ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2239/20 от 29.07.2021 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

Дело № 2а-2239/2020 Председательствующий Мурзабеков Г.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-744/2021

29 июля 2021 г. г. Магас

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего Кориговой М.А.,

судей Арчакова А.М-Б., Горокаевой Х.А.,

при секретаре Мужухоеве М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения НБ Республики Ингушетия Южного главного управления к кооперативу «Народная касса взаимопомощи сбережения», ФИО2, ООО «Управляющая компания «Центр Микрофинансирования», ООО «Центр Микрофинансирования г. Казань», Управлению ФНС России по Республике Ингушетия о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Народная касса взаимопомощи сбережения»,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 17 ноября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Горокаевой Х.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения НБ Республики Ингушетия Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации обратился в суд административным иском о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Народная касса взаимопомощи сбережения» (далее Кооператив), возложении обязанности по осуществлению ликвидации на КПК «НКВ Сбережения» ФИО2, ООО «Управляющая компания «Центр Микрофинансирования», ООО «Центр Микрофинансирования г. Казань», установления ликвидаторам предельный срок предоставления в регистрационный орган завершения процедуры ликвидации шесть месяцев.

В обоснование требований указано, что Южным Главным Управлением Банка России в ходе надзорных мероприятий в отношении Кредитного потребительского кооператива «Народная касса взаимопомощи сбережения» установлены нарушения пункта 6 части 3 статьи 5, части 4 статьи 6, части 3 статьи 28 Федерального закона №190-ФЗ, пункта 1 Указания Банка России №3916-У, Указания Банка России №4083-У.

Решением Магасского районного суда от 17 ноября 2020 г. административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной желобе директор КПК «НКВ Сбережения» ФИО3 выражает несогласие с решением суда и просит его отменить.

Ответчики, надлежащим образом изщеденные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем судебная коллегия решила рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, поддержавшего требования административного иска, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации Юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62) (п. 5).

Правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов закреплены Федеральным законом от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее Федеральный закон № 190-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ правовыми основами создания и деятельности кредитных кооперативов являются Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные акты Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), регулирующие отношения с участием кредитных кооперативов.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона № 190-ФЗ кредитные кооперативы, количество членов которых превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, кредитные кооперативы второго уровня, а также кредитные кооперативы, не вступившие в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, представляют в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе органов кредитного кооператива.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона № 190-ФЗ кредитные кооперативы, количество членов которых превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, кредитные кооперативы второго уровня, а также кредитные кооперативы, не вступившие в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, представляют в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе органов кредитного кооператива. Формы и сроки представления указанных документов установлены Указания Банка России - У.

В соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ за неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок и неоднократные нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Кооператив представляет собой основанное на членстве добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства по территориальному принципу в целях удовлетворения их материальных и иных, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов, зарегистрирован в МИФНС по Республике Ингушетия ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в МИФНС по РИ.

Согласно информации, представленной УФНС по РИ от ДД.ММ.ГГГГ, руководителем Кооператива является ФИО1, учредителями кооператива являются физическое лицо ФИО2 и юридические лица - ООО «Управляющая компания «Центр микрофинансирования», ООО «Центр микрофинансирования г. Казань».

В ходе надзорных мероприятий Банком России установлено, что Кооператив не представил справки об отсутствии судимости органов правления кооператива и что оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. представлены не в полном объеме.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Банк России признал указанное предписание исполненными и снял его с контроля.

По результатам анализа представленных документов, а также отчетной документации, ДД.ММ.ГГГГ Банком России повторно вынесено предписание в связи с нарушением п. 2 ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ и требований Указания Банка России -У.

Однако в период действия Предписания Банка России КПК «НКВ Сбережения» от ДД.ММ.ГГГГ нарушил требования предписывающей части предписания, в связи с чем Банк России обратился в суд.

Изложенное свидетельствует, что Кооперативом нарушены предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок и допущены неоднократные нарушения кредитным кооперативом норм Федерального закона.

Каких-либо новых доказательств, подлежащих исследованию и свидетельствующих о необоснованности исковых требований в настоящем судебном заседании, сторона административного ответчика не представила.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Оценка доводов жалобы нашла свое отражение в обжалуемом судебном акте, с выводами которого судебная коллегия соглашается в полном объеме.

Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам и обоснованно вынес решение об удовлетворении административных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Магасского районного суда от 17 ноября 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения НБ Республики Ингушетия Южного главного управления к кооперативу «Народная касса взаимопомощи сбережения», ФИО2, ООО «Управляющая компания «Центр Микрофинансирования», ООО «Центр Микрофинансирования г. Казань», Управлению ФНС России по Республике Ингушетия о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Народная касса взаимопомощи сбережения» оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащей подписью

Верно:

Судья Верховного Суда

Республики Ингушетия Х.А. Горокаева

Определение09.08.2021