ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-228-2022 от 13.07.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Охлопков А.В. УИД 51RS0020-01-2022-000034-86

№ 33а-2025-2022

№ 2а-228-2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск 13 июля 2022 года.

Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Науменко Н.А.

судей

Мильшина С.А.

Кривоносова Д.В.

при секретаре

Бараковской Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области к Баранову Евгению Николаевичу о взыскании неуплаченной суммы по налогу на профессиональный доход, пени,

по апелляционной жалобе Баранова Евгения Николаевича на решение Полярного районного суда Мурманской области от 21 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Мильшина С.А., пояснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области Сакалаускене И.И., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области (далее – МИФНС России № 9 по Мурманской области, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Баранову Е.Н. о взыскании неуплаченной суммы по налогу на профессиональный доход, пени.

В обоснование заявленных требований указано, что Баранов Е.Н. с 23 сентября 2020 года зарегистрирован в МИФНС России № 2 по Мурманской области как плательщик налога на профессиональный доход.

За декабрь 2020 года административному ответчику начислен налог на профессиональный доход в размере 2 726 рублей 44 копейки.

В установленный законом срок, Баранов Е.Н. не уплатил налог, что послужило основанием для начисления пени, а также направления требования № * от 4 февраля 2021 года со сроком уплаты до 05 марта 2021 года, которое исполнено не было.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Александровского судебного района Мурманской области 23 сентября 2021 года отменен судебный приказ № 2а-1323/2021 от 10 сентября 2021 года в связи с поступлением возражений должника.

Административный истец просил суд взыскать с Баранова Е.Н. неуплаченную сумму налога на профессиональный доход в размере 2 726 рублей 44 копейки, пени в размере 3 рубля 48 копеек.

Решением Полярного районного суда Мурманской области от 21 февраля 2022 года административное исковое заявление МИФНС России № 9 по Мурманской области удовлетворено, с Баранова Е.Н. в доход соответствующего бюджета взыскана недоимка по налогу на профессиональный доход за декабрь 2020 года в размере 2 726 рублей 44 копейки, пени в размере 3 рубля 48 копеек, а также государственная пошлина в размере 400 рублей.

В апелляционной жалобе Баранов Е.Н., ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В обосновании жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие размер полученных административным ответчиком доходов за декабрь 2020 года, из которых складывается сумма налога.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Баранов Е.Н. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Руководствуясь статьями 150 – 152, частью 2 статьи 289, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, поскольку его неявка не препятствует судебному разбирательству.

Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Законом Мурманской области от 29 мая 2020 года № 2502-01-ЗМО в соответствии с частью 1.1 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» введен в действие с 1 июля 2020 года на территории Мурманской области специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»).

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика (пункт 1).

Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет (пункт 2).

Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления (пункт 10).

Пунктами 1,2 статьи 8 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» установлено, что налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам (статья 10 указанного Федерального закона).

Согласно статье 11 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок - как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона (пункт 1).

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение "Мой налог" не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода (пункт 2).

Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности (пункт 3).

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Баранов Е.Н. с 23 сентября 2020 года зарегистрирован в МИФНС России № 2 по Мурманской области как налогоплательщик налога на профессиональный доход.

За декабрь 2020 года административному ответчику начислен налог на профессиональный доход в размере 2 726 рублей 44 копейки.

В установленный законом срок, Баранов Е.Н. налог не уплатил, что послужило основанием для начисления пени в отношении налогоплательщика, а также направления требования № * по состоянию на 04 февраля 2021 года об уплате налога на профессиональный доход в размере 2 726 рублей 44 копейки, пени в размере 3 рубля 48 копеек со сроком уплаты до 05 марта 2021 года.

До настоящего времени исчисленные суммы в бюджет не поступили.

10 сентября 2021 года мировым судьей судебного участка № 2 Александровского судебного района Мурманской области был выдан судебный приказ о взыскании с Баранова Е.Н. указанной задолженности, который определением мирового судьи от 23 сентября 2021 года был отменен в связи с поступлением возражений должника.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда соглашается и нормам материального и процессуального права выводы суда первой инстанции, исходя из установленных им обстоятельств, не противоречат.

Поскольку в ходе рассмотрения дела суд первой инстанции установил, что процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить налоговую задолженность соблюдена, однако обязанность по уплате налога, пеней административным ответчиком не исполнена, в связи с чем Баранов Е.Н. имеет задолженность перед бюджетом в заявленном налоговым органом размере, оснований полагать ошибочным вывод о законности предъявленных к административному ответчику требований не имеется.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих размер полученных административным ответчиком доходов за декабрь 2020 года, о неправильности выводов суда первой инстанции не свидетельствуют.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» мобильное приложение «Мой налог» - программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 2).

Пунктом 3 статьи 3 названного федерального закона установлено, что физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение "Мой налог" или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.

Статьей 8 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» предусмотрено, что налогоплательщик вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), или некорректного ввода таких сведений при представлении через мобильное приложение "Мой налог" или уполномоченных операторов электронных площадок и (или) уполномоченные кредитные организации пояснений с указанием причин такой корректировки (пункт 4).

При наличии оснований полагать, что доступ к информационному обмену при применении налогоплательщиком специального налогового режима имеют неуполномоченные лица, операции по корректировке в сторону уменьшения ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов могут быть ограничены налоговым органом до представления налогоплательщиком лично, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика пояснений с указанием причин такой корректировки. Налогоплательщик также вправе представить подтверждающие документы (пункт 5).

В судебном заседании при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представитель административного истца МИФНС России № 9 по Мурманской области Сакалаускене И.И. пояснила, что, согласно Федеральному закону № 422-ФЗ все сведения, поступающие относительно исчисления налога на профессиональный доход, уведомления об уплате налога, оформляются через приложение «Мой налог». Налогоплательщик в приложении «Мой налог» самостоятельно вводит все необходимые данные и указанное приложение рассчитывает сумму налога, исходя из размера ставки - 4 % или 6 %. У МИФНС России № 9 по Мурманской области доступа к приложению «Мой налог», соответственно и к проверке исчисленных сумм, не имеется. Возражения относительно несогласия с суммой налога налогоплательщик может представить в Управление. Со стороны административного ответчика таких возражений не поступало.

МИФНС России № 9 по Мурманской области выходит с административным исковым заявлением в суд на основании сведений, отражающихся в карточке расчета с бюджетом, проверка суммы исчисленного налога не предусмотрена.

При таком положении судебная коллегия считает, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда, не имеется.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Полярного районного суда Мурманской области от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Баранова Евгения Николаевича - без удовлетворения.

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: