ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2347/20 от 04.01.2019 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33а-681/2020 (2а-2347/2020) судья Горбатенко Е.Ю.

УИД 62RS0004-01-2019-003107-25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 марта 2020 года г. Рязань

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего судьи Воейкова А.А.,

судей Смирновой А.А., Милашовой Л.В.,

при секретаре Семкиной И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску Рязанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству природопользования Рязанской области о понуждении к совершению действий,

по апелляционной жалобе представителя Министерства природопользования Рязанской области Симаковой Аллы Владимировны на решение Советского районного суда г.Рязани от 22 октября 2019 года, которым административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие Министерства природопользования Рязанской области, выразившееся в не направлении предложений в Федеральное агентство водных ресурсов, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон. На Министерство природопользования Рязанской области возложена обязанность по направлению предложений в Федеральное агентство водных ресурсов, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон, соответствующее требованиям Постановления Правительства РФ от 18.04.2014 года №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления». Установлен срок исполнения решения суда – в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Смирновой А.А., объяснения представителя Министерства природопользования Рязанской области Симаковой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, старшего помощника Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Артюшатской И.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Министерству природопользования Рязанской области о понуждении к совершению действий.

В обоснование требований указал, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с заданиями Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведены проверки исполнения законодательства, направленного на предотвращение и пресечение нарушений в охранных зонах водных объектов, а также исполнения законодательства при реализации государственных программ Рязанской области. Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В Рязанской области таким заинтересованным органом является Министерство природопользования Рязанской области.

В ходе проверки было установлено, что на территории Рязанской области зоны затопления, подтопления не определены, в связи с чем прокурором в адрес административного ответчика 25.06.2018 года вынесено представление .

В соответствии с государственным контрактом, заключенным Министерством природопользования Рязанской области 10.09.2018 года с ООО «СПЕЦГЕОЛОГОРАЗВЕДКА», в 2018 году были подготовлены и представлены административному ответчику материалы для определения границ зоны затопления, подтопления, которые приняты и оплачены Министерством. Однако, до настоящего времени Министерством в Федеральное агентство водных ресурсов предложение об установлении зон затопления, подтопления направлено не было.

Административный истец полагает, что вследствие не определения границ зон затопления, подтопления может быть причинен вред неопределенному кругу лиц из-за негативного воздействия вод, как объекта окружающей природной среды, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Ссылаясь на нарушения прав неопределенного круга лиц, Рязанский межрайонный природоохранный прокурор просил суд признать незаконным бездействие Министерства природопользования Рязанской области, выразившееся в не направлении предложений в Федеральное агентство водных ресурсов, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон и обязать Министерство природопользования Рязанской области направить соответствующие предложения в Федеральное агентство водных ресурсов.

Решением Советского районного суда г.Рязани 22 октября 2019 года административный иск удовлетворен, суд признал незаконным бездействие Министерства природопользования Рязанской области, возложив на него обязанность направить предложения в Федеральное агентство водных ресурсов, подготовленные совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ от 18.04.2014 года №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления», установив срок исполнения решения суда – в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель Министерства природопользования Рязанской области Симакова А.В. просила признать решение суда первой инстанции незаконным как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указала, что 10 сентября 2018 года между Министерством и ООО «СПЕЦГЕОЛОГОРАЗВЕДКА» был заключен государственный контракт на выполнение работ по подготовке материалов для определения границ зон затопления, подтопления, однако ООО «СПЕЦГЕОЛОГОРАЗВЕДКА» условия контракта надлежащим образом исполнены не были, в связи с чем общество понесло штрафные санкции в размере 25 000 рублей. Материалы до настоящего времени не согласованы Департаментом Росгидромета по Центральному федеральному округу, поскольку имеются замечания по корректировке границ. Указывает, что Министерством предпринимаются все возможные действия по подготовке материалов для направления в Федеральное агентство водных ресурсов.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Министерства природопользования Рязанской области Симакова А.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда.

Старший помощник Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Артюшатская И.В., возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу п.10 ст.25 Водного кодекса РФ осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 67.1 Водного кодекса РФ, предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.67.1 Водного кодекса РФ).

На территории Рязанской области осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе участие в осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Рязанской области, а также участие в осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Рязанской области, входит в компетенцию Министерства природопользования Рязанской области (Положение о Министерстве утверждено постановлением Правительства Рязанской области от 05.10.2010 г. № 240).

Согласно пункту 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года №360 "О зонах затопления, подтопления" (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2019 N 1171) зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с п.6 Положения заявление с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления перед направлением в Федеральное агентство водных ресурсов подлежит согласованию:

а) с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальными органами), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) - при установлении границы зон затопления, подтопления;

б) с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - при установлении границы зон затопления;

в) с Федеральным агентством по недропользованию - при установлении границы зон подтопления.

В силу п. 11 раздела 3 Положения о Министерстве природопользования Рязанской области именно в полномочия административного ответчика входит направление в Федеральное агентство водных ресурсов предложений, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с заданиями Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведены проверки исполнения законодательства, направленного на предотвращение и пресечение нарушений в охранных зонах водных объектов, а также исполнения законодательства при реализации государственных программ Рязанской области, в ходе которой установлено, что ответчиком предложения об определении границ зон затопления, подтопления на территории Рязанской области не разрабатывались и в Федеральное агентство водных ресурсов не направлялись.

25.06.2018 года в адрес Министерства природопользования Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой было вынесено представление об устранении нарушений законодательства.

10.09.2018 году между Министерством природопользования Рязанской области и ООО «СПЕЦГЕОЛОГОРАЗВЕДКА» был заключен государственный контракт на выполнение работ по подготовке материалов для определения границ зон затопления, подтопления, срок исполнения которого истек 01 декабря 2018 года.

В соответствии с п. 6 Положения о зонах затопления, подтопления полученные материалы административным ответчиком были согласованы с Главным управлением МЧС России по Рязанской области, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Департаментом по недропользованию по Центральному Федеральному округу.

Департаментом Росгидромета по Центральному Федеральному округу в связи с имеющимися замечаниями было отказано в согласовании материалов проекта.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, проанализировав все фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, установив, что административным ответчиком на протяжении длительного времени не были подготовлены в соответствии с действующим законодательством материалы проектов по определению границ зон затопления, подтопления водоемов, расположенных на территории г.Рязани и Рязанского района Рязанской области и не направлены в адрес Федерального агентства водных ресурсов, пришел к обоснованному выводу о наличии со стороны административного ответчика неправомерного бездействия.

Судебная коллегия полагает выводы суда, изложенные в решении, обоснованными, аргументированными, основанными на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, соответствующими фактическим обстоятельствам и требованиям закона.

При этом, судом были верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, проверены и оценены доводы сторон, правильно применены к спорным правоотношения нормы материального права, на основании которых суд пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерством природопользования Рязанской области на протяжении длительного времени предпринимаются все возможные действия по подготовке материалов для направления их в Федеральное агентство водных ресурсов, причиной задержек являются ненадлежащим образом подготовленные документы ООО «СПЕЦГЕОЛОГОРАЗВЕДКА» по государственному контракту, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не освобождает административного ответчика от прямого исполнения обязанностей, возложенных на Министерство в силу п. 11 раздела 3 Положения о Министерстве природопользования Рязанской области.

Оценивая указанные доводы, суд апелляционной инстанции учитывает, что административный ответчик не обжаловал отказы Департамента Росгидромета по Центральному Федеральному округу в согласовании заявления на основании п.9 Положения о зонах затопления, подтопления и не воспользовался правом в случае задержки его согласования направить заявление в адрес Федерального агентства водных ресурсов, считая его согласованным в силу п. 12 указанного Положения.

В целом доводы жалобы аналогичны позиции административного ответчика, выраженной в суде первой инстанции, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда правильным, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г.Рязани от 22 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства природопользования Рязанской области Симаковой Аллы Владимировны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи