ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2344/19 от 29.10.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Бойкова А.И. Дело № 33а-36778/2019

(2а-2344/19)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«29» октября 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Сидорова В.В.,

судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.,

по докладу судьи Сидорова В.В.,

при ведении протокола

помощником судьи Черниковым О.Ю.,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Новороссийск по доверенности ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 11 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Новороссийска обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО г. Новороссийск о признании абзаца 7-9 пункта 3 Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации МО г. Новороссийск, утвержденного постановлением администрации г. Новороссийск от 13.04.2017 г. № 3258, незаконным.

В обоснование своих требований ссылается на то, что постановлением администрации МО г. Новороссийск от 13.04.2017г. № 3258 утверждено Положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации МО г. Новороссийск.

Отдельные пункты Положения не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Так, пункт 3 абз. 7-9 Положения предусматривает, что расходование средств резервного фонда администрации г. Новороссийска на следующие цели:

- оказание материальной помощи малоимущим гражданам, ветеранам, инвалидам, а также другим категориям граждан;

- участие в софинансировании федеральных и краевых программ;

- ведение финансово - хозяйственной деятельности муниципальных учреждений муниципального образования г. Новороссийск.

Однако, расходы на указанные цели не являются непредвиденными и должны быть отражены в бюджете муниципального образования, в связи с чем, прокурор г. Новороссийска обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 11 июля 2019 года суд удовлетворил административное исковое заявление прокурора г. Новороссийска, признал абзацы 7-9 пункта 3 Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации МО г. Новороссийск, утвержденного постановлением администрации г. Новороссийск от 13.04.2017 г. № 3258, незаконными и недействующими с момента вступления в законную силу решения суда.

Возложил обязанность на администрацию МО г. Новороссийск опубликовать сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в печатном издании «Бюллетень муниципального образования г. Новороссийск».

С указанным решением суда не согласился представитель администрации муниципального образования г. Новороссийск по доверенности ФИО1 и подал апелляционную жалобу.

В обоснование своих доводов ФИО1 ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.

Также ФИО1 указал, что действующее законодательство не ограничивает виды непредвиденных расходов.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда по следующим основаниям.

Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО г. Новороссийск от 13.04.2017г. № 3258 утверждено Положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации МО г. Новороссийск (далее – Положение).

Указанное постановление опубликовано в газете «Официальный Новороссийск» № 23 от 26.04.2017г.

Пункт 3 Положения предусматривает, в том числе, расходование средств резервного фонда администрации г. Новороссийска на следующие цели:

- оказание материальной помощи малоимущим гражданам, ветеранам, инвалидам, а также другим категориям граждан;

- участие в софинансировании федеральных и краевых программ;

- ведение финансово - хозяйственной деятельности муниципальных учреждений муниципального образования г. Новороссийск.

Однако, расходы на указанные цели не являются непредвиденными и должны быть отражены в бюджете муниципального образования в соответствии со ст.ст. 15, 21, 32, 38, 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и соответствующих муниципальных программ, либо в названных пунктах должно быть отражено, что расходование средств на указанные цели производится в условиях чрезвычайной ситуации.

28.03.2019г. прокуратурой г. Новороссийск принесен протест на постановление администрации МО г. Новороссийск от 13.04.2017г. № 3258, который 30.04.2019г. был отклонен.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 81 БК РФ предусмотрено образование в расходной части местных бюджетов резервных фондов местных администраций в размере, не превышающем 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

Согласно ч. 4 ст. 81 БК РФ средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе, на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Федеральным законом РФ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 23.06.2016г.) разграничены полномочия в данной сфере между уровнями государственной власти.

В соответствии с п.п. «г, д» ч. 2 ст. 11 Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Судом первой инстанции установлено, что пункт 3 Положения предусматривает, в том числе, расходование средств резервного фонда администрации г. Новороссийска на следующие цели:

- оказание материальной помощи малоимущим гражданам, ветеранам, инвалидам, а также другим категориям граждан;

- участие в софинансировании федеральных и краевых программ;

- ведение финансово - хозяйственной деятельности муниципальных учреждений муниципального образования г. Новороссийск.

В соответствии со ст. ст. 69, 74,1 БК РФ предусмотрено отражение в составе расходов бюджета бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения.

Согласно ч. 2 ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Расходы на ведение финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений муниципального образования г. Новороссийск в силу положений ст.ст. 21, 69.1 БК РФ также являются расходами, носящими плановый характер и должны быть отражены в составе соответствующих расходов бюджета.

Судом первой инстанции правильно установлено, что последствием действия оспариваемых пунктов Положения в указанной редакции является расходование администрацией МО г. Новороссийск средств резервного фонда на цели, которые не являются непредвиденными и невозможность расходовать денежные средства резервного фонда местного бюджета в случае возникновения непредвиденной ситуации, в том числе, природного и техногенного характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно к выводу пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления прокурора г. Новороссийска, поскольку оспариваемые расходы на цели, указанные пункте 3 абз. 7-9 Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации МО г. Новороссийск, не являются непредвиденными.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора г. Новороссийска следует признать законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом вышестоящей инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда и отказу в удовлетворении заявленных требований.

Ссылка в жалобе представителя администрации муниципального образования г. Новороссийск по доверенности ФИО1 о том, что действующее законодательство не ограничивает виды непредвиденных расходов направлена на иное, неправильное толкование норм материального права.

Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.

При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.

Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 11 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г. Новороссийск по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи