ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-236/20 от 14.10.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Соловьева Н.В. Дело № 33а-10014/2020

Дело 2а-236/2020

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Нижний Новгород 14 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ефимовой Е.О.,

судей: Беловой А.В., Сильновой Н.Г,

при секретаре судебного заседания Мишанине Ф.В.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Поляковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Беловой А.В. административное дело по апелляционной жалобе администрации Березятского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на решение Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 24 июля 2020 года по административному делу по административному иску прокурора Тоншаевского района к администрации Березятского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов,

установила:

прокурор Тоншаевского района обратился в суд с вышеуказанным административным иском, который решением Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 24 июля 2020 года удовлетворен, постановлено признать бездействие администрации Березятского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы решения сельского Совета Березятского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 18.01.2018 г. № 98, которым утверждена программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Березятского сельсовета на 2018-2022 годы» и решения сельского Совета Березятского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 27.10.2017 г. № 82, которым утверждена программа «Комплексного развития социальной инфраструктуры на территории муниципального образования Березятский сельсовет Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы» незаконным, несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц; обязать администрацию Березятского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу провести антикоррупционную экспертизу решения сельского Совета Березятского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 18.01.2018 г. № 98, которым утверждена программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Березятского сельсовета на 2018-2022 годы» и решения сельского Совета Березятского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 27.10.2017 г. № 82, которым утверждена программа «Комплексного развития социальной инфраструктуры на территории муниципального образования Березятский сельсовет Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы»; обязать администрацию Березятского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и прокурору.

В апелляционной жалобе ее автор просит изменить решение суда в части установления срока для исполнения решения суда, считая его недостаточным, в остальном соглашаясь с решением суда, а также ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя администрации.

Из прокуратуры Тоншаевского района Нижегородской области поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят оставить вынесенное решение без изменения.

Прокурор отдела прокуратуры Полякова А.А. в судебном заседании просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и судебной коллегией установлено, что прокуратурой Тоншаевского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления налогового законодательства и законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что решением сельского Совета Березятского сельсовета Тоншаевского муниципального района от 18.01.2018 г. № 98 утверждена программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Березятского сельсовета на 2018-2022 годы», которой на 2020 год предусмотрено финансирование их местного бюджета в сумме 30 000 рублей, кроме того, решением сельского Совета Березятского сельского совета Тоншаевского муниципального района от 27.10.2017 г. № 82 утверждена программа «Комплексного развития социальной инфраструктуры на территории муниципального образования Березятский сельсовет Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы», которой предусмотрено финансирование на 2020 год из местного, районного, областного и федерального бюджетов, инвестиционных ресурсов предприятий, организаций, предпринимателей. Данные нормативно-правовые акты не прошли антикоррупционную экспертизу.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту – Федеральный закон «О противодействии коррупции») противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения, в том числе, такой меры как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее по тексту – Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

В статье 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В соответствии со ст. 14 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, вправе: устанавливать порядок утверждения и утверждать муниципальные программы противодействия коррупции; устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона.

Во исполнение указанных норм решением Березятского сельского Совета от 28.12.2009 г. № 109 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Березятского сельсовета Тоншаевского района Нижегородской области и их проектов.

Согласно пункту 1.2 Порядка антикоррупционной экспертизе подлежат акты (проекты): регламентирующие контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия органов местного самоуправления Березятского сельсовета во взаимоотношениях с гражданами и негосударственными юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации этих полномочий; утверждающие административные регламенты оказания муниципальных услуг и выполнения отдельных государственных полномочий; связанные с распределением бюджетных средств; связанные с управлением муниципальной собственностью, связанные с размещением муниципального заказа; регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций.

Однако в нарушение указанных норм, антикоррупционной экспертизе не были подвергнуты решение сельского Совета Березятского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 18.01.2018 г. № 98, которым утверждена программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Березятского сельсовета на 2018-2022 годы» и решение сельского Совета Березятского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 27.10.2017 г. № 82, которым утверждена программа «Комплексного развития социальной инфраструктуры на территории муниципального образования Березятский сельсовет Тоншаевского муниципального района Нижегородской области на 2017-2027 годы». Данное обстоятельство подтверждает нарушение администрацией Березятского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области требований федерального законодательства и бездействие со стороны административного ответчика, которое влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции относительно признания незаконными бездействий администрации, выразившихся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы решений сельского Совета Березятского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области от 18.01.2018 г. № 98 и от 27.10.2017 г. № 82, и обязании провести антикоррупционную экспертизу указанных решений, правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

В силу положений п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Срок исполнения решения установлен судом с учетом существа разрешенных требований, принципов разумности и справедливости. Доводы апелляционной жалобы о явной недостаточности данного срока допустимыми доказательствами не подтверждены.

Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения принятого по делу судебного решения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

определила:

Решение Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 24 июля 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Березятского сельсовета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи