ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-234/2022 от 13.07.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0026-01-2022-000148-43

Дело №2а-234/2022, 33а-2621/2022 судья Мирошниченко Ю.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июля 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе:

председательствующего Никитушкиной И.Н.,

судей Васильевой Т.Н. и Иванова Д.А.

при секретаре судебного заседания Антоновой П.Э.

по докладу судьи Иванова Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ржевского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области» об оспаривании бездействия в сфере подготовки учреждения к эксплуатации в осенне-зимний период

по апелляционной жалобе Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области» на решение Ржевского городского суда Тверской области от 28 марта 2022 года об удовлетворении административного иска.

Судебная коллегия

установила:

21 января 2022 года Ржевский межрайонный прокурор Тверской области (далее – прокурор) подал в Ржевский городской суд Тверской области административный иск к Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области» (далее – СИЗО-3 или учреждение).

Из административного искового заявления с учётом уточнений следует, что СИЗО-3 эксплуатирует тепловую энергетическую установку, подключенную к сети теплоснабжающей организации <данные изъяты>» (далее – <данные изъяты>». В результате проведённой в августе 2021 года проверки установлено, что СИЗО-3 не выполнило ряд требований в сфере подготовки учреждения к эксплуатации в зимних условиях и допустило нарушение Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года №115 (далее - Правила эксплуатации тепловых энергоустановок). По мнению прокурора, это ставит под угрозу нарушения прав неопределённого круга лиц, поскольку может повлечь снижение эксплуатационных характеристик системы теплоснабжения, не способствует обеспечению надёжности теплоснабжения как самого учреждения, в котором содержатся подозреваемые, обвиняемые и осуждённые, так и других потребителей тепловой энергии, которые подключены к системе теплоснабжения котельной ООО «Энергосистема».

В связи с этим прокурор просил в судебном порядке:

- признать незаконным бездействие СИЗО-3 по подготовке учреждения к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов;

- обязать СИЗО-3 в срок до 1 августа 2022 года устранить нарушения Правил эксплуатации тепловых энергоустановок, а именно: произвести очистку теплового пункта от посторонних предметов; произвести тепловую изоляцию оборудования теплового пункта; доукомплектовать тепловой узел контрольно-измерительными приборами в соответствии с п. 9.1.45 Правил; установить предохранительные клапаны; установить регулятор давления расхода; установить грязевик на обратном трубопроводе; обеспечить наличие технической документации по обслуживанию теплового узла; провести гидропневматическую промывку системы отопления и горячего водоснабжения зданий; произвести гидравлическое испытание системы отопления и горячего водоснабжения зданий (т. 1 л.д. 4-9, 139-140).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: <данные изъяты>», Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России) и Управление ФСИН России по Тверской области (т. 1 л.д. 1-3, 121-122).

СИЗО-3 подало в городской суд возражения, указало, что является казённым учреждением и финансируется ФСИН России. Средствами для исполнения требований прокурора оно не располагает. Понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением прав главного распорядителя средств федерального бюджета, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и нарушением конституционного принципа разделения властей (т. 1 л.д. 61-62).

<данные изъяты>» направило письменный отзыв, в котором поддержало административный иск. В отзыве указано, что с 2019 года из-за утечек теплоносителя в СИЗО-3 оборудование котельной систематически подвергается негативным воздействиям, которые могут вызвать её автоматическое отключение, что приведёт к приостановке подачи тепловой энергии потребителям микрорайона «Элтра»: образовательным учреждениям и жителям четырнадцати многоквартирным домам (т. 1 л.д. 76-78).

В суде первой инстанции представители прокуратуры Лебедева Э.А., а также <данные изъяты>» ФИО11 и ФИО12 поддержали административный иск. Представитель СИЗО-3 ФИО13 признал административный иск частично. Представитель ФСИН России, Управления ФСИН России по Тверской области и СИЗО-3 ФИО14 не возражала против удовлетворения административного иска. Они пояснили, что учреждение пыталось устранить нарушения, однако не имело для этого достаточных средств (т. 1 л.д. 157-160).

28 марта 2022 года Ржевский городской суд Тверской области вынес решение об удовлетворении административного иска, установив срок его исполнения до 1 сентября 2022 года (т. 1 л.д. 161-167).

СИЗО-3 подало апелляционную жалобу, просило отменить решение суда и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы учреждение повторило доводы, приведённые в письменных возражениях, направленных в суд первой инстанции, а также дополнило, что городской суд основывал свои выводы на информации <данные изъяты>». Необходимость производства указанных в решении работ не подтверждена экспертным мнением и проектной документацией. Обязав установить дополнительные приборы, суд понуждает СИЗО-3 произвести реконструкцию отопительной системы (т. 1 л.д. 171-172).

Прокуратура и <данные изъяты>» направили письменные возражения, просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения (т. 1 л.д. 198, 210-211).

В суде апелляционной инстанции представитель ФСИН России, Управления ФСИН России по Тверской области и СИЗО-3 ФИО14 поддержала апелляционную жалобу. Представители прокуратуры Обиход И.Д. и <данные изъяты>» ФИО12 просили оставить её без удовлетворения.

Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия установила, что постановлением администрации города Ржева от 14 ноября 2017 года <данные изъяты>» определена единой теплоснабжающей организацией в микрорайоне «Элтра» города Ржева (т. 1 л.д. 87).

Оно же на основании соответствующего контракта подавало тепловую энергию СИЗО-3. В соответствии с контрактом СИЗО-3 взяло на себя обязательство выполнять предписания <данные изъяты>» об устранении недостатков в эксплуатации теплопотребляющих установок, обеспечивать надлежащее содержание тепловых сетей и теплопотребляющего оборудования, ежегодно получать акт готовности теплопотребляющих установок к отопительному периоду (п. 5.1.3, 6.1.5 (т. 1 л.д. 16-31).

30 октября и 26 ноября 2019 года общество направило в СИЗО-3 письма, в которых указало, что на территории учреждения происходила утечка теплоносителя, и просило устранить её (т. 1 л.д. 88, 89).

20 апреля 2021 года <данные изъяты>» направило в СИЗО-3 уведомление о подготовке зданий к отопительному периоду 2021-2022 годов (т. 1 л.д. 15, 103).

21 мая 2020 года общество вновь направило в СИЗО-3 письмо об утечке теплоносителя (т. 1 л.д. 90).

11 августа 2021 года представитель прокуратуры с привлечением специалиста <данные изъяты>» и представителя СИЗО-3 составил акт проверки СИЗО-3, в котором указал, что в учреждении были выявлены нарушения Правил эксплуатации тепловых энергоустановок, в том числе те, которые прокурор указал в уточнённом исковом заявлении (т. 1 л.д. 34-35).

В тот же день прокурор направил в СИЗО-3 представление об устранении нарушений законодательства в сфере подготовки учреждения к отопительному периоду (т. 1 л.д. 10-13).

21 сентября 2021 года представитель <данные изъяты>» с участием представителя СИЗО-3 проверил учреждение на предмет готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов и составил акт, из которого следует, что в учреждении отсутствовали предохранительные клапаны для защиты от аварийного повышения давления теплоносителя, регулятор давления, регулятор температуры. Манометры и термометры имелись не в полном комплекте. Грязевик был установлен только на подающем трубопроводе. Тепловая изоляция имелась только на бойлере. Отсутствовали паспорта, принципиальные схемы и производственные инструкции. Не была восстановлена последовательная схема подключения системы горячего водоснабжения (т. 1 л.д. 33, 95-96).

22 сентября 2021 года СИЗО-3 направило <данные изъяты>» письменное сообщение о том, что произвело утепление чердачных помещений, подвалов и лестничных площадок, частичную замену радиаторов отопления, провело гидравлические испытания и гидравлическую промывку систем отопления и горящего водоснабжения (т. 1 л.д. 102).

23 сентября 2021 года СИЗО-3 направило прокурору ответ о том, что приняло меры к недопущению нарушений, указанных в представлении от 11 августа 2021 года (т. 1 л.д. 14).

28 сентября 2021 года <данные изъяты>» вновь направило в СИЗО-3 письмо об утечке теплоносителя (т. 1 л.д. 91).

17 ноября 2021 года <данные изъяты>» в письменной форме проинформировало прокурора, администрацию города Ржева и УФСИН России по Тверской области о том, что с 5 по 12 ноября и 16 ноября 2021 года в СИЗО-3 происходили резкие утечки сетевой воды, в результате которых создавалась аварийная ситуация в системе теплоснабжения. СИЗО-3 не подготовило свои объекты к отопительному периоду 2021-2022 годов (т. 1 л.д. 32, 93-94).

23 ноября 2021 года <данные изъяты>» опять направило в СИЗО-3 письмо об утечке теплоносителя (т. 1 л.д. 92).

16 декабря 2021 года, 12 и 17 января 2022 года <данные изъяты>» снова в письменной форме проинформировало администрацию города Ржева и УФСИН России по Тверской области о резких утечках теплоносителя в СИЗО-3 (т. 1 л.д. 97-99, 100-101).

28 февраля 2022 года СИЗО-3 направило <данные изъяты>» письменное сообщение о том, что провело мероприятия по подготовке к отопительному периоду и приобрело дополнительное оборудование для доукомплектования теплового узла (т. 1 л.д. 104-105).

22 марта 2022 года представитель прокуратуры с участием специалиста <данные изъяты>» провёл в СИЗО-3 проверку, в ходе которой подтвердились нарушения Правил эксплуатации тепловых энергоустановок, указанные в уточнённом административном исковом заявлении (т. 1 л.д. 141).

Приведённые обстоятельства подтверждаются доказательствами, которые являются относимыми, допустимыми, достоверными, в своей совокупности и взаимосвязи достаточными для того, чтобы установить фактические обстоятельства дела.

Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (ч. 1 ст. 7). Органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность власти и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» при организации теплоснабжения населения должны быть обеспечены его качество, надёжность, энергетическая эффективность и безопасность, в том числе безопасность объектов теплоснабжения (п. 2 и 17 ст. 2, п. 1, 2 и 9 ст.3). Для обеспечения надёжности и безопасности теплоснабжения потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, подлежат проверке готовности к отопительному периоду, которая осуществляется целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду (п. 3 ч. 1 и ч. 6 ст. 20). Под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения (ч. 1 и 3 ст. 23.2).

В Правилах организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года №808, указано, что в целях надлежащего исполнения единой теплоснабжающей организацией обязательств по соблюдению значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, проводится оценка надлежащего технического состояния тепловых сетей потребителя. Техническое состояние тепловой сети потребителя, по которой осуществляется поставка (передача) тепловой энергии (мощности), считается надлежащим при соблюдении одновременно следующих условий: наличие у потребителя паспорта готовности к отопительному периоду, выданного на соответствующий отопительный период; наличие акта проведения испытаний трубопроводов на прочность и плотность, подтверждающего удовлетворительные результаты испытаний на участке тепловой сети потребителя между точкой поставки и точкой учёта. Оценка надлежащего технического состояния тепловых сетей потребителя осуществляется ежегодно в период действия договора теплоснабжения. При несоблюдении условий надлежащего технического состояния тепловых сетей потребитель обязан привести тепловые сети в надлежащее техническое состояние (п. 124(16)-124(19).

Согласно Правилам оценки готовности к отопительному периоду, утверждённым приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года №103, в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду подлежат проверке: проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии; состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов; наличие и работоспособность приборов учёта, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии; работоспособность защиты систем теплопотребления; наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности; плотность оборудования тепловых пунктов; проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность; надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учётом климатических условий в соответствии (подп. 2, 5, 7-10, 12, 16 и 17 п. 16).

В Правилах эксплуатации тепловых энергоустановок указано, что при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе следующие документы: исполнительные чертежи тепловых энергоустановок и тепловых сетей; технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей; технический паспорт теплового пункта; инструкции по эксплуатации тепловых энергоустановок и сетей, а также должностные инструкции по каждому рабочему месту и инструкции по охране труда (п. 2.8.1). Для измерения теплоты, расходов, температур, давлений и разрежений применяются приборы, отвечающие пределам измерения параметров и установленному классу точности в соответствии с государственными стандартами (2.9.12). Устройство, эксплуатация и ремонт тепловых энергоустановок и тепловых сетей должны соответствовать требованиям правил пожарной безопасности в Российской Федерации (2.11.2). Для контроля гидравлического и температурного режимов тепловых сетей и теплопотребляющих установок необходимо при плановых обходах проверять давление и температуру в узловых точках сети по манометрам и термометрам (6.2.28).

На теплопотребляющих энергоустановках устанавливаются: устройства для отбора проб и удаления воздуха, газов, технологических продуктов и конденсата; предохранительные клапаны в соответствии с правилами Госгортехнадзора России; манометры и термометры для измерения давления и температуры теплоносителя, греющей и нагреваемой среды; контрольно-измерительные приборы в объёме, необходимом для контроля за режимом работы установок и для определения фактических удельных расходов тепловой энергии по каждому виду производимой продукции (9.2). Все внешние части теплопотребляющих энергоустановок и теплопроводы изолируются (п. 9.12). На каждый тепловой пункт составляется технический паспорт (п. 9.1.5). На трубопроводах тепловых сетей и конденсатопроводах при необходимости поглощения избыточного напора должны устанавливаться регуляторы давления или дроссельные диафрагмы. (9.1.17). На подающем трубопроводе при вводе в тепловой пункт после входной задвижки и на обратном трубопроводе перед выходной задвижкой по ходу теплоносителя должны быть смонтированы устройства для механической очистки от взвешенных частиц (п. 9.1.22). На трубопроводах, арматуре, оборудовании и фланцевых соединениях предусматривается тепловая изоляция (9.1.39). В индивидуальных тепловых пунктах систем теплопотребления устанавливаются показывающие манометры: после запорной арматуры на вводе в тепловой пункт трубопроводов водяных тепловых сетей, паропроводов и конденсатопроводов; после узла смешения; до и после регуляторов давления на трубопроводах водяных тепловых сетей и паропроводов; на паропроводах до и после редукционных клапанов; на подающих трубопроводах после запорной арматуры на каждом ответвлении к системам потребления теплоты и на обратных трубопроводах до запорной арматуры - из систем потребления теплоты (п. 9.1.45).

Исходя из обстоятельств административного дела и приведённых правовых норм, суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении административного иска. Обязанности СИЗО-3 выполнять подготовку к отопительному периоду и соблюдать правила эксплуатации своей тепловой энергоустановки предусмотрены законодательством. Ссылка прокурора на то, что неисполнение этих обязанностей ставит под угрозу надёжность, качество и безопасность теплоснабжения, а следовательно, может повлечь нарушение прав неопределённого круга лиц, является обоснованной.

Доводы СИЗО-3, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия отвергает. Организационно-правовая форма административного ответчика не освобождает его от обязанности выполнять требования законодательства. Понуждение к исполнению закона и соблюдению прав граждан посредством правосудия не является вмешательством в деятельность государственных органов и нарушением принципа разделения властей, поскольку такое соблюдение само по себе определяет смысл деятельности государственных органов (ст. 18 Конституции Российской Федерации). Суд не указал, каким образом должны быть выполнены возложенные обязанности, предоставив органам власти необходимую самостоятельность.

Прокурор представил достаточные доказательства наличия угрозы нарушения прав неопределённого круга лиц и необходимости выполнения административным ответчиком требований, перечисленных в резолютивной части решения суда. Его позиция подтверждается актами проверок, в проведении которых участвовали специалисты теплоснабжающих организаций. Основания полагать, что они пришли к неправильным выводам, отсутствуют. В суде первой инстанции административный ответчик не оспаривал необходимость выполнения требований прокурора, каких-либо доказательств, опровергающих эту необходимость, не представил.

Таким образом, городским судом полно и верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения. Несмотря на то, что дело рассмотрено по правилам гражданского судопроизводства, судом не было допущено нарушений норм процессуального права, установленных в КАС Российской Федерации, которые могли бы повлечь отмену принятого решения.

С учётом важности рассматриваемых правоотношений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что срок, установленный для исполнения решения, является разумным.

Вместе с тем, поскольку суд первой инстанции не указал, на кого возложены обязанности по подготовке к отопительному периоду и соблюдению Правил эксплуатации тепловых энергоустановок, в резолютивную часть решения следует внести соответствующее дополнение.

Руководствуясь ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ржевского городского суда Тверской области от 28 марта 2022 года изменить, дополнив абзац первый резолютивной части решения суда после слова «обязать» фразой «Федеральное казённое учреждение «Следственный изолятор № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области».

В остальной это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области» – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи