ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-232/2022 от 26.09.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33а- 8652/2022; 2а-232/2022 ~ М-232/2022

59RS0043-01-2022-000327-19

Судья Хорошева Н.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 сентября 2022 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Никитиной Т.А.

Судей Котельниковой Е.Р., Чулатаевой С.Г.

При секретаре Елоховой А.С.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главы городского округа - главы администрации Чердынского городского округа на решение Чердынского районного суда Пермского края от 15 июня 2022 года, которым постановлено (с учетом определения от 30.06.2022 об устранении описки) «Административное исковое заявление администрации Чердынского городского округа к прокуратуре Чердынского района, прокуратуре Пермского края о признании представления прокуратуры Чердынского района от 29 апреля 2022 года № 2-21-2022-70 оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы административного дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Глава городского округа - глава администрация Чердынского городского округа обратился в суд с административным иском о признании представления прокуратуры Чердынского района от 20.04.2022 № 2-21-2022-70 об устранении нарушений законодательства об организации коммунальных услуг газоснабжения незаконным.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 04.05.2022 года в администрацию поступило представление прокуратуры Чердынского района, которое административный истец считает не отвечающим требованиям закона.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит административный истец, считает его незаконным, поскольку постановленное судом первой инстанции решение не содержит правового анализа. Судом первой инстанции не принято во внимание, что обслуживание газовых баллонов не входит в полномочия органов местного самоуправления в сфере организации газоснабжения населения.

В судебное заседание представитель административного истца (Глава городского округа - глава администрация Чердынского городского округа) не явился, извещался.

В судебном заседании представитель административного ответчика Кузнецова С.Н. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы административного дела в соответствии с положением статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела 29.04.2022 прокуратурой Чердынского района Пермского края вынесено представление в адрес Главы городского округа-главы администрации Чердынского городского округа о принятии мер к устранению нарушений - организации надлежащего обслуживания газовых баллонов, в том числе их подключения в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами/л.д.10,11/.

Полагая, что данное представление является незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим иском.

Рассматривая настоящий административный иск, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст.1,22,24 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 2,3,161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, Правилами противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, Приказом Минстроя России от 05.12.2017 № 1614/пр «Об утверждении Инструкции по безопасному пользованию газа при удовлетворении коммунально – бытовых нужд», и, отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что в данном случае оснований для ограничения полномочий прокурора, предоставленных ему законом при осуществлении надзора за законностью деятельности органов не усматривается, поскольку суд пришел к выводу о том, что представление внесено с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», из которых следует, что обязанность организации газоснабжения в границах муниципального, городского округа возложена на орган местного самоуправления. В связи с чем суд пришел к выводу о законности оспариваемого представления и недоказанности нарушения прав административного истца.

С данными выводами суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, а именно на неправильном истолковании закона подлежащего применению.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Пункт 1 статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как установлено материалами административного дела прокуратурой Чердынского района проведена проверка по обращению Ш. № 123ж-22 о неоказании услуг газоснабжения. Согласно обращению, заявитель является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном доме по адресу: г. Чердынь, ул. ****. Квартиры в доме оборудованы газовыми плитами. Баллон у неё расположен на улице на придомовой территории, подключается к газовому шлангу, ведущему в квартиру. В марте 2022 года она обратилась в организацию, осуществляющую поставку газовых баллонов населению, баллон ей привезли, но подключать отказались, пояснив, что данную услугу организация не оказывает. Знакомых, обладающих квалификацией по подключению газовых баллонов она не имеет.

По результатам проведенной проверки прокурором Чердынского района в адрес главы городского округа – главы администрации Чердынского городского округа А.А. Батаговой выдано оспариваемое представление, которым на административного истца была возложена обязанность безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять меры к устранению указанных нарушений - организации надлежащего обслуживания газовых баллонов в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами. Принять меры к недопущению указанных нарушений в дальнейшем, к устранению причин и условий их совершения.

Данными нарушениями законодательства об организации коммунальных услуг газоснабжения прокурор посчитал, то что поскольку к числу коммунальных услуг отнесена продажа бытового газа в баллонах, при этом без подключения баллона к плите невозможно реализовать право на пользование жилым помещение в части регулярного приготовления пищи в жилище, оборудованным газовой плитой, следовательно отсутствие организации по техническому обслуживанию газовых баллонов, в том числе их подключение, является нарушение требований действующего закона /л.д.10,11/.

По смыслу позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 февраля 2005 года № 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В силу указанного, юридическое лицо, предприниматели либо граждане, получив представление прокуратуры, обязаны рассмотреть его и в случае согласия исполнить, уведомив прокуратуру о результатах рассмотрения.

Поскольку представление исходит от государственного органа (должностного лица), обладающего властными полномочиями, его содержание с точки зрения изложения должно отвечать требованиям исполнимости, точности, ясности и определенности. При этом содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, их изложение должно быть кратким, четким, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению представления, должно иметь возможность однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие меры и в какие сроки оно должно предпринять в целях устранения выявленных нарушений.

Из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что представление прокурора должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено.

Вместе с тем оспариваемое представление указанным выше требованиям не отвечает, исходя из следующего.

Как установлено положением п.5 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах округа газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. «д» ч.4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 в число коммунальных услуг входит продажа бытового газа в баллонах.

Особенности продажи бытового газа в баллонах регламентированы в разделе XIV Правил.

Согласно пункту 135 Правил продаже подлежат наполненные сжиженным углеводородным газом баллоны (далее – газовые баллоны), прошедшие предварительное техническое освидетельствование и находящиеся в исправном состоянии, срок службы которых не истек.

Таким образом, коммунальной услугой газоснабжения, предоставляемой населению является именно бытовой газ в прошедших предварительное техническое освидетельствования и находящихся в исправном состоянии баллонах.

Учитывая изложенное выше, указание в оспариваемом предписании на нарушение административным истцом действующего закона выраженное в не организации в Чердынском городском округе в рамках коммунальной услуги подключения газовых баллонов к внутриквартирному газовому оборудованию не может быть признано обоснованным.

В частности ссылка прокурора в оспариваемом предписании на нарушение административным истцом Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально – бытовых нужд утвержденную Приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.12.2017 № 1614/пр (далее – Инструкция) не является правильной исходя из следующего.

Как следует из положений п. 1.2 Инструкции лицами, ответственными за безопасное использование и содержание внутриквартирного газового оборудования являются собственники (пользователи) помещений расположенных в многоквартирном доме, в которых размещено такое оборудование.

В целях обеспечения безопасного использования газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд специализированная организация, с которой заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования (далее - ВКГО), проводит первичный и повторный (очередной) инструктаж по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд (далее соответственно - первичный инструктаж, повторный (очередной) инструктаж):в отношении ВКГО - собственников (пользователей) помещений, расположенных в многоквартирном доме, в которых размещено такое оборудование, или их представителей(п.2.1).

Первичный инструктаж должен проводиться после заключения со специализированной организацией договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (ВДГО) и (или) ВКГО. Плата за проведение первичного инструктажа не взимается (п.2.2).

Первичный инструктаж должен проводиться специализированной организацией до выполнения работ по первичному пуску газа (в том числе баллона со сжиженным углеводородным газом (далее - баллон СУГ) в ВДГО и (или) ВКГО, а также в следующих случаях: перед вселением собственников (пользователей) в принадлежащие им на праве собственности (ином законном основании) газифицированные жилые помещения, кроме случаев наличия у данных лиц документа, подтверждающего прохождение ими первичного инструктажа (п.2.3).

Первичный инструктаж должен включать в себя следующую информацию: основные технические характеристики, принципы работы, общие сведения об устройстве, конструкции, назначении и составе ВКГО; способы присоединения и крепления ВКГО, правила безопасности при использовании и содержании ВКГО, виды неисправностей ВКГО, места возможных утечек газа, причины их возникновения, способы обнаружения (п.2.6).

Как следует из положения п. 6 Инструкции собственники (пользователи) домовладений и помещений в многоквартирных домах не должны совершать действия по подключению бытового газоиспользующего оборудования к газопроводу или резервуарной, групповой или индивидуальной баллонной установке СУГ без соблюдения требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации (самовольная газификация) (пункт 6.1), а также самовольно без прохождения специального инструктажа или без подачи соответствующей заявки в специализированную организацию осуществлять замену порожних баллонов СУГ, а также подключать баллоны СУГ к бытовому газоиспользующему оборудованию (пункт 6.25).

Таким образом положения действующего закона, в том числе норм, приведенных прокурором в оспариваемом предписании не возлагают на орган местного самоуправления обязанности по подключению бытового газоиспользующего оборудования к индивидуальной баллонной установке, поскольку исходя из прямого толкования Инструкции, указанные работы проводятся собственниками помещений в многоквартирных домах после прохождения ими первичного и повторных инструктажей по безопасному использованию газа, либо специализированные организации, после подачи туда заявки.

Поскольку нарушение административным истцом норм на которые указано в предписании не нашло подтверждение в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оно (предписание) не отвечает требованиям законности, а потому решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца и признании незаконным представления прокурора Чердынского района Пермского края от 29.04.2022 № 2-21-2022-70.

Руководствуясь ст. ст. 309,311 КАС РФ судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чердынского районного суда Пермского края от 15 июня 2022 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконным представление прокурора Чердынского района Пермского края от 29.04.2022 № 2-21-2022-70.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, через суд, принявший решение.

Председательствующий/подпись/

Судьи/подписи/.