ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2431/20 от 16.12.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Аксенов А.А. дело № 2а-2431\2020

№ 33а-3778\2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 16 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Степина А.Б.,

судей областного суда: Сорокиной О.А., Берстневой Н.Н.,

с участием прокурора: Дюсембеевой Э.М.,

при помощнике судьи: Кондратьеве С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Берстневой Н.Н. дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 – ФИО5 на решение Ленинского районного суда города Астрахани от 28 сентября 2020 года по административному иску ФИО1 к Администрации МО «Город Астрахань», Управлению по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО «Город Астрахань» о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО «Город Астрахань», Управлению по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО «Город Астрахань» о признании незаконным решения органа местного самоуправления, в обоснование требований указав, что ФИО1 является собственником жилого дома, площадью 64,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью 893 кв.м., по адресу: <адрес>, кадастровый , из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: эксплуатация жилого дома. Согласно размещенным сведениям на сайте проект планировки и межевания территории для строительства линейного объекта в границах <адрес> в Ленинском районе г. Астрахани, утвержденный постановлением Администрации г. Астрахани №6314-м от 3 октября 2014 года содержит сведения о координатах красных линий по адресу: <адрес>. Согласно вышеуказанных сведений границы земельного участка, расположенного но адресу: <адрес>, с кадастровым , пересекают границы красных линий, утвержденных вышеуказанным постановлением. Граница красных линий также пересекают границы жилого дома, принадлежащего ФИО1 Данным обстоятельством нарушены законные права и интересы административного истца, как собственника земельного участка, поскольку созданы препятствия для использования таковых по назначению. Считает, что административным ответчиком не соблюдена процедура проведения публичных слушаний по принятию проекта планировки и межевания территории, указывая, что лица, чьи права могут быть затронуты рассматриваемым проектом планировки, подлежат извещению о слушаниях заказными письмами с уведомлением. Красные линии в нарушение Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены без учета фактического землепользования. Просит суд признать недействующим проект планировки и межевания территории для строительства линейного объекта, утвержденный постановлением мэра города Астрахани от 3 октября 2014 года № 6314-м, в части установления красных линий, проходящей по земельному участку и части жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровый номер ,

Решением Ленинского районного суда города Астрахани от 28 сентября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации МО «Город Астрахань», Управлению по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО «Город Астрахань» о признании недействительным проекта планировки и межевания территории для строительства линейного объекта, утвержденного постановлением Администрации г. Астрахани № 6314-м от 3 октября 2014 года в части утверждения красной линии, проходящей по земельному участку и части жилого дома, расположенных по адресу <адрес>, отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО5 ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1 - ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административных ответчиков ФИО6, возражавших против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора ФИО3, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, исследовав дополнительно истребованные по инициативе суда апелляционной инстанции доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о частичном изменении состоявшегося по делу решения суда.

Проверяя законность решения суда первой инстанции судебная коллегия учитывает, что в силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении, и возражениях относительно жалобы, представления.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предписывается, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Органы местного самоуправления городского округа уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 4 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а именно согласно части 5 статьи 45 Кодекса принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, изложенных в части 5.1 Кодекса.

Уставом муниципального образования «Город Астрахань» предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов входят постановления и распоряжения администрации города Астрахани (статья 28). Глава муниципального образования «Город Астрахань» издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения (статья 31).

Как следует из материалов дела, постановлением мэра города Астрахани от 3 октября 2014 № 6314-м утвержден проект планировки и межевания территории <адрес> в Ленинском районе г. Астрахани.

Проект планировки и проект межевания территории для строительства линейного объекта на территории муниципального образования «Город Астрахань» Астраханской области - «Проект планировки и межевания территории в границах <адрес> в Ленинском районе г. Астрахани». Проектная документация разработана в соответствии с заданием на разработку документации по планировке территории, градостроительными регламентами, техническими регламентами, в том числе устанавливающими требованиями по обеспечению пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Проектная документация объекта разработана с целью получения разрешения на строительство объекта: «Реконструкция распределительных электрических сетей 0,4-10 кВ в Заболдинском ПО «Астраханские электрические сети» (установка БКТП-10/0,4кВ взамен существующих ТП-10/0,4кВ с реконструкцией ВЛ-0,4кВ, реконструкция РУ-0,4кВ с заменой силовых трансформаторов ТМ на ТСЗ) г.Астрахань. Размещение ВЛ-0,4 кВ определялось таким образом, чтобы максимально эффективно использовать существующую планировочную структуру, существующие инфраструктурные коридоры, не создавая сложности и помех в эксплуатации других сетей, учитывая насыщенность коммуникациями городской среды.

Указанный проект планировки и межевания территории согласован по результатам публичных слушаний, состоявшихся 7 августа 2014 года, с участием граждан, проживающих на данной территории, а также лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией настоящего проекта. Проект принят на публичных слушаниях единогласно (протокол и заключение о результатах публичных слушаний от 7 августа 2014 года).

Постановление об утверждении проекта планировки и межевания территории опубликовано в бюллетене «Астраханский вестник» за № 34 от 21 августа 2014 года, № 29 от 17 июля 2014 года.

Материалами дела подтверждено, что оспариваемое постановление принято уполномоченным на дату его издания органом, в установленной форме, с соблюдением процедур, установленных статьями 45 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, официально опубликовано.

Вопреки доводам административного иска, процедура проведения публичных слушаний по принятию указанного постановления проведена с соблюдением требований статьей 5.1, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 23 Устава муниципального образования

«Город Астрахань», статей 2,6,9 Положения о публичных слушаниях на территории муниципального образования «Город Астрахань», утвержденного решением Городской Думы от 29 июня 2006 года № 103.

Согласно протоколу публичных слушаний, при проведении публичных слушаний принимали участие жители города, представители заинтересованных лиц. Проект планировки и межевания территории по результатам публичных слушаний согласован.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый проект планировки прошел процедуру публичных слушаний, доказательств наличия замечаний по проекту планировки территории в составе градостроительной документации, в том числе относительно красных линий, формирования земельных участков и т.д. не имеется.

Между тем, принятие оспариваемого акта уполномоченным на дату его издания органом, в установленной форме, с соблюдением процедур и официальным опубликованием само по себе недостаточно для вывода о законности нормативно-правового акта в оспариваемой части.

Проверяя содержание акта в оспариваемой части, судебная коллегия учитывает руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в пункте 24 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оценивая соответствие содержания акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом коллегия не связана основаниями и доводами, содержащимися в административном иске. Оспариваемый акт в части подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном иске, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.

Проект планировки территории подготавливается для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (часть 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.

В свою очередь, основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации). На последних отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений (пункты 2 - 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1) и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 2).

Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, в случаях принудительного изъятия имущества у собственника - независимо от оснований такого изъятия - должен осуществляться эффективный судебный контроль, который может быть либо предварительным, либо последующим и служит гарантией конституционного принципа неприкосновенности собственности (постановления от 16 июля 2008 года № 9-П от 24 февраля 2004 года № 3-П, определения от 11 мая 2012 года № 758-О и от 3 июля 2007 года № 714-О-П).

Осуществление такого контроля подразумевает, в том числе, необходимость проверки действительного наличия соблюдения прав истца при принятии уполномоченным органом решений, предусматривающих использование имущества собственника в публичных целях.

В соответствии с частью 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Часть 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации введена в действие Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ (после принятия оспариваемого акта). Вместе с тем, нормативные требования, обязывающие орган местного самоуправления решить вопрос об изъятии земельных участков для муниципальных нужд при утверждении проекта планировки территории, предусматривающего размещение объектов местного значения, на дату принятия оспариваемого акта содержались и в иных нормативно-правовых актах, имеющих большую юридическую силу.

В силу пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации основания отчуждения имущества у собственника должны быть прямо предусмотрены законом.

Одним из таких оснований согласно подпункту 3 пункта 2 указанной правовой нормы является изъятие у собственника земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Под государственными или муниципальными нуждами при этом могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту.

Статьей 49 Земельного кодекса предусмотрены исключительные случаи, при которых обязательно решение вопроса об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных. К ним отнесены случаи размещения объектов государственного и муниципального значения, для размещения которых необходимо изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

При этом пункт 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации в совокупности со статьей 49 названного Кодекса предусматривают, что утверждение проекта планировки территории, предполагающего размещение объектов государственного и муниципального значения, влечет изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов.

По смыслу пункта 20 статьи 1, подпункта «б» пункта 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам местного значения городского округа относятся благоустройство территорий общего пользования и сохранение улично-дорожной сети как ценного планировочного элемента данной территории в системе центра города.

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых улично-дорожной сетью (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Территориями общего пользования беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 предоставлен в бессрочное пользование земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

С учетом изложенных норм действующего на момент принятия и в настоящее время правового регулирования, отнесение земельного участка истца к планируемым границам объекта местного значения и территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса об изъятии таких земельных участков.

Между тем в нарушение приведенных норм федерального законодательства оспариваемый акт не содержат таких сведений. Вопрос об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в нарушение закона не решался. Также в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что в отношении оспариваемого проекта планировки территории проводилась процедура согласования с органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, имеются основания для частичного изменения решения суда, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и принятия в этой части нового решения.

С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает, что постановление мэра города Астрахани от 3 октября 2014 года № 6314-м подлежит признанию не действующим в той части, в которой в данном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером 30:12:020039:1 резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления, со дня вступления настоящего апелляционного определения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда города Астрахани от 28 сентября 2020 года изменить в части, принять в этой части новое решение, которым признать не действующим с даты вступления в законную силу настоящего апелляционного определения постановление мэра города Астрахани от 3 октября 2014 года № 6314-м «Об утверждении проекта планировки и межевания территории в <адрес> в Ленинском районе г. Астрахани в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером 30:12:020039:1 резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления.

В остальной части оставить решение суда без изменения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.