ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2334/20 от 01.04.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

судья Курамшина А.Р. № дела суда 1 инст. 2а-2334/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33а-7303/2020

01 апреля 2020 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Бураншина Т.А.,

ФИО1,

с участием прокурора Сафина А.Р.,

при секретаре Рахматуллине И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 февраля 2020 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан удовлетворить.

Поместить гражданина Республики Туркменистан ФИО2, дата года рождения, уроженца Туркменской ССР, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по городу Уфе, расположенного по адресу: <...>, на срок по 28.05.2020 года, включительно.

Настоящее решение обратить к немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

МВД по Республике Башкортостан обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении гражданина Республики Туркменистан ФИО2, дата года рождения, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по городу Уфе, до исполнения решения о депортации. В обоснование административного искового заявления указано, что 29 октября 2018 года Министерством юстиции Российской Федерации издано распоряжение № 7333-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации ФИО2, осужденного 02 марта 2015 года Ишимбайским городским судом Республики Башкортостан по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 3 ст. 228.1, ч. 1 ст.30, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. 25 февраля 2020 года МВД по Республике Башкортостан в отношении него утверждено решение о депортации из Российской Федерации. 28 февраля 2020 года ФИО2, освобожден из ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Башкортостан. В целях исполнения требований Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» сотрудники УВМ МВД по РБ осуществляют прием данной категории иностранных граждан от сотрудников территориальных органов ФСИН в момент их освобождения для осуществления процедуры депортации. Исполнить решение о депортации сразу после освобождения ФИО2 из исправительного учреждения не представляется возможным ввиду необходимости проверки документов, необходимых для выезда за пределы Российской Федерации.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФИО2 ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на то, что в Российской Федерации в г. Ишимбай проживает его родной брат ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющийся гражданином Российской Федерации, сам имеет жилое помещение в <...>, зарегистрированное на него, в Республике Туркменистан ничего не имеет, в 2013 году прибыл в Российскую Федерацию в статусе переселенца.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, представителя МВД по Республики Башкортостан ФИО4, прокурора Сафина А.Р.,, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55, часть 3 статьи 62).

С учетом указанных конституционных положений законодатель в Федеральном законе от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Закон о порядке выезда и въезда) установил, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (часть 4 статьи 25.10).

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 5 статьи 25.10).

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации (часть 6 статьи 25.10).

Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, подлежащий передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, и иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, могут содержаться в специальном учреждении. В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность (пункт 2 статьи 32.2 названного закона).

Согласно ч. 1 ст. 269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на момент рассмотрения дела ФИО2 является гражданином Республики Туркменистан, имеет национальный паспорт серии I-LВ № 264047, выданный ОВД администрации г. Турменабат Лебапской области 14 ноября 2001 года.

Приговором Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 02 марта 2015 года ФИО2 осужден по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 3 ст.228.1, ч. 1 ст. 30, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 29 октября 2018 года № 7333-рн на основании ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч. 11 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» признано нежелательным пребывание (проживание) ФИО2 в Российской Федерации.

25 февраля 2020 года МВД по Республике Башкортостан утверждено решение о депортации из Российской Федерации ФИО2

Указанные распоряжение и решение административным истцом не обжалованы, незаконными не признаны и не отменены.

Принимая решение о помещении ФИО2, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Уфе до исполнения решения о депортации на срок по 28 мая 2020 года включительно, суд первой инстанции исходил из наличия в отношении гражданина Республики Туркменистан ФИО2 распоряжения о нежелательности его пребывания в Российской Федерации и решения о депортации за пределы Российской Федерации, он не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, отсутствие родственных связей на территории России, данных о гражданстве, и пришел к выводу о наличии оснований для помещения ФИО2

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

ФИО2, являющийся гражданином другого государства, находившийся на территории Российской Федерации не имея на то законных оснований, совершил преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, за которые был осужден и отбыл наказание в исправительном учреждении, и свидетельствует о том, что создает реальную угрозу общественному порядку, здоровью населения, в связи с чем имеются основания для удовлетворения иска в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц.

Помещение ФИО2 в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Уфе было вызвано невозможностью немедленного исполнения решения о депортации ввиду необходимости проверки документов, необходимых для выезда за пределы Российской Федерации. 19 марта 2020 года была запланирована его депортация, на ФИО2 был приобретен авиабилет на рейс Москва-Ашгабад, однако авикомпанией Turkmenistan Airlines перелет был отменен, что не позволяет осуществить депортацию в кратчайшие сроки.

Доводы апелляционной жалобы о наличии в Российской Федерации родственника, гражданин Российской Федерации, жилого помещения, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку эти обстоятельства не предоставляют иммунитет от исполнения решения о депортации иностранного гражданина.

Довод жалобы о том, что он прибыл на территорию Российской Федерации в 2013 году по статусу переселенца, не свидетельствует о незаконности решения суда.

Согласно паспорта ФИО2, ему была выдана виза переселенца сроком действия с 05 октября 2013 года по 02 января 2014 года, однако статус вынужденного переселенца в Российской Федерации он не оформил.

Как следует из заключения отдела по вопросам гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев УФМС России по Республике Башкортостан от 08 октября 2015 года, ФИО2 с 11 октября 2013 года по 02 января 2014 года состоял на миграционном учете по адресу: <...>. С заявлением о документировании видом на жительство не обращался. ФИО2, его родители с заявлением о предоставлении временного политического убежища, оформлении статуса беженца или вынужденного переселенца, гражданства Российской Федерации не обращались.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.

Руководствуясь 307 - 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Ф. Сафин

Судьи Т.А. Бураншин

ФИО1