ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2298/2021 от 23.12.2021 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Афанасьева Н.А. Дело №33а-9238//2021 (2а-2298/2021)

64RS0046-01-2021-004690-16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 декабря 2021 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Чаплыгиной Т.В.,

судей Домниной А.В., Закарян И.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» о ликвидации организации по апелляционным жалобам администрации муниципального образования «Город Саратов», Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области на решение Ленинского районного суда города Саратова от 08 июня 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Домниной А.В., объяснения представителя административного истца Дорофеевой Е.А., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Саратов» Воронова А.О., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение представителей прокуратуры Саратовской области Секиной А.Н., Ермолова А.В., возражения представителей административного ответчика Соколовой Ю.Ю., заинтересованного лица ПАО «Т-Плюс» Андрияновой О.С., изучив доводы апелляционных жалоб, отзыв на нее, исследовав материалы дела,

установила:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» о ликвидации организации в связи с грубым нарушением законодательства, создающим реальную угрозу причинения вреда собственности, законным экономическим интересам физических, юридических лиц, общества и государства.

Требования мотивированы тем, что в апреле 2019 года в результате плановой документарной проверки ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района установлен факт осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без создания хозяйственных обществ или участия в них, что противоречит статусу некоммерческой организации в виде ассоциации товариществ собственников жилья. По итогам проверки в адрес ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района было вынесено предупреждение № 43 от 03 апреля 2019 года об устранении допущенных нарушений действующего законодательства. В связи с неисполнением предупреждения Управлением были вынесены повторные предупреждения № 287 от 16 сентября 2019 года, № 361 от 21 ноября 2019 года. В рамках исполнения указанных предупреждений Ассоциация приняла решение о прекращении осуществления деятельности и реорганизации в форме преобразования в автономную некоммерческую организацию.

19 июня 2020 года зарегистрирована автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера», которая создана путем реорганизации в форме преобразования из ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района. Согласно протоколу общего собрания учредителями организации являются 13 товариществ собственников жилья, действующих на территории Ленинского района города Саратова. Однако 25 сентября 2020 года в адрес административного ответчика вынесено предупреждение об устранении в срок до 16 ноября 2020 года нарушений действующего законодательства, выраженных в осуществлении деятельности, не соответствующей правовому статусу Организации. В связи с неисполнением требований указанного предупреждения, Управлением 18 ноября 2020 года направлено повторное предупреждение со сроком исполнения до 01 февраля 2021 года, которое также не было исполнено административным ответчиком, в связи с чем административным истцом вынесено повторное предупреждение № 5 от 04 февраля 2021 года со сроком исполнения до 05 марта 2021 года. Административный ответчик дважды обращался в Управление с ходатайством о продлении срока устранения нарушения, указанного в предупреждениях, однако им не были представлены необходимые документы в подтверждение принятых конкретных мер для исполнения предупреждений, не были изложены причины, не позволившие устранить допущенное нарушение в установленный срок, в связи с чем Управлением были приняты решения о невозможности продления сроков для устранения выявленного нарушения. Кроме того, организацией были предприняты действия, свидетельствующие о намерении продолжать указанную деятельность. 28 октября 2020 года приказом государственной жилищной инспекции Саратовской области № 162 отменен пункт 3 приказа Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 10 июля 2020 года № 114 и принято решение № 1780 об исключении с 01 ноября 2020 года из реестра лицензий Саратовской области сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении автономной некоммерческой организации «Сфера». Административный ответчик обжаловал указанные приказ и решение государственной жилищной инспекции Саратовской области в Арбитражный суд Саратовской области. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2021 года по делу № А57-21161/2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2021 года, в удовлетворении требований автономной некоммерческой организации «Сфера» о признании недействительными приказа государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28 октября 2020 года № 162 и решения Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28 октября 2020 года № 1780 отказано. Изложенное, по мнению административного истца, свидетельствует о непринятии организацией необходимых мер для устранения выявленного нарушения. В связи с неисполнением автономной некоммерческой организации «Сфера» предупреждения № 227 от 25 сентября 2020 года постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района города Саратова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района города Саратова от 09 февраля 2021 года по делу № 5-46/2021 организация привлечена к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Кроме того, в связи с неисполнением повторного предупреждения № 262 от 18 ноября 2020 года Управлением был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. По мнению административного истца, приведенные обстоятельства свидетельствуют о непринятии административным ответчиком необходимых мер для устранения выявленного нарушения, а также подтверждают тот факт, что организация осуществляет запрещенную законом предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, противоречащей правовому статусу организации.

Решением Ленинского районного суда города Саратова от 08 июня 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Несогласившись с решением районного суда, Управлением Министерства юстиции по Саратовской области подана апелляционная жалоба, содержащая требования об отмене судебного акта и удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов жалобы административным истцом приведены обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Также административный истец выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, указывая на то, что, несмотря на вынесенные в отношении автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» неоднократные предупреждения, установлены факты осуществления организацией на протяжении длительного периода времени предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, запрещенной действующим законодательством для автономной некоммерческой организации.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Город Саратов» просит решение районного суда отменить, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. При реорганизации были существенно изменены права и обязанности ассоциации в отношении учредителей, не осуществлено правопреемство целей и видов деятельности, членства в ассоциации товариществ собственников жилья.

В отзыве на апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции по Саратовской области прокуратура Саратовской области просит решение Ленинского районного суда города Саратова отменить, удовлетворить административные исковые требования. Факт осуществления административным ответчиком предпринимательской деятельности в качестве основной деятельности, не указанной в учредительных документах, подтверждается ранее выданной лицензией на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. Систематический характер и длительность неисполнения предупреждений свидетельствуют об осуществлении деятельности в обход требований действующего законодательства. При этом ликвидация организации не приведет к нарушению прав жителей многоквартирных домов в связи с внесением изменений в реестр лицензий и реализацией решений о выборе способа управления домами.

На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в административном деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях).

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона о некоммерческих организациях – некоммерческие организации могут создаваться в форме автономных некоммерческих организаций.

Контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705 (пункт 4.1 статьи 32 названного закона).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» создана путем реорганизации в форме преобразования ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района.

Автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» зарегистрирована в качестве юридического лица с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) 09 июня 2020 года за ОГРН 1206400010178.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 12 мая 2021 года, учредителями юридического лица являются товарищество собственников жилья (далее ТСЖ) «Дом», ТСЖ «Бардинский», ТСЖ «Чехов», ТСЖ «Электронник-1», ТСЖ «Топольчанский», ТСЖ «Антоновское», ТСЖ «Техстекло», ТСЖ «Уют-1», ТСЖ «Тархова», ТСЖ «Днепр 2004», ТСЖ «Темп 2004», ТСЖ «Бардино», ТСЖ «Сатурн-1».

Согласно пункту 2.1 Устава автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера», утвержденного протоколом общего собрания учредителем № 3/2 от 13 апреля 2020 года, прошедшего государственную регистрацию в Управлении Министерства юстиции по Саратовской области 29 июня 2020 года, целями создания и деятельности организации является предоставление услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса, связанных с эксплуатацией и содержанием недвижимого имущества.

В связи с поступлением в Управление Министерства юстиции по Саратовской области в августе 2020 года обращений ПАО «Т Плюс» и ООО «СПГЭС» о проверки деятельности автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» и письма государственной жилищной инспекции по Саратовской области проведена ревизия учетного дела автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера».

В ходе проверки установлено нарушение автономной некоммерческой организацией по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 14, статьи 24 Закона о некоммерческих организациях, пункта 4 статьи 50, пункта 5 статьи 123.24 ГК РФ, пункта 2.4 Устава автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера», поскольку осуществляемая непосредственно автономной некоммерческой организацией по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами противоречит правовому статусу организации.

Так, с учетом положений Закона о некоммерческих образованиях, после реорганизации в форме преобразования автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» вправе осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами только путем создания хозяйственного общества. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами самостоятельно без создания соответствующих обществ противоречит требованиям ГК РФ.

Ранее выданная ассоциацией товариществ собственников жилья Ленинского района лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с реорганизацией в форме преобразования была переоформлена на автономную некоммерческую организацию по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» на основании пункта 3 приказа Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 10 июля 2020 года № 114.

Так, с 10 июля 2020 года автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» осуществляла предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, при этом в реестре лицензий Саратовской области содержались сведения о нахождении в ее управлении 316 многоквартирных домов.

25 сентября 2020 года Управлением Министерства юстиции по Саратовской области в адрес автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» вынесено предупреждение № 227, в котором указано на недопустимость непосредственного осуществления данной организацией предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, что противоречит правовому статусу некоммерческой организации, и установлен срок для устранения выявленного нарушения действующего законодательства до 16 ноября 2020 года.

12 ноября 2021 года автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» обратилась к Управлению Министерства юстиции по Саратовской области с ходатайством о продлении срока действия предупреждения. Письмом Управления Министерства юстиции по Саратовской области от 18 ноября 2020 года № 64/03-8512 в удовлетворении ходатайства отказано.

18 ноября 2020 года Управлением Министерства юстиции по Саратовской области в адрес автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» вынесено повторное предупреждение № 262 аналогичного содержания, а также уведомление № 64/03-8511 о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в связи с не устранением нарушений действующего законодательства в срок, указанный в предупреждении № 227 от 25 сентября 2020 года.

04 февраля 2021 года Управлением Министерства юстиции по Саратовской области в адрес автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» вынесено предупреждение № 5 аналогичного содержания, а также уведомление № 64/03-730 о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в связи с неустранением нарушений действующего законодательства в срок, указанный в предупреждении № 262 от 18 ноября 2020 года.

11 января 2021 года Управлением Министерства юстиции по Саратовской области составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района города Саратова, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района города Саратова, от 09 февраля 2021 года по делу № 5-46/2021 автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Решением судьи Ленинского районного суда города Саратова от 03 июня 2021 года вышеуказанное постановлением мирового судьи отменено, производство по делу прекращено, поскольку суд пришел к выводу, что у автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» отсутствовала возможность выполнить предупреждение от 25 сентября 2020 года № 227 в указанный в предупреждении срок, поскольку согласно сведениям с сайта ГИС ЖКХ в управлении автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» не находилось ни одного многоквартирного дома, в связи с отменой лицензии 30 октября 2020 года.

15 марта 2021 года Управлением Министерства юстиции по Саратовской области составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании установлено, что приказом Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28 октября 2020 года № 162 отменен пункт 3 приказа Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 10 июля 2020 года № 114 о переоформлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера». На основании решения Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28 октября 2020 года № 1780 в реестр лицензий Саратовской области внесены изменения: с 01 ноября 2020 года из реестра лицензий Саратовской области исключены сведения о многоквартирных домах, находящихся в управлении автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера».

Автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера», полагая приказ от 28 октября № 162 и решение Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28 октября 2020 года № 1780 незаконными, обратилась в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.

Определением арбитражного суда Саратовской области от 10 ноября 2020 года по делу № А57-21161/2020 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия приказа от 28 октября №162 и решения Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28 октября 2020 года №1780 до вступления решения суда в законную силу.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2021 года по делу № А57-21161/2020, оставленным в силе постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» отказано.

Между тем, несмотря на приостановление действия указанных выше приказа и решения Государственной жилищной инспекции Саратовской области, на сайте ГИС ЖКХ с 30 октября 2020 года были размещены сведения об отмене пункта 3 приказа Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 10 июля 2020 года № 114, а в реестре лицензий Саратовской области с 01 ноября 2020 года отсутствовали сведения о нахождении в управлении автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» многоквартирных домов (т.1 л.д.77 обор. сторона, л.д.78).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно подпункту 3 пункта 3 части 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П положение пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку, по конституционно-правовому смыслу данного положения, предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

При рассмотрении дела о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан суд оценивает обоснованность предупреждения (представления) об устранении нарушений закона, а также решения уполномоченного органа о приостановлении деятельности, если они не были ранее оспорены административным ответчиком в судебном порядке (пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами»).

При проверке обоснованности предупреждения (представления) об устранении нарушений закона и (или) решения о приостановлении деятельности, вынесенных уполномоченным органом или прокурором в адрес объединения граждан, которые не были оспорены в судебном порядке, помимо оснований их вынесения необходимо принимать во внимание установленные уполномоченным органом или прокурором сроки для устранения таких нарушений. Такие сроки должны соответствовать разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения (представления) и не могут быть менее сроков, установленных законом (пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами»).

Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

Разрешая заявленные требования с учетом приведенных норм материального права и установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в управлении автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» находилось 316 домов, то в установленный предписанием № 227 от 25 сентября 2020 года срок до 16 ноября 2020 года для устранения допущенного нарушения необходимо было проведения общих собраний собственников во всех вышеуказанных домах. В связи с чем по мнению суда первой инстанции установленный в предупреждении срок не соответствует разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения. Более того, 28 октября 2020 года действие лицензии автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» прекращено, и с 01 ноября 2020 года из реестра лицензий Саратовской области исключены сведения о многоквартирных домах, находящихся в управлении автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера».

Таким образом, с 01 ноября 2020 года АНО «Сфера» фактически прекратило осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ввиду отзыва лицензии, при этом стало исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в силу статьи 200 ЖК РФ, возлагающей такую обязанность на лицензиата, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 ЖК РФ до дня: 1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 ЖК РФ; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Несмотря на приостановление с 10 ноября 2020 года на основании определения арбитражного суда Саратовской области действия приказа от 28 октября № 162 и решения Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28 октября 2020 года № 1780, фактически сведения о многоквартирных домах, находящихся в управлении автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства «Сфера», были исключены из реестра лицензий, что подтверждается сведениями с сайта ГИС ЖКХ, вследствие чего организация и после принятия обеспечительных мер исполняло обязанности по управлению многоквартирным домом в порядке статьи 200 ЖК РФ.

Учитывая, что автономная некоммерческая организация по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства «Сфера» с 01 ноября 2020 года исполняет обязанности по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в силу статьи 200 ЖК РФ, то оснований для вынесения предупреждений от 18 ноября 2020 года №262 и от 04 февраля 2021 года №5 не имелось.

Оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, из ответа Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области следует, что на исполнении Межрайонных отделов службы судебных приставов города Саратова находится 21 исполнительное производство в отношении административного ответчика в пользу юридических и физических лиц имущественного и неимущественного характера на сумму 138 913 360 рублей 02 копейки, где остаток задолженности составляет 122 079 482 рубля 76 копеек.

Вместе с тем, судом установлено наличие у административного ответчика задолженности и перед ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей», ООО «КВС», ПАО «Т-Плюс», при этом у автономной некоммерческой организации в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» с указанными ресурсоснабжающими организациями заключены соглашения о проведении расчетов и погашении задолженности, которыми установлены сроки погашения задолженности и согласованы графики платежей.

Так, заключенным между ООО «СПГЭС» и автономной некоммерческой организацией в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» 28 декабря 2020 года соглашением предусмотрено погашение задолженности по оплате электроэнергии и процентов на общую сумму 44 249 101 рублей 60 копеек в срок до 29 декабря 2023 года.

По мировому соглашению, заключенному между ООО «КВС» и автономной некоммерческой организацией в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» 25 декабря 2020 года, последнее обязалось в срок до 29 декабря 2023 года погасить задолженность по оплате коммунальных ресурсов в сумме 18 957 502 рубля 92 копейки.

30 января 2021 года между автономной некоммерческой организацией в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» и ПАО «Т Плюс» достигнуто соглашение о проведении расчетов, которым согласовано погашение задолженности перед ПАО «Т Плюс» в сумме 253 365 182 рублей 77 копеек в срок до марта 2024 года.

Кроме того, административный ответчик имеет задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносом за 2020 год в сумме 5 689 327 рублей 50 копеек.

Изложенное свидетельствует о том, что ликвидация организации затронет экономические интересы заинтересованных лиц, являющимися кредиторами автономной некоммерческой организации в сфере жилищно - коммунального сервиса «Сфера», таких как ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей», ООО «КВС», ПАО «Т-Плюс», налоговая инспекция, в связи с чем данная процедура повлечет невозможность исполнения приведенных выше обязательств.

Доводы апелляционных жалоб оснований для отмены или изменения решения суда не содержат, сводятся к несогласию с вынесенным решением и переоценке имеющихся в материалах дела доказательств, что само по себе не влечет отмену судебного акта.

Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Саратова от 08 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Город Саратов», Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи