Судья Хохряков Н.А. № 2а-235/2020 28 октября 2020 года
Докладчик Лобанова Н.В. № 33а-5895/2020 город Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Лобановой Н.В.,
судей Калашниковой А.В., Юдина В.Н.,
при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление <данные изъяты> прокурора Шенкурского района Архангельской области П.С на решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 22 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Шенкурского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район», выразившегося в не исполнении полномочий по организации и осуществлению внутреннего финансового муниципального контроля, возложении обязанности организовать осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Шенкурского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район», выразившегося в не исполнении полномочий по организации и осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, возложении обязанности организовать осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано на результаты проведенной прокуратурой проверки соблюдения административным ответчиком положений бюджетного законодательства, в ходе которой установлено, что администрация муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» не исполняет полномочия по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, нарушая тем самым интересы муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» в сфере бюджетных отношений.
В судебном заседании участвовавший в деле прокурор Терюхина Н.В. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик администрация муниципального образования «Шенкурский муниципальный район», извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направила. Представила письменные возражения, в которых полагала заявленные требования необоснованными, ссылаясь на принимаемые названным органом местного самоуправления меры к организации исполнения данных полномочий.
Решением Виноградовского районного суда Архангельской области от 22 июля 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
С этим судебным постановлением не согласился <данные изъяты> прокурора Шенкурского района Архангельской области П.С. В апелляционном представлении просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Административный ответчик администрация муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» в направленном в адрес суда письменном мнении относительно апелляционного представления просит принятое по делу решение суда оставить без изменения.
Заслушав участвующего в деле прокурора Васильева С.В., поддержавшего апелляционное представление, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и поданных относительно него возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что внутренний финансовый муниципальный контроль в муниципальном образовании «Шенкурский муниципальный район» должным образом организован.
С таким выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривает, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, предусматривает осуществление государственного (муниципального) финансового контроля, который подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Внутренний финансовый муниципальный контроль – это контрольная деятельность органов муниципального финансового контроля, являющихся органами местных администраций, то есть исполнительно-распорядительными органами муниципального образования (пункт 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»).
Полномочия органов внутреннего финансового муниципального контроля определены пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, в целях исполнения полномочий по осуществлению внутреннего финансового муниципального контроля постановлением <данные изъяты> муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» от 25 апреля 2014 года № (с учетом изменений, внесенных постановлением от 4 июля 2019 года №) утвержден Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля контрольно-ревизионным отделом администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район».
При этом в силу пункта 7 указанного Порядка контрольная деятельность подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок и ревизий, а также обследований.
Требования к планированию контрольной деятельности изложены в разделе II названного Порядка. Так, планирование контрольной деятельности осуществляется путем ежегодного составления плана такой деятельности, который утверждается <данные изъяты> муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» до начала следующего календарного года. По результатам контрольной деятельности за отчетный период составляются документы годовой отчетности, которые подписываются главой муниципального образования и ответственным исполнителем.
Вместе с тем, представленные суду материалы свидетельствуют о том, что в 2019 году и истекшем периоде 2020 года в муниципальном образовании «Шенкурский муниципальный район» полномочия по внутреннему финансовому муниципальному контролю в соответствии с указанным Порядком фактически не осуществлялись: планы проведения контрольных мероприятий в отношении объектов внутреннего муниципального финансового контроля не разрабатывались, не утверждались и в установленном порядке не реализовывались, что в силу положений действующего бюджетного законодательства является недопустимым.
Доказательств обратного административным ответчиком в нарушение требований части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлено.
Более того, представленные суду материалы свидетельствуют о том, что реальные меры, направленные на организацию исполнения указанных полномочий органов местного самоуправления, административным ответчиком стали предприниматься лишь весной-летом 2020 года (проведены организационно-штатные мероприятия по формированию штатной численности контрольно-ревизионного отдела администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район», предприняты меры по замещению этих штатных единиц муниципальными служащими). Вместе с тем, указанные меры не привели к реальному исполнению требований бюджетного законодательства по осуществлению административным ответчиком внутреннего муниципального финансового контроля.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о том, что в муниципальном образовании «Шенкурский муниципальный район» внутренний финансовый муниципальный контроль организован и осуществляется в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
С учетом изложенного, решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 22 июля 2020 года не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления прокурора Шенкурского района Архангельской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район», выразившегося в не исполнении полномочий по организации и осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля и возложении на администрацию муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» обязанности организовать осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с требования Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 22 июля 2020 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
административное исковое заявление прокурора Шенкурского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район», выразившегося в не исполнении полномочий по организации и осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, возложении обязанности организовать осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Шенкурский муниципальный район», выразившееся в не исполнении полномочий по организации и осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля.
Обязать администрацию муниципального образования «Шенкурский муниципальный район» организовать осуществление внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий Н.В. Лобанова
Судьи А.В. Калашникова
В.Н. Юдин