Судья Вавилова С.А. Дело № 2а-2234/2022
УИД № 35RS0001-02-2021-005601-52
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 августа 2022 года № 33а-3062/2022
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Медведчикова Е.Г.,
судей Коничевой А.А., Мещеряковой Н.В.
при секретаре Быстровой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Вологодской области, Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 15.04.2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Вологодской области об оспаривании отказа в перерасчете земельного налога, возложении обязанности произвести перерасчет.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., представителя административных ответчиков Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Вологодской области, Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области ФИО2, судебная коллегия
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Вологодской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 8 по Вологодской области), в котором просила с учетом уточнения административных исковых требований признать незаконным отказ Межрайонной ИФНС России № 8 по Вологодской области от 17.03.2021 № 06-09/002196@ в перерасчете суммы земельного налога, подлежащего уплате за налоговые периоды с 2018 года по 2020 год, в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ; возложить обязанность на административного ответчика в отношении указанного земельного участка применить за налоговые периоды с 2018 года по 2020 год налоговую ставку, установленную пунктом 1.1 Решения Совета муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района Вологодской области от 27.11.2015 № 122, а также осуществить перерасчет земельного налога за налоговые периоды с 2018 года по 2020 год на излишне начисленную сумму в размере ... рублей ... копеек в счет начисленных и будущих платежей имущественного и транспортного налога.
В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., находящегося по адресу , категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации Сурковского детского сада. Расчет земельного налога в отношении данного земельного участка с 2014 года производится исходя из ставки, предусмотренной для прочих земельных участков - 1,5 % от кадастровой стоимости участка, что является необоснованным. 02.03.2021 через личный кабинет налогоплательщика она обратилась с заявлением в налоговую инспекцию о перерасчете земельного налога, в чем ей было отказано. С ответом налогового органа ФИО1 не согласна, полагает, что размер земельного налога должен быть исчислен по ставке, определённой для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (на основании пункта 1.1 решения Совета муниципального образования Югское Череповецкого района Вологодской области от 27.11.2015 № 122). Для применения данной ставки необходимо соблюдение одного условия – земельный участок должен быть занят жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, при этом, категория земель и их разрешенное использование не влияет на право налогоплательщика применять специальную налоговую ставку.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 15.04.2022 административные исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Признан незаконным отказ МИФНС России №8 по Вологодской области от 17.03.2021 в перерасчете земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: за налоговые периоды 2018, 2019, 2020 годы. На МИФНС России №8 по Вологодской области возложена обязанность по перерасчету земельного налога за налоговый период 2018 года, исходя из ставки 0,25 % от кадастровой стоимости спорного земельного участка, за налоговые периоды 2019 и 2020 года, исходя из ставки 0,27 % от кадастровой стоимости земельного участка. В остальной части требований отказано.
В апелляционных жалобах Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Вологодской области (далее – МИФНС №8 по Вологодской области), Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее – УФНС России по Вологодской области) просит решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 15.04.2022 отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Обращают внимание на то, что ставка земельного налога зависит от категории и вида разрешенного использования земельного участка, который определяется на основании сведений кадастрового учета.
Представитель административных ответчиков Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Вологодской области, Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области ФИО2 доводы апелляционных жалоб поддержала, просила решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате земельного налога предусмотрена статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать
- 0,3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
- 1,5% в отношении прочих, не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, земельных участков.
Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1, 2 статьи 15 указанного Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Решением Совета муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района от 27.11.2015 № 122 на территории муниципального образования в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), установлена налоговая ставка 0,25 % от их кадастровой стоимости в 2018 году и 0,27 % - в 2019 и в 2020 году; в отношении остальных земельных участков налоговая ставка установлена в размере 1,5 %.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: , общей площадью ... кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «для эксплуатации Сурковского детского сада» (т.1 л.д. 9, 18-27, 161-164).
Ранее на указанном земельном участке находилось нежилое помещение - здание детского сада с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу:
16.11.2015 постановлением Администрации Череповецкого муниципального района указанное нежилое помещение переведено в жилое – индивидуальный жилой дом, на который 24.01.2014 за ФИО1 зарегистрировано право собственности (т. 1 л.д. 10, т. 2 л.д. 12-16 50-51).
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером ... имеет назначение: жилое, наименование: жилой дом (т. 1 л.д. 10, 83-86, 161-164).
Согласно налоговым уведомлениям № 21527606 от 28.07.2018, №66496836 от 22.08.2019, №37542586 от 01.09.2020, №32140855 от 01.09.2021 ФИО1 начислен земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером ... за 2018, 2019 и 2020 года по ставке 1,5% от его кадастровой стоимости (т. 1 л.д. 33-43).
02.03.2021 ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика обратилась в МИФНС № 8 по Вологодской области с заявлением о перерасчете ранее исчисленного земельного налога.
17.03.2021 МИФНС № 8 по Вологодской области административному истцу дан ответ за № 06-09/002196@, их которого следует, что земельный налог исчислен в соответствии с требованиями действующего законодательства, налоговая ставка в размере 1,5% применена в соответствии с решением Совета муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района от 27.11.2015 № 122, оснований для предоставления льготы и перерасчета земельного налога не имеется (т. 2 л.д. 85-87).
Не согласившись с полученным отказом, 16.06.2021 административный истец направила обращение в Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области, где просила применить в отношении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка налоговую ставку в размере 0,3%, как для земель, занятых жилищным фондом, произвести перерасчет земельного налога с 2018 года по настоящее время (т. 2 л.д. 88).
25.06.2021 Управлением Федеральной налоговой службы по Вологодской области ФИО1 сообщено, что отказ МИФНС №8 признан обоснованным, земельный налог исчислен в отношении спорного земельного участка в соответствии с нормами действующего законодательства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, согласно которым разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером ... «для эксплуатации Сурковского детского сада» (т. 2 л.д. 78-80).
Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в отношении земельного участка с кадастровым номером ... должна применяться льготная ставка 0,27 % (0,25 %) от кадастровой стоимости объекта налогообложения, как для земельных участков, занятых жилищным фондом, поскольку на земельном участке административного истца в соответствии с выпиской из Единого государственного кадастра недвижимости находится жилой дом, принадлежащий ФИО1 и входящий в состав жилищного фонда, в этой связи отказ налогового органа в осуществлении перерасчета земельного налога по льготной налоговой ставке является незаконным.
Судебная коллегия с указанным выводом соглашается, полагая, что он соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального и процессуального права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями статей 15 и 18 Конституции Российской Федерации механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно - надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения.
Исходя из положений статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с ее статьями 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3) и 19 (части 1 и 2), в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах и сборах должны содержать четкие и понятные нормы. Поэтому Налоговый кодекс Российской Федерации предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (пункт 6 статьи 3), а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах следует толковать в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3) (постановление от 22.06.2009 № 10-П, определение от 16.07.2013 № 1139-О, постановления от 23.05.2013 № 11-П, от 01.07.2015 № 19-П, от 06.06.2019 № 22-П).
Положения пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, а также решение Совета муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района от 27.11.2015 № 122 связывает возможность применения льготной ставки земельного налога с наличием на земельных участках жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).
Дополнительных условий, необходимых для применения льготной ставки налогообложения, в том числе в зависимости от категории и вида разрешенного использования земельного участка, в приведенных положениях закона не установлено.
По смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются для лиц, непосредственно использующих земли в целях реализации права граждан на жилище путем размещения на них жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Установив, что земельный участок ФИО1 с кадастровым номером ... занят только жилым домом, относящимся в соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищному фонду, суд первой инстанции в соответствии с буквальным смыслом правовой нормы статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации пришел к выводу о необходимости применения к спорому земельному участку льготной ставки земельного налога.
Доводы авторов апелляционных жалоб о невозможности применения пониженной ставки земельного налога без учета вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ..., предназначенного для обслуживания детского сада, со ссылкой на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 №7943/12, правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.
В своем постановлении от 20.11.2012 №7943/12 по делу №А33-5297/2011 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что при наличии доказательств нахождения на земельных участках объектов жилищного фонда и объектов ЖКХ налог должен исчисляется, исходя из налоговой ставки, для земельных участков, занятых объектами жилищного фонда и объектами ЖКХ. В то же время президиум отметил, что пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Включение в градостроительные регламенты видов разрешенного использования, совпадающих с уже осуществляемой к этому моменту деятельностью, предусмотрено требованиями пункта 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации об установлении градостроительных регламентов с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований. Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
С учетом сформулированных правовых позиций Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указал, что при установлении факта нахождения на земельных участках общежитий, жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, должен исследоваться вопрос, касающийся изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков на вид использования, предполагающий размещение объектов жилого фонда.
Из материалов административного дела следует, что ФИО1 с 2015 года после перевода нежилого помещения с кадастровым номером 35:22:0303022:187 в жилое предпринимала последовательные действия, направленные на осуществление кадастрового учета фактически состоявшегося изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка на вид использования, предполагающий размещение объекта жилищного фонда.
В 2015 году ФИО1 обращалась с заявлением о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 35:22:0303022:132 на «индивидуальное жилищное строительство», в осуществлении которого 21.03.2016 ей было отказано, в связи с тем, что данный земельный участок находится в зоне О-2 «Зона размещения объектов обслуживания», в которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Югское, утвержденными решением муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от 28.04.2015 № 140, не предусматривается такой вид разрешенного использования (решение ФГБУ «ФКП Росреестра по Вологодской области от 21.03.2016 № 35/2016-13962) (т. 2 л.д.55-62).
В 2015, 2018 и 2021 году ФИО1 обращалась в администрацию муниципального района с заявлениями о внесении изменений в генеральный план и в Правила землепользования и застройки с целью изменения территориальной зоны в месте расположения её земельного участка (т.2 л.д. 45-49).
30.08.2021 постановлением Правительства Вологодской области № 1015 утверждены новые Правила землепользования и застройки муниципального образования Югское Череповецкого муниципального района Вологодской области, которые в настоящее время относят спорный земельный участок с кадастровым номером ... к территориальной зоне населенного пункта «ЗН», допускающей размещение жилых домов и предусматривающий, в том числе вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (т.1 л.д. 122).
Итоговым по делу №А33-5297/2011 постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 подтверждена правомерность применения льготной налоговой ставки к части земельных участков, занятых объектами жилищного фонда (общежитиями) и объектами ЖКХ, вне зависимости от категории и вида разрешенного использования земельного участка.
На необходимость применения данного подхода при налогообложении земельных участков, занятых исключительно объектами жилищного фонда, обращено внимание в письмах Минфина России от 29.05.2017 № 03-05-05-02/32665, от 29.10.2021 № 03-05-05-02/87966, ФНС России от 27.08.2021 № БС-3-21/5912@, в которых указывается на допустимость применения льготной ставки земельного налога, не превышающей 0,3 %, к земельным участкам, занятым только объектами жилищного фонда, не зависимо от их вида разрешенного использования.
Таким образом, в соответствии с действующим земельным и градостроительным законодательством фактическое использование земельного участка, от которого зависит его налогообложение, может не совпадать с видом разрешенного использования, при условии, что гражданином принимаются меры по кадастровому учету состоявшегося изменения.
В рассматриваемом случае органами публичной власти в установленном законом порядке ФИО1 в 2015 году был санкционирован перевод нежилого помещения в жилое, в результате указанных правомерных действий земельный участок, находящийся под жилым домом, стал фактически использоваться для его обслуживания, при этом административным истцом с 2015 года предпринимались исчерпывающие меры для осуществления государственного кадастрового учета состоявшегося изменения вида использования земельного участка.
Изложенное свидетельствует о том, что вывод суда первой инстанции о необходимости применения к спорному земельному участку льготной налоговой ставки является правильным, так как указанный земельный участок занят только объектом жилищного фонда и используется для его обслуживания.
Неприменение льготной налоговой ставки в отношении земельного участка с кадастровым номером ... противоречит конституционно-правовым принципам экономической обоснованности, равенства и справедливости налогообложения, запрещающим дифференциацию налогового бремени в рамках одной и той же категории налогоплательщиков, находящихся в равных условиях и использующих земельные участки для обслуживания жилого дома, по дискриминационным, формальным критериям.
Разрешая поданное исковое заявление, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, а также ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 15.04.2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Вологодской области, Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи: