ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-232/20 от 26.02.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Авилова И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33-2032

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2А-232/2020)

26 февраля 2021 года город Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Евдокименко А.А.,

судей – Хаировой А.Х. и Неугодникова В.Н.,

при секретаре – Зенкевиче В.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – ФИО1 и ФИО2 на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 19 ноября 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Администрации муниципального района Алексеевский Самарской области, министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области о понуждении министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области продлить срок действия свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности отказать.»,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., возражения на доводы апелляционной жалобы представителя ответчика – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области – ФИО3, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истцы – ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском о признании незаконным решения муниципального органа о возврате социальной выплаты для приобретения жилого помещения в связи с истечением срока её использования к ответчику Администрации муниципального района Алексеевский Самарской области, в обоснование своих требований указав, что истцы являются получателями социальной выплаты на улучшение жилищных условий в сельской местности, предоставленной министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в ходе реализации федеральной целевой подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий». В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 года за 2019 год ФИО1 получил свидетельство № от 18 июня 2019 года на сумму 1 374 810 рублей 62 копейки, на состав семьи 4 человека, а ФИО2 получила свидетельство № от 18 июня 2019 года на сумму 1 374 810 рублей 62 копейки, на состав семьи 4 человека, на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Срок действия свидетельства составляет один год с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Свидетельства истцы получили 18 июня 2019 года, то есть срок для приобретения жилых помещений у них установлен до 18 июня 2020 года. Однако, в результате сложившейся эпидемиологической ситуации, связанной с пандемией, они не имели возможности подобрать и приобрести жилые помещения в срок, указанный в свидетельстве, и не смогли использовать социальную выплату своевременно.

На основании изложенного истцы просили суд: 1) признать решения Администрации муниципального района Алексеевский о возврате в бюджет Самарской области социальных выплат для приобретения жилого помещения ФИО2 и ФИО1 в связи с истечением срока её использования с их лицевых счетов в учреждении ПАО «Сбербанк России» незаконным; 2) обязать Администрацию муниципального района Алексеевский оставить суммы социальных выплат по 1 374 810 рублей 62 копейки каждому для ФИО2 и ФИО1 на их лицевых счетах в учреждении ПАО «Сбербанк России» для их использования истцами по назначению; 3) разрешить ФИО2 и ФИО1 использовать суммы социальной выплаты по 1 374 810 рублей 62 копейки каждому на приобретение жилого помещения в срок до 25 декабря 2020 года.

В ходе производства, по делу в порядке, предусмотренном ст. 40 ГПК РФ, соответствующим определением Нефтегорского районного суда от 23 октября 2020 года удовлетворено ходатайство представителя истца, и в качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

Истцы уточнили свои требований и просили суд обязать соответчика - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области продлить срок действия свидетельства о выделении выплат, указанных в иске, каждому из истцов на три месяца после вступления в законную силу решения суда по данному делу.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истцы – ФИО1 и ФИО2, считают неправильным, просят его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении их исковых требований в полном объеме.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – ФИО1 и ФИО2 судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Приложением №13 к программе ранее установлены Правила порядка и условий предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий и разработанных на основе документов территориального планирования, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих, в частности, предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, согласно приложению N 1 (подпункт "а" пункта 2 Правил).

Приложением №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов предусмотрено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение жилья) такой категории граждан, проживающих в сельской местности, которое устанавливает порядок предоставления социальных выплат.

Пунктом 12 Типового положения порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, установлен срок действия свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, который составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Данные нормы утратили силу с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года №1544 "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", реализация мероприятий данной программы осуществляется в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 (редакция от 6 сентября 2018 года) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».

Одним из направлений (подпрограммой) Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы является ведомственная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий", утвержденная Минсельхозом России 7 июня 2019 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года №696 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесение изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, в соответствии с подпунктом "б" пункта 8 главы 2 Приложения к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях (Приложение №3 Государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий") которого социальная выплата предоставляется гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 31 этой же главы жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Исходя из общности направлений, целевых установок и мероприятий аграрной политики Российской Федерации и Самарской области как ее субъекта, постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года №616 утверждена государственная программа Самарской области "Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года".

Приказом министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от 7 февраля 2018 года №39-п утвержден Порядок выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, а также их продление (в случае частичного предоставления получателю социальной выплаты).

В соответствии с п. 3 указанного порядка датой выдачи Свидетельства является дата его подписания уполномоченным должностным лицом министерства. Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в Свидетельстве, пунктом 17 предусмотрена возможность продления срока в случае частичного предоставления социальной выплаты, что по настоящему делу места не имело.

Таким образом, по смыслу указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что механизм продления срока действия свидетельства, а также нормы материального права, позволяющие его продлить, действующим законодательством не предусмотрены.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО2, как участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, выданы свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от 18 июня 2019 года № 1253 и № 1254, соответственно.

В соответствии с указанными свидетельствами истцам предоставлены социальные выплаты на приобретение жилого помещения в размере 1 374 810 рублей 62 копейки на каждого.

Из материалов дела видно, что 19 июня 2019 года в ПАО «Сбербанк России» открыты банковские счета, на которые министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области перечислила предоставленную выплату.

В установленный срок ФИО1 и ФИО2 денежной выплатой не распорядились.

Администрации муниципального района Алексеевский 7 сентября 2020 года в адрес истцов направлены письма о возврате в бюджет Самарской области социальной выплаты для приобретения жилого помещения в связи с истечением срока её использования с их лицевых счетов в учреждении ПАО «Сбербанк России».

По настоящему делу выплата предоставлена ФИО1 и ФИО2 в рамках ведомственной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, что отражено в выданном свидетельстве.

С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска, поскольку на момент принятия органом исполнительной власти решения о предоставлении ФИО1, ФИО2 социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, так и на момент выдачи свидетельств о ее предоставлении, а также в настоящее время срок действия свидетельства составляет 1 год с даты его выдачи.

Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для продления срока выданного свидетельства.

С учетом предписаний действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и даты выдачи ФИО1 и ФИО2 свидетельств, жилое помещение, построенное или приобретенное за счет средств социальной выплаты, должно было быть оформлено в общую собственность всех поименованных в свидетельстве членов семьи до 18 июня 2020 года, что истцами исполнено не было.

Из материалов дела усматривается, что к указанному сроку ФИО1 и ФИО2 жилье не только не оформили в установленном законом порядке, но и не приобрели его. Равно истцами не представлено доказательств совершения действий, направленных на его приобретение (строительство). Доказательств перехода прав собственности, а также намерений такого перехода, в отношении жилого помещения, находящегося в собственности у иного лица, не имеется.

Причинно-следственная связь между невозможностью ФИО1 и ФИО2 реализовать свое право на использование предоставленной социальной выплаты и сложившейся эпидемиологической ситуации не следует. До введения режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 68-ФЗ у истцов имелся разумный срок по реализации предоставленного права.

Доводы жалобы об отсутствии оснований у суда первой инстанции для вынесения решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду признания их ответчиком судебная коллегия отклоняет как необоснованные.

В соответствии с положениями гражданского процессуального законодательства возможность применения процессуальных последствий признания иска ответчиком обусловлена в первую очередь необходимостью наличия соответствующего заявления с его стороны либо в письменном виде в виде отдельного документа, либо в устной форме путем занесения в протокол судебного заседания (ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Наличие в материалах дела заявления ответчика Администрации муниципального района Алексеевский Самарской области о признании иска не свидетельствует само по себе об императивной обязанности у суда по удовлетворению заявленных исковых требований, поскольку согласно ч. 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Вопреки позиции истцов в апелляционной жалобе, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Не может судебная коллегия признать убедительными иные доводы апелляционной жалобы, поскольку они не имеют правового значения для разрешения настоящего гражданского дела по существу, либо основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм законодательства, вместе с тем, все они по существу сводятся к доводам, приведенным в обосновании иска, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а :

Решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 19 ноября 2020 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - ФИО1 и ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -