ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2280/2022 от 07.06.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Смирнова Ю.Н. 1-ая инстанция дело № 2а-2280/2022

2-ая инстанция дело № 33а-3504/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Симоновича В.Г.,

судей Назарука М.В., Начарова Д.В.,

при секретаре Кулькиной И.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ИФНС России по г. Сургуту) к Медведеву (ФИО)7 о взыскании пени,

по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Сургуту на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.02.2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Назарука М.В., судебная коллегия

установила:

ИФНС России по г. Сургуту обратилась в суд с вышеуказанным иском, согласно которому просила взыскать с Медведева А.Н. задолженность по требованию об уплате от 30.06.2020 года № 80913: пени по НДФЛ в сумме 46 493,21 рубля в связи с неуплатой НДФЛ за 2011 год в размере 299 000 рублей за период с 01.01.2012 года по 01.11.2018 года. Требования мотивированы тем, что 17.11.2010 года ответчиком предоставлена декларация по форме 3-НДФЛ за 2011 год, на которую начислен НДФЛ в размере 299 000 рублей. Обязанность по уплате налога ответчиком не исполнена, сумма налога удержана путем зачета, по состоянию на 10.12.2021 года задолженность составляет 29 рублей. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога ответчику начислены пени в заявленном размере, которые им не уплачены. Налоговый орган своевременно обратился к мировому судье с заявлением о взыскании задолженности, однако вынесенный судебный приказ отменен определением мирового судьи от 08.07.2021 года, в связи с поступлением возражений от ответчика.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец ИФНС России по г. Сургуту просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Оспаривает выводы суда об отсутствии доказательств взыскания с ответчика задолженности по налогу. Полагает, расчет начисления пени подтверждает, что задолженность по налогу не является безденежной к взысканию, пени начислены правомерно и подлежат взысканию. Ссылается на несостоятельность выводов суда об отсутствии доказательств направления ответчику требования.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик Медведев А.Н. указывает на несостоятельность доводов жалобы и просит отказать в ее удовлетворении.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.

В силу ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из административного искового заявления и представленных документов следует, что Медведев А.Н. представил в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ за 2011 год, согласно которой к уплате в бюджет подлежал налог на доходы физических лиц в размере 299 000 рублей.

В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, налоговый орган в период с 01.01.2012 года по 01.11.2018 года произвел начисление пени на вышеуказанную сумму налога в размере 46 493,21 рубля, и вынес соответствующее требование № 80913 от 30.06.2020 года, со сроком уплаты пени до 24.11.2020 года.

Поскольку в установленный срок такая задолженность не была оплачена, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании пени. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 3 Сургутского судебного района города окружного значения Сургут от 22.03.2021 года требования истца были удовлетворены.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 Сургутского судебного района города окружного значения Сургут от 08.07.2021 года данный судебный приказ отменен, в связи с поступлением возражений ответчика.

15.12.2021 года налоговый орган подал в суд настоящее исковое заявление.

Решение суда об отказе в удовлетворении иска мотивировано выводами о том, что истцом не представлены доказательства соблюдения установленной процедуры взыскания налога за 2011 год; имеются неустранимые противоречия в моменте, когда произведен зачет подлежащей уплате суммы; не представлены доказательства направления ответчику требования.

Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч.1). Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2).

В силу требований ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4). При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6).

В соответствии с положениями ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.1). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (п.2). Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п.6).

Согласно п.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст.216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п.1 ст.229 НК РФ налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и п.1 ст.228 настоящего Кодекса, по общему правилу, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляется налоговая декларация.

Согласно положениям ст.228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4). В установленных случаях уплата налога осуществляется не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога (п.6).

В силу статей 69, 70 НК РФ в случае выявления недоимки налоговый орган не позднее трех месяцев со дня её обнаружения направляет налогоплательщику требование об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Согласно положениям ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч.2). Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч.3).

Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно положениям ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (п.3). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5).

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что принудительное взыскание налога возможно лишь посредством специальной процедуры и в течение ограниченных сроков.

При этом, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (изложенной, в частности, в Определении от 17.02.2015 года № 422-О) необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

По правовому смыслу разъяснений, изложенных в п.31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», и последовательной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (изложенной, в частности, в определениях от 24.12.2013 года № 1988-О, от 22.04.2014 года № 822-О, от 20.042017 года № 790-О, от 29.09.2020 года № 2318-О), нарушение процессуальных сроков проведения мероприятий налогового контроля и оформления их результатов не влечет изменения общего порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, но соразмерно уменьшает сроки, предусмотренные налоговым законодательством в отношении процедур принудительного взыскания задолженности.

Между тем, вопреки возложенному на него процессуальному бремени доказывания, а также несмотря на то, что суд первой инстанции в определении о принятии административного искового заявления к производству суда, и подготовке дела к судебному разбирательству от 17.12.2021 года предложил налоговому органу представить доказательства обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций; копии налоговых уведомлений, копии налоговых требований, доказательства направления налогоплательщику налоговых уведомлений и требований; сведения об обращении за выдачей судебного приказа и его отмене, сведения о дате фактического обращения за выдачей судебного приказа, размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию; доказательства, что недоимки, на которые исчислены пени в заявленном к взысканию размере, могут быть взысканы или ранее уже были взысканы, либо не истекли сроки для их принудительного взыскания, истец не доказал обстоятельства, послужившие основанием для взыскания с ответчика заявленных сумм пени.

Более того, достоверные доказательства наличия у налогового органа права на взыскание сумм налога, на которые начислены заявленные суммы пени, соблюдения порядка и сроков взыскания задолженности по налогу, на которую начислены пени, не представлены также и суду апелляционной инстанции.

Как следует из административного искового заявления, заявленные пени начислены на сумму налога на доходы физических лиц ответчика за 2011 год.

Согласно указанным в жалобе сведениям, последний зачет суммы задолженности ответчика по данному налогу был произведен в 2015 году.

Вопреки доводам жалобы, представленные налоговым органом расчеты пени, либо сведения о произведенных зачетах сумм налога не могут быть признаны доказательствами наличия у налогового органа права на взыскание сумм налога, на которые начислены заявленные суммы пени, и соблюдения налоговым органом порядка и сроков взыскания задолженности по налогу, на которую начислены пени.

При таких обстоятельствах само по себе представленное истцом лишь в суд апелляционной инстанции подтверждение факта направления ответчику вышеуказанного требования об уплате пени не свидетельствует об ошибочности решения суда первой инстанции по существу спора, и основанием для его отмены не является.

С учетом изложенного судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Доводы апелляционной жалобы не основаны на требованиях закона и имеющихся доказательствах, являлись предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции и по существу сводятся лишь к несогласию административного истца с выводами суда, что о незаконности судебного акта не свидетельствует.

Руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.02.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.

Председательствующий Симонович В.Г.

Судьи коллегии: Назарук М.В.

Начаров Д.В.