ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-231/2022 от 15.09.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Кабалоева М.В. Дело № 2а-231/2022

Докладчик Павлова О.Ю. (УИД 65RS0-08)

Дело № 33а-2193/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 сентября 2022 года <адрес>

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Лихачевой С.А.,

судей Лавровой О.В., Павловой О.Ю.,

при помощнике судьи Баевой И.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить действия по устранению нарушений в части оборудования контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов,

по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области на решение Смирныховского районного суда от 23 июня 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Павловой О.Ю., судебная коллегия,

установила:

26 мая 2022 года Сахалинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области (далее – УФСИН России по Сахалинской области), выразившееся в непринятии надлежащих мер по оборудованию контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов в жилой зоне Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области» (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области) по адресу: Сахалинская область, пгт. Смирных, <адрес>, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведения санитарно-профилактических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2022 года № 3, обязать УФСИН России по Сахалинской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области с целью оборудования указанной контейнерной площадки, обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области оборудовать контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что в рамках проверки соблюдения режимных требований в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области выявлены нарушения, в частности установлено, что контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов не имеет твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы площадки, в связи с чем в адрес руководителя УФСИН России по Сахалинской области 17 марта 2022 года внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства. Прокурором проведена контрольная проверка устранения нарушений, указанных в ранее вынесенном представлении, по результатам которой установлено, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области никаких мер по приведению контейнерной площадки в соответствие требованиям не предпринимала, заявка на выделение денежных средств направлена только 19 мая 2022 года.

Определением судьи от 01 июня 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России).

Решением суда от 23 июня 2022 года признано незаконным бездействие УФСИН России по Сахалинской области, выразившееся в непринятии надлежащих мер по оборудованию контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов в жилой зоне ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области по адресу: Сахалинская область, пгт. Смирных, <адрес>, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведения санитарно-профилактических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2022 года № 3; на УФСИН России по Сахалинской области возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области с целью оборудования контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов в жилой зоне ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области по адресу: Сахалинская область, пгт. Смирных, <адрес>, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведения санитарно-профилактических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2022 года № 3; на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области возложена обязанность оборудовать контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов в жилой зоне учреждения по адресу: Сахалинская область, пгт. Смирных, <адрес>, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведения санитарно-профилактических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2022 года № 3, путем создания твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и монтажа ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы площадки, в течение 6 месяцев со дня доведения ему Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области бюджетных обязательств на указанные цели.

В апелляционной жалобе ФСИН России и УФСИН России по Сахалинской области просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывают, что со стороны УФСИН России по Сахалинской области предприняты все меры для выполнения работ по оборудованию контейнерной площадки, необходимость в дополнительном финансировании исправительного учреждения отсутствовала, материалы для оборудования контейнерной площадки у него имелись. Отмечают, что решение суда направлено на понуждение ФСИН России к выделению финансирования, что недопустимо, поскольку нарушает принцип разделения властей.

Относительно доводов апелляционной жалобы поступили письменные возражения участвующего в деле прокурора Пильтяй Р.В., в которых он просит решение оставить без изменения.

В письменном отзыве ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области апелляционную жалобу поддерживает.

В суде апелляционной инстанции представитель ФСИН России и УФСИН России по Сахалинской области Голдырева Д.С. и представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области Касаткина Т.Н. доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней доводам, прокурор Болденков Е.А. возражал против ее удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

В соответствии со статьей 13 названного Закона учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 приведенного закона).

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 13.2 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 28 сентября 2001 года № 276 установлено, что территория учреждения, а также прилегающие к ней улицы и тротуары должны содержаться в чистоте и порядке, своевременно убираться от мусора, а в зимнее время - и от снега.

В соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка) (пункт 220); на территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре (пункт 221); контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (пункт 3).

Из материалов дела следует, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области является учреждением уголовно-исправительной системы Российской Федерации, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.

Прокуратурой Сахалинской области по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области проведена проверка ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, в ходе которой выявлены нарушения учреждением требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В частности, в нарушение требований санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 в жилой зоне исправительного учреждения по адресу: Сахалинская область, пгт. Смирных, ул. Торговая, д. 86, существующая контейнерная площадка не имеет твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы площадки.

Указанные обстоятельства подтверждаются представлением прокурора в адрес УФСИН России по Сахалинской области от 17 марта 2022 года, ответом на него от 22 апреля 2022 года, комиссионным актом проверки от 19 мая 2022 года и не опровергнуто административными ответчиками.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что несоблюдение исправительным учреждением требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права осужденных на благоприятную среду обитания и подвергает опасности их жизнь и здоровье.

Поскольку в нарушение требований части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороной ответчика не представлено доказательств соответствия контейнерной площадки требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, суд первой инстанции, учитывая, что приведенные в административном иске нарушения на момент рассмотрения дела в суде не устранены, пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований в части возложения на исправительное учреждение обязанности оборудовать контейнерную площадку в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела, основан на законе и доказательствах, которым суд первой инстанции дал соответствующую требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мотивированную оценку.

Признавая незаконным бездействие УФСИН России по Сахалинской области по непринятию надлежащих мер по оборудованию спорной контейнерной площадки и возлагая обязанность обеспечить финансирование исправительного учреждения с целью ее оборудования, суд первой инстанции принял во внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Проанализировав Положение об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области, утвержденное приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года № 518, установив, что Управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств (пункт 4); осуществляет организацию бюджетного (бухгалтерского) и статистического учета в Управлении и подведомственных учреждениях, представления сводной бюджетной (бухгалтерской) и статистической отчетности, контроль за целесообразностью проводимых финансовых и хозяйственных операций и их соответствием законодательству Российской Федерации, организацию экономного и эффективного расходования бюджетных средств (подпункт 2 пункта 15 раздела III); а также положения Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, согласно которым УФСИН России по Сахалинской области в отношении исправительного учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований лимитов бюджетных обязательств (пункт 4.3); при недостаточности у исправительного учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и Управление (пункт 5.12), пришел к выводу, что устранение ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области указанных в административном исковом заявлении нарушений зависит от распоряжения бюджетными средствами, осуществляемого УФСИН России по Сахалинской области.

Судебная коллегия полагает, что указанный вывод суда основан на неверной оценке установленных по делу обстоятельств, без учета подлежащих применению норм права.

Согласно Уставу ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области учреждение является юридическим лицом (пункт 1.7); вправе самостоятельно пользоваться закрепленным за ним имуществом (пункт 1.9); обеспечивает выполнение установленных санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (пункт 2.5.1); в пределах доведенных учреждению лимитов производится заключение и оплата государственных контрактов и иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств (пункт 5.10). Исходя из буквального содержания пункта 5.12 Устава ответственность ФСИН России и УФСИН России по Сахалинской области по обязательствам исправительного учреждения наступает только при недостаточности у последнего денежных средств.

С учетом предусмотренной статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» специфики финансирования и ответственности ведомственного казенного учреждения, ответственность Российской Федерации в лице главного распорядителя наступает только в отношении учреждения, допустившего нарушения, для устранения которых требуется дополнительное к уже утвержденной бюджетной смете финансирование.

Как следует из материалов дела, после внесения прокурором 17 марта 2022 года представления об устранении нарушений законодательства, 19 мая 2022 года начальником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области в УФСИН России по Сахалинской области направлена заявка о выделении денежных средств в сумме 180000 рублей для накопления твердых коммунальных отходов на территории жилой зоны в связи с тем, что имеющаяся контейнерная площадка не соответствует требованиям санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-24.

24 мая 2022 года УФСИН России по Сахалинской области сообщило о необходимости дополнительного указания перечня, количества и стоимости строительных материалов, которые будут использованы на названном объекте, и строительных материалов, которые имеются в наличии.

07 июня 2022 года необходимая информация направлена исправительным учреждением в УФСИН России по Сахалинской области, на что 09 июня 2022 года начальником УФСИН России по Сахалинской области в адрес исправительного учреждения направлено требование в срок до 1 августа 2022 года выполнить работы по оборудованию контейнерной площадки за счет имеющихся в распоряжении учреждения строительных материалов.

Доказательств, опровергающих наличие в распоряжении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области достаточного объема материалов для обустройства спорной контейнерной площадки и необходимости выделения дополнительного финансирования со стороны УФСИН России по Сахалинской области материалы дела не содержат.

При установленных обстоятельствах у суда не имелось оснований для признания незаконным бездействия УФСИН России по Сахалинской области по непринятию надлежащих мер по оборудованию спорной контейнерной площадки и возложения обязанности обеспечить соответствующее финансирование подведомственного учреждения, решение в этой части подлежит отмене.

Как следует из представленного суду апелляционной инстанции акта и фототаблицы, контейнерная площадка жилой зоны введена в эксплуатацию 05 августа 2022 года. Вместе с тем, фактическое выполнение требований административного иска после вынесения судом решения не влечет отмену судебного акта, поскольку на момент рассмотрения дела нарушения, явившиеся основанием к удовлетворению требований, устранены не были.

В тоже время судебная коллегия считает необходимым изменить срок, установленный решением суда для исполнения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области возложенной на него обязанности, определив его в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, принимая во внимание отсутствие необходимости финансирования со стороны УФСИН России по Сахалинской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Смирныховского районного суда от 23 июня 2022 года отменить в части признания незаконным бездействия УФСИН России по Сахалинской области, выразившегося в непринятии надлежащих мер по оборудованию контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов в жилой зоне ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области по адресу: Сахалинская область, пгт. Смирных, <адрес>, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведения санитарно-профилактических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2022 года № 3, и возложении на УФСИН России по Сахалинской области обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области с целью оборудования контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов в жилой зоне ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области по адресу: Сахалинская область, пгт. Смирных, <адрес>, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведения санитарно-профилактических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2022 года № 3.

В названой части принять новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Это же решение изменить, изложив абзац четвертый резолютивной части в следующей редакции:

Обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области оборудовать контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов в жилой зоне учреждения по адресу: Сахалинская область, пгт. Смирных, <адрес>, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведения санитарно-профилактических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2022 года № 3, путем создания твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и монтажа ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы площадки, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий С.А. Лихачева

Судьи О.В. Лаврова

О.Ю. Павлова