ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2239/2023 от 01.11.2023 Магаданского областного суда (Магаданская область)

Судья Доброходова С.В. УИД 49RS0001-01-2023-002446-34

Дело № 2а-2239/2023

№ 33а-875/2023

1 ноября 2023 года город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Баюры Л.Н.,

судей Пудовой Е.В., Филенко М.А.,

при секретаре Мазыйкина О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности

по апелляционной жалобе министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 12 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Баюры Л.Н., пояснения представителя административного ответчика Гайдаловича Г.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца прокурора Евсеевой Д.Ю., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда

УСТАНОВИЛА:

первый заместитель прокурора Магаданской области обратился в суд с названным выше исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области, указав в его обоснование, что прокуратурой Магаданской области на основании обращения руководителя регионального отделения в Магаданской области Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» проведена проверка по вопросу законности добычи полезных ископаемых в лесопарковом зеленом поясе, в ходе которой установлено, что на основании постановления Магаданской областной Думы от 26 июля 2019 года № 1284 создан лесопарковый зеленый пояс вокруг поселка Уптар, площадью 1 798 га.

Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области (далее – Министерство) в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 17-пп, с 12 октября 2020 года определено в качестве органа, уполномоченного на установление, изменение границ лесопарковых зеленых поясов, а также на размещение схемы планируемых границ лесопарковых зеленых поясов, информации об установлении или изменении границ лесопарковых зеленых поясов в текстовом и графическом видах, аналитической информации о состоянии лесопарковых зеленых поясов и об изменении их состояния на своем официальном сайте в региональной информационной системе «Открытый регион» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С 12 октября 2020 года по настоящее время обязанности по установлению границ лесопаркового пояса, направлению сведений о лесопарковом зеленом поясе в Единый государственный реестр недвижимости, размещению схемы планируемых границ лесопаркового зеленого пояса, соответствующей информации в текстовом и графическом видах, а также аналитической информации о состоянии лесопаркового зеленого пояса и об изменениях его состояния на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Министерством не исполнены.

Полагал, что длительное бездействие Министерства создает предпосылки для нарушения режима особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковом зеленом поясе, а также для предоставления земельных участков в пользование в целях осуществления запрещенных видов деятельности, в том числе добыче полезных ископаемых, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также положения законодательства в области охраны окружающей среды, с учетом изменения и уточнения административных исковых требований просил суд:

признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непринятии мер по установлению границ лесопаркового зеленого пояса вокруг поселка Уптар, и направлении сведений о лесопарковом зеленом поясе в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН);

признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в неразмещении схемы планируемых границ лесопаркового зеленого пояса, соответствующей информации в текстовом и графическом виде, а также аналитической информации о состоянии лесопаркового зеленого пояса и об изменениях его состояния на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (minprirod.49gov.ru) в период с 12 октября 2020 года по 26 мая 2023 года;

возложить на Министерство обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить границы лесопаркового зеленого пояса вокруг поселка Уптар, представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы для внесения сведений в ЕГРН о границах лесопаркового зеленого пояса поселка Уптар в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Определением судьи Магаданского городского суда от 8 июня 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (далее – Управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу) (л.д. 1).

Определением Магаданского городского суда, занесенным в протокол судебного заседания от 28 июня 2023 года, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Магаданской области и приняты изменения исковых требований (л.д. 136).

Определением Магаданского городского суда от 12 июля 2023 года прекращено производство по делу в части заявленных требований о возложении на министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить схемы планируемых границ лесопаркового зеленого пояса, соответствующей информации в текстовом и графическом виде, а также аналитическую информацию о состоянии лесопаркового зеленого пояса вокруг поселка Уптар на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с отказом прокурора от иска.

Решением Магаданского городского суда от 12 июля 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены.

Признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в непринятии мер по установлению границ лесопаркового зеленного пояса вокруг поселка Уптар, и направлении сведений о лесопарковом зеленном поясе в ЕГРН.

Признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в неразмещении схемы планируемых границ лесопаркового зеленого пояса, соответствующей информации в текстовом и графическом виде, а также аналитической информации о состоянии лесопаркового зеленого пояса и об изменениях его состояния на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (minprirod.49gov.ru) в период с 12 октября 2020 года по 26 мая 2023 года.

На Министерство возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить границы лесопаркового зеленого пояса вокруг поселка Уптар, представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы для внесения сведений в ЕГРН о границах лесопаркового зеленого пояса поселка Уптар в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не согласившись с решением суда, административный ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение.

В жалобе приводит доводы, аналогичные правовой позиции ответчика в суде первой инстанции.

Выражает несогласие с выводом суда о бездействии Министерства по установлению границ лесопаркового зеленного пояса вокруг поселка Уптар и включению их в ЕГРН.

Указывает, что в целях исполнения обязанности, предусмотренной статьей 62.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), Министерством выполнялся ряд мероприятий, в том числе обращение в Управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу за разъяснениями о процедуре внесения сведений о лесопарковых зеленных поясах в ЕГРН.

В настоящее время Министерством осуществлен запрос предложений, подготовлен проект документов, а также техническое задание на выполнение работ по подготовке документов для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.

Также выражает несогласие с выводом суда о бездействии Министерства, выразившемся в неразмещении схемы планируемых границ лесопаркового зеленого пояса в период с 12 октября 2020 года по 26 мая 2023 года.

Отмечает, что Министерство определено уполномоченным органом в отношении лесопарковых зеленых поясов Магаданской области с 27 августа 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 27 августа 2020 года № 597-пп «Об определении органа исполнительной власти Магаданской области, уполномоченного на установление, изменение границ лесопарковых зеленных поясов». С указанной даты Министерство осуществляло ряд необходимых действий по размещению сведений о лесопарковом зеленом поясе вокруг поселка Уптар, результатом которых явилось размещение данных сведений на официальном сайте Министерства 26 мая 2023 года.

Полагает, что надлежащий срок исполнения обязанности по установлению границы лесопаркового зеленого пояса вокруг поселка Уптар является срок 180 дней в соответствии с положениями пункта 8 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу Правительство Магаданской области выражает согласие с доводами апелляционной жалобы, которую просит удовлетворить.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащем отмене по доводам жалобы.

Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

На основании положений статьи 150, части 6 статьи 226, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в полном объеме, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, отзыва, исследовав принятые судом дополнительные доказательства, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 6 Закона об охране окружающей среды к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 62.1 Закона об охране окружающей среды в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса - зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Статьей 62.2 названного Федерального закона установлен порядок принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса, в соответствии с которым решение о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6 данной статьи).

Уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы (пункт 8).

Границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12).

В силу статьи 62.3 Закона об охране окружающей среды уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 30 дней с момента принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса размещает схему планируемых границ лесопаркового зеленого пояса на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 1).

Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 10 дней с момента принятия решения об установлении или изменении границ лесопаркового зеленого пояса размещает соответствующую информацию в текстовом и графическом виде на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также аналитическую информацию о состоянии лесопаркового зеленого пояса и об изменениях его состояния (пункты 2 и 3).

Из материалов дела следует, что постановлением Магаданской областной Думы от 26 июля 2019 года № 1284 «О лесопарковом зеленом поясе вокруг пос. Уптар» создан лесопарковый зеленый пояс вокруг поселка Уптар площадью 1 798 га, включающий: 1) часть территории кадастрового квартала <.......> площадью 118 га; 2) часть территории кадастрового квартала <№...2> площадью 500 га; 3) часть территории кадастрового квартала <№...3> площадью 600 га; 4) часть территории кадастрового квартала <№...4> площадью 580 га.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Магаданской области от 27 августа 2020 года № 597-пп «Об определении органа исполнительной власти Магаданской области, уполномоченного на установление, изменение границ лесопарковых зеленых поясов», пунктом 3.2.1. Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 17-пп (далее – Положение о Министерстве), Министерство является уполномоченным органом на установление, изменение границ лесопарковых зеленых поясов, а также на размещение схемы планируемых границ лесопарковых зеленых поясов, информации об установлении или изменении границ лесопарковых зеленых поясов в текстовом и графическом видах, аналитической информации о состоянии лесопарковых зеленых поясов и об изменении их состояния на своем официальном сайте в региональной информационной системе «Открытый регион» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу приведенных выше положений статьи 62.3 Закона об охране окружающей среды схема планируемых границ лесопаркового зеленого пояса подлежала размещению на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 30 дней с момента принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса; информация о принятии решения об установлении границ лесопаркового зеленого пояса в текстовом и графическом виде, а также аналитическая информация о состоянии лесопаркового зеленого пояса и об изменениях его состояния подлежала размещению на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 10 дней с момента принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса.

18 мая 2023 года по результатам проведенной проверки исполнения законодательства об охране и использовании недр, охране окружающей среды, земельного и лесного законодательства прокуратурой Магаданской области Губернатору Магаданской области внесено представление о принятии мер по устранению нарушений, связанных с установлением границ лесопаркового зеленого пояса, размещению схемы планируемых границ лесопаркового зеленого пояса, а также соответствующей информации в текстовом и графическом виде, аналитической информации о состоянии лесопаркового зеленого пояса и об изменениях его состояния официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как установлено судом, схема планируемых границ лесопаркового зеленого пояса вокруг поселка Уптар размещена административным ответчиком на официальном сайте Министерства только 26 мая 2023 года.

Согласно письму от 17 мая 2023 года № 05-01660/23 в Управление Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу сведения о границах лесопаркового зеленого пояса, созданного на основании названного выше постановления Магаданской областной Думы, отсутствуют (л.д. 63).

Основываясь на приведенных обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что в Управлении Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу отсутствуют сведения о границах лесопаркового зеленого пояса, созданного на основании постановления Магаданской областной Думы от 26 июля 2019 года № 1284, учитывая обязательность включения в ЕГРН границ лесопарковых зеленых поясов, предусмотренную пунктом 12 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды, пришел к выводу о незаконности бездействия Министерства, выразившегося в непринятии мер по установлению границ лесопаркового зеленного пояса вокруг поселка Уптар, и направлении сведений о лесопарковом зеленом поясе в ЕГРН.

Также суд первой инстанции, установив, что с августа 2020 года Министерство является уполномоченным лицом на выполнение функций, предусмотренных пунктом 3.2.1 Положения о Министерстве, которое только 26 мая 2023 года разместило на своем официальном сайте схему планируемых границ лесопаркового зеленого пояса вокруг поселка Уптар, пришел к выводу о незаконности бездействия Министерства, выразившегося в неразмещении схемы планируемых границ лесопаркового зеленого пояса, соответствующей информации в текстовом и графическом виде, а также аналитической информации о состоянии лесопаркового зеленого пояса и об изменениях его состояния на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (minprirod.49gov.ru) в период с 12 октября 2020 года по 26 мая 2023 года.

Данные выводы основаны на правильном применении норм материального права с учетом всех установленных по делу юридически значимых обстоятельств, оснований не согласиться с данными выводами судебная коллегия не усматривает.

Доводы жалобы о том, что Министерством предпринимались соответствующие меры к выполнению обязанности, предусмотренной статьей 62.2 Закона об охране окружающей среды», опровергаются материалами дела.

Как верно указал суд первой инстанции, данные меры были предприняты административным ответчиком только после применения мер прокурорского реагирования.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия Министерства, выразившиеся в неразмещении схемы планируемых границ лесопаркового зеленого пояса, судебная коллегия находит несостоятельными.

В силу требований пункта 1 статьи 62.3 Закона об охране окружающей среды схема планируемых границ лесопаркового зеленого пояса подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного лица в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 30 дней с момента принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса.

Как установлено по делу, лесопарковый зеленый пояс вокруг поселка Уптар создан 17 августа 2019 года (дата вступления в законную силу постановления Магаданской областной Думы от 26 июля 2019 года № 1284), Министерство является уполномоченным органом с 28 августа 2020 года (дата вступления в законную силу постановления Правительства Магаданской области от 27 августа 2020 года № 597-пп), таким образом, схема планируемых границ лесопаркового зеленого пояса подлежала размещению на официальном сайте Министерства не позднее 12 октября 2020 года, фактически размещена им 26 мая 2023 года. Данные обстоятельства не отрицались представителем административного ответчика в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах вывод суда о незаконном бездействии Министерства, выразившемся в неразмещении схемы планируемых границ лесопаркового зеленого пояса, соответствующей информации в текстовом и графическом виде, а также аналитической информации о состоянии лесопаркового зеленого пояса и об изменениях его состояния на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (minprirod.49gov.ru) в период с 12 октября 2020 года по 26 мая 2023 года, является верным.

Доводы жалобы со ссылкой на пункт 8 статьи 62.2 Закона об охране окружающей среды о неразумности установленного судом срока исполнения решения суда подлежат отклонению, поскольку положения названной нормы не распространяются на случаи установления судом срока исполнения возложенной на административного ответчика обязанности.

По мнению судебной коллегии, установленный для исполнения решения суда срок является разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенных на него обязанностей.

Кроме того, административный ответчик не лишен права в порядке статьи 358 КАС РФ поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке исполнения решения суда.

В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на их переоценку и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит доводы апелляционной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 12 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение шести месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено <дата>.