ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2231/20 от 24.09.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Бусыгин Д.А. УИД 16RS0051-01-2020-000275-18

дело в суде первой инстанции № 2а-2231/2020

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-15156/2021

учет № 022а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,

судей Галимова Л.Т., Шакуровой Н.К.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фазулзяновой Ф.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галимова Л.Т. административное дело по апелляционной жалобе Сабировой ФИО45, Виноградова ФИО46, Груздевой ФИО47, Фахрутдиновой ФИО48, Хамидуллиной ФИО49, Михалевой ФИО50, Ивойловой ФИО51, Журавкова ФИО52, Тимиргалеева ФИО53, Шабалина ФИО54, Орловой ФИО55, Кропотова ФИО56, Кашаповой ФИО63ФИО57, Железновой-Липец ФИО58, Горлачевой ФИО59, Зимбицкой ФИО60, Ахметзяновой ФИО61, Менгден ФИО62, Домрачевой ФИО64, Семенова ФИО65, Зайнуллина ФИО66, Рахматуллиной ФИО67, Поповой ФИО68, Железнова-Липеца ФИО69ФИО70 на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30.10.2020, которым постановлено:

«в удовлетворении коллективного административного иска Сабировой ФИО71, Виноградова ФИО72, Груздевой ФИО73, Фахрутдиновой ФИО76ФИО75, Хамидуллиной ФИО74, Михалевой ФИО77, Ивойловой ФИО79, Журавкова ФИО83, Тимиргалеева ФИО85, Шабалина ФИО81, Орловой ФИО82, Кропотова ФИО78, Кашаповой ФИО80, Железновой-Липец ФИО84, Горлачевой ФИО86, Зимбицкой ФИО87, Ахметзяновой ФИО88, Менгден ФИО89, Домрачевой ФИО90, Семенова ФИО91, Зайнуллина ФИО92, Рахматуллиной ФИО93, Поповой ФИО94 к муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, руководителю Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Калинкину ФИО95, заместителю главного архитектора города Казани Кадырову ФИО96 о признании постановления и разрешение на строительство недействительными и публичные обсуждения не состоявшимися отказать».

Проверив материалы административного дела, выслушав Железнова-Липеца ФИО97., действующего в интересах административных истцов, представителя общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Строительная компания «УнистройДом», общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Строительная компания «УнистройДом-2» - Яшину ФИО98., представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения «Управления градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» - Зеленкова ФИО100., представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения «Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» - Закирова ФИО101 представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «СтоунХедж» - Ахтямову ФИО99., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

административные истцы обратились в суд с коллективным административным иском о признании недействительными постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее – ИК МО) от <дата>.... о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства для земельных участков в Советском районе города Казани и разрешения на строительство от <дата>...., также о признании несостоявшимися публичных обсуждений, проведенных с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, на основании постановления Мэра города Казани от <дата>...., от <дата>...., на основании которых <дата> и <дата> опубликованы заключения о результатах общественных обсуждений.

В обоснование административного иска указано, что в ноябре 2019 года после начала строительных работ по возведению жилищного комплекса «Весна» (в поселке Дербышки, города Казани, Республики Татарстан) административным истцам стало известно о том, что ИК МО вынесено постановление от <дата>.... о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства для земельных участков в Советском районе города Казани, также выдано разрешение на строительство от <дата>.... на основании заключения о результатах публичных обсуждений, проведенных с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> на основании постановления Мэра города Казани от <дата>.... и от <дата>..... Кроме того в ноябре 2019 года административные истцы ознакомлены с отчетом «Изучение экологического состояния Солдатского леса в поселке Дербышки Советского района города Казани», в котором указано, что строительство в «Солдатском лесу» приведет к ухудшению экологической обстановки в поселке Дербышки. Административные истцы полагают, что оспариваемыми актами нарушаются их права и законные интересы. Административные истцы являются собственниками жилых помещений в поселке Дербышки, территория которого подвержена риску негативного воздействия на окружающую среду ввиду строительства многоквартирных домов, а значит оспариваемыми актами затрагиваются их права и интересы на благоприятную экологическую среду. Поскольку строительство многоквартирных домов на территории «Солдатского леса» может оказать воздействие на окружающую среду, публичные слушания должны были быть проведены с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия. Между тем публичные слушания проведены лишь с участием собственников участков, прилегающих к территории застройки. Административные истцы просят признать недействительными постановление ИК МО от <дата>.... о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства для земельных участков в Советском районе города Казани; разрешение на строительство от <дата>....; признать несостоявшимися публичные обсуждения, проведенные с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, на основании постановления Мэра города Казани от <дата>...., от <дата>...., на основании которых <дата> и <дата> опубликованы заключения о результатах общественных обсуждений.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «УАиГ»), муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «УГР»), руководитель ИК МО Калинкин ФИО103., заместитель главного архитектора города Казани Кадыров ФИО102.; в качестве заинтересованных лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Строительная компания «УнистройДом» (далее – ООО СЗ «СК «УнистройДом»), общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Строительная компания «УнистройДом-2» (далее – ООО СЗ «СК«УнистройДом-2»), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтоунХедж» (далее – ООО УК «СтоунХедж»), муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее – МКУ «КЗиО»), Мэр города Казани Метшин ФИО104., муниципальное казенное учреждение «Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», общество с ограниченной ответственностью «ЦентрЭкспертПроект», общество с ограниченной ответственностью «УСК Стандарт» (далее – ООО «УСК Стандарт»).

В судебном заседании Кропотов ФИО105., Железнов-Липец ФИО106 требования административного иска поддержали, просили удовлетворить.

Представители ИК МО, МКУ «УАиГ», МКУ «УГР» возражали против удовлетворения требований административного иска.

Представители ООО СЗ «СК «УнистройДом», ООО СЗ «СК «УнистройДом-2», ООО УК «СтоунХедж», ООО «УСК Стандарт» с требованиями административного иска не согласились, просили в его удовлетворении отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещались.

Суд принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в вышеприведенной формулировке.

С решением суда не согласился Железнов-Липец ФИО107., действующий в интересах административных истцов, указывает, что судом неправильно определены обстоятельства дела, нарушены нормы материального права, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение об удовлетворении административного иска.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Железнов-Липец ФИО108., действующий в интересах административных истцов, апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Представители ИК МО, МКУ «УАиГ», МКУ «УГР» с апелляционной жалобой не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители ООО СЗ «СК «УнистройДом», ООО СЗ «СК «УнистройДом-2», ООО УК «СтоунХедж» полагали апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по общему правилу при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего проверяет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, порядок и основания принятия оспариваемого решения, если такой порядок установлен, а также соответствует ли его содержание нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки.

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования (часть 2).

Согласно части 4 статьи 28 Закона № 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона № 131-ФЗ по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

Частью 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена процедура проведения общественных обсуждений, которая состоит из следующих этапов: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее также – сеть «Интернет»), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.

Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.

Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний: не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации; распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации (части 7,8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 21 статьи 5.1 указанного Кодекса).

Требования, предъявляемые к заключению о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, содержатся в части 22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, <дата> комиссией по землепользованию и застройке при руководителе ИК МО проведено заседание по рассмотрению предложения общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Юнайт-Девелопмент Групп (в настоящее время ООО УК «СтоунХедж») о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., .... и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., расположенных по адресу: <адрес>; по итогам заседания рекомендовано вынести указанный вопрос на общественные обсуждения.

Решением Казанской городской Думы от <дата>.... «О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в городе Казани» утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в городе Казани.

На основании постановления Мэра города Казани от <дата>.... «О назначении общественных обсуждений в городе Казани по проекту постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани «О предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков – многоквартирные жилые дома; объекты правоохранительных и пенитенциарных органов; объекты общественного питания; административные офисы; здания (помещения) финансовых организаций; объекты спорта; объекты обслуживания; объекты здравоохранения; аптечные учреждения; объекты благоустройства; торговые объекты; магазины розничной торговли для земельных участков в Советском районе города Казани».

Проведение общественных обсуждений назначено с <дата> по <дата>.

Указанное постановление Мэра города Казани от <дата>.... опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от <дата>.....

По итогам общественных обсуждений <дата> заместителем главного архитектора города Казани составлен протокол № ...., из которого следует, что проект постановления, графические материалы к нему по обсуждаемому вопросу и территориальная зона, в границах которой расположен рассматриваемый земельный участок, были размещены в экспозиции в установленные постановлением сроки – с <дата> по <дата>, кроме того в указанный период принимались предложения и замечания по обсуждаемому проекту. Вместе с тем предложения и замечания от участников обсуждений, постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводились общественные обсуждения, не поступили; к протоколу общественных обсуждений приложены снимки, подтверждающие факт размещения информационных стендов и иных средств оповещения около зданий организатора общественных обсуждений ИК МО на самом земельном участке. По результатам общественных обсуждений подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений, которое опубликовано <дата> в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани № .... в целях оповещения жителей соответствующего района города Казани.

На основании постановления Мэра города Казани от <дата>.... «О назначении общественных обсуждений в городе Казани по проекту постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани «О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства для земельных участков в Советском районе города Казани».

Проведение общественных обсуждений назначено с <дата> по <дата>.

Указанное постановление Мэра города Казани от <дата>.... опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от <дата>.....

По итогам общественных обсуждений <дата> заместителем главного архитектора города Казани составлен протокол № .... из которого следует, что в период с <дата> по <дата> принимались предложения и замечания по обсуждаемому проекту. Предложения и замечания от участников обсуждений, постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводились общественные обсуждения не поступили; к протоколу общественных обсуждений приложены снимки, подтверждающие факт размещения информационных стендов и иных средств оповещения около зданий организатора общественных обсуждений ИК МО на самом земельном участке. По результатам общественных обсуждений подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений, которое опубликовано <дата> в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани № .... в целях оповещения жителей соответствующего района города Казани.

<дата> Комиссией по землепользованию и застройки при руководителе ИК МО проведено заседание, на котором, с учетом результатов прошедших общественных обсуждений, рекомендовано принять предложение о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и на предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>.

<дата> руководителем ИК МО Калинкиным ФИО109 вынесено постановление № .... о предоставлении разрешений на отклонение предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства для земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ...., .... в Советском районе города Казани на основании статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом рекомендации Комиссии по землепользованию и застройке при руководителе ИК МО, подготовленных на основании заключения о результатах общественных обсуждений.

<дата> ООО СЗ «СК «УнистройДом» обратилось в МКУ «УГР» с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома № .... жилого комплекса, находящегося по улице <адрес> на земельном участке с кадастровым номером ...., с представлением на рассмотрение следующих документов: выписка на земельный участок, градостроительный план земельного участка, доверенность на право представление интересов застройщика, технические условия на подключение, положительное заключение негосударственной экспертизы, составленное ООО «ЦентрЭкспертПроект», разделы ПЗУ, Ар, ПОС, ОДИ, сводный план сетей, эскизный проект, проект застройки территории, договор на вывоз и утилизацию строительного мусора.

<дата> МКУ «УГР» от имени ИК МО выдало ООО СЗ «СК «УнистройДом» разрешение № .... на строительство жилого дома № .... жилого комплекса, находящегося по улице <адрес>

Отказывая в удовлетворении требований административного иска в части признания несостоявшимися публичных обсуждений проведенных с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, на основании постановлении Мэра города Казани от <дата>.... и №.... от <дата>, на основании которых <дата> и <дата> опубликованы заключения о результатах общественных обсуждений, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае общественные обсуждения были организованы и проведены с соблюдением действующего законодательства и утвержденного порядка; сведения о начале обсуждений и их итогах были опубликованы в специализированных открытых источниках информации; каких-либо нарушений закона при проведении общественных обсуждений судом не установлено, доказательств наличия таковых административными истцами не представлено; сведения о проводившихся общественных обсуждениях были опубликованы и доступны в открытых источниках информации, следовательно, предоставить свои предложения и замечания мог неограниченный круг лиц, в случае наличия такого желания, вместе с тем такие предложения и замечания не поступали, тем самым административные истцы не воспользовались своим правом на получение информации о проводившихся общественных обсуждениях и на подачу замечаний и предложений, высказанных в административном исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства; отказывая в удовлетворении требований части признания недействительным (незаконным) постановления ИК МО от <дата>.... о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства для земельных участков в Советском районе города Казани, суд исходил из того, что процедура подачи заявления о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров и его рассмотрения соблюдены, проведены общественные обсуждения по рассматриваемому вопросу, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом органа местного самоуправления, фактов нарушения закона при вынесении оспариваемого постановления судом не установлено, а административными истцами таких фактов не представлено; отказывая в удовлетворении требований в части признания недействительным (незаконным) разрешения на строительство от <дата>...., суд первой инстанции исходил из того, что административными истцами не приведены ссылки на нормативные правовые акты, нормы которых нарушены при выдаче оспариваемого разрешения на строительство; необходимые документы для выдачи оспариваемого разрешения на строительство были предоставлены МКУ «УГР» вместе с заявлением о выдаче разрешения, что подтвердил в судебном заседании представитель административного ответчика; оснований для отказа в выдаче оспариваемого разрешения не имелось; доказательств нарушения установленной процедуры выдачи разрешения, сведений об отсутствии какого-либо необходимого документа судом не установлено, а административными истцами не представлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Решением Казанской городской Думы от 06.06.2018 № 7-27 утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в городе Казани (далее – Положение).

Указанное Положения принято в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования города Казани, в соответствии с Законом № 131-ФЗ, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования города Казани.

Согласно пункту 1.1 настоящего Положения в соответствии с Законом № 131-ФЗ, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Республики Татарстан от 28.07.2004 № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», Уставом муниципального образования города Казани определяется порядок организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений на территории города Казани.

В соответствии с положениями пунктов 1.2, 1.3 Положения публичные слушания, общественные обсуждения проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей города Казани, подготовки предложений и замечаний по проектам, выносимым на публичные слушания, общественные обсуждения.

Предметом публичных слушаний, общественных обсуждений являются проекты муниципальных правовых актов, внесенные субъектами правотворческой инициативы в соответствующий орган местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами, а также выявление мнения населения по отдельным вопросам, предусмотренным законодательством.

Из подпунктов 4,5 пункта 1.5 Положения следует, что на общественные обсуждения выносятся: проекты муниципальных правовых актов о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; проекты муниципальных правовых актов о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения общественные обсуждения назначаются Мэром города Казани.

В постановлении Мэра города Казани о назначении общественных обсуждений указываются: 1) предмет общественных обсуждений; 2) инициатор общественных обсуждений; 3) срок проведения общественных обсуждений; 4) дата официального опубликования постановления Мэра города Казани о назначении общественных обсуждений в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани; 5) адрес официального портала, на котором будет размещено постановление Мэра города Казани о назначении общественных обсуждений; 6) адрес информационной системы «Общественные обсуждения» (https://dispute.kzn.ru) (далее – ИС «Общественные обсуждения»), в которой будут размещены проект и информационные материалы к нему, с использованием которой будут проводиться общественные обсуждения; 7) дата официального опубликования оповещения и дата размещения оповещения в ИС «Общественные обсуждения», место, дата и сроки размещения оповещения на информационных стендах; 8) место, дата открытия и сроки проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, информация о днях и часах, в которые возможно посещение ИС «Общественные обсуждения» в здании организатора общественных обсуждений; 9) порядок, сроки и форма внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях (пункт 3.4 Положения).

В соответствии с пунктом 3.5 Положения постановление Мэра города Казани о назначении общественных обсуждений подлежит официальному опубликованию в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани не позднее чем за семь дней до даты начала открытия экспозиции, если иной срок не установлен законодательством и настоящим положением, и не позднее одного дня после официального опубликования размещается на официальном портале.

Главой 7 Положения регулируется порядок организации общественных обсуждений.

В соответствии с положениями пунктов 7.1, 7.2, 7.3, 7.4 Положения общественные обсуждения проводятся Исполнительным комитетом города Казани в лице уполномоченного органа (далее - организатор общественных обсуждений).

В процессе подготовки и проведения общественных обсуждений организатор общественных обсуждений обеспечивает: 1) подготовку, официальное опубликование в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани, размещение на официальном портале постановления Мэра города Казани о назначении общественных обсуждений; 2) официальное опубликование оповещения о начале общественных обсуждений в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани и размещение его на информационных стендах; 3) размещение оповещения и проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях в ИС «Общественные обсуждения»; 4) открытие и проведение экспозиции проекта в ИС «Общественные обсуждения»; 5) подготовку ответов на вопросы, поступающие в ходе общественных обсуждений; 6) сбор замечаний и предложений по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях; 7) подготовку протокола общественных обсуждений; 8) подготовку и опубликование заключения по результатам общественных обсуждений; 9) хранение протокола и заключения по результатам общественных обсуждений.

Участниками общественных обсуждений по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты.

В тех случаях, когда условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, общественные обсуждения проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

Оповещение о начале общественных обсуждений, подготовленное по форме согласно приложению № 2 к настоящему положению, подлежит официальному опубликованию в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани, размещению в ИС «Общественные обсуждения» и на информационных стендах в день официального опубликования постановления Мэра города Казани о назначении общественных обсуждений.

В силу пункта 8.1 Положения общественные обсуждения проводятся в ИС «Общественные обсуждения» путем размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции проекта. Собрания участников общественных обсуждений не проводятся.

Пунктом 8.2 Положения установлено, что экспозиция проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему проводится в течение всего периода размещения такого проекта.

День начала и окончания экспозиции проекта не должен приходиться на выходной или праздничный день.

В период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции такого проекта участники общественных обсуждений, прошедшие идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта: 1) посредством ИС «Общественные обсуждения»; 2) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений; 3) посредством записи в книге (журнале) учета участников общественных обсуждений, прошедших идентификацию, посетивших экспозицию проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях (пункт 8.4).

Согласно пункту 9.1 Положения по итогам общественных обсуждений осуществляются подготовка и оформление протокола по форме согласно приложению № 3 к настоящему положению, подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений по форме согласно приложению № 4 к настоящему положению. Протокол общественных обсуждений и заключение о результатах общественных обсуждений подписываются организатором общественных обсуждений.

Из пункта 9.4 Положения следует, что в заключении о результатах общественных обсуждений должны быть указаны: 1) дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений; 2) наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях, сведения о количестве участников общественных обсуждений, которые приняли участие в общественных обсуждениях; 3) реквизиты протокола общественных обсуждений, на основании которого подготовлено заключение; 4) содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний; 5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений.

Заключение о результатах общественных обсуждений подлежит опубликованию в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани, размещению на официальном портале и хранится в материалах организатора общественных обсуждений.

В соответствии с пунктом 9.5 Положения результаты общественных обсуждений носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер.

Административными истцами представлен отчет от <дата>.... выполнении работ по теме «Изучение экологического состояния Солдатского леса в поселке Дербышки Советского района города Казани», составленный коллективом сотрудников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по состоянию на сентябрь-октябрь 2019 года.

Из указанного отчета следует, что специалистами проведено изучение экологического состояния всего «Солдатского леса» в поселке Дербышки Советского района города Казани; материалом для изучения послужили исследования, которые проводились с 2018 года; конкретных выводов о вреде окружающей среде ввиду планируемого строительства жилого комплекса в поселке Дербышки на указанных земельных участках не имеется; отчет отражает общее экологического состояние указанного леса и не подтверждает факт негативного воздействия на окружающую среду для административных истцов; причинение вреда окружающей среде и риска оказания негативного воздействия на административных истцов, как жителей поселка Дербышки, в связи с вырубкой деревьев на земельном участке, предназначенном для строительства жилого комплекса, материалами дела и представленным отчетом не подтверждается.

Вместе с тем со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц представлен технический отчет ООО «ЦентрЭкспертПроект» по инженерно-экологическим изысканиям, непосредственно связанный со строительством жилого комплекса по улице <адрес> от <дата>. Согласно выводам указанного отчета на участок изысканий не распространяются ограничения хозяйственной деятельности, связанные с охранными зонами водных объектов; фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе района расположения объекта не превышают предельно допустимые концентрации; выполненные исследования почв на участке изысканий не выявили превышений гигиенических нормативов по химическим показателям; величина рассчитанных коэффициентов Zc свидетельствует об отсутствии необходимости лимитирования использования почвенного покрова по содержанию тяжелых металлов; по оценке степени химического загрязнения пробы почв участка изысканий относятся к категории «допустимая»; согласно результатам микробиологического анализа проба почв по оценке эпидемической опасности относится к категории «чистая», то есть данные почвы допускается использовать без ограничений; полученные при измерениях фактические эквивалентные и максимальные уровни звука соответствуют установленным нормативным требованиям; на территории участка изысканий отсутствуют особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения, охранные зоны водных объектов; участок изыскания расположен за пределами границ санитарно-защитных зон промышленных и иных объектов. Данный отчет составлен именно в связи с планируемым строительством жилого комплекса на указанных земельных участках и является прямым доказательством; из отчета не следует обязанность проводить публичные слушания или общественные обсуждения с участием всех правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства в пределах поселке Дербышки Советского района города Казани ввиду отсутствия сведений о негативном воздействии на окружающую среду.

Суд первой инстанции, оценивая представленные сторонами доказательства, с учетом положений вышеуказанных норм, проверив процедуру проведения общественных обсуждений, пришел к правильному выводу о соблюдении порядка организации и проведения общественных обсуждений по проекту о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и на предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельных участков, законности заключений административного ответчика о результатах общественных обсуждений, итоговых протоколов общественных обсуждений.

Судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемые заключения о результатах общественных обсуждений не имеют властно-обязывающего характера и не порождают для административных истцов правовых последствий.

При этом следует учитывать положения статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1); правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов (часть 1.1); отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается (часть 2); заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (часть 3); проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подготавливается в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении такого разрешения и подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения (часть 4); на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания таких обсуждений или слушаний осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5); глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6); физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 7); предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается, если такое отклонение не соответствует ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории (часть 8).

Вышеназванные положения действующего законодательства свидетельствуют, о том, что постановление ИК МО от <дата>.... принято органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными ему полномочиями, процедура подачи заявления и его рассмотрения соблюдена, общественные обсуждения по указанному вопросу проведены, фактов нарушения закона при вынесении оспариваемого постановления судом не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Из положений части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос». К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи; 1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства); 4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса; 4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома; 6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции; 6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; 8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; 9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению; 10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).

Частью 7.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5, 7, 9 и 10 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

Документы, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений (часть 7.2).

В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Из материалов дела усматривается, что документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство, застройщиком представлены вместе с заявлением о выдаче разрешения, что подтверждено в ходе судебного заседания суда первой инстанции представителем МКУ «УГР»; оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство у административного ответчика не имелось, доказательств обратного суду не представлено.

Административными истцами не представлено доказательств нарушения прав оспариваемыми актами, действиями, несмотря на то, что такая обязанность возложена на них в соответствии с требованиями пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу и его отмену повлечь не могут, поскольку основаны на неправильном толковании ее заявителем норм материального права. Кроме того они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, давшего им соответствующую оценку, оснований не согласиться с выводами которого суд апелляционной инстанции не усматривает.

Судом первой инстанции установлены все имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом в соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Юридически значимых доводов, которые не были исследованы судом первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит. Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не опровергают сделанные судом выводы и, следовательно, правовым основанием для отмены решения суда первой инстанции являться не могут.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит решение суда правильным, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30.10.2020 по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Сабировой ФИО110, Виноградова ФИО111, Груздевой ФИО112, Фахрутдиновой ФИО113, Хамидуллиной ФИО114, Михалевой ФИО115, Ивойловой ФИО120, Журавкова ФИО119, Тимиргалеева ФИО118, Шабалина ФИО117, Орловой ФИО116, Кропотова ФИО122ФИО121, Кашаповой ФИО130, Железновой-Липец ФИО126, Горлачевой ФИО125, Зимбицкой ФИО124, Ахметзяновой ФИО123, Менгден ФИО131, Домрачевой ФИО133, Семенова ФИО127, Зайнуллина ФИО128, Рахматуллиной ФИО134, Поповой ФИО135, Железнова-Липеца ФИО132 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 06.10.2021.