Судья Самохина Е.А.
Дело № 33а-896/2020
номер в суде первой инстанции 2а-2401/2019
УИД: 22RS0015-01-2019-004954-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 марта 2020 года г.Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего Титовой В.В.
при секретаре Ждановой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Д. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 21 ноября 2019 года по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю к Д. о взыскании недоимки по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество физических лиц и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России № 4 по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с иском к Д., в котором с учетом уточнения требований просила взыскать с административного ответчика задолженность по налогам за 2017 год, в том числе: транспортному налогу в размере <данные изъяты> руб.; по налогу на имущество физических лиц - <данные изъяты> руб.; земельному налогу – <данные изъяты> руб., а также соответствующее пени в размере <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб.
В обоснование иска указано, что за Д. в 2017 году были зарегистрированы транспортные средства: «МАЗ 5337 КС 3579», государственный регистрационный знак Р341СХ22, мощность двигателя 217 л.с., период владения 2 месяца; «КС 3579», государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя 179,5 л.с., период владения 12 месяцев; «МАЗ 64229032», государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя 330 л.с., период владения с 12 месяцев; «КАМАЗ КС 5513», государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя 220 л.с.; «Лексус ЛХ 570», государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя 367 л.с., период владения 12 месяцев; погрузчик фронтальный XCMGLW500KL, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя 220 л.с., период владения 12 месяцев; на праве собственности ему принадлежали: земельный участок (кадастровый ***) и жилой дом (кадастровый ***), расположенные по адресу: <адрес>, однако в срок, установленный требованием налогового органа, ответчиком не уплачен транспортный, земельный налоги и налог на имущество физических лиц за 2017 год, в связи с чем образовалась задолженность, которая в добровольном порядке не погашена. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму указанных неуплаченных налогов начислены пени. Судебный приказ от ДД.ММ.ГГ отменен определением мирового судьи ДД.ММ.ГГ в связи с поступлением возражений должника.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, вынесенным в порядке упрощенного (письменного) производства, требования налогового органа удовлетворены частично. С Д., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 4 по Алтайскому краю взыскана сумма задолженности по налогам в размере <данные изъяты> руб., в том числе: задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб. с зачислением в доход бюджета Алтайского края, задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб. с зачислением в доход местного бюджета.
В остальной части административный иск оставлен без удовлетворения.
С Д. в доход бюджета муниципального образования – городской округ г.Новоалтайск взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
В апелляционной жалобе Д. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что решение суда не мотивировано; налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с административным иском; о времени и месте рассмотрении дела 21 ноября 2019 года он извещен не был.
В силу положений части 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в суде апелляционной инстанции судьей единолично.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проанализировав доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В силу части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, являются плательщиками транспортного налога.
Исходя из положений статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения, в числе прочего, признаются автомобили, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, а также установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя. Для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) налоговая ставка составляет – 120 рублей; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 50 рублей, свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно - 65 рублей, свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 85 рублей; для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) – 25 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Судом установлено, что в 2017 году за Д. были зарегистрированы следующие транспортные средства:
«КС 3579» (государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя 217 л.с., период владения 2 месяца);
«КС 3579» (государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя 180 л.с., период владения 12 месяцев (в заявлении и расчетах истца – 179,5 л.с.));
«МАЗ 64229032» (государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя 330 л.с., период владения с 12 месяцев);
«КАМАЗ КС 5513» (государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя 240 л.с. (в заявлении и расчетах истца - 220 л.с., период владения 12 месяцев));
«LEXUS LX 570» (государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя 367 л.с., период владения 12 месяцев),
погрузчик фронтальный XCMGLW500KL (государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя 220 л.с., период владения 12 месяцев).
Согласно ответу РЭО ГИБДД ОМВД России по г.Новоалтайску от ДД.ММ.ГГД. прекратил регистрацию на автомобиль «МАЗ 64229032» (государственный регистрационный знак ***) ДД.ММ.ГГ.
С учетом имеющихся у налогового органа сведений о мощности двигателей, установленных налоговых ставок и периодов владения транспортными средствами транспортный налог к уплате за 2017 год за автомобили: «КС 3579» (государственный регистрационный знак ***) - 217 л.с. х 65 руб. /12 х 2 =2351 руб.; «МАЗ 64229032» (государственный регистрационный знак ***) - 330 л.с. х 85 руб. = <данные изъяты> руб.; «LEXUS LX 570» (государственный регистрационный знак ***) - 367 л.с. х 120 руб. = <данные изъяты> руб.; погрузчик фронтальный (государственный регистрационный знак ***) - 220 л.с. х 25 руб. = <данные изъяты> руб. налоговым органом исчислен правильно. В отношении автомобилей «КАМАЗ КС 5513» (государственный регистрационный знак ***) расчет произведен истцом исходя из мощности двигателя 220 л.с. х 65 руб.=<данные изъяты> руб., вместо 240 л.с. (по данным ФИС ГИБДД); КС-3579 (государственный регистрационный знак ***) расчет произведен истцом исходя из мощности двигателя 179,5 л.с. х 50 руб. = <данные изъяты> руб., вместо 180 л.с. (по данным ФИС ГИБДД). Поскольку налоговая база, принятая к расчету, не превышает мощности двигателей названных транспортных средств, данные суммы были предъявлены налогоплательщику к уплате, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с Д. транспортного налога за 2017 год в отношении этих транспортных средств в пределах заявленных налоговым органом требований.
Таким образом, вывод суда, что недоимка по транспортному налогу за 2017 год составляет <данные изъяты> руб. является верным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации)
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и Севастополя). Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности в 2017 году принадлежал земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, относящий к землям населенных пунктов для строительства индивидуального жилого дома.
Решением Совета депутатов Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края от 29 мая 2012 года № 19 «О введении земельного налога на территории муниципального образования Березовский сельсовет Первомайского района Алтайского края» налоговая ставка в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства установлена равной 0,3 %.
Земельный налог за 2017 год в отношении вышеуказанного земельного участка правильно исчислен налоговым органом из кадастровой стоимости <данные изъяты> рублей и составил <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 0,3%).
В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации жилой дом, расположенный в пределах муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (статья 404 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Совета депутатов Березовского сельсовета Алтайского края от 6 ноября 2014 года № 23 «О ставках на налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Березовский сельсовет Первомайского района Алтайского края» (с последующими изменениями) установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор.
Пунктом 2 данного решения установлено, что при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, свыше 500000 руб. налоговая ставка для жилых помещений составляет 0,5%.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 3 ноября 2016 года № 698 коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, в 2017 году установлен равным 1,425.
Как следует из материалов дела, в собственности административного ответчика в 2017 году находился жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***, инвентаризационной стоимостью с учетом коэффициента-дефлятора 1,425 – <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб.х1.425).
Налог за 2017 год в отношении данного объекта недвижимого имущества правильно исчислен налоговым органом и составил <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 0,5%).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360, пункт 1 статьи 393, статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1, пунктом 1 статьи 363, пунктом 1 статьи 397, пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации названные налоги за 2017 год подлежали уплате не позднее 3 декабря 2018 года.
В силу пункта 3 статьи 363, пункта 4 статьи 397, пункта 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный, земельный налоги и налог на имущество физических лиц уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В данном случае налоговое уведомление *** от 9 сентября 2019 года об уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц за 2017 год направлено Д. заказным письмом 24 сентября 2018 года с соблюдением положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика. Установлен срок уплаты налога до 03 декабря 2018 года.
Следовательно, у него возникла обязанность по уплате указанных налогов за 2017 год.
Требование об уплате налогов и пени *** было направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика заказным письмом 26 февраля 2019 года с соблюдением положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. В требовании установлен срок для его исполнения до 25 марта 2019 года
Пунктами 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате пени.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Как следует из материалов дела, пени налоговым органом начислены за период с 4 декабря 2018 года по 27 января 2019 года в размере <данные изъяты> руб. (применительно к недоимке по транспортному налогу – <данные изъяты> руб.), в размере <данные изъяты> руб. (применительно к недоимке по земельному налогу – <данные изъяты> руб.) и в размере <данные изъяты> руб. (применительно к недоимке по налогу на имущество физических лиц – <данные изъяты> руб.).
Предусмотренный законом порядок взыскания пеней административным истцом соблюден, поскольку требование на уплату недоимок ***, выставленное по состоянию на ДД.ММ.ГГ, содержало сведения о пенях, начисленных на момент его составления, размер пеней рассчитан верно.
Установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд сначала с заявлением о вынесении судебного приказа, затем с административным иском после отмены судебного приказа административным истцом соблюдены.
Таким образом, учитывая, что Д. в 2017 году являлся плательщиком транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц, принимая во внимание соблюдение налоговым органом сроков обращения и порядка взыскания недоимки и пени, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
При этом, удовлетворяя исковые требования частично городской суд исходил из арифметически неверного определения административным истцом общей суммы задолженности, при том, что суммы недоимок и пени определены верно.
Доводы апелляционной жалобы о неизвещении административного ответчика о времени и месте судебного заседания не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку административное дело было рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена возможность перехода к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной (часть 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции о возможности перехода к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства не противоречащим требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Довод о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд с административным иском несостоятелен.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй).
Как указано выше, налоговым органом в адрес Д. было направлено налоговое уведомление на уплату транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц за 2017 год *** от 9 сентября 2019 года, установлен срок уплаты налогов до 3 декабря 2018 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате недоимки по налогам и пени *** по состоянию на 28 января 2019 года было направлено 26 февраля 2019 года с соблюдением установленного законом трехмесячного срока, установлен срок исполнения до 25 марта 2019 года.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании недоимки по налогу подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Следовательно, налоговый орган вправе был обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание обязательных платежей и санкций на основании требования ***, выставленного по состоянию на 28 января 2019 года, со сроком исполнения до 25 марта 2019 года не позднее 25 сентября 2019 года.
На основании заявления налогового органа судебный приказ о взыскании недоимки по указанным налогам и пени был вынесен и.о.мирового судьи судебного участка № 4 г.Новоалтайска Алтайского края 26 июня 2019 года.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившими возражениями должника указанный судебный приказ мировым судьей был отменен 19 июля 2019 года, а потому с административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России № 4 по Алтайскому краю могла обратиться в суд не позднее 19 января 2020 года.
Административное исковое заявление подано в суд 23 сентября 2019 года с соблюдением установленного законом срока.
Таким образом, процедура принудительного взыскания задолженности соблюдена.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом дана надлежащая оценка доказательствам, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определил:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 21 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д. – без удовлетворения.
Судья Алтайского краевого суда В.В.Титова