ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2254/2022 от 25.05.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33а-9556/2022

по делу № 2а-2254/2022

25 мая 2022 года г.Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего

Каримовой Ф.М.,

судей

Багаутдиновой А.Р.,Портновой Л.В.,

с участием прокурора при секретаре

Валиуллиной Г.Р.,Даминовой Р.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №... Управления Федеральной службы исполнения наказания России по адрес» к Варнавскому А. Р. об установлении административного надзора

по апелляционной жалобе Варнавского А. Р. и апелляционному представлению прокурора Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан Аминева Р.Р. на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФКУ ИК-3 УФСИН России по РБ обратилось с административным исковым заявлением к Варнавскому А.Р. об установлении административного надзора.

В обоснование иска указано, что Варнавский А.Р. имеет непогашенную судимость: осужден дата Салаватским городским судом РБ по ст. 139 ч. 1, 161 ч. 2 "г", 69, ч. 3, 71 УК РФ к 3 годам 1 мес. лишения свободы.

Начало срока: дата, конец срока: дата.

Осужденный подлежит освобождению из мест лишения свободы дата в связи с отбытием срока наказания. После освобождения намерен выехать на постоянное местожительство по адресу: РБ, адрес.

Административный истец просит суд установить в отношении Варнавского А.Р. административный надзор сроком на 8 лет со следующими ограничениями:

- запрещение пребывания в определенных местах – в местах общественного питания и досуга, в местах и во время проведения публичных и иных мероприятий, в ассортимент предлагаемых продуктов, которых входят спиртные напитки;

- запрещение пребывания вне места жительства в период с 00:00 до 06:00 следующего дня, за исключением случаев выполнения лицом трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графику;

- запрещение выезда за пределы адрес Республики Башкортостан без разрешения ОВД;

- обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Решением Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено:

Административное исковое заявление ФКУ ИК-3 УФСИН России по адрес к Варнавскому А. Р. об установлении административного надзора, удовлетворить.

Установить в отношении Варнавского А. Р., дата года рождения, административный надзор сроком на восемь лет со следующими ограничениями в виде:

- запрещение пребывания в определенных местах – в местах общественного питания и досуга, в местах и во время проведения публичных и иных мероприятий, в ассортимент предлагаемых продуктов, которых входят спиртные напитки;

- запрещение пребывания вне места жительства в период с 00:00 до 06:00 следующего дня, за исключением случаев выполнения лицом трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графику;

- запрещение выезда за пределы адрес Республики Башкортостан без разрешения ОВД;

- обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Срок административного надзора в отношении Варнавского А. Р., дата года рождения, исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

В апелляционной жалобе Варнавский А.Р. просит решение суда первой инстанции отменить, назначить административный надзор с учетом того, что он состоит на облегченных условиях режима содержания и имеет ряд поощрений.

В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что так как наказание было ему назначено с отягчающим обстоятельством – наличием рецидива преступлений, его положение не может ухудшиться по истечению времени.

Выразил несогласие с установленными судом административными ограничениями, указывая, что они способствуют разрыву с близкими людьми, его дочерью, которая проживает за пределами адрес, с которой он не будет иметь право на посещение общественных мест, мест общественного питания, цирка0, кафе, парка, аттракционов. С регистрации из квартиры сестры его тоже снимут ввиду постоянного контроля.

В апелляционном представлении прокурор адрес просит решение суда первой инстанции изменить.

В обоснование доводов апелляционного представления прокурор указал, что при назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.

Судом в решении установлено ограничение о запрещении пребывания в определенных местах, а именно общественного питания и досуга, в местах и во время проведения публичных и иных мероприятий, в ассортимент предлагаемых продуктов, которых входят спиртные напитки. Судом не рассмотрен вопрос о разрешении посещения конкретных мероприятий, участие в них, с учетом представленной на Варнавского А.Р. удовлетворительной характеристики.

Кроме того решение не мотивировано относительно запрета пребывания в местах продажи спиртных напитков.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, проверив материалы дела в полном объеме, выслушав Варнавского А.Р., участие которого было обеспечено посредством видео-конференц-связи, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Валиуллину Г.Р., поддержавшую доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от дата № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В соответствии со статьей 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.

В соответствии с частью 7 статьи 270 КАС РФ, административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.

Из разъяснений, указанных в п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.

Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, таких ограничений.

Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в данном Федеральном законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с положениями пункта 1 части 1 и пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, в случае совершения данным лицом в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», независимо от оснований, предусмотренных в части 3 статьи 3 Закона, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего либо за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости (абзац 4 пункт 3).

На основании положений п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,

Варнавский А.Р. имеет непогашенную судимость: осужден дата Салаватским городским судом РБ по ст. 139 ч. 1, 161 ч. 2 "г", 69, ч. 3, 71 УК РФ к 3 годам 1 мес. лишения свободы. В действиях Варнавского А.Р. установлен опасный рецидив.

Начало срока: дата, конец срока: дата.

Осужденный подлежит освобождению из мест лишения свободы дата в связи с отбытием срока наказания. После освобождения намерен выехать на постоянное местожительство по адресу: РБ, адрес.

Согласно представленной ФКУ ИК-3 характеристике, Варнавский А.Р. характеризуется удовлетворительно, имеет взыскания и поощрения.

Таким образом, установлено, что Варнавский А.Р. является лицом, к которому в соответствии с ч. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от дата N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", устанавливается административный надзор.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Варнавский А.Р., как следует из приговора Салаватским городским судом Республики Башкортостан от 12 мая 2020 года, совершил преступления, предусмотренные ст. 139 ч. 1, 161 ч. 2 "г", 69, ч. 3, 71 Уголовного кодекса Российской Федерации, при опасном рецидиве преступлений.

При таких обстоятельствах, учитывая установленный п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на день совершения преступления) срок погашения судимости (в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления по истечении восьми лет после отбытия наказания), требование об установлении административного надзора является правомерным.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 приведенного закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).

Необходимо учитывать, что срок административного надзора не может быть свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за исключением назначения административного надзора лицам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Срок административного надзора в отношении лица, лица, указанного в части 1 статьи 3 названного закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

При таком положении суд, учитывая то, что Варнавский А.Р., освобождаемый из мест лишения свободы и имеющий непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, находит правильным и обоснованным установление административного надзора на срок погашения судимости, исчисляемого в силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости установления административного надзора Варнавскому А.Р. на 8 лет до дня погашения судимости со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. При этом считает необходимым дополнить формулировку фразы: «за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания».

В соответствии с требованиями пункта 1 части третьей статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении административного надзора должны содержаться конкретные административные ограничения, установленные судом.

Из разъяснений, указанных в п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.

Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, таких ограничений.

Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в данном Федеральном законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.

Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

При принятии решения об установлении в отношении Варнавского А.Р. административного надзора, судом первой инстанции также были возложены административные ограничения:

- запрещение пребывания в определенных местах – в местах общественного питания и досуга, в местах и во время проведения публичных и иных мероприятий, в ассортимент предлагаемых продуктов, которых входят спиртные напитки;

- запрещение пребывания вне места жительства в период с 00:00 до 06:00 следующего дня, за исключением случаев выполнения лицом трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графику;

- запрещение выезда за пределы адрес без разрешения ОВД;

- обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Срок административного надзора в отношении Варнавского А. Р., дата года рождения, исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).

Судебная коллегия соглашается с установлением Варнавскому А.Р. ограничения в виде обязания являться на регистрацию три раза в месяц в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные этим органом.

Судебная коллегия соглашается с установлением ограничения в виде запрета выезда за пределы административно-территориальных границ муниципального образования по месту жительства, пребывания или фактического нахождения без разрешения органов внутренних дел – адрес.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица может быть установлено такое административное ограничение, как запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток.

Как разъяснено в абзаце 9 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", при определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места его жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о назначении Варнавскому А.Р. ограничения в виде запрета пребывать вне места жительства в период с 00:00 до 06:00 следующего дня, за исключением случаев выполнения лицом трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графику;

Вместе с тем судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права при установлении Варнавскому А.Р. указанного ограничения.

Поскольку в силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым изменить формулировку установленного вида ограничения, дополнив словами «вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, указав: « запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 00:00 до 06:00 следующего дня, за исключением случаев выполнения лицом трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графику».

Кроме того, судебная коллегия считает, что установленное судом административное ограничение в виде «запрещения пребывания в определенных местах – в местах общественного питания и досуга, в местах и во время проведения публичных и иных мероприятий, в ассортимент предлагаемых продуктов, которых входят спиртные напитки» не в полной мере соответствует пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", которые являются самостоятельными ограничениями.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 15 от 16.05.2017 года, с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.

Принимая во внимание характеристику Варнавского А.Р., обстоятельства совершения преступления, в том числе совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения, характера совершенного преступления (ст. 161 УК РФ) суду следовало установить административное ограничение в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, а также ограничение в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.

Поэтому решение суда в данной части подлежит изменению, при установлении данного вида ограничения надлежит указать о запрещении посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков», а также указать ограничение в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.

Иные ограничения установлены Варнавскому А.Р. в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Судебная коллегия отмечает, что административный надзор и административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления, а представляют собой меру, направленную на предотвращение совершения правонарушений поднадзорным лицом, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов посредством осуществления административного надзора (статьи 1 и 2 Федерального закона). Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовный кодекс Российской Федерации).

Установление административного надзора согласуется со статьей 55 (часть третья) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2876-О, от 19 июля 2016 г. N 1675-О и другие).

При этом судебная коллегия учитывает, что в дальнейшем, в случае добросовестного соблюдения установленных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства, поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 16 марта 2022 года изменить.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

Административное исковое заявление ФКУ ИК-3 УФСИН России по Республике Башкортостан к Варнавскому А. Р. об установлении административного надзора, удовлетворить.

Установить в отношении Варнавского А. Р., дата года рождения, административный надзор сроком на восемь лет со следующими ограничениями в виде:

- запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков;

- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 00:00 до 06:00 следующего дня, за исключением случаев выполнения лицом трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графику;

- запрещение выезда за пределы адрес без разрешения ОВД;

- обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Срок административного надзора в отношении Варнавского А. Р., дата года рождения, исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Каримова Ф.М.

Судьи Багаутдинова А.Р.

Портнова Л.В.

Справка: судья Тухбатуллина Л.Х.