ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2434/2023 от 01.11.2023 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Рыбалко О.С.

Дело № 33а-6539/2023

№ 2а-2434/2023

55RS0006-01-2023-002440-25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей Усовой Е.И., Карева Е.П.,

при секретаре Сивожелезовой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 1 ноября 2023 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области к Уметбаевой Ю. А. о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования,

по апелляционной жалобе административного истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области на решение Советского районного суда города Омска от 15 августа 2023 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Карева Е.П., судебная коллегия

установила:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее – ОСФР по Омской области) обратилось к Уметбаевой Юлии Альбертовне с вышеуказанным административным исковым заявлением о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В обоснование требований указано, что Уметбаева Ю.А. в период с <...> по <...> осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее также – Федеральный закон № 27-ФЗ), Уметбаевой Ю.А. сведения по форме СЗВ-М «ИСХ» за февраль 2020 на 1 застрахованное лицо представлены 5 мая 2020 года; за сентябрь 2020 на 1 застрахованное лицо представлены 19 октября 2020 года; за январь 2021 на 1 застрахованное лицо представлены 16 марта 2021 года; за март 2021 на 1 застрахованное лицо представлены 17 мая 2021 года; за июнь 2021 на 1 застрахованное лицо представлены 16 августа 2021 года; за октябрь 2021 на 1 застрахованное лицо представлены 16 ноября 2021 года.

25 июня 2020 года, 13 января 2021 года, 6 июля 2021 года, 9 ноября 2021 года, 9 февраля 2022 года сформированы и направлены акты о выявлении правонарушения.

20 августа 20200 года, 5 марта 2021 года, 16 августа 2021 года, 21 декабря 2021 года, 24 марта 2022 года вынесены и направлены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, страхователю направлены требования:

- от <...>№ <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...>;

- от <...>№ <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...>;

- от <...>№ <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...>;

- от <...>№ <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...>;

- от <...>№ <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...>;

- от <...>№ <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...>.

Однако финансовые санкции до настоящего времени не уплачены.

Кроме того, Уметбаевой Ю.А. не представлена отчетность по форме СЗВ-СТАЖ «ИСХ» за 2020 в отношении 1 застрахованного лица, которая должна быть представлена не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным.

26 апреля 2021 года Органами ПФР сформирован и направлен страхователю акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а также решение от 7 июня 2021 года о привлечении к ответственности. Решение не исполнено.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, страхователю направлены требования:

- от <...>№ <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...>.

Поскольку страхователем задолженность погашена не была, ПФР обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 80 в Советском судебном районе в г. Омске от 4 апреля 2023 был отменен судебный приказ № <...> от <...>.

Кроме того, Уметбаевой Ю.А. не представлена отчетность по форме СЗВ-СТАЖ «ИСХ» за 2021 по настоящее время, что является нарушением пенсионных прав застрахованных лиц.

13 мая 2022 года органами ПФР сформирован и направлен страхователю акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а также решение от 22 июня 2022 года о привлечении к ответственности. Решение не исполнено.

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, страхователю направлено требование от <...>№ <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...>.

Поскольку страхователем задолженность погашена не была, ОСФР обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 80 в Советском судебном районе в г. Омске № 9а-482-80/2023 от 14 февраля 2023 года указанное заявление возвращено взыскателю.

Поскольку в добровольном порядке финансовые санкции не погашены, заявлены требования о взыскании с Уметбаевой Ю.А. штрафа в размере <...> рублей.

Административное дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Судом постановлено решение о частичном удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с постановленным судебным актом, представитель административного истца ОСФР по Омской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении требований в полном объеме.

Считает, что суд пришел к неверному выводу о нарушении административным истцом порядка принудительного взыскания обязательных платежей по форме СЗВ-СТАЖ «ИСХ» за 2021 года в размере <...> рублей, поскольку на момент предъявления административного искового заявления о взыскании финансовых санкций с Уметбаевой Ю.А. в суд, у страхователя образовалась задолженность в размере <...> рублей по отмененному судебному приказу от 4 апреля 2023 года и в размере <...> рублей, в соответствии с определением мирового судьи от <...> о возврате заявления о выдаче судебного приказа. В связи с тем, что имеется несколько решений в отношении Уметбаевой Ю.А. о взыскании финансовых санкций за разные отчетные периоды на общую сумму, превышающую <...> рублей, все требования объединены в одно заявление.

Относительно доводов апелляционной жалобы возражений не представлено.

Лица, участвующие в деле, о судебном заседании судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, заслушав представителя административного истца Контову Ю.А., поддержавшую жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства (далее также - КАС РФ) основания для отмены или изменения судебного постановления в апелляционном порядке в настоящем деле имеются.

Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

Как разъяснено в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», при рассмотрении апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по административному делу (глава 17 КАС РФ) или оставления административного искового заявления без рассмотрения (пункты 1 - 4 части 1, часть 2 статьи 196 КАС РФ).

В силу статьи 1 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее также – Федеральный закон № 27-ФЗ) (здесь и далее, положения Федерального закона № 27-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 указанного федерального закона обязаны представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения для ведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предоставление указанных сведений осуществляется страхователями по форме СЗВ-М, до <...>, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 1 февраля 2016 года № 83п, с 30 мая 2021 года, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 15 апреля 2021 года № 103п.

Кроме того, пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ установлена обязанность страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Предоставление указанных сведений осуществляется страхователями по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 06 декабря 2018 г. № 507п.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных данным Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 17 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», Пенсионный фонд Российской Федерации реорганизован в Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Уметбаева Ю.А. в период с <...> по <...> осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в установленный законом срок не представила следующие сведения:

- по форме СЗВ-М «ИСХ» за февраль 2020 года 1 застрахованное лицо, которые представлены <...>, что является нарушением пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, за которое предусмотрено частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ наказание в виде финансовых санкций в размере <...> рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Вследствие чего пенсионным органом <...> сформирован и направлен страхователю акт о выявлении нарушений в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указана дата, время и место рассмотрения материалов проверки, а также предложено право для предоставления возражений. Правонарушитель на рассмотрение материалов проверки не явился, возражений не представил (том 1 л.д. 20-21).

<...> вынесено и направлено страхователю Решение о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования виде штрафа в размере <...> рублей. Решение не исполнено (том 1 л.д. 17-18).

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, страхователю направлено требование от <...>№ <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...>, которые до настоящего времени не уплачены (том 1 л.д. 15).

- по форме СЗВ-М «ИСХ» за сентябрь 2020 на 1 застрахованное лицо, которые представлены <...> года, что является нарушением пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, за которое предусмотрено частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ наказание в виде финансовых санкций в размере <...> рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Вследствие чего органами пенсионным органом <...> сформирован и направлен страхователю акт о выявлении нарушений в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указана дата, время и место рассмотрения материалов проверки, а также предложено право для предоставления возражений. Правонарушитель на рассмотрение материалов проверки не явился, возражений не представил (том 1 л.д. 31-32).

<...> вынесено и направлено страхователю Решение о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования виде штрафа в размере <...> рублей. Решение не исполнено (том 1 л.д. 27-28).

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, страхователю направлено требование от <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...>, которые до настоящего времени не уплачены (том 1 л.д. 24).

- по форме СЗВ-М «ИСХ» за январь 2021 на 1 застрахованное лицо, которые представлены <...>, что является нарушением пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, за которое предусмотрено частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ наказание в виде финансовых санкций в размере <...> рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Вследствие чего органами пенсионным органом <...> сформирован и направлен страхователю акт о выявлении нарушений в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указана дата, время и место рассмотрения материалов проверки, а также предложено право для предоставления возражений. Правонарушитель на рассмотрение материалов проверки не явился, возражений не представил (том 1 л.д. 44-45).

<...> вынесено и направлено страхователю Решение о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования виде штрафа в размере <...> рублей. Решение не исполнено (том 1 л.д. 40-41).

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, страхователю направлено требование от <...>№ <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...>, которые до настоящего времени не уплачены (том 1 л.д. 37).

- по форме СЗВ-М «ИСХ» за март 2021 на 1 застрахованное лицо, которые представлены <...>, что является нарушением п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ, за которое предусмотрено ч.3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ наказание в виде финансовых санкций в размере <...> рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Вследствие чего органами пенсионным органом <...> года сформирован и направлен страхователю акт о выявлении нарушений в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указана дата, время и место рассмотрения материалов проверки, а также предложено право для предоставления возражений. Правонарушитель на рассмотрение материалов проверки не явился, возражений не представил том 1 л.д. 56-57).

<...> вынесено и направлено страхователю Решение о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования виде штрафа в размере <...> рублей. Решение не исполнено (том 1 л.д. 52-53).

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, страхователю направлено требование от <...>№ <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...>, которые до настоящего времени не уплачены (том 1 л.д. 49).

- по форме СЗВ-М «ИСХ» за июнь 2021 на 1 застрахованное лицо, которые представлены <...>, что является нарушением пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, за которое предусмотрено частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ наказание в виде финансовых санкций в размере <...> рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Вследствие чего органами пенсионным органом <...> сформирован и направлен страхователю акт о выявлении нарушений в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указана дата, время и место рассмотрения материалов проверки, а также предложено право для предоставления возражений. Правонарушитель на рассмотрение материалов проверки не явился, возражений не представил (том 1 л.д. 70-71).

<...> вынесено и направлено страхователю Решение о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования виде штрафа в размере <...> рублей. Решение не исполнено (том 1 л.д. 65-66).

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, страхователю направлено требование от <...>№ <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...>, которые до настоящего времени не уплачены (том 1 л.д. 61-62).

- по форме СЗВ-М «ИСХ» за октябрь 2021 на 1 застрахованное лицо, которые представлены <...>, что является нарушением пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, за которое предусмотрено частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ наказание в виде финансовых санкций в размере <...> рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Вследствие чего органами пенсионным органом <...> сформирован и направлен страхователю акт о выявлении нарушений в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указана дата, время и место рассмотрения материалов проверки, а также предложено право для предоставления возражений. Правонарушитель на рассмотрение материалов проверки не явился, возражений не представил (том 1 л.д. 81-82).

<...> вынесено и направлено страхователю Решение о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования виде штрафа в размере <...> рублей. Решение не исполнено (том 1 л.д. 77-78).

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, страхователю направлено требование от <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...>, которые до настоящего времени не уплачены (том 1 д.д. 75).

Кроме того, страхователи обязаны представить отчетность по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год не позднее <...>.

Между тем, Уметбаевой Ю.А. сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ «ИСХ» за 2020 год в отношении 1 застрахованного лица не представлены по настоящее время, что является нарушением пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, за которое предусмотрено частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ наказание в виде финансовых санкций в размере <...> рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Вследствие чего пенсионным органом <...> сформирован и направлен страхователю акт о выявлении нарушений в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указана дата, время и место рассмотрения материалов проверки, а также предложено право для предоставления возражений. Правонарушитель на рассмотрение материалов проверки не явился, возражений не представил (том 1 л.д. 91-92).

<...> вынесено и направлено страхователю Решение о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования виде штрафа в размере <...> рублей. Решение не исполнено (том 1 л.д. 87-88).

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, страхователю направлено требование от <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...> (том 1 л.д. 85).

Поскольку задолженность погашена не была, пенсионный орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 80 в Советском судебном районе в г. Омске от 4 апреля 2023 года был отменен судебный приказ № <...> от <...>.

Кроме того, Уметбаевой Ю.А. сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ «ИСХ» за 2021 год не представлены по настоящее время, что является нарушением пенсионных прав застрахованных лиц, за что предусмотрено частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ наказание в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

По результатам проверки пенсионным органом 13 мая 2022 года сформирован и направлен страхователю акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указана дата, время и место рассмотрения материалов проверки, а также предложено право для предоставления возражений. Правонарушитель на рассмотрение материалов проверки не явился, возражений не представил (том 1 л.д. 108-109).

<...> вынесено и направлено страхователю Решение о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования виде штрафа в размере <...> рублей. Решение не исполнено (том 1 д.д. 106).

В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, страхователю направлено требование от <...>№ <...> об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей, в срок до <...> (том 1 л.д. 103).

Требование по настоящее время не исполнено, возражения не представлены.

Поскольку страхователем задолженность погашена не была, 9 февраля 2023 года ОСФР по Омской области обратился к мировому судье судебного участка № 80 в Советском судебном районе в г. Омске с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-СТАЖ «ИСХ» за 2021 год с Уметбаевой Ю.А. в размере <...> рублей.

Определением мирового судьи судебного участка № 80 в Советском судебном районе в г. Омске № 9а-482-80/2023 от 14 февраля 2023 года указанное заявление возвращено взыскателю (том 1 л.д. 124).

9 июня 2023 года ОСФР по Омской области обратилось в Советский районный суд г. Омска с административным исковым заявлением о взыскании с Уметбаевой Ю.А. финансовых санкций в размере <...> рублей (том 1 л.д. 4-7).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с административного ответчика финансовых санкций, поскольку соответствующие уведомления и требования об уплате штрафов в адрес Уметбаевой Ю.А. были направлены своевременно. При этом суд верно исходил из того, что процедура и сроки взыскания спорной задолженности налоговым органом соблюдены, за исключением требований об уплате финансовых санкций в размере <...> рублей на основании требования от <...>№ <...>, во взыскании которой отказано ввиду нарушения порядка принудительного взыскания обязательных платежей.

Судебная коллегия, оценивая данные выводы приходит к следующему.

Согласно статье 17 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных данным Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере <...> рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и в течение пяти дней с даты его подписания вручается лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма (часть 6 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы, подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица (часть 10 статьи 17 Федерального закона 27-ФЗ).

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 11 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

На основании части 12 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Как следует из части 13 статьи 17 Федерального закона Федерального закона № 27-ФЗ решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (часть 15 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (част 16 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Согласно частям 17, 18 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей.

При этом в силу части 19 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила <...> рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила <...> рублей.

Исходя из части 20 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

Изучив представленные в дело материалы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о соблюдении административным истцом процедуры привлечения Уметбаевой Ю.А. к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Так, установив, что индивидуальный предприниматель Уметбаева Ю.А. не представила к установленном срокам отчеты о застрахованных лицах за 2020, 2021 года по форме СЗВ-М «ИСХ», а также по форме СЗВ-СТАЖ «ИСХ», в пределах срока, определенного частью 20 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, пенсионный орган по данному факту составил акты о выявлении правонарушения с установлением срока для предоставления возражений на него, который направил по месту нахождения страхователя: <...>

Факт регистрации Уметбаевой Ю.А. по указанному адресу подтверждается адресной справкой, выданной отделом адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Омской области (том 2 л.д. 30).

Выдача требования с определением суммы финансовых санкций, а также направление его в адрес Уметбаевой Ю.А. также произведены с соблюдением предусмотренной законом процедуры.

Расчет суммы финансовых санкций в размере <...> рублей осуществлен верно, в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, исходя из количества застрахованных административным ответчиком лиц.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о соблюдении административным истцом предусмотренной процедуры привлечения Уметбаевой Ю.А. к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования являются правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с позицией суда первой инстанции относительно отказа в удовлетворении административного иска в части требований о взыскании задолженности по уплате финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ «ИСХ» за 2021 год в размере <...> рублей на основании требования от <...>№ <...>

В силу положений статьи 2 Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право контрольного органа обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Исходя из положений части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 6 части 1, частью 2 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении налогового органа указываются сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ; к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.

Из правовой позиции, изложенной в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует, что налоговым органом должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа – предъявление административного иска; возвращение заявления о вынесении судебного приказа не препятствует взыскателю повторно обратиться в суд с таким заявлением после устранения недостатков, указанных в определении мирового судьи (части 1 и 2 статьи 123.4 КАС РФ); если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке, указав об этом в административном исковом заявлении и приложив к нему соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 КАС РФ).

Таким образом, законом установлен порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по обязательным платежам и пени, предусматривающий в обязательном порядке подачу заявления мировому судье о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа – допускающий предъявление административного иска в суд. Предоставление таких сведений суду является обязательным условием для обращения в суд (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 6 июля 2016 года).

Как следует из материалов дела, 9 февраля 2023 года ОСФР по Омской области обратился к мировому судье судебного участка № 80 в Советском судебном районе в города Омске с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление отчетности по форме СЗВ-СТАЖ «ИСХ» за 2021 год с Уметбаевой Ю.А. в размере <...> рублей.

Определением мирового судьи судебного участка № 80 в Советском судебном районе в городе Омске № 9а-482-80/2023 от 14 февраля 2023 года указанное заявление возвращено взыскателю (том 1 л.д. 124).

Исходя из срока исполнения требования об уплате финансовых санкций № <...> от 29 июля 2022 года, предусмотренный статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ трехлетний срок на момент обращения в настоящим заявлением не наступил, сведений и документов, подтверждающих превышение <...> рублей сумм финансовых санкций, подлежащих взысканию с Уметбаевой Ю.А., не представлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что у суда не имелось оснований для разрешения спора по существу в указанной части; решение суда не может быть признано законным и на основании пунктов 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене в части с оставлением административного искового заявления ОСФР по Омской области о взыскании задолженности по уплате финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ «ИСХ» за 2021 год в размере <...> рублей на основании требования от <...>№ <...> без рассмотрения.

Вопреки доводам представителя административного истца, при установленных по делу обстоятельствах, ОСФР по Омской области не лишен возможности обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В остальной части суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Из текста решения суда усматривается, что в качестве административного истца судом первой инстанции указано Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, тогда как административным истцом является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области, являющееся правопреемником Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области.

Данная описка подлежит исправлению судом апелляционной инстанции на основании статьи 184 КАС РФ, пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», поскольку допущенная описка носит технический характер, ее исправление не ставит под сомнение законность постановленного судебного акта не повлечет изменение содержания решения суда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 309 КАС РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда города Омска от 15 августа 2023 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области к Уметбаевой Ю. А. о взыскании задолженности по уплате финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ «ИСХ» за 2021 год в размере <...> рублей на основании требования от <...>№ <...> отменить.

Административное исковое заявление Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области к Уметбаевой Ю. А. в части требований о взыскании задолженности по уплате финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ «ИСХ» за 2021 год в размере <...> рублей на основании требования от <...>№ <...> оставить без рассмотрения.

В остальной части решение Советского районного суда города Омска от 15 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное определение изготовлено 10 ноября 2023 года.

Председательствующий

Судьи