ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-220/2023 от 17.01.2024 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0031-01-2023-000477-68

Дело № 2а-220/2023 (№ 33а-161/2024) судья – Шалыгин А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 января 2024 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Сельховой О.Е.,

судей Иванова Д.А. и Чеботаевой Е.И.

при секретаре судебного заседания Кутиловой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сельховой О.Е.

административное дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Тверской области на решение Старицкого районного суда Тверской области от 13 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Старицкого района Тверской области, поданному в защиту прав и законным интересов неопределенного круга лиц, к Министерству строительства Тверской области, Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Тверской технологический колледж» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, финансированию данных мероприятий,

у с т а н о в и л а:

24 августа 2023 года прокурор Старицкого района Тверской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеприведенным административным исковым заявлением.

В обоснование иска указал, что в рамках проведенной прокуратурой Старицкого района Тверской области проверки деятельности филиала Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Тверской технологический колледж» (далее – ГБП ОУ «Тверской технологический колледж», колледж), расположенного по адресу: <данные изъяты>, (далее также филиал колледжа в г. Старице) в сфере исполнения требовании федерального законодательства об антитеррористической защищенности, установлено, что филиалу определена четвертая категория опасности.

В нарушение подпункта «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006, (далее – Требования к антитеррористической защищенности объектов) филиал колледжа в г. Старице не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Внесенное прокурором директору ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» представление от 30 апреля 2023 года рассмотрено, однако нарушения не устранены. В ответе на представление указано, что колледж является бюджетной организацией, его хозяйственная деятельность обусловлена количеством выделенных ему денежных средств.

В соответствии с пунктом 8.11 Устава ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» государственные задания для колледжа в соответствии с основными видами деятельности формируются и утверждаются учредителем. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства Тверской области от 6 мая 2017 года № 122-пп колледж подведомственен Министерству строительства Тверской области.

На основании изложенного прокурор Старицкого района Тверской области, с учетом уточнений, просил:

- признать незаконным бездействие Министерства строительства Тверской области и ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» по непроведению работ в здании учебного и общественно-бытового корпуса филиала Учреждения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, по оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- возложить на Министерство строительства Тверской области обязанность не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму по оборудованию здания учебного и общественно-бытового корпуса филиала Учреждения расположенного по адресу: <данные изъяты>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- возложить на ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» обязанность в срок не позднее 6 месяцев после исполнения Министерством строительства Тверской области обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований законодательства оборудовать здание учебного и общественно-бытового корпуса филиала Учреждения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Протокольным определением суда от 14 сентября 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов Тверской области.

В письменном отзыве на административное исковое заявление ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» указало, что у колледжа, как бюджетной организации, чья хозяйственная деятельность обусловлена количеством выделенных ему бюджетных денежных средств, отсутствовала реальная возможность исполнить требования подпункта «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов. Подготовка проекта обоснований бюджетных ассигнований при разработке проекта Закона Тверской области об областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период, формирование государственного задания для колледжа в соответствии с Законом Тверской области об областном бюджете и его утверждение отнесено к полномочиям Министерства строительства Тверской области, к которому колледж неоднократно обращался с письмами о выделении средств для приведения спорного здания в соответствие с требованиями по обеспечению антитеррористической защищенности объектов. До настоящего времени денежные средства на указанные цели не выделены. Собственных денежных средств для выполнения данных колледж не имеет. При выделении средств на проведение работ потребуется не менее 10 месяцев.

В письменных возражениях на административный иск Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области указало, что заявленное требование не связано с причинением вреда, в связи с чем собственник имущества Учреждения не может быть привлечен к субсидиарной ответственности. Главным распорядителем бюджетных средств колледжа является его учредитель. Согласно пункту 10 Постановления Правительства Тверской области от 6 мая 2017 года № 122-пп отраслевым органом исполнительной власти для ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» является Министерство строительства Тверской области.

В письменных возражениях Министерства строительства Тверской области на административный иск указано, что Министерство обладает полномочиями главного распорядителя средств, поступающих из бюджета Тверской области. Главным распорядителем денежных средств, поступающих в колледж от оказания платных услуг, Министерство не является. Бремя содержания имущества, закрепленного на праве оперативного управления, несет колледж. Колледж является самостоятельным юридическим лицом и надлежащим ответчиком по данному делу. В соответствии с Порядком осуществления исполнительными органами государственной власти Тверской области функций и полномочий учредителя государственного учреждения Тверской области, утвержденным Постановлением Правительства Тверской области от 5 февраля 2018 года № 34-пп, Министерство - отраслевой орган исполнительной власти в рамках осуществления функций и полномочий учредителя бюджетного учреждения не имеет обязанности по обеспечению финансирования подведомственных учреждений. Оснований для удовлетворения заявленных к Министерству требований не имеется. Доказательства незаконного бездействия Министерства отсутствуют. Постановлением Правительства Тверской области от 11 августа 2015 года № 380-пп утвержден Порядок определения объема субсидии на иные цели и условия ее предоставления. ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» вправе обратиться в Министерство по вопросу предоставления данной субсидии. В 2022 году Министерством в адрес колледжа было направлено письмо о необходимости проведения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов. В ответ на указанное письмо колледж предоставил реестр потребностей на 2023 год на проведение работ по приведению зданий колледжа в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности объектов (письмо от 8 августа 2022 года № 454). 10 августа 2022 года Министерством в органы государственной власти Тверской области направлено обращение с просьбой рассмотреть вопрос о выделении в 2023 году финансовых средств с целью устранения в колледже нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, которыми в свою очередь представлены заключения (рецензии). 10 августа 2023 года Министерством также направлено в органы государственной власти Тверской области обращение с просьбой рассмотреть вопрос о выделении в 2024 году средств с целью устранения нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в колледже. Таким образом, со стороны Министерства не допущено незаконного бездействия. Министерство в пределах имеющихся полномочий предприняло все необходимые меры для предоставления дополнительного финансирования колледжа.

В письменном отзыве на возражения Министерства строительства Тверской области ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» указало, что собственных денежных средств для исполнения решения суда колледж не имеет. Предоставление государственным учреждениям субсидий на иные цели осуществляется исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим функции распорядителя. Со стороны Колледжа с 2020 года предпринимались все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований подпункта «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов. Их неисполнение связано с обстоятельствами, на которые колледж повлиять не мог.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца – помощник прокурора Старицкого района Тверской области Виноградова Л.В. административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» Шевченко Т.А. против удовлетворения требований прокурора в части возложения на колледж обязанности по оборудованию здания учебного и общественно-бытового корпуса филиала в г. Старице указанными в административном иске системами оповещения не возражала, однако указанный прокурором срок полагала недостаточным, просила установить срок исполнения обязанности не менее 1 года с момента поступления финансирования. Исковые требования прокурора в части признания незаконным бездействия колледжа не признала, так как имели место неоднократные обращения в Министерство финансов Тверской области по поводу выделения денежных средств, которые не были выделены. Собственных средств для исполнения обязанности колледж не имеет. Пояснила, что здания учебного и общественно-бытового корпусов филиала колледжа в г. Старице смежные, соединены переходом, оба здания задействованы в осуществлении образовательной деятельности. Объем денежных средств, о выделении которых просил колледж, предполагает оборудование системой оповещения здания обоих корпусов филиала.

Представитель административного ответчика Министерства строительства Тверской области Громова С.В. административные исковые требования прокурора к Министерству не признала, поддержала доводы письменных возражений, считала Министерство ненадлежащим ответчиком, указала, что Министерство не осуществляет финансирование подведомственных учреждений, Министерством принимались все зависящие от него меры для предоставления дополнительного финансирования колледжу, незаконного бездействия со стороны Министерства не допущено.

Остальные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в их отсутствие.

Решением Старицкого районного суда Тверской области от 13 октября 2023 года административные исковые требования прокурора Старицкого района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству строительства Тверской области, ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму удовлетворены.

Признано незаконным бездействие Министерства строительства Тверской области и ГБП ОУ «Тверской технологический колледж», выразившееся в непроведении работ в зданиях учебного и общественно-бытового корпусов филиала ГБП ОУ «Тверской технологический колледж», расположенных по адресу: <данные изъяты> по оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

На Министерство строительства Тверской области возложена обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания учебного и общественно-бытового корпусов филиала ГБП ОУ «Тверской технологический колледж», расположенных по адресу: <данные изъяты>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

На ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» возложена обязанности в срок не позднее 6 месяцев с момента поступления финансирования оборудовать здания учебного и общественно-бытового корпусов филиала Учреждения, расположенных по адресу: <данные изъяты>, системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Административным ответчикам указано на необходимость в течение одного месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения возложенных судом обязанностей, сообщить об исполнении настоящего решения в суд и прокурору Старицкого района Тверской области.

Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2023 года.

9 ноября 2023 года Министерство строительства Тверской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных к Министерству строительства Тверской области требований, принять по административному делу в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении к Министерству строительства Тверской области данных административных исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу. Нормативное обоснование возможности возложения на Министерство обязанности обеспечить финансирование проведения указанных прокурором работ в решении суда отсутствует. Доказательств нарушения Министерством прав неопределенного круга лиц и незаконного бездействия не представлено. Министерство, как учредитель колледжа, предприняло все необходимые меры для предоставления дополнительного финансирования колледжа. По данной категории дел необходимо привлечение в качестве административного ответчика финансового органа – участника бюджетного процесса.

Кроме того, бремя содержания переданного в оперативное управление ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» имущества не лежит на его собственнике, а перешло к колледжу, являющемуся самостоятельным юридическим лицом и надлежащим ответчиком по делу. Следовательно, Министерство не должно финансировать мероприятия по оборудованию здания филиала колледжа в г. Старице системами оповещения. Согласно положениям Устава ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его учредитель в случае недостаточности средств колледжа.

В письменных возражениях прокурор Старицкого района Тверской области просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца прокуратуры Старицкого района Тверской области Рахманова Ю.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Представитель административного ответчика Министерства строительства Тверской области Громова С.В. поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, полагала Министерство ненадлежащим ответчиком, считала, что обязанность по финансированию необходимых работ должна быть возложена на Министерство финансов Тверской области, которое занимается распределением средств областного бюджета. Дополнительно пояснила, что у ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» отсутствуют денежные средства для выполнения возложенного объема работ.

Представитель ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» Шевченко Т.А. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, указала, что к деятельности, приносящей доход, относится платное обучение студентов, сдача имущества в аренду. Однако за счет данных денежных средств нужно оплачивать работу преподавателей, содержать имущество учреждения. Собственных денежных средств недостаточно. С 2021 года учреждение обращается в Министерство с письменными заявлениями о выделении денежных средств для выполнения работ по антитеррористической безопасности, однако денежные средства до сих пор не выделены.

Иные участники процесса, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем, на основании положений статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно статье 1 названного Федерального закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

На основании статьи 37 Закона о пожарной безопасности руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (статья 1 Технического регламента).

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1 статьи 5 Технического регламента).

В силу части 1 статьи 54 Технического регламента системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (часть 2 статьи 54 Технического регламента).

Подпунктом «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Из пунктов 1.4, 2.2, 2.7 Устава ГБП ОУ «Тверской технологический колледж», утвержденного приказом Министерства образования Тверской области от 26 января 2012 года № 30-а, (далее – Устав) следует, что Учреждение является юридическим лицом, государственной бюджетной профессиональной образовательной организацией, предметом его деятельности является реализация в пределах государственного задания основных профессиональных образовательных программ; образовательных программ среднего профессионального образования (т. 1 л.д. 80-81).

Согласно пункту 1.5 Устава учредителем ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» является Тверская область. От имени Тверской области полномочия учредителя осуществляют Правительство Тверской области, Министерство строительства Тверской области (Учредитель), Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в рамках предоставленных полномочий (т. 1 л.д. 45, 99).

В соответствии с пунктом 8.1 Устава имущество Учреждения является собственностью Тверской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления (т. 1 л.д. 92).

Согласно пункту 1.8 Устава ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» имеет филиал в г. Старице, расположенный по адресу: <данные изъяты> который действует на основании настоящего Устава и Положения о филиале, утвержденного приказом директора Учреждения.

В Положении о филиале ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» в г. Старице указано, что филиал является обособленным структурным подразделением колледжа, не является юридическим лицом, во исполнение возложенных задач осуществляет, в том числе, реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, содержание и эксплуатацию объектов имущественного комплекса, обеспечение комплексной безопасности филиала (пункты 1, 3, 9 Положения) (т. 1 л.д. 120-121).

Из материалов дела следует, что образовательная деятельность филиала колледжа в г. Старице осуществляется в здании общественно-бытового и учебного корпуса, расположенных по адресу: Тверская обл., г. Старица, Советский пер., д. 2, собственником которого является Тверская область, переданного ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» в оперативное управление (т. 1 л.д. 101).

Согласно акту обследования и категорирования филиала в г. Старице от 15 ноября 2019 года данному объекту определена категория опасности № <данные изъяты> (т. 1 л.д. 161-166).

27 марта 2020 года директором ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» утвержден паспорт безопасности филиала колледжа в г. Старице с учетом присвоенной четвертой категории опасности (т. 2 л.д. 152-160).

В силу подпункта «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов здание учебного и общественно-бытового корпусов должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Прокуратурой Старицкого района Тверской области проведена проверка деятельности филиала ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» в сфере исполнения требовании федерального законодательства об антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что филиалу определена четвертая категория опасности, и, в частности, в нарушение подпункта «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов филиал колледжа в г. Старице не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

30 апреля 2023 года и.о. прокурора Старицкого района в адрес директора ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» внесено представление № <данные изъяты> об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности с требованием принять меры к устранению, в том числе, вышеуказанного нарушения (т. 1 л.д. 12-14).

В ответ на представление заместитель директора ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» Дубинина С.Б. в письме от 26 мая 2023 года № <данные изъяты> сообщила, в том числе, что колледж с 2020 года неоднократно обращался в Министерство строительства Тверской области с просьбой о выделении бюджетных средств на оборудование объектов системами оповещения, однако до настоящего времени денежные средства на указанные цели не выделены (т. 1 л.д. 15-17).

Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что административными ответчиками нарушены требования законодательства, здания филиала колледжа в г. Старице не оснащены оборудованием в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объекта. Возлагая на Министерство строительства Тверской области обязанность обеспечить финансирование работ по устранению нарушений требований безопасности в колледже, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство строительства Тверской области является отраслевым органом исполнительной власти, которому подведомственно ГБП ОУ «Тверской технологический колледж», в связи с чем Министерство является надлежащим ответчиком по делу.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные в дело доказательства оценил по правилам статьи 84 и части 4 статьи 180 КАС РФ.

Здание филиала ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» в г. Старице положениям подпункта «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов не соответствует, что установлено в ходе проведенной прокурором проверки.

В этой связи районный суд обоснованно признал незаконным допущенное административными ответчиками бездействие по необорудованию здания колледжа системами оповещения, указанными в административном иске, и удовлетворил заявленные прокурором требования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство строительства Тверской области является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.

Согласно 8.11 Устава ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» государственные задания для колледжа в соответствии с основными видами деятельности формируются и утверждаются Учредителем (Министерство строительства Тверской области (пункт 1.5 Устава)). Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета Тверской области. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Порядок формирования государственного задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Тверской области, за исключением государственных учреждений здравоохранения Тверской области, утвержденному Постановлением Правительства Тверской области от 11 августа 2015 года № 380-пп, государственное задание формируется исполнительными органами государственной власти Тверской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственных учреждений Тверской области (пункт 2 Порядка).

Учредитель формирует проект государственного задания в отношении подведомственных государственных учреждений, представляет проект государственного задания, утверждает государственное задание и доводит его до подведомственных государственных учреждений (пункты 6, 12, 13 Порядка).

Постановлением Правительства Тверской области от 6 мая 2017 года № 122-пп «О подведомственности государственных унитарных предприятий Тверской области и государственных учреждений Тверской области исполнительным органам Тверской области» в редакции Постановления Правительства Тверской области от 27 декабря 2019 года № 552-пп, ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» отнесено к подведомственности Министерства строительства Тверской области.

В силу подпунктов «б», «д» пункта 6 Порядка осуществления исполнительными органами государственной власти Тверской области функций и полномочий учредителя государственного учреждения Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 5 февраля 2018 года № 34-пп, отраслевой орган исполнительной власти в рамках осуществления функций и полномочий учредителя бюджетного учреждения осуществляет контроль за деятельностью бюджетного учреждения в порядке, установленном Правительством Тверской области, формирует и утверждает государственные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности, а также осуществляет финансовое обеспечение выполнения этого задания.

Согласно подпунктам 37.1 и 37.2 пункта 8 указанного Положения, Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя, подведомственных Министерству государственных учреждений, и обеспечивает подготовку государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) для подведомственных государственных учреждений.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 8 Положения о Министерстве строительства Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 11 декабря 2018 года № 352-пп, Министерство является распорядителем и получателем средств, выделяемых из областного бюджета Тверской области.

Как следует из подпункта 34 пункта 8 указанного Положения, Министерство осуществляет меры по противодействию и профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений при реализации своих полномочий в пределах установленной компетенции.

Постановлением Правительства Тверской области от 6 мая 2017 года № 122-пп ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» установлена подведомственность учреждения Министерству строительства Тверской области.

ГБП ОУ «Тверской технологический колледж» в соответствии с бюджетным законодательством является получателем бюджетных средств, находящихся в ведении распорядителя бюджетных средств – Министерства строительства Тверской области.

Таким образом, на основании подпунктов 18, 34 пункта 8 Положения о Министерстве строительства Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 11 декабря 2018 № 352-пп, Министерство строительства Тверской области, как распорядитель средств областного бюджета в соответствующей сфере его деятельности и компетенции, осуществляющее материально-техническое и финансовое обеспечение подведомственного ему учреждения, в том числе по принятию мер по противодействию и профилактике терроризма, правомерно наделено статусом административного ответчика в рассматриваемых правоотношениях. При изложенных обстоятельствах правовых оснований для возложения такой обязанности на Министерство финансов Тверской области не имеется.

Из материалов дела следует, и не оспаривается сторонами, что причиной нарушения учреждением требований пожарной безопасности является отсутствие необходимого финансирования.

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Аналогичные положения предусмотрены Порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Тверской области, за исключением государственных учреждений здравоохранения Тверской области, утвержденным Постановлением Правительства Тверской области от 11 августа 2015 года № 380-пп.

С учетом того, что Министерство строительства Тверской области, выполняя полномочия и функции учредителя ГБП ОУ «Тверской технологический колледж», не обеспечило достаточное финансирование, позволяющее устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, возложение на апеллянта соответствующей обязанности является обоснованным.

Кроме того, стоимость разработки проектно-сметной документации и выполнения работ по оснащению здания филиала колледжа в г. Старице системой оповещения по состоянию на апрель 2023 года составляла <данные изъяты> руб. (т. 1 л.д. 28).

Согласно отчетам об исполнении Учреждением Плана финансово-хозяйственной деятельности на 1 января 2023 года и на 1 июля 2023 года доходов, полученных Учреждением, с учетом суммы расходов, недостаточно для самостоятельного оснащения здания филиала колледжа в г. Старице системами оповещения (т. 2 л.д. 34-43).

В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, доводы жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Старицкого районного суда Тверской области от 13 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Тверской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи