ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2360/20 от 25.08.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Кузнецова Е.Ю. Дело № 33а-8332/2020

УИД: 63RS0038-01-2020-001779-64

Дело № 2а-2360/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 августа 2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Сивохина Д.А., Лазаревой М.А.,

при секретаре – Петровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ИФНС России по Кировскому району г. Самары на решение Кировского районного суда г. Самары от 02 июня 2020 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя ИФНС России по Кировскому району г.Самары – Лазарева Р.С. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Немцова А.В. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ИФНС России по Кировскому району г. Самары обратилась в суд с административным иском к Немцову А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 г. в размере 6 030,63 руб., пени по данному виду налога в размере 91,07 руб., указав в обоснование, что своевременно обязанность по уплате налога налогоплательщиком не исполнена, требование об уплате налога и пени оставлено без исполнения, выданный 31 июля 2019 г. судебный приказ о взыскании с Немцова А.В. задолженности по налогам отменен определением мирового судьи судебного участка №8 Кировского судебного района г. Самара Самарской области от 14 октября 2019 г. В добровольном порядке задолженность не погашена, в связи с чем административный истец просил взыскать её в судебном порядке.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ИФНС России по Кировскому району г. Самары просила суд взыскать с Немцова А.В. (ИНН ) в пользу административного истца недоимку по транспортному налогу за 2017г. в размере 6 030, 63 руб., пени в размере 91,07 руб., а всего сумму 6 121,70 руб.

Решением Кировского районного суда г. Самары от 02 июня 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе ИФНС России по Кировскому району г. Самары ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании представитель ИФНС России по Кировскому району г. Самары – Лазарев Р.С. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям, административный иск удовлетворить.

Немцов А.В. в судебном заседании возражал относительно доводов апелляционной жалобы, полагая, что решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующий в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Установлено, что Немцов А.В. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием в его собственности в налоговом периоде 2017г. объектов налогообложения: автомобиля ВАЗ 2101, г/н (12 месяцев), автомобиля без марки 278814, г/н (11 месяцев), автомобиля М2140, г/н (12 месяцев).

За налоговый период 2017г. Немцову А.В. начислен налоговым органом транспортный налог с направлением в его адрес налогового уведомления №55450388 от 23 августа 2018 г. об уплате транспортного налога в размере 6 343 руб. со сроком уплаты до 03 декабря 2018г. В налоговом уведомлении приведены сведения об объекте налогообложения, налоговая ставка и расчет налога (л.д.9).

В связи с неуплатой транспортного налога Немцову А.В. выставлено требование №11968 по состоянию на 29 января 2019 г., которым предложено в срок до 19 марта 2019г. погасить недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 6 343 руб., а также начисленные на нее пени за период с 17 декабря 2018 г. по 28 января 2019г. в размере 91,07 руб. (л.д.11).

Указанное требование оставлено без исполнения. Поскольку в установленный срок задолженность не погашена, 31 июля 2019 г. мировым судьей судебного участка № 8 Кировского судебного района г.Самары Самарской области вынесен судебный приказ №2а-2931/2019 о взыскании с Немцова А.В. транспортного налога за 2017 г. и пени, начисленные на сумму недоимки в указанном выше размере.

Определением того же мирового судьи от 14 октября 2019 г. судебный приказ №2а-2931/2019 отменен по заявлению Немцова А.В., после чего, в срок, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ИФНС России по Кировскому району г. Самары обратилась в суд с настоящим иском для взыскания недоимки по транспортному налогу за 2017г. и пени по требованию №11968 по состоянию на 29 января 2019 г.(л.д.6).

Судом установлено, что решением Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2016г. должник Немцов А.В., признан несостоятельным банкротом, в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев. Финансовым управляющим должника утвержден Шевцов О.А. (л.д. 39).

Определением Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2018г. завершена процедура реализации имущества Немцова А.В. и он освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе не заявленных при введении реализации имущества гражданина (л.д. 35).

В соответствии с пунктом 3 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 данной статьи, а также, на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.

Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.

В соответствии с пунктом 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

После завершения реализации имущества гражданина на неудовлетворенные требования кредиторов, предусмотренные настоящим пунктом и включенные в реестр требований кредиторов, арбитражный суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдает исполнительные листы.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что заявленные налоговым органом требования к выше перечисленным платежам не относятся, требования налогового органа об уплате транспортного налога возникли в период процедуры банкротства, и не являются текущими платежами, в связи с чем пришел к выводу, что требования налогового органа о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017год и начисленные на данную недоимку пени подлежали удовлетворению за счет конкурсной массы (в том числе денежных средств вырученных от продажи транспортного средства) преимущественно над реестровыми требованиями, однако налоговый орган с такими требованиями в адрес финансового управляющего не обращался. Также суд указал на злоупотребление налоговым органом своими правами, в связи с предъявлениями заявленного административного иска.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26 октября 2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 указанной стати предусмотрено, что требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил в пункте 3 Постановления N 60 от 23 июля 2009г. «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснил, что кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, и их требования подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.

Согласно части 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как указано выше, определением Арбитражного суда Самарской области от 04 апреля 2016г. возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Немцова А.В.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2016 г. Немцов А.В. признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина.

Установлено, что определением Арбитражного суда Самарской области от 28 апреля 2018 г. производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Немцова А.В. завершено и он освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе не заявленных при введении реализации имущества гражданина.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, недоимка по транспортному налогу за 2017 г. у Немцова А.В. возникла с 03 декабря 2018 г., то есть после завершения процедуры реализации имущества гражданина, соответственно она не могла быть включена в требования кредиторов и подлежать удовлетворению за счет конкурсной массы, поскольку относится к текущим платежам.

Указанные обстоятельства судом первой инстанции при вынесении решения суда учтены не были.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации установлено что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац 3 пункта 1 статьи 363).

Материалами дела подтверждено и не оспаривалось Немцовым А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, что в налоговом периоде 2017г. за ним были зарегистрированы следующие транспортные средства: автомобиль ВАЗ 2101, г/н (12 месяцев); автомобиль М2140, г/н (12 месяцев) и автомобиль без марки 278814, г/н (11 месяцев, снят с регистрационного учета 15 декабря 2017г.).

Факт владения на праве собственности вышеуказанными транспортными средствами в налоговом периоде 2017 года Немцовым А.В. не оспорен, доказательств, свидетельствующих об уплате спорной задолженности им не представлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда постановлено судом с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене, а административный иск о взыскании с Немцова А.В. недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 6 030,63 руб. и пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за период с 4 декабря 2018г. по 28 января 2019г. в размере 91,07 руб., удовлетворению.

В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца 5 пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с Немцова А.В. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. в бюджет городского округа Самара.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Самары от 02 июня 2020 г. отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ИФНС России по Кировскому району г. Самары к Немцова А.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год и пени удовлетворить.

Взыскать с Немцова А.В., проживающего по адресу: <адрес> недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 6 030,63 руб., пени в размере 91,07 руб., всего взыскать 6 121,70 руб.

Взыскать с Немцова А.В. государственную пошлину в размере 400 руб. в бюджет городского округа Самара.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –