом решающего голоса.

Протокол № 1 и 2 участковой избирательной комиссии после их составления и подписания были переданы в ИМК г. Нефтекамска, итоги голосования включены в сводную таблицу территориальной избирательной комиссии, которая размещена в системе ГАС «Выборы». Данные итогового протокола участковой избирательной комиссии № 479 и данные, размещенные в ГАС «Выборы», совпадают.

По указанным протоколам на избирательном участке № 479 число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования составило 2731, участковой избирательной комиссией было получено 2350 бюллетеней, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно составило 208, число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 315 бюллетеней, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 10 бюллетеней, число погашенных бюллетеней – 1817 бюллетеней, число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования - 131 бюллетеней, число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования - 402 бюллетеней, число недействительных бюллетеней – 27 бюллетеней, число действительных бюллетеней - 506 бюллетеней, число утраченных бюллетеней – 0 бюллетеней, число бюллетеней, не учтенных при получении - 0 бюллетеней.

В протоколе №1 по одномандатному избирательному округа №4 указаны следующие данные: ФИО2 309 голосов, ФИО2 197 голосов.

В протоколе №2 указаны следующие данные: число голосов избирателей за Политическую партию «ПАТРИОТЫ РОССИИ» составило 10, за Политическую партию СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - 333, за Политическую партию ЛДПР – Либерально-демократическая партия России - 15, за Политическую партию «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - 58, за Политическую партию «Гражданская Платформа» - 10, за Всероссийскую политическую партию «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 65, за Политическую партию «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - 26.

Решением территориальной избирательной комиссии от 14.09.2020 № 203/01 выборы депутатов Совета городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан пятого созыва признаны состоявшимися и действительными. Указанное решение было опубликовано в газете «Красное знамя» от 17.09.2020 №109 (10405).

В соответствии с положениями статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности в установленных законом случаях прокурор (часть 15). Избиратель вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором он принимал участие в соответствующих выборах (часть 16).

Административный истец Башкирское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» являлось избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированный список кандидатов в депутаты Совета городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан пятого созыва по единому избирательному округу.

Административный истец Плотников С.С. являлся кандидатом в депутаты Совета городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4.

Административные истцы Исмагилова Г.Р. и Плотников С.С. согласно регистру избирателей ГАС «Выборы» являлись избирателями в рамках избирательной компании по выборам депутатов Совета городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан пятого созыва по единому избирательному округу и одномандатному избирательному округу № 4.

Согласно п.1 ст. 68 Закона №67-ФЗ, п.1 ст.82 Кодекса Республики Башкортостан о выборах (Закон РБ от 06.12.2006 № 380-з) подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления (п. 2 ст. 68 Закона №67-ФЗ).

П.1 ст. 75 Закона № 67-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Исходя из положений части 5 статьи 75, статьи 77 Закона № 67-ФЗ суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов при таких нарушениях избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, а также основания, по которым суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов установлены пунктами 1.2, 2 статьи 77 Закона № 67-ФЗ.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15.01.2002 № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом. Невозможность установления действительной воли избирателей должна быть настолько очевидной, что сомнения в правильности подсчета голосов должны возникнуть только на основании внешних доказательств.

При этом нарушение отдельных избирательных процедур само по себе не может повлечь отмену решения избирательной комиссии, если оно не повлекло серьезных неустранимых последствий.

Таким образом, в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.

Исследованные в ходе судебного заседания видеозаписи, представленные истцами, содержание которых истцы указали в хронометраже видео доказательства ФИО2 и хронометраже видео доказательства ФИО2, не содержат сведений о времени проведения видеозаписи. С учетом того, что видеозаписи производились по всему помещению УИК №479, местонахождение видеокамеры постоянно изменялось, видеозапись представляет собой отдельные фрагменты разной продолжительности времени, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные суду видеозаписи не могут быть надлежащим доказательством указанных в иске нарушений. Из данных видеозаписей невозможно определить хронологию записи, последовательность файлов. При этом на видеофайле «МАН00294.МР4» с 22 минуты, вопреки доводам истцов, видны пломбы, отсутствие демонстрации которых оспаривают истцы. На видеозаписи «МАН00295.МР4» с 21-55 минуты виден процесс отделения недействительных бюллетеней.

Доводы свидетелей ФИО2 и ФИО2 о создании председателем, заместителем председателя комиссии и секретарем препятствий передвижению по участку, ограничению обзора для наблюдения при подсчете, выражены в общих фразах и являются субъективным мнением свидетелей. В совокупности с показаниями свидетелей ФИО2 и ФИО2, пояснившим, что в ходе выборов неоднократно нарушался порядок размещения на УИК №479, суд пришел к выводу, что указанные истцами, а также свидетелями ФИО2 и ФИО2 ограничения передвижения, могли быть связаны с соблюдением установленной схемы размещения лиц.

Довод истцов о подсчете бюллетеней «за уголок», учитывая отсутствие общего видео и хронологии представленных видеофайлов, не исключает, что указанный подсчет за уголок был повторным после надлежащего подсчета. Указанный свидетелем ФИО2 ускоренный подсчет голосов также относиться к субъективным характеристикам. Также суд принимает во внимание, что представленными суду видеозаписями доказано, что при сортировке бюллетени перекладывались из одной пачки в другую. Тем самым, лицам, присутствующим при подсчете голосов была предоставлена возможность визуального ознакомления с содержанием бюллетеней. Членами УИК № 479 в соответствии с п.18 ст. 68 Закона № 67-ФЗ подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы производился отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). Соответственно, указанное истцами нарушение, в совокупности всех действий УИК №479, не является тем существенным нарушением избирательного законодательства Российской Федерации, которое не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

П.5 ст. 3 Закона № 67-ФЗ предусмотрено, что деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, осуществляется открыто и гласно. В целях обеспечения реализации данного принципа в деятельности избирательной комиссии, а также в целях обеспечения соблюдения в день голосования порядка на избирательном участке избирательной комиссией принято решение от 08.09.2020 № 19.4 «Об утверждении схем размещения технологического и иного оборудования, мест, отведенных для работы членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц, указанных в п.3 ст. 30 Закона № 67-ФЗ, в день голосования в помещении участковой избирательной комиссии», которым определены рабочие места членов участковой комиссии, места размещения лиц присутствующих при проведении голосования и подсчете голосов, а также места расположения технологического оборудования. Указанное решение до начала голосования размещено на информационном стенде комиссии и являлось обязательным для исполнения всеми лицами, находящимися в помещении для голосования. Предусмотренная п. 1, 10 статьи 68 Закона № 67-ФЗ лицам, указанным в п.3 ст.30 Закона № 67-ФЗ, присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом, а также обеспечение полного обзора действий членов комиссии, при соблюдении указанных схем размещения технологического и иного оборудования, мест, отведенных для работы членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц, вопреки доводам истцов, была обеспечена. Относимых и допустимых доказательств (ст.60, 61, 62 КАС РФ) не обеспечения видимости всех действий членов УИК №479 для ФИО2, ФИО2, ФИО2, ФИО2, суду не предоставлено. Из обстоятельств дела, учитывая то, что указанные лица неоднократно меняли свое местоположение на УИК № 479 (в том числе, производя видеосъемку из различных частей зала) следует, что указанные лица имели возможность занять иное местоположение.

Суд пришел к выводу, материалами дела, в том числе, копией протоколов №1 и №2, сводными таблицами, внесенными в них сведения, видеозаписями и фотографиями увеличенной формы протокола опровергаются указанные административными истцами в иске нарушения: о невнесении членами УИК №479 с правом решающего голоса на каждую страницу списка избирателей суммарных данных по странице, не оглашение итогов по каждой книге; не оглашение и не внесение суммарных данных по всему списку избирателей; не оглашение и невнесение сведений в строки 3, 4, 5, 6 увеличенной формы протокола; не оглашение количества избирателей, проголосовавших с использованием каждого переносного ящика и сейф-пакетов; отсутствие проверки перед вскрытием каждого переносного ящика и сейф-пакетов и отсутствие демонстрации присутствующим целостности печатей УИК, пломб на каждом из них; не указание числа фактически обнаруженных в сейф-пакетах бюллетеней в акте, который составлялся при его опечатывании; не просуммирование, не оглашении и не внесение в строку 8 протокола и УФП число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносных ящиках (включая признанные недействительными), стационарных ящиках; не осуществление подсчета бюллетеней, признанных недействительными; определение общего числа всех недействительных бюллетеней, их не оглашение и не внесение в строку 10 УФП; не вычисление числа бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках (строка 10 плюс строка 11 минус строка 8), не оглашение и не внесение в строку 9 протокола и увеличенную форму протокола; отсутствие проверки контрольных соотношений.

Кроме того, доводы о не определении числа фактически обнаруженных в сейф-пакетах бюллетеней и их не внесение в акт, который составлялся при его опечатывании опровергается также актами о проведении досрочного голосования.

На основании пункта 6.7 Постановления ЦИК России от 24.07.2020 №260/1916-7 «О Порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13.09.2020» вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка не поврежденности печати (средства), исключающего возможность ее (его) снятия без повреждения (сохранности сейф-пакета), демонстрация сохранности не является обязательной. Вместе с тем, административное исковое заявление не содержит доводов о фактах нарушения целостности печатей сейф-пакетов и стационарных ящиков.

В соответствии с абз.14 п. 6 ст. 68 Закона № 67-ФЗ наблюдателям и иным лицам, указанным в п.3 ст. 30 Закона № 67-ФЗ, была предоставлена возможность ознакомиться со списком избирателей, а членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса была предоставлена возможность убедиться в правильности произведенного подсчета. Положения избирательного законодательства регламентируют порядок ознакомления со списком избирателей, предусматривающий визуальное дистанционное ознакомление, с соблюдением запретов, обусловленных недопустимостью распространения персональных данных граждан Российской Федерации. По той же причине, исключается и предоставление копии списков избирателей. Довод о невозможности наблюдателям, присутствовавшим в тот момент на УИК №479, ознакомится со списком избирателей, наличии препятствий члену УИК с правом совещательного голоса Исмагиловой Г.Р. в правильности подсчета по списку избирателей, не подтвержден допустимыми и относимыми доказательствами. Жалобы о нарушении порядка внесения и оглашения указанных суммарных данных по каждой странице списка избирателей до подведения итогов голосования в участковую избирательную комиссию не поступали. Данный довод не может быть признан доказательством нарушения прав Исмагиловой Г.Р. как избирателя.

Довод административных истцов о нарушение п.7 ст. 68 Закона № 67-ФЗ тем, что список избирателей не убран в сейф, является несостоятельным, основывается на неверном толковании норм права, не повлек искажения волеизъявления избирателей. Согласно п.7 ст. 68 Закона № 67-ФЗ список избирателей может также убираться в иное специально приспособленное для хранения документов место, с учетом того, что его хранение обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии, исключен доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, что и было выполнено членами УИК №479 с правом решающего голоса.

При рассмотрении довода административных истцов о том, что при сортировке члены УИК не оглашали каждую отметку в бюллетене (фамилию кандидата), о проведении сортировки одновременно несколькими членами УИК с правом решающего голоса в нарушение п.14 ст.68 Закона № 67-ФЗ, судом установлено следующее. Порядок сортировки избирательных бюллетеней, извлеченных из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам избирателей за каждого кандидата (список кандидатов) установлен п.14 ст.68 Закона № 67-ФЗ. В соответствии с п.14 данной статьи члены участковой комиссии сортируют бюллетени, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При этом члены участковой комиссии с правом решающего голоса поочередно оглашают содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Приложенные административными истцами видеозаписи, свидетельствуют о сортировке бюллетеней по одному бланку разными членами участковой комиссии. В данном случае в процессе сортировки бюллетени раскладывались в отдельные пачки лицевой стороной вверх, что обеспечивало возможность и доступность для лиц, присутствующих при подсчете голосов, визуального контроля за ходом сортировки бюллетеней и процессом подсчета голосов избирателей. Процесс сортировки и подсчета бюллетеней на УИК №479 находился под контролем наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, кандидатов и других лиц, находившихся в непосредственной близости от осуществляемых членами избирательной комиссии действий. В течение всего процесса данные лица в непосредственной близости от избирательных бюллетеней производили видеосъемку. Таким образом, суд пришел к выводу, что данный довод не может повлечь невозможность определить результаты волеизъявления избирателей.

В силу п.23 ст.68 Закона № 67-ФЗ после завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени, а также упакованные открепительные удостоверения, список избирателей помещается в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в пункте 3 статьи 30 Закона № 67-ФЗ и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.

Согласно материалам дела, рассортированные бюллетени после проведения первичного подсчета голосов были упакованы в отдельные пачки (мешки), которые были обмотаны скотчем, и заверены уполномоченными лицами с указанием номера избирательного участка. Упакованные пачки с рассортированными бюллетенями сложены в мешок. Каких-либо жалоб от наблюдателей либо кандидатов в депутаты по поводу ненадлежащей упаковки бюллетеней после проведения первичного подсчета голосов не поступало.

Представленные административными истцами видеозаписи МАН 00297.МР4 с 14-20 минуты, VID_20200914_005456.mp4 с 00-25 минуты, VID_20200914_0010742.mp4 с 1-20 минуты содержат сведения о передвижении председателя УИК №479 по залу для голосования с избирательной документацией, упакованной в общий мешок. Отсутствие видеозаписи процесса упаковывания бюллетеней и списка избирателей, а также проведения итогового заседания УИК №479 для утверждения протокола не может являться доказательством нарушения.

В соответствии с п.1 ст. 67 Закона № 67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Согласно п.26 ст. 68 Закона № 67-ФЗ после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Закона № 67-ФЗ. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

Вопреки доводам истцов, факт определения контрольных соотношений показателей заполненных строк протоколов, факт подписания, оформления протоколов об итогах голосования членами УИК №479, подтверждаются протоколами №1 и № 2 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по единому избирательному округу. Факт подписания протоколов об итогах голосования членами УИК № 479 с правом решающего голоса, свидетельствует о проведении итогового заседания. Факт рассмотрения жалоб и заявлений на итоговом заседании УИК №479 подтверждаются протоколами № 1 и №2 об итогах голосования, в которые внесены сведения о поступивших жалобах. Иные жалобы и заявления, исходя из времени их передачи в УИК №479, поступили после подписания протоколов об утверждении итогов голосования.

Указанные протоколы подписаны всеми членами участковой избирательной комиссии: председателем, заместителем председателя, секретарем и тринадцатью членами УИК № 479 с правом решающего голоса. Особого мнения членов УИК №479 с правом решающего голоса к протоколу не приложено, заявлений и жалоб относительно процедуры подсчета голосов избирателей не поступало.

Реестром регистрации подтверждается выдача по требованию членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в п.3 ст.30 Закона № 67-ФЗ, заверенных копий протоколов УИК № 479 об итогах голосования.

Довод административных истцов о получении протокола №1 и не получении протокола №2, не свидетельствует об обращении истцов за получением протокола №2 к секретарю или председателю УИК №479 и отказе в его выдаче. Заявление от 12.09.2020 о выдаче протоколов об итогах голосования, в данном случае, не может рассматриваться как нарушение прав Башкирского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» или Исмагиловой Г.Р. как избирателя. Суду не представлено доказательств обращения административного истца Башкирского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» или Плотникова С.С. о получении копии протокола. Ответчики пояснили, что от Башкирского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» требований о предоставлении заверенных копий протоколов УИК№ 479 об итогах голосования не поступало. Не получение копий протоколов истцами и не вывешивание копий протоколов для всеобщего обозрения, в данном случае, не может являться нарушением, которое не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Судом установлено, что после подписания протоколов УИК№ 479 об итогах голосования и выдачи заверенных копий протоколов первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами был доставлен в ТИК г.Нефтекамска председателем и секретарем участковой комиссии. Данные протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 479 внесены в ГАС «Выборы». Каких-либо расхождений в сведениях, указанных в протоколах участковой избирательной комиссии и сведениях в ГАС «Выборы» не имеется.

Довод истцов о времени отъезда председателя и секретаря УИК №479 в 2-30 часов 14.09.2020, о времени приезда в ТИК г.Нефтекамска, о длительности передвижения председателя и секретаря УИК №479 до ТИК г.Нефтекамска РБ не подтверждены допустимыми и достаточными доказательствами. Доводы свидетелей ФИО2 и ФИО2 о времени отъезда членов УИК№479 основаны на сведениях, полученных от иных лиц, а время их приезда в ТИК истцами также надлежаще не зафиксировано.

Более того, также необходимо отметить, что административные истцы, Исмагилова Г.Р. и Плотников С.С., указанные в иске как избиратели, являлись лицами, указанными в п.3 ст. 30 Закона № 67-ФЗ, и имели объективную возможность контроля выборного процесса, лично могли находиться на избирательном участке №479 во время подсчета голосов.

Также суд не признал обоснованным и утверждение административных истцов о том, что для выполнения требований закона в участковой комиссии должно быть 8 членов с правом решающего голоса, а не 16.

Участковая избирательная комиссия избирательного участка № 479 сформирована на основе предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании – Курултая Республики Башкортостан, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Совете городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан (всего 4 человека от каждой политической партии);

б) собраний избирателей по месту работы (всего 9 человек).

в) других политических партий и иных общественных объединений (всего 3 человека).

На момент формирования участковой избирательной комиссии избирательного участка № 479 в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Собрании – Курултая Республики Башкортостан, Совете городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан было представлено всего 4 политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов: Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – 1 человек; ЛДПР – Либерально-демократическая партия России – 1 человек; Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – 1 человек; Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» – 1 человек.

Поскольку в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Собрании – Курултая Республики Башкортостан, Совете городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан представлено всего 4 политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, в УИК №479 назначено на основе предложений указанных политических партий по одному члену комиссии от каждой политической партии, остальные же члены комиссии назначены на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений, собраний избирателей по месту работы. Таким образом, число членов УИК избирательного участка № 479 с правом решающего голоса и количество членов представителей политических партий и собраний избирателей по месту работы в данной участковой избирательной комиссии соответствует пп.1, 2 и 4 ст. 22 и п.3, 4, 5 ст. 27 Закона №67-ФЗ.

Более того, решение территориальной избирательной комиссии от 08.06.2018 № 86/01.09 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 479» в установленном порядке административными истцами не обжаловано.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что административными истцами не доказано наличие указанных в иске нарушений, которые не позволили бы с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, основанными на требованиях избирательного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела.

Вопреки доводам апелляционной жалобы в ходе разрешения административного спора судом первой инстанции не установлено и административными истцами не представлено доказательств нарушения в ходе проведения выборов и подсчета голосов на избирательном участке № 479 нарушений избирательного законодательства, которые бы привели к искажению действительной воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования.

Также не могут служить основанием для отмены решения суда доводы истцов о нарушении при формировании участковой избирательной комиссии № 479 пункта 5 статьи 27 Федерального закона № 67, поскольку указанное обстоятельство не могло повлиять на волеизъявление избирателей и итоги голосования на избирательном участке.

Доводам апелляционной жалобы о том, что внесенные членам комиссии в увеличенную форму итогового протокола №2, после подсчета, данные об итогах голосования существенно отличаются от копии итогового протокола №2 представленного административным ответчиком ТИК ГО г. Нефтекамск и суду, несостоятельны, так как каких-либо расхождений в сведениях, указанном протоколе и сведениях в ГАС «Выборы» не имеется.

Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, сводятся к изложению правовой позиции заявителя, выраженной им в заявлении и в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Обязательным условием отмены результатов выборов судом является установление факта нарушения избирательного законодательства, которое повлекло невозможность выявления действительной воли избирателей по данному избирательному участку, территории, округу в целом.

Апелляционная жалоба не содержит доводов о том, что перечисленные в иске нарушения законодательства о выборах повлекли указанные последствия.

Основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (пункт 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Кроме того, судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка.

Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам административного дела, судебной коллегией не выявлено.

Руководствуясь статьями 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 21 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 и ФИО2 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Л.В. Портнова

Судьи А.Ф. Искандаров

А.Н. Субхангулов

Справка: судья Ханова А.А.