ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2350/2022 от 20.10.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34RS0004-01-2022-002820-82 Административное дело № 2а-2350/2022

Судья Мурашкина И.А. Дело № 33а-11952/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 20 октября 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Тертышной В.В., Гоношиловой О.А.

при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красноармейского района г.Волгограда в защиту неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, администрации Красноармейского района Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности создать места накопления твердых бытовых отходов

по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Волгограда

на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 26 июля 2022 г.,

которым постановлено:

административное исковое заявление прокурора Красноармейского района г.Волгограда в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, администрации Красноармейского района Волгограда, выразившееся в непринятии мер по созданию на территории ТОС «Возрождение» в границах улицы Лазоревой от домовладения № 117 до домовладения № 153, улицы Луговой от домовладения № 61 до домовладения № 116а, улицы Минской от домовладения № 101 до домовладения № 137, улицы Симферопольской от домовладения № 99 до домовладения № 138, улицы Красных зорь от домовладения № 97 до домовладения № 138, улицы им. Клавы Панчишкиной от домовладения № 96 до домовладения № 149, улицы 33-х Героев от домовладения № 115 до домовладения № 149, улицы им. Бутлерова от домовладения № 114 до домовладения № 148, улицы Цветочной от домовладения № 4 до домовладения № 40, улицы Колесной от домовладения № 1а до домовладения № 42, улицы Бессарабской от домовладения № 3 до домовладения № 31, улицы Союзной от домовладения № 3 до домовладения № 33а мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Обязать администрацию Волгограда, администрацию Красноармейского района Волгограда организовать мероприятия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории ТОС «Возрождение» в границах улицы Лазоревой от домовладения № 117 до домовладения № 153, улицы Луговой от домовладения № 61 до домовладения № 116а, улицы Минской от домовладения № 101 до домовладения № 137, улицы Симферопольской от домовладения № 99 до домовладения № 138, улицы Красных зорь от домовладения № 97 до домовладения № 138, улицы им. Клавы Панчишкиной от домовладения № 96 до домовладения № 149, улицы 33-х Героев от домовладения № 115 до домовладения № 149, улицы им. Бутлерова от домовладения № 114 до домовладения № 148, улицы Цветочной от домовладения № 4 до домовладения № 40, улицы Колесной от домовладения № 1а до домовладения № 42, улицы Бессарабской от домовладения № 3 до домовладения № 31, улицы Союзной от домовладения № 3 до домовладения № 33а.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Красноармейского района г.Волгограда обратился в защиту неопределенного круга лиц с административным иском, в обоснование требований указал, что в результате проведенной прокуратурой Красноармейского района г.Волгограда проверки исполнения законодательства в сфере нарушения законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Красноармейского района г. Волгограда выявлены нарушения в деятельности администрации Волгограда. Так проверкой установлено отсутствие мест (площадок) накопления ТКО на территории ТОС «Возрождение» в границах улицы Лазоревой от домовладения №117 до домовладения № 153, улицы Луговой от домовладения № 61 до домовладения № 116а, улицы Минской от домовладения № 101 до домовладения № 137, улицы Симферопольской от домовладения № 99 до домовладения № 138, улицы Красных зорь от домовладения № 97 до домовладения № 138, улицы им. Клавы Панчишкиной от домовладения № 96 до домовладения № 149, улицы 33-х Героев от домовладения № 115 до домовладения № 149, улицы им. Бутлерова от домовладения № 114 до домовладения № 148, улицы Цветочной от домовладения № 4 до домовладения № 40, улицы Колесной от домовладения № 1а до домовладения № 42, улицы Бессарабской от домовладения № 3 до домовладения № 31, улицы Союзной от домовладения № 3 до домовладения № 33а. По информации ООО «Ситиматик-Волгоград» ввиду неисполнения органами местного самоуправлениям обязанности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сбор на вышеуказанной территории осуществляется бестарным способом. Однако действующим федеральным законодательством на территории индивидуальной жилой застройки не предусмотрена возможность бестарного способа накопления ТКО. Таким образом, для реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду необходимо создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов исходя из плотности населения и санитарных требований. Выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории города.

Просил признать незаконным бездействие администрации Волгограда и возложить обязанность организовать мероприятия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории ТОС «Возрождение» в границах улицы Лазоревой от домовладения № 117 до домовладения № 153, улицы Луговой от домовладения № 61 до домовладения № 116а, улицы Минской от домовладения № 101 до домовладения № 137, улицы Симферопольской от домовладения № 99 до домовладения № 138, улицы Красных зорь от домовладения № 97 до домовладения № 138, улицы им. Клавы Панчишкиной от домовладения № 96 до домовладения №149, улицы 33-х Героев от домовладения № 115 до домовладения № 149, улицы им. Бутлерова от домовладения № 114 до домовладения № 148, улицы Цветочной от домовладения № 4 до домовладения № 40, улицы Колесной от домовладения № 1а до домовладения № 42, улицы Бессарабской от домовладения № 3 до домовладения № 31, улицы Союзной от домовладения № 3 до домовладения № 33а.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения суда ввиду нарушения судом норм материального права. Просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.

Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом прокурором Красноармейского района г. Волгограда поданы возражения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, исследовав материалы дела, выслушав представителя административных ответчиков администрации Волгограда, администрации Красноармейского района Волгограда Сироткину О.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Карташова Д.М., считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, в марте 2022 года прокуратурой Красноармейского района Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами на территории ТОС «Возрождение», по результатам которой установлено отсутствие мест (площадок) накопления ТКО на территории ТОС «Возрождение» отулицы Лазоревой от домовладения № 117 до домовладения № 153, улицы Луговой от домовладения № 61 до домовладения № 116а, улицы Минской от домовладения № 101 до домовладения № 137, улицы Симферопольской от домовладения № 99 до домовладения № 138, улицы Красных зорь от домовладения № 97 до домовладения № 138, улицы им. Клавы Панчишкиной от домовладения № 96 до домовладения № 149, улицы 33-х Героев от домовладения № 115 до домовладения № 149, улицы им. Бутлерова от домовладения № 114 до домовладения № 148, улицы Цветочной от домовладения № 4 до домовладения № 40, улицы Колесной от домовладения № 1а до домовладения № 42, улицы Бессарабской от домовладения № 3 до домовладения № 31, улицы Союзной от домовладения № 3 до домовладения № 33а.

Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгограда контейнерные площадки на территории ТОС «Возрождение» отсутствуют.

По информации ООО «Ситиматик-Волгоград» между региональным оператором и потребителями, проживающими по указанным адресам, заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО путем совершения конклюдентных действий.

Ввиду отсутствия обустроенных контейнерных площадок на территории ТОС «Возрождение» для потребителей организован вывоз ТКО бестарным способом – в кузов спецавтотранспорта.

Вместе с тем действующим законодательством на территории индивидуальной жилой застройки не предусмотрена возможность бестарного способа накопления ТКО.

Выявленное нарушение явилось поводом для обращения прокурора с вышеназванными требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, и возлагая на администрацию Волгограда и администрацию Красноармейского района Волгограда обязанность по организации создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории жилой застройки ТОС «Возрождение», суд исходил из того, что администрация Красноармейского района Волгограда является структурным подразделением администрации Волгограда, финансируемым из бюджета Волгограда в соответствии с бюджетной сметой для реализации возложенных на нее функций, а администрация Волгограда, как орган местного самоуправления, в силу положений Устава города-героя Волгограда наделена аналогичными полномочиями в сфере обращения с ТКО.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о признании незаконным бездействия администрации Красноармейского района Волгограда и возложении на нее обязанности создать места накопления твердых бытовых отходов по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 21 марта 2005 г. № 1031-ОД « О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ» город-герой Волгоград наделен статусом городского округа. Этим же Законом определены административно-территориальные границы городского округа, согласно которым территория Красноармейского района Волгограда находится в границах городского округа.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления » определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно части 4 статьи 8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.

Статьей 13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 утверждены «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Исходя из того, что на указанной прокурором территории Красноармейского района Волгограда места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не оборудованы в соответствии с требованиями вышеприведенного законодательства, судебная коллегия находит обоснованным инициирование прокурором настоящего административного иска, поскольку приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении гарантированного статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Разрешая вопрос о надлежащем ответчике, как лице, обязанном устранить нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лица, в чьих интересах обратился в суд прокурор, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно пунктам 17, 17.1, 17.2 статьи 39 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 г. № 20/362 в области использования и охраны земли и других природных ресурсов, охраны окружающей среды, администрация Волгограда обладает полномочиями по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; созданию и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В соответствии с Положением об администрации Красноармейского района Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 г. № 40/1252 (ред. от 21 апреля 2021 г.), администрация Красноармейского района Волгограда является территориальным структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Красноармейского района Волгограда. Деятельность администрации финансируется из бюджета Волгограда в соответствии с бюджетной сметой.

Согласно пункту 2.3.28 Положения администрация Красноармейского района Волгограда участвует в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района; обеспечивает создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; обеспечивает согласование мест размещения контейнерных площадок, площадок временного накопления крупногабаритных отходов.

Как установлено судебной коллегией, финансирование на реализацию данных полномочий администрацией Волгограда не осуществлялось.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что администрация Краснооктябрьского района Волгограда, являясь структурным подразделением администрации Волгограда, финансируемым из бюджета Волгограда в соответствии с бюджетной сметой для реализации возложенных на нее функций, не получила финансирование на реализацию предоставленных полномочий в сфере обращения с ТКО, а также учитывая, что аналогичными полномочиями в силу приведенных положений Устава города-героя Волгограда наделена администрация Волгограда, как орган местного самоуправления, судебная коллегия приходит к выводу, что обязанность пооборудованию мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории ТОС «Возрождение» в границах улицы Лазоревой от домовладения № 117 до домовладения № 153, улицы Луговой от домовладения № 61 до домовладения № 116а, улицы Минской от домовладения № 101 до домовладения № 137, улицы Симферопольской от домовладения № 99 до домовладения № 138, улицы Красных зорь от домовладения № 97 до домовладения № 138, улицы им. Клавы Панчишкиной от домовладения № 96 до домовладения № 149, улицы 33-х Героев от домовладения № 115 до домовладения № 149, улицы им. Бутлерова от домовладения № 114 до домовладения № 148, улицы Цветочной от домовладения № 4 до домовладения № 40, улицы Колесной от домовладения № 1а до домовладения № 42, улицы Бессарабской от домовладения № 3 до домовладения № 31, улицы Союзной от домовладения № 3 до домовладения № 33а должна быть возложена на администрацию Волгограда.

При таких обстоятельствах постановленное по делу решение в части удовлетворения требований к администрации Красноармейского района Волгограда подлежит отмене, а в части удовлетворения требований к администрации Волгограда – оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 26 июля 2022 г.

в части удовлетворения требований к администрации Красноармейского района Волгограда отменить, принять в этой части новое решение.

В удовлетворении требований прокурора Красноармейского района г. Волгограда о признании незаконным бездействия администрации Красноармейского района Волгограда, выразившееся в непринятии мер по созданию на территории ТОС «Возрождение» в границах улицы Лазоревой от домовладения № 117 до домовладения № 153, улицы Луговой от домовладения № 61 до домовладения № 116а, улицы Минской от домовладения № 101 до домовладения № 137, улицы Симферопольской от домовладения № 99 до домовладения № 138, улицы Красных зорь от домовладения № 97 до домовладения № 138, улицы им. Клавы Панчишкиной от домовладения № 96 до домовладения № 149, улицы 33-х Героев от домовладения № 115 до домовладения № 149, улицы им. Бутлерова от домовладения № 114 до домовладения № 148, улицы Цветочной от домовладения № 4 до домовладения № 40, улицы Колесной от домовладения № 1а до домовладения № 42, улицы Бессарабской от домовладения № 3 до домовладения № 31, улицы Союзной от домовладения № 3 до домовладения № 33а мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и возложении обязанности на администрацию Красноармейского района Волгограда организовать мероприятия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории ТОС «Возрождение» в границах указанных улиц – отказать.

В остальной части решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 26 июля 2022 г, оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрация Волгограда – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья

Судьи