ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-234/19 от 11.01.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Юркина И.В. Апел. дело № 33а-4889/2019

Судья Мальчугин А.Н. Дело № 2а-234/2019

УИД 21ОS0011-01-2019-000263-93

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

6 ноября 2019 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:

председательствующего Юркиной И.В.,

судей Степановой Э.А., Арслановой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Львова И.А. к администрации Приволжского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании незаконным решения, изложенного в письме от 15 мая 2019 года № 217, возложении обязанности подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, возложении обязанности провести общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта, возложении обязанности направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта с приложенными документами, заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, поступившее по апелляционной жалобе административного истца Львова И.А. на решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 20 августа 2019 года.

Заслушав доклад председательствующего Юркиной И.В., выслушав объяснения административного истца Львова И.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Львов И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Приволжского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (далее – администрация Приволжского сельского поселения), в котором просил:

- признать незаконным решение администрации Приволжского сельского поселения, изложенное в письме от 15 мая 2019 года ;

- возложить на администрацию Приволжского сельского поселения обязанность подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта .. Приволжского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики;

- возложить на администрацию Приволжского сельского поселения обязанность провести общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу о включении земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта .. Мариинско-Посадского района Чувашской Республики;

- возложить на администрацию Приволжского сельского поселения обязанность направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта с приложенными документами, заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта .. Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.

Административный иск мотивирован тем, что с 20 июля 2018 года Львов И.А. является собственником земельного участка площадью 4000 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: Чувашская Республика, Мариинско-Посадский район, Приволжское сельское поселение, .., ул.Новая. По заказу административного истца ООО «...» провело кадастровые работы в целях уточнения границ земельного участка, в ходе которых было установлено, что граница населенного пункта .. установлена за пределами принадлежащего Львову И.А. земельного участка; согласно правилам землепользования и застройки Приволжского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и карте градо­строительного зонирования уточняемый земельный участок находится в зоне сель­скохозяйственных угодий (СХ-1); по результатам спутниково-геодезических из­мерений было выявлено, что земельный участок расположен за пределами насе­ленного пункта ..; фактически земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения; возможной причиной возникновения данной ошибки могло послужить неверное определение границ населенного пункта .. без учета сложившихся границ землепользования; для проведения кадастрового учета необходимо включить земельный участок в границы населенного пункта .., в связи с чем необходимо изменить границу населенного пункта. Административный истец полагает, что без изменения границы населенного пункта невозможна постановка на учет земельного участка с уточненными границами, поскольку при проведении каких-либо юридически значимых действий в отношении спорного земельного участка (например, получение разрешения на строительство жилого дома) у него появятся сложности по причине фактического нахождения земельного участка за пределами населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения. 20 апреля 2019 года Львов И.А. обратился к главе Приволжского сельского поселения с заявлением об изменении генерального плана ... и включении спорного земельного участка в границы населенного пункта. Письмом главы Приволжского сельского поселения истцу было отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на необходимость проведения межевания земельного участка, получения нового правоустанавливающего документа и на отсутствие в бюджете средств на изменение генерального плана. Административный истец с таким решением администрации Приволжского сельского поселения не согласен, поскольку межевание земельного участка проведено, при этом административный ответчик не выполнил действия в связи с подачей Львовым И.А. заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта, предусмотренные статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Административный истец Львов И.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Львова И.А. - Будникова С.В. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем доводам.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Приволжского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Архипов С.В. административный иск не признал.

Представители заинтересованных лиц администрации Мариинско-Посадского района Чу­вашской Республики и ФГБУ «Федеральная кадастровая па­лата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике - Чувашии в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в представленных письменных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители заинтересованных лиц Собрания депутатов Приволжского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Горбуньков П.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 20 августа 2019 года в удовлетворении административного иска Львова И.А. отказано.

На данное решение суда административным истцом Львовым И.А. подана апелляционная жалоба на предмет отмены решения суда по мотиву незаконности и необоснованности и принятия нового решения об удовлетворении административного иска. В апелляционной жалобе указано, что сам факт нахождения земельного участка за пределами границы населенного пункта не может служить основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку именно в связи с этим обстоятельством административный истец обратился в администрацию Приволжского сельского поселения. При этом как административный истец, так и административный ответчик не оспаривают тот факт, что спорный земельный участок находится за пределами населенного пункта, поэтому вывод суда первой инстанции о том, что сначала нужно установить границы земельного участка, чтобы стороны убедились о нахождении земельного участка вне границ населенного пункта, является неправильным. Автор жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что административный истец не обосновал, в чем заключается нарушение его прав. Так, обращаясь в суд с административным иском, Львов И.А. указал, в чем заключается нарушение его прав оспариваемым отказом административного ответчика, а именно, что при проведении каких-либо юридически значимых действий в отношении земельного участка (например, получение разрешения на строительство жилого дома) у него появятся сложности в связи с нахождением земельного участка за пределами населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения. В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления должен соблюсти процедуру в связи с поступившим заявлением о включении земельного участка в границы населенного пункта, не принимая при этом какого-либо решения по заявлению, а отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Полагает, что такое решение по существу вправе принять Кабинет Министров Чувашской Республики, а не глава Приволжского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики в связи с отсутствием у него таких полномочий. Сам факт проведения в 2014 году публичных слушаний по вопросу включения земельных участков и принятие представительным органом местного самоуправления решения об изменении генерального плана поселения не освобождает главу местного самоуправления от направления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключения о возможности и целесообразности включения спорного земельного участка в границы населенного пункта .. Приволжского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, поступившего заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. Кроме того, автор апелляционной жалобы указывает на то, что поскольку Кабинет Министров Чувашской Республики принимает окончательное решение по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта, то рассмотрение административного дела в отсутствие извещения Кабинета Министров Чувашской Республики является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Львов И.А. является собственником земельного участка площадью 4000 кв.м с кадастровым номером 21:16:093002:78, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Мариинско-Посадский район, сельское поселение Приволжское, .., ул.Новая.

20 апреля 2019 года Львов И.А. обратился к главе Приволжского сельского поселения с заявлением об изменении генерального плана Приволжского сельского поселения .. и включении спорного земельного участка в границы данного населенного пункта.

В своем письме от 15 мая 2019 года глава Приволжского сельского поселения сообщил Львову А.И. о необходимости проведения межевания земельного участка и определении его фактического месторасположения. Также было указано на то, что администрация Приволжского сельского поселения не планирует вносить изменения в границы .., так как в бюджете не предусмотрены средства на изменение генерального плана.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что администрация Приволжского сельского поселения обоснованно отказала Львову И.А. в направлении в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключения о возможности и целесообразности включения спорного земельного участка в границы населенного пункта ....

Между тем, суд первой инстанции не учел, что оспариваемое административным истцом решение администрации Приволжского сельского поселения не содержит отказа в направлении в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключения о возможности и целесообразности включения спорного земельного участка в границы населенного пункта ..., а в нем изложен отказ в удовлетворении заявления Львова И.А. о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта.

В связи с этим суд первой инстанции должен был исходить из следующего.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Частью 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в частности, предусмотрено, что физическое лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица. Физические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных данной частью, не допускается.

В соответствии с частью 5 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления: 1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; 2) проводит общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.

Согласно части 13 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте части 5 настоящей статьи.

В силу части 18 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

Частью 19 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если: 1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка; 2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении; 3) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного частью 14 настоящей статьи.

В части 20 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрены случаи, когда исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта.

Частью 21 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что отказ в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта наряду с предусмотренными частями 19 и 20 настоящей статьи основаниями допускается по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с указанием причин такого отказа.

В силу части 22 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» отказ в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка может быть обжалован в суд.

Из приведенных положений статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» следует, что по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта решение принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 87 Конституции Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики.

Согласно пункту 10 статьи 3 Закона Чувашской Республики от 4 июня 2007 года № 11 «О регулировании градостроительной деятельности в Чувашской Республике» принятие решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков относится к полномочиям Кабинета Министров Чувашской Республики.

Проанализировав приведенные положения действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что органу местного самоуправления не предоставлены полномочия по принятию каких-либо решений по заявлению о включении земельного участка в границы населенного пункта, такие полномочия предоставлены Кабинету Министров Чувашской Республики.

Однако в нарушение статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд первой инстанции не привлек к участию в деле Кабинет Министров Чувашской Республики, в то время как решением суда был разрешен вопрос о правах и обязанностях данного лица.

Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Допущенное нарушение норм процессуального права является существенным, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Суду первой инстанции при новом рассмотрении дела следует определить состав лиц, участвующих в деле, и принять обоснованный и законный судебный акт.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 20 августа 2019 года отменить.

Административное дело по административному исковому заявлению Львова И.А. направить в Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.

Председательствующий И.В. Юркина

Судьи Э.А. Степанова

Е.А. Арсланова