Дело № 11а-5869/2022 Судья Гонибесов Д.А.
Дело № 2а-222/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 мая 2022 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Смолина А.А.,
судей Кокоевой О.А., Магденко А.В.,
при секретаре Кузнецовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Абрамова М. С. на решение Миасского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области к Абрамову М. С. о взыскании недоимки по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Кокоевой О.А. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 23 по Челябинской области, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Абрамову М.С. о взыскании задолженности (с учетом изменения заявления об уменьшении исковых требований) по страховым взносам за 2020 год на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации, в размере <данные изъяты><данные изъяты> и пени по ним в размере <данные изъяты>; по страховым взносам за 2020 год на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> и пени по ним в размере <данные изъяты>; по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в размере <данные изъяты> и пени по нему в размере <данные изъяты>; по транспортному налогу за 2019 год в размере <данные изъяты> и пени по нему в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указано, что Абрамов М.С. имеет статус адвоката с ДД.ММ.ГГГГ и являлся плательщиком страховых взносов в фиксированном размере. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов самостоятельно не позднее 31 декабря текущего календарного года. Абрамов М.С. не исполнил обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии и страховых взносов за 2020 год на обязательное медицинское страхование. несвоевременно уплачены налоги и взносы, в связи с чем, налогоплательщику начислены пени в указанном размере. Кроме того, с 2019 года Абрамов М.С. являлся собственником автомобиля <данные изъяты>, а также квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Требование об уплате налогов и пеней было направлено инспекцией в адрес налогоплательщика. За несвоевременную уплату налога начислены пени в указанной сумме, которые в добровольном порядке также не погашены.
Решением Миасского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 23 по Челябинской области удовлетворено частично. С Абрамова М.С. взыскана недоимка в общей сумме <данные изъяты>: по страховым взносам за 2020 год на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд России на выплату страховой пенсии в размере <данные изъяты>, и пени по нему в размере <данные изъяты>, пени по страховым взносам за 2020 год на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>, по транспортному налогу за 2019 год в сумме <данные изъяты>, и пени по нему в сумме <данные изъяты>; по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме <данные изъяты>, пени по нему в сумме <данные изъяты>. В остальной части административный иск оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с постановленным по делу решением суда, административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит об отмене решения и вынесении нового судебного акта.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Ссылается, что судом установлена задолженность, исходя из фиксированной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России на выплату страховой пенсии составляет <данные изъяты>, при этом оставил без внимания, что общее начисление суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в Пенсионный фонд России на выплату страховой пенсии составляет <данные изъяты> (<данные изъяты>). Административный ответчик указывает, что в административном исковом заявлении начисления по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> ко взысканию не предъявлены, в связи с чем, полагает, что судом неправомерно учтена оплата в размере <данные изъяты> рублей, произведенная ДД.ММ.ГГГГ, в счет задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в Пенсионный фонд России. Указывает, что судом проигнорированы доводы административного ответчика о том, что определением Миасского городского суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ дело по заявлению налогового органа о взыскании страховых взносов за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд России на выплату страховой пенсии и страховых взносов за 2019 год на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования прекращено, в связи с отсутствием задолженности – принят отказ от иска. Также полагает, что судом не приняты во внимание доводы административного истца об отсутствии задолженности по транспортному налогу за 2019 год и по налогу на имущество за 2019 год, в связи с оплатой задолженности по платежным поручениям в установленный законом срок, начиная с 2016 года. Также, по мнению административного истца, судом оставлено без внимания заявление о применении сроков исковой давности по данным требованиям, согласно которому налог на имущество и транспортный налог за 2019 год (срок оплаты – до 01 декабря 2020 года). Административный ответчик утверждает, что в адрес налогоплательщика выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок – ДД.ММ.ГГГГ. Заявление о вынесении судебного приказа мировому судье № 6 г. Миасса подано налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного срока. С иском в суд по данным требованиям в Миасский городской суд Челябинской области налоговый орган обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, тем самым нарушив сроки обращения в суд с административным исковым заявлением.
Представителем Межрайонной ИФНС России № 23 по Челябинской области представлены письменные возражения на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, новые доказательства, доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога и сбора, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога и сбора должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога и сбора досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и сбора является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога и сбора.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога и сбора в установленный срок производится взыскание налога и сбора в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 статьи 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются, в том числе адвокаты.
Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
В силу статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, индивидуальными предпринимателями производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (пункт 2, 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ (редакция, действующая на период взыскания – 2020 год) индивидуальные предприниматели уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом является квартал.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (часть 3 статьи 363 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
Из материалов дела следует, что Абрамов М.С. с ДД.ММ.ГГГГ имеет статус адвоката, в связи с чем, на него возложена обязанность по уплате страховых взносов.
При этом, с учетом осуществления Абрамовым М.С. адвокатской деятельности в 2020 году, налоговым органом была выявлена недоимка по страховым взносам в фиксированном размере за 2020 год, которая подлежала уплате Абрамовым М.С. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, так как согласно части 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, у Абрамова М.С. имелась обязанность по уплате недоимки по страховым взносам за 2020 год:
- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере <данные изъяты> рублей;
- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 года в размере <данные изъяты> рублей.
С учетом частичной уплаты Абрамовым М.С. страховых взносов за 2020 год, ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет налогоплательщика в адрес Абрамова М.С. было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере <данные изъяты> и пени по ним в размере <данные изъяты> рублей и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> рублей и пени по ним <данные изъяты>
На основании указанного требования, в связи с неисполнением обязанности по оплате страховых взносов Абрамову М.С. были начислены пени за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начислены на недоимку за 2020 год в размере <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ (дата выявления недоимки в соответствии с пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ) по ДД.ММ.ГГГГ (требование №), их размер составил <данные изъяты>;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование начислены на недоимку за 2020 год в размере <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ (дата выявления недоимки в соответствии с пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ) по ДД.ММ.ГГГГ (требование №), их размер составил <данные изъяты>.
Кроме того, из материалов дела следует, что в собственности Абрамова в 2019 году находились:
- квартира, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>;
- автомобиль <данные изъяты>, мощность двигателя <данные изъяты> лошадиных сил.
В связи с указанными обстоятельствами ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога.
Межрайонной ИФНС № 23 по Челябинской области Абрамову М.С., как плательщику налога на имущество физических лиц и транспортного налога, были исчислены соответствующие налоги.
ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет налогоплательщика в адрес Абрамова М.С. было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2019 год в размере <данные изъяты> рублей и налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере <данные изъяты> рубля, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неоплатой в установленные законом сроки задолженности по налогу на имущество физических лиц и задолженности по транспортному налогу, ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет налогоплательщика в адрес Абрамова М.С. было направлено налоговое требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей и пени по нему <данные изъяты> рублей; налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рубля и пени по нему <данные изъяты> рублей.
Сведений об уплате задолженностей материалы дела не содержат.
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом мировому судье судебного участка № 6 г. Миасс Челябинской области было подано заявление № о вынесении судебного приказа о взыскании с Абрамова М.С. указанной задолженности по страховым взносам, по налогу на имущество физических лиц и по транспортному налогу.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 6 г. Миасс Челябинской области был вынесен судебный приказ № о взыскании с Абрамова М.С. в пользу Межрайонной ИФНС России № 23 по Челябинской области задолженности по страховым взносам, налогам и пени.
Указанный приказ был отменен ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка № 6 г. Миасс Челябинской области.
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в Миасский городской суд Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Абрамов М.С., являясь плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, налога на имущество физических лиц и транспортного налога, в установленный законом срок обязанность по уплате налогов своевременно не исполнил, в связи с чем, с Абрамова М.С. взыскана недоимка и пени в общей сумме
<данные изъяты>. При этом удовлетворяя частично требования истца о взыскании страховых взносов, суд принял во внимание предоставленные ответчиком платежные документы, которые были зачтены в качестве уплаты страховых взносов на пенсионное страхование и медицинское страхование за 2020 год.
Также суд первой инстанции пришел к выводу, что сроки взыскания недоимки по страховым взносам и пени по страховым взносам, имущественному и транспортному налогу налоговым органом соблюдены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части взыскания налога на имущество физических лиц, транспортного налога и пени по ним, а в части взысканного судом размера недоимки по страховым взносам и пени согласиться не может.
Проверяя обоснованность требований налогового органа в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2020 год, судебная коллегия отмечает следующее.
Сумма неуплаченных страховых взносов за 2020 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, которая подлежала уплате Абрамовым М.С. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, составила <данные изъяты> (часть 2 статьи 430 НК РФ).
Из материалов дела, а именно из письменных пояснений налогового органа, а также карточки расчетов с бюджетом следует, что ДД.ММ.ГГГГ Абрамовым М.С. произведена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Абрамовым М.С. произведена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в размере <данные изъяты>, которые зачтены налоговым органом в счет оплаты по страховым взносам на пенсионное страхование за 2019 год.
ДД.ММ.ГГГГ Абрамовым М.С. произведена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, в сумме <данные изъяты>, из которой: сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере <данные изъяты> зачтена налоговым органом в счета оплаты за 2020 год, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере
<данные изъяты> зачтена налоговым органом в счет оплаты за 2019 год.
Расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год представляет собой следующее:
<данные изъяты> (фиксированная сумма за 2020 год) – <данные изъяты> (оплата ДД.ММ.ГГГГ) – <данные изъяты> (оплата ДД.ММ.ГГГГ) = <данные изъяты>.
Сумма неуплаченных страховых взносов за 2020 год на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, которая подлежала уплате Абрамовым М.С. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, составила <данные изъяты> (часть 2 статьи 430 НК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ Абрамовым М.С. произведена уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, в сумме <данные изъяты>, из которой: сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере <данные изъяты> зачтена налоговым органом в счета оплаты за 2020 год, сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере <данные изъяты> зачтена налоговым органом в счет оплаты за 2019 год.
ДД.ММ.ГГГГ Абрамовым М.С. произведена уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, в размере <данные изъяты>.
Расчет страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год представляет собой следующее:
<данные изъяты> (фиксированная сумма за 2020 год) – <данные изъяты> (оплата ДД.ММ.ГГГГ) – <данные изъяты> (оплата ДД.ММ.ГГГГ) = <данные изъяты>.
На основании изложенного, с учетом поступивших сумм оплаты, сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год составила <данные изъяты>; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год – <данные изъяты>.
Выводы суда первой инстанции о необходимости принятия в качестве уплаты в счет страховых взносов на пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование на налоговый период 2020 года являются ошибочными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 5 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.
На основании пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 7 статьи 45 НК РФ при обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей не перечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
Как следует из положений статьи 78 НК РФ, налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет суммы уплаченного налога в счет задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам.
Представленные ответчиком платежные документы – квитанции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64) об оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> рублей и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> рублей, с указанием назначения платежа: «страховой взнос за 2020 г.» не содержат печати или иных отметок банка, позволяющих установить предъявление указанных платежных документов к оплате в банк, в связи с чем, судебная коллегия полагает необходимым относиться к указанным платежным документам критически.
Вместе с тем, в кассовых чеках об оплате ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64 оборот) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> рублей и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> рублей, содержащими печать банка, сведения о назначении платежа за конкретный налоговый период – 2020 год отсутствуют, что является основанием для самостоятельного отнесения налоговым органом высвободившихся денежных средств в счет уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год, а также в счет уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год, поскольку указанная недоимка является самой ранней, тем самым закрыв задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год.
Представленный ответчиком платежный документ – квитанция от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68) об оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> с указанием назначения платежа «страховые взносы ПФ за 2020 г. в фиксированном размере», не содержит реквизитов, установленных Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденных Приказом Министерства финансов России от 12 ноября 2013 года № 107н (далее – Правила).
В соответствии с пунктами 7, 8 указанных Правил в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:
«ТП» - платежи текущего года;
«ЗД» - погашение задолженности, по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное.
В случае указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
В реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»).
Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, в платежном документе № 865 от 01 декабря 2021 года отсутствуют указанные реквизиты (не указано ни значение основания платежа, ни значение показателя налогового периода, за который произведена оплата).
Кроме того, зачисление платежа в погашение ранее возникшей задолженности не нарушает прав налогоплательщика, так как направлено на снижение недоимки и прекращение начисления на нее пени.
При этом, доказательств оплаты задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год, а также по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год, материалы дела не содержат.
Таким образом, судом первой инстанции необоснованно был произведен зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год - <данные изъяты> (всего <данные изъяты>), в счет оплаты за 2020 год; в счет уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере <данные изъяты>, решение в указанной части подлежит отмене.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно учтена оплата в размере <данные изъяты>, произведенная ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку предметом настоящего спора не является.
На основании п. 1 ст. 430 НК РФ налогоплательщику были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере <данные изъяты> (1%*300000 (<данные изъяты> (доход налогоплательщика за 2020 год) – 300000 рублей = <данные изъяты> *1% = <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере <данные изъяты> была оплачена, в результате чего, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год ко взысканию по требованию от ДД.ММ.ГГГГ№ составила <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты> (срок уплаты – до ДД.ММ.ГГГГ). Вместе с тем, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год по требованию от ДД.ММ.ГГГГ№ в размере <данные изъяты>, на которое ссылается административный ответчик, в рамках дела № не взыскивается.
Проверяя доводы административного ответчика об отсутствии задолженности по транспортному налогу за 2019 год и по налогу на имущество за 2019 год, в связи с оплатой задолженности по платежным поручениям в установленный законом срок, начиная с 2016 года, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пояснениям налогового органа и карточке расчета с бюджетом, предоставленный в подтверждение приведенных доводов инспекции, платеж по налогу на имущество в сумме <данные изъяты>, совершенный ДД.ММ.ГГГГ, зачтен в счет оплаты задолженности за 2018 год. Сумма оплаты пеней по налогу на имущество <данные изъяты> зачтена в сумму задолженности по пеням по сроку образования задолженности. Платеж по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>,
совершенный ДД.ММ.ГГГГ, зачтен в счет оплаты задолженности за 2018 год. Сумма оплаты пеней по транспортному налогу <данные изъяты> зачтена в сумму задолженности по пеням по сроку образования задолженности.
Как следует из материалов дела, представленные ответчиком платежные документы не содержат сведений о назначении платежа за конкретный налоговый период – 2019 год.
Так, УИН чека по операции № об оплате транспортного налога в размере <данные изъяты> и УИН чека по операции № пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты> не соответствует ни УИН налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ – №, содержащему сведения о расчете транспортного налога за 2019 год.
Также УИН чека по операции № об оплате налога на имущество в размере <данные изъяты> и УИН чека по операции № пени по налогу на имущество в размере <данные изъяты> не соответствует ни УИН налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ – №, содержащему сведения о расчете налога на имущество за 2019 год.
Согласно положениям статьи 78 НК РФ приведенные обстоятельства являются основанием для самостоятельного отнесения налоговым органом высвободившихся денежных средств в счет уплаты недоимки по транспортному налогу за 2018 год, а также в счет уплаты налога на имущество за 2018 год, поскольку указанная недоимка является самой ранней, тем самым закрыв задолженность по транспортному налогу за 2018 год, а также в счет уплаты налога на имущество за 2018 год.
При этом, доказательств оплаты задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2019 год материалы дела не содержат, Абрамовым М.С. в нарушении статьи 62 КАС РФ такие доказательства не представлены, а доводы ответчика об отсутствии задолженности на налогам с 2019 года опровергаются документами налогового органа, а именно карточкой расчета с бюджетом по данным налогам.
На основании изложенного, поскольку материалы дела не содержат сведений об уплате административным ответчиком взыскиваемых с него недоимок по налогам за 2016 год, а также задолженности по пеням, расчет суммы которых последним не оспорен, проверен судом первой инстанции и признан верным, решение суда об их взыскании является законным и обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и страховых взносов.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или страховых взносов, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Из представленного налоговым органом расчета следует, что:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование начислены: на недоимку за 2020 год в размере <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ (дата выявления недоимки в соответствии с пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ) по ДД.ММ.ГГГГ (требование №), их размер составил <данные изъяты>.
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование начислены: на недоимку за 2020 год в размере <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ (дата выявления недоимки в соответствии с пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ) по ДД.ММ.ГГГГ (требование №), их размер составил <данные изъяты>.
- пени по транспортному налогу начислены: на недоимку за 2019 год в размере <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ (дата выявления недоимки в соответствии с пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ) по ДД.ММ.ГГГГ (требование №), их размер составил <данные изъяты>.
- пени по налогу на имущество начислены: на недоимку за 2019 год в размере <данные изъяты>: с ДД.ММ.ГГГГ (дата выявления недоимки в соответствии с пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ) по ДД.ММ.ГГГГ (требование №), их размер составил <данные изъяты>.
Данный расчет проверен судом первой инстанции и обоснованно признан верным.
Процедура взыскания страховых взносов и пени по страховым взносам, транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц соблюдена - требования об уплате направлены в адрес ответчика с соблюдением положений статей 11.2, 69, 70 НК РФ. Сроки направления требований об уплате, предусмотренные пунктом 1 статьи 70 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 23 декабря 2020 года), не нарушены.
В соответствии со статьей 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Согласно пункту 6 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом от 22 августа 2017 года № ММВ-7-17/617@ в личном кабинете налогоплательщика размещаются следующие документы (информация), сведения, в том числе: о подлежащих уплате налогоплательщиком суммах налога, обязанность по исчислению которого возложена на налоговые органы; о суммах налога, уплаченных налогоплательщиком; документы налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (в том числе налоговые уведомления и требования об уплате налога, пеней, штрафов, процентов).
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, о нарушении налоговым органом срока направления заявления на вынесение судебного приказа, судебной коллегией отклоняются, по следующим основаниям.
В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налогов и пени может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ (в редакции закона, на день истечения срока исполнения по требованию № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ и № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что общий размер налогов и пени превысил 10000 рублей при выставлении требования об уплате № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, то в суд за вынесением судебного приказа налоговый орган должен был обратиться с учетом положений пункта 2 статьи 48 НК РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 6 месяцев). Учитывая, что судебный приказ вынесен ДД.ММ.ГГГГ, срок на обращение в суд налоговым органом пропущен не был.
После отмены судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в суд в порядке искового производства ДД.ММ.ГГГГ, то есть также с соблюдением шестимесячного срока (ДД.ММ.ГГГГ +6 месяцев = ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в указанной части о пропуске налоговым органом срока для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа судебная коллегия находит не соответствующими законодательству и основанными на неверном толковании норм права.
Каких-либо иных доводов, имеющих правовое значение, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, в связи с тем, что судом первой инстанции необоснованно был произведен зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> (всего <данные изъяты>); в счет уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере <данные изъяты>, решение суда подлежит отмене на основании пункта 2 части 2 статьи 310 КАС РФ, с принятием нового решения об удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России № 23 по Челябинской области к Абрамову М.С.
Кроме того, согласно части 2 статьи 290 КАС РФ при удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны: 1) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства; 2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.
При таких обстоятельствах, в решение суда должен быть указан общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.
На основании части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом приведенных выше правовых норм, а также удовлетворения административного иска, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании подп. 1 п.1 ст. 333.19 НК РФ, в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Миасского городского суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области к Абрамову М. С. удовлетворить.
Взыскать с Абрамова М. С., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетный период 2020 года, в размере <данные изъяты> и пени по ним за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетный период 2020 года, в размере <данные изъяты> и пени по ним за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>;
транспортный налог за расчетный период 2019 года в сумме <данные изъяты>, пени по нему за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>;
налог на имущество за расчетный период 2019 года в сумме <данные изъяты>, пени по нему за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, всего взыскать: <данные изъяты>.
Взыскать с Абрамова М. С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи