ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-246/2023 от 15.08.2023 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Избербашский городской суд РД в суде первой инстанции № 2а-246/2023 судья Нурбагандов Н.М. УИД 05RS0017-01-2023-000120-86

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 августа 2023 г. по делу N 33а-5833/2023

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РД в составе:

председательствующего Джарулаева А.-Н.К.,

судей Гончарова И.А. и Магомедовой З.А.,

при секретаре Яхъяеве Т.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогам по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ФИО10 на решение Избербашского городского суда РД. от <дата>

Заслушав доклад судьи Гончарова И. А., судебная коллегия

установила:

МРИ ФНС РФ по РД обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогам, и штрафам за совершение налоговых правонарушений.

В обоснование иска указано, что ФИО1, ИНН является (являлась) владельцем целого ряда недвижимого имущества.

В связи с неуплатой налога за ней на день подачи административного иска имеется задолженность: по земельному налогу: за 2020 год: на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 368502, РД, <адрес>, ул. <адрес>, 28 268 руб; на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 368502, РД, <адрес>, - 327 руб., всего 595 руб.; за 2019 год: на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 368502, РД, <адрес>, ул. <адрес>, 28, Б 244 руб.; на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 368502, РД, <адрес> 297 руб.; на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 368502, РД, <адрес> - 286 руб., всего 827 руб.; за 2018 год: на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 368502, РД, <адрес>, ул. <адрес>, 28, Б - 244 руб.; на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 368502, РД, <адрес> -297 руб. ; на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 368502, РД, <адрес> - 286 руб., всего 827 руб.; за 2017 год: на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 368502, РД, <адрес>,, ул. <адрес>, 28, Б - 244 руб.; на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 368502, РД, <адрес> - 297 руб. ; на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 368502, РД, <адрес> - 167 руб., всего 708 руб.

По налогу на имущество: за 2019 год: на жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: РД, <адрес> - 155 руб., на квартиру с кадастровым номером , расположенную по адресу: РД, г. Махачкала, <адрес>, - 115,87 руб.; за 2020 год: на жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: РД, <адрес> - 886 руб., на квартиру с кадастровым номером , расположенную по адресу: РД, г. Махачкала, <адрес>, 158 - 886 руб.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основании имеющихся документов (информации), поступивших от регистрирующих органов о регистрации перехода права собственности на недвижимость и о полученных доходах по сделке, составлен Акт от <дата> и соответственно вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушении от <дата>, где установлено, что ФИО1 в нарушение п. 1 ст. 229 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не представлена декларация по НДФЛ за 2020 г, а также в нарушение п. п. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ не исчислен к уплате налог на доходы физического лица (далее - НДФЛ) в бюджет сумма НДФЛ в размере 234 000 руб.

Как следует из материалов налоговой проверки административным ответчиком согласно, выписки из ЕГРН в 2020 реализованы объекты недвижимого имущества с кадастровым стоимость в сумме 2 800 000 руб., находящиеся в собственности у налогоплательщика менее предельного срока владения.

Неуплата НДФЛ физическим лицом в совокупности с отсутствием декларирования налога в установленных законом случаях влечет за собой ответственность в виде штрафа, предусмотренную ст. 122 и ст. 119 НК РФ.

Административный ответчик ФИО1 решением от <дата> привлечена к ответственности по ст. 119 НК РФ к штрафу в размере 35 100 руб.; по ст. 122 НК РФ к штрафу - 46 800 руб.; налогоплательщику предложено уплатить недоимку по НДФЛ в сумме - 234 000 руб. всего 315 900 руб.

Требование от <дата>, акт от <дата>, извещение от <дата>, и решение от 29.11.2021г. административному истцу инспекцией направлялись по почте заказными письмами.

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (п. 4 статья ст. 3 НК РФ).

НК РФ прямо предусмотрена обязанность налогоплательщика исчислить налог на доходы физических лиц и представить налоговую декларацию при получении им дохода, в частности, от продажи недвижимого имущества.

На основании п. 17.1 ст. 217 и п. 2 ст. 217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с п. 4 ст. 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 217.1 НК РФ.

На основании п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Таким образом, по общему правилу минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества исчисляется с даты государственной регистрации на него права собственности.

Пунктом 6 ст. 210 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных ст. 214.10 НК РФ.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки ФИО1 налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.

Налоговым органом в отношении ФИО1, выставлены требование (я) от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата>, от <дата> об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у нее задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.

Межрайонной ИФНС России по Республике Дагестан направлено в мировой суд судебный участок <адрес> заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с ФИО1 задолженности о имущественным налогам за 2017-2020 годы, налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ и штрафа за налоговые правонарушения установленные Главой 16 НК РФ за 2020 г. всего на сумму 320 353.48 рублей. Определением об отмене судебного приказа от <дата>а-745/2022 судебный приказ от <дата>, отменен судьей, якобы в установленный частью 3 статьи 123.5 КАС РФ срок от должника поступило возражение относительно его исполнения.

Административным ответчиком произведена частичная оплата, в связи, с чем произведён перерасчет задолженности по налогам на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в части оплаченной суммы 13000 рублей, на день подачи иска задолженность по налогу на доходы физических лиц и по имущественным налогам составляет, а также штрафам за совершение налоговых правонарушений составляет 307 353.48 рублей (320 353.48 - 13000.00).

Просила взыскать с ФИО1 недоимки по имущественным налогам за 2017-2020 годы: НДФЛ за 2020 г. в соответствии со ст. 228 НК РФ в размере 221 000 руб., штраф в размере 46 800 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 1001,87 руб., пени в размере 7,67 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 2957 руб., пени в размере 185,79 руб., штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)) в размере 35 100 руб., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением : налог в размере 299 руб., пени в размере 2.15 руб., на общую сумму 320 353.48 рублей.

Решением Избербашского городского суда РД от <дата> постановлено: «Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, уроженки <адрес> АССР, зарегистрированной и проживающей по адресу: РД, <адрес>, ИНН: 054800099870, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по РД, расположенной по адресу: РД, <адрес>, недоимку по имущественным налогам за 2017-2020 годы: НДФЛ за 2020 год в размере 221 000.00 руб., штраф за не предоставление налоговой декларации в размере 35 100.00 руб., штраф за несвоевременную уплату НДФЛ в размере 46 800.00 руб.; налог на имущество в размере 1001.87 руб., пеня в размере 7.67 руб.; земельный налог в размере 2957.00 руб., пеня в размере 185.79 руб.; налог на имущество в размере 299.00 руб., пеня в размере 2.15 руб., на общую сумму 320 353.48 рублей.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета ГО «<адрес>» в сумме 6 403, 53 рублей, с зачислением на следующие банковские реквизиты: получатель УФК по <адрес> (Межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом); КПП - 770801001, ИНН налогового органа - 7727406020, ОКТМО - 82715000, номер счета получателя платежа - 40, банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ /УФК по <адрес>, БИК 017003983, КБК 18, наименование платежа - государственная пошлина, казначейский счет – 03».

С этим решением не согласился представитель административного ответчика ФИО1ФИО10, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части начисления налога на доходы физических лиц и штрафы за совершение налоговых правонарушений отменить и вынести новое решение об отказе в иске в этой части.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с доказательствами по делу, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 310 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, или если решение суда первой инстанции принято в соответствии с частью 5 статьи 138 настоящего Кодекса, либо в случае нарушения правил о ведении аудиопротоколирования судебного заседания.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

В силу ч. 3 этой статьи неправильным применением норм материального права являются:

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения. (ч. 4 ст. 310 КАС РФ).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <дата> "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, и решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении, частной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебных актов по апелляционным жалобам и представлениям, частной жалобе, представлению, а не полное повторное рассмотрение административного дела по правилам суда первой инстанции (часть 1 статьи 295, часть 1 статьи 313, статьи 309, 316 Кодекса), поэтому оглашение им имеющихся в материалах дела письменных доказательств, заключений экспертов, воспроизведение аудио- и видеозаписей осуществляются при наличии необходимости в совершении соответствующих процессуальных действий.

Судебной коллегией установлено, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения в этой части не имеется.

Обязанность уплаты законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 35 Конституции Российской Федерации, и ч.1 ст.3, п.1 ч.1 ст.23 НК РФ.

Пунктом 3 ст.3 НК РФ установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения, в силу ст.ст. 208, 209 НК РФ, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

П. 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 названного Кодекса.

Налоговая база, по общему правилу, определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 поименованного Кодекса с учетом особенностей, установленных главой 23 этого Кодекса (пункты 1 и 3).

Пунктом 3 статьи 214.10 НК РФ предусмотрено для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ, или на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных налогоплательщиком расходов, связанных с приобретением этого имущества, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 кодекса.

Доход от продажи недвижимого имущества определяется, исходя из цены сделки, информация о которой получена налоговым органом в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 214.10 Кодекса установлено, что, в случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ закреплено право на получение имущественного налогового вычета, в том числе при продаже недвижимого и иного имущества.

При этом с учетом положений подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса налогообложению подлежит не полная сумма полученного дохода от продажи имущества, а сумма дохода, уменьшенная на размер имущественного налогового вычета, не превышающего в целом 1 000 000 руб., или на сумму фактически произведенных налогоплательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением указанного имущества.

Расходы налогоплательщика на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически использованным им на приобретение жилого помещения, также могут быть учтены в составе документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества, уменьшающих налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ, физические лица производят исчисление и уплату НДФЛ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 Кодекса освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с пунктом 4 статьи 217.1 Кодекса минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 Кодекса.

Для объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность до <дата>, минимальный предельный срок владения таким имуществом составляет три года (пункт 17.1 статьи 217 Кодекса в редакции до <дата>).

Учитывая изложенное, в случае продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения таким имуществом и более, полученный от его продажи доход освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.

В том случае если объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика менее установленного минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, то доход от его продажи подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

При этом, пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления налога непосредственно самим налогоплательщиком в отношении отдельных видов доходов налогоплательщика; исчисление и уплату налога производят самостоятельно физические лица, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода.

Пунктом 3 статьи 225 Кодекса установлено, что общая сумма НДФЛ исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. В силу статьи 216 Кодекса налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац 2 пункта 1 статьи 229 НК РФ). В декларации по НДФЛ согласно пункту 4 статьи 229 Кодекса физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода. Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса.

Как установлено судом, административным ответчиком ФИО1<дата> был приобретен в собственность земельный участок, расположенный по адресу: 368502, РД, <адрес>, а, с кадастровым номером 05:49:000038:417, который выбыл из собственности последней <дата>, согласно доводам административного искового заявления и представителя административного ответчика ФИО10 на основании договора купли-продажи. Сумма сделки составила 800 000 рублей.

<дата> на основании договора купли-продажи квартиры от <дата> по цене 900 000 рублей ФИО1 была приобретена в собственность квартира, расположенная по адресу: РД, г. Махачкала, <адрес>, 158, с кадастровым номером 05:40:000054:7721, которая выбыла из ее собственности. <дата> на основании договора купли-продажи квартиры, сумма сделки составила 2 000 000 рублей.

В соответствии со ст. ст. 228, 229 НК РФ физические лица, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса (за исключением доходов, указанных в пунктах 60 и 66 статьи 217 настоящего Кодекса), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы представителя административного ответчика ФИО1ФИО10 об отсутствии в ее действиях состава налоговых правонарушений, со ссылкой на то, что в установленный НК РФ декларация за 2020 г. о доходах в налоговый орган не представлена, НДФЛ за 2020 г. не оплачен в связи с тем, что ФИО1 не согласна с расчетом НДФЛ и штрафов, произведенных МРИ ФНС по РД.

Данный расчет нарушает ее права, как налогоплательщика на вычеты в полном объеме, предусмотренные НК РФ. По их расчетам, ФИО1 продала два объекта недвижимости: землю, с кадастровым номером , расположенную по адресу: РД, <адрес> (земля) за 800 000 рублей. На этот первый объект, согласно НК РФ, она имеет право на вычет по пп.1 п. 2 ст. 220 НК.РФ (максимально 1000 000 рублей); Квартиру, с кадастровым номером , расположенную по адресу: РД, г. Махачкала, <адрес>, которую она продала за 2000 000 рублей. По этому (второму) объекту, согласно НК РФ, она претендует на вычет по расходам, связанным с приобретением данного имущества пп. 2 п.2 ст. 220 НК РФ в сумме 900 000 рублей. Налоговая база без вычетов, согласно НК РФ, составляет 2 800 000 рублей, вычет на землю (первый объект) согласно пп.1 п. 2 ст. 220 НК РФ, составил 800 000 рублей. Вычет на квартиру, согласно пп.2 п.2 ст. 220 НК РФ, составил 900 000 рублей. Итого: налоговая база после вычетов составляет 1 100 000 рублей, в связи с чем, по их мнению налог на доходы физических лиц составляет 143 000 рублей, которые она согласна добровольно оплатить, так как он в полной мере соответствует налоговому Кодексу Российской Федерации.

Указанные доводами представителя административного ответчика ФИО10 судом правильно признаны не основанными на законе, признаны противоречащими положениям ст. 210 НК РФ, согласно которой при определении налоговой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им в налоговом периоде (за год) как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база, по общему правилу, определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных гл. 23 НК РФ (пункты 1 и 3).

Аналогичное положение закреплено в п.3 ст. 214 НК РФ, согласно которой для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ, или на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных налогоплательщиком расходов, связанных с приобретением этого имущества, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 кодекса.

В подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, прямо указано, что налогоплательщик вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 названной статьи вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

Указанные решения налогового органа вступили в законную силу, в установленном порядке ответчиком не обжалованы в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Суд обоснованно признал, что налоговые вычеты, предусмотренные пп. 1 п. 2 ст. 220 и пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, применяются ко всему доходу, полученному в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения, а не отдельно по каждому объекту недвижимости, на что ссылается представитель административного ответчика, прося применить к доходу, полученному от продажи земельного участка в сумме 800 000 руб. налоговый вычет, предусмотренный пп. 1 п.2 ст. 220 НК РФ, а к доходу, полученному от продажи квартиру в сумме 2000 000 руб. - налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, что противоречит действующему налоговому законодательству РФ.

Представленный административным истцом МРИ ФНС РФ по РД расчет НДФЛ ФИО1 за 2020 г., суд признал обоснованным и арифметически правильным, равным 234 000 рублей (800 000 (земля)+2 000 000 (квартира)-1 000 000х13%) руб.

Оснований для применения при расчете НДФЛ, налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, суд не усмотрел, так как административный ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО10 в ходе рассмотрения дела об этом не заявили.

Представитель административного ответчика ФИО5, представив в подтверждение фактически произведенных ФИО1 расходов, связанных с приобретением квартиры, договор купли-продажи квартиры от <дата> на сумму 900 000 рублей, просил применить положения пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ при расчете НДФЛ именно по данному объекту недвижимости, то есть к доходу, полученному от продажи квартиры, а по земельному участку рассчитать НДФЛ с применением налогового вычета предусмотренного пп.1 п. 1 ст. 220 НК РФ, при этом допустимых, относимых доказательств в части фактически произведенных ФИО1 расходов, связанных с приобретением земельного участка, суду не представил, и таковые отсутствуют в материалах дела.

Таким образом, установив указанные выше обстоятельства, связанные с приобретением и реализацией ФИО1 земельного участка и квартиры вне минимального предельного срока владения указанными объектами недвижимости, суд пришел к обоснованному выводу, что последняя, продав указанные объекты недвижимости 2020 г., должна была в установленном законом порядке самостоятельно в срок до <дата> представить в МРИ ФНС по РД соответствующую декларацию о доходах, с отражением в ней налоговых вычетов, суммы налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и уплатить НДФЛ в срок до <дата> в размере 13% от указанного дохода.

Согласно ст. 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Согласно п.1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В связи с не предоставлением ФИО1 декларации за 2020 г. в срок до <дата> и неуплатой НДФЛ за 2020 г. в срок до <дата>, МРИ ФНС по РД в период с <дата> по <дата> была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой, МРИ ФНС по РД было установлено, что ФИО1 в 2020 г. проданы: земельный участок с кадастровым номером и квартира с кадастровым номером за 2 800 000 рублей, но ФИО1 в срок до <дата> декларация не представлена, НДФЛ не оплачен, исходя из стоимости земельного участка и квартиры в сумме 2 800 000 руб., начислила ФИО1, с применением налогового вычета, предусмотренного пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ, НДФЛ в сумме 234 000 рублей (800 000 (земля)+2 000 000 (квартира)-1 000 000х13%) руб., и усмотрев действиях (бездействии) последней признаки налогового нарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, назначила штраф за не предоставление декларации в размере 5% от неуплаченной суммы налога за 3 мес. просрочки в сумме 35 100 (234 000х5:100х3) руб., и штраф, в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату НДФЛ в размере 20 % от неуплаченной суммы налога в сумме 46 800 (234 000х20:100) рублей (Акт налоговой проверки от 15.10.2021г.).

Согласно требованию от <дата>ФИО1 в ходе налоговой проверки было предложено представить в течение пяти дней со дня получения настоящего требования свои пояснения по поводу непредставления декларации и неуплаты НДФЛ в установленные законом сроки. Однако пояснений ФИО6, как следует из Акта налоговой проверки, и не оспаривается представителем последней, МРИ ФНС по РД представлено не было.

В последующем ФИО1 была извещена о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесении Решения МРИ ФНС по РД от <дата> о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения, однако не обжаловала его в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по РД и в судебном порядке, и не исполнила направленное в ее адрес МРИ ФНС по РД Требование от <дата> об уплате в срок до <дата> НДФЛ за 2020 г. в сумме 234 000 рублей, штрафа за не предоставление декларации в сумме 35100 рублей, штрафа за неуплату НДФЛ в сумме 46800 рублей.

Помимо взыскания НДФЛ за 2020 г., МРИ ФНС по РД также заявлены административные исковые требования о взыскании с ФИО1 земельного налога и пени за 2017, 2018, 2019, 2020 гг. и налога на имущество за 2019 и 2020 гг., рассматривая которые суд исходит из следующего.

Согласно ч.2 ст.44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с п.1 ст.387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 387 НК РФ).

Объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (статья 389 НК РФ).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определялась налоговыми органами на основании сведений, которые представлялись в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами и исчисляется налоговыми органами (ст. 396ч.ч. 1, 3 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).

Объектами налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 НК РФ).

Налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ (ст. 402 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (ст. 408 НК РФ).

-Согласно сведениям об имуществе налогоплательщика ФИО1 и Выпискам из ЕГРН, полученным в порядке СМЭВ, в спорные налоговые периоды – в 2017 - 2020 гг. в собственности административного ответчика ФИО1 находились, в том числе: жилой дом с кадастровым номером 05:49:000010:285, расположенный по адресу: РД, <адрес>, квартира с кадастровым номером , расположенная по адресу: 368502, РД, <адрес> ул. <адрес>, 85а, 8, квартира с кадастровым номером , расположенная по адресу: РД, г. Махачкала, <адрес>, 158, земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: 368502, РД, <адрес>, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 368502, РД, <адрес>,, ул. <адрес>, 28, Б, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 368502, РД, <адрес>, земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: 368552, РД, <адрес> Первомайское.

Порядок и срок уплаты земельного налога налогоплательщиками - физическими лицами, установлены ст. 397 НК РФ, согласно которой земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 ч. 1), на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ч. 4).

Порядок и срок уплаты налога на имущество налогоплательщиками - физическими лицами, установлены ст. 409 НК РФ, согласно которой, с 2016 г. налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).

Согласно подп. 2,4 ст. 52 НК РФ, налоговое уведомление направляется налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа. При этом, налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Из материалов дела следует, что административным истцом МРИ ФНС по РД в установленном налоговым законодательством РФ порядке и срок административному ответчику ФИО1 были направлены: налоговое уведомление от <дата> о необходимости оплаты в срок не позднее <дата> земельного налога за 2017 г. за земельные участки с кадастровыми номерами: в сумме 244 руб., - в сумме 297 руб., - в сумме 167 руб., всего 708 рублей; налоговое уведомление от <дата> о необходимости оплаты в срок не позднее <дата> земельного налога за 2018 г. за земельные участки с кадастровыми номерами: - в сумме 244 руб., - в сумме 297 руб., - в сумме 286 руб., всего 827 рублей; налоговое уведомление от <дата> от <дата> о необходимости оплаты не позднее срока установленного законодательством о налогах и сборах земельного налога за 2019 г. за земельные участки с кадастровыми номерами: - в сумме 244 руб., - в сумме 297 руб.,, - в сумме 286 руб., а также налога на имущество на жилой дом с кадастровым номером - 153 руб., на квартиру с кадастровым номером - 29 руб., всего 971 рублей; налоговое уведомление от <дата> о необходимости оплаты не позднее <дата> земельного налога за 2020 г. за земельные участки с кадастровыми номерами: - в сумме 268 руб., - в сумме 327 руб., налога на имущество на жилой дом с кадастровым номером - 886 руб., на квартиру с кадастровым номером - 270 руб., всего 1 751 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно расчету пени, представленному административным истцом МРИ ФНС по РД, административному ответчику ФИО1 в связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате земельного налога, налога на имущество за 2017-2020 г., НДФЛ за 2020 г., начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, до дня предъявления соответствующих требований с учетом длительности просрочки исполнения обязанностей по оплате налогов и штрафов, размеров недоимок по земельному налогу, налогу на имущество и НДФЛ, ставок Центрального Банка в указанный период 4,25 – 8,50%, начислены пени по земельному налогу за 2017 г. за период с <дата> -<дата> в размере 9,98 руб., по земельному налогу за 2018 г. за период с <дата> -<дата> в размере 12,48 руб., по земельному налогу за 2017 г. за период с <дата> по <дата> в размере 97,52 руб., по земельному налогу за 2018 г. за период с <дата> по <дата> в размере 38,54 руб., пени по земельному налогу за 2019 г. за период с <дата>-<дата> в размере 24,42 руб., пени по налогу на имущество за 2019 г. по ОКТМО 82715000 (Избербаш) за период с <дата>-<дата> в размере 3,43 руб., пени по налогу на имущество за 2019 г. за период с <дата>-<дата> по ОКТМО 82701370 (Махачкала) в размере 0,85 руб., пени по земельному налогу за 2020 год за период с <дата>-<дата> в размере 2,85 руб., пени по налогу на имущество за 2020 г. по ОКТМО 82715000 (Избербаш) за период с <дата>-<дата> в размере 4,24 руб., пени по налогу на имущество за 2020 г. за период с <дата>-<дата> по ОКТМО 82701370 (Махачкала) в размере 1,30 руб.

Кроме того, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

На основании п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В связи с тем, что административный ответчик ФИО1 указанные выше земельный налог и налог на имущество за 2017-2020 г., НДФЛ за 2020 г., в сроки, установленные законом и налоговыми уведомлениями, указанными выше не оплатила, МРИ ФНС по РД административному ответчику ФИО1 заказными письмами были направлены: требование от <дата> об уплате земельного налога за 2017 г. в сумме 708 р. и пени в размере 9,98 руб. в срок до <дата>; требование от <дата> об уплате земельного налога за 2018 г. в сумме 827 р. и пени в размере 12,48 руб. в срок до <дата>; требование от <дата> об уплате пени по земельному налогу за 2017 и 2018 гг. в размере 136,06 (97,52+38,54)руб. в срок не позднее <дата>; требование от <дата> об уплате земельного налога за 2019 г. в сумме 827 р. и пени в размере 24,48 руб., налога на имущество по ОКТМО82715000 (Избербаш) за 2019 г. в сумме 115,87 руб. и пени в размере 3,43 руб., налога на имущество по ОКТМО 82701370 (Махачкала) в размере 29 руб. и пени в размере 0,85 руб., в срок до <дата>; требование от <дата> об уплате земельного налога за 2020 г. в сумме 595 руб. и пени в размере 2,85 руб., налога на имущество по ОКТМО 82715000 (Избербаш) за 2020 г. в сумме 886 руб. и пени в размере 4,24 руб., налога на имущество по ОКТМО 82701370 (Махачкала) в размере 270 руб. и пени в размере 1,30 руб., в срок до <дата>; требование от <дата> об уплате НДФЛ за 2020 г. в сумме 234 000 руб., штрафа за не предоставление декларации о доходах в размере 351 000 руб., штрафа за неуплату НДФЛ в размере 46 800 руб. в срок до <дата>.

Судом проверены представленные административным истцом расчеты сумм начисленных земельного налога и налога на имущество за 2017-2020 гг., НДФЛ за 2020 г. и штрафов, обоснованно признаны правильными.

Согласно ч.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании налогов подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ).

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2 ст. 48 НК РФ).

МРИ ФНС по РД сделала обоснованный вывод, что административный ответчик ФИО1 не исполнила требования налогового органа, и в досудебном порядке не уплатила задолженность по земельному налогу и налогу на имущество за 2017-2020 г., НДФЛ за 2020 г., штрафы и пени в общей сумме 320 353,48 (244+297+167+9,98+244+292+286+12,48+136,06+244+297+286+28,70+153+29+268+327+886+270+8,39+234 000+ 35 100 руб.+468000) руб., в срок предприняло меры для взыскания налога и пени с административного ответчика ФИО7 через суд в порядке ст. 48 НК РФ.

Сроки исполнения обязанности по уплате земельного налога и налога на имущество за 2017-2020 гг., НДФЛ за 2020 г., штрафов и пени, установленные указанными выше требованиями, на день обращения МРИ ФНС по РД с административным иском, соответственно, истекли.

Сумма задолженности ФИО1 по налогам, штрафам и пени за 2017-2020, согласно расчету налогового органа превысила 3000 руб. после истечения срока, установленного Требованием от <дата> о взыскании налогов за 2020 г., то есть после <дата>, в связи с чем административный истец МРИ ФНС России по РД вправе была обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании с административного ответчика ФИО1 задолженности по земельному налогу и налогу на имущество и пени за 2017-2020 г., в течение шести месяцев с момента истечения указанного срока, то есть, в период с <дата> по <дата>; сумма задолженности ФИО6 по НДФЛ за 2020 г. и штрафов сама по себе превышает 3000 руб., в связи с чем административный истец МРИ ФНС России по РД вправе была обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании с административного ответчика ФИО1 задолженности по НДФЛ и штрафам за 2020 г. в течение шести месяцев с момента истечения срока, установленного Требованием от <дата>, то есть в период с <дата> по <дата>, что она и сделала обратившись к мировому судье судебного участка <адрес>, <дата> с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу, налогу на имущество и пени за 2017-2020 гг., НДФЛ и штрафов за 2020 г. на общую сумму 320 353,48 руб.

<дата> мировым судьей с/у <адрес> было удовлетворено заявление МРИ ФНС РФ по РД и вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по земельному налогу, налогу на имущество и пени за 2017-2020 гг., НДФЛ и штрафов за 2020 г. на общую сумму 320 353,48 руб.

<дата> определением мирового судьи с/у <адрес> РД указанный судебный приказ на основании заявления и возражений ФИО1 был отменен, с разъяснением МРИ ФНС РФ по РД права обратиться в суд с соответствующим административным иском.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Указанное положение также закреплено ч. 3 ст. 48 НК РФ, согласно которой рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Настоящее административное исковое заявление МРИ ФНС России по РД направлено по почте России в Избербашский городской суд РД, <дата>, то есть, в рамках установленного законом шестимесячного срока после отмены судебного приказа (<дата> по <дата>).

Таким образом, судом установлено, что настоящий административный иск подан в суд и предъявлен административному ответчику ФИО1 в установленный законом срок, с соблюдением установленного законом досудебного порядка разрешения спора (взыскания обязательных платежей и санкций).

Административным ответчиком ФИО1 и ее представителем ФИО10 возражений в части взыскания налогов по земельному налогу и налогу на имущество и пени за 2017-2020 г., доказательств полной или частичной оплаты налогов и пени, наличия льгот при оплате налогов, суду не представлено; право собственности на объекты налогообложения, то есть, на указанные выше земельные участки, жилой дом и квартиру в спорные налоговые периоды – 2017-2020 г., и представленный административным истцом расчет задолженности по земельному налогу, налогу на имущество и пени за 2017-2020 административным ответчиком и его представителем также не оспариваются, напротив представитель административного ответчика ФИО10 в судебном заседании пояснил, что против взыскания земельного налога, налога на имущество и пени не возражают.

С учетом изложенного, а также установлением в ходе рассмотрения дела факта частичной оплаты после отмены судебного приказа НДФЛ за 2020 г. в сумме 13000 рублей, что усматривается из административного искового заявления, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований МРИ ФНС РФ по РД к ФИО1 о взыскания недоимки по НДФЛ за 2020 г. 221 000 (324000-13000) руб., штраф за неуплату НДФЛ за 2020 г. в размере 46 800 руб., штраф за непредоставление декларации за 2020 г. в размере 35100 руб., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов (ОКТМО 82715000 Избербаш) в размере 1001,87 руб., пени в размере 7,67 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере 2957 руб., пени в размере 185,79 руб., налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением (ОКТМО 82701370 Махачкала) в размере 299 руб., пени в размере 2.15 руб., на общую сумму 307 353.48 ( 234 000-13 000 (частичная оплата НДФЛ после отмены судебного приказа)+46800+35 100+1001,87+7,67+2957+185,79+299+2,15) рублей.

Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 БК РФ.

В соответствии с п.2 ст.61.1 и п.2 ст.61.2 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

С административного ответчика ФИО1, с учетом суммы недоимки и пени в размере 307353,48 руб., в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, судом обоснованно взыскана государственная пошлина в сумме 6273,53 руб., от уплаты которой МРИ ФНС РФ по <адрес> освобождена в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Удовлетворяя требования МИФНС России по РД, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 не исполнено требование налогового органа об уплате налога и пени, а также штрафов за совершение налоговых правонарушений, вследствие чего имеется непогашенная задолженность, предусмотренные законом основания для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют, расчет недоимки произведен верно.

Судебная коллегия соглашается с этими выводами, поскольку административный ответчик, своевременно и надлежащим образом информированный о необходимости уплаты задолженности, доказательств исполнения обязанности по уплате суммы штрафа в ходе рассмотрения дела не представил, на том основании, что установленный статьей 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд после отмены судебного приказа налоговым органом соблюден.

Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения могут быть доходы и доходы, уменьшенные на сумму расходов. В первом случае ставка единого налога составляет 6 процентов, что предусмотрено пункт 1 статьи 346.20 НК РФ. При этом расходы налогоплательщика, осуществленные в течение налогового периода, при расчете единого налога не учитываются.

Налоговый период составляет 1 год, отчетный период для целей УСН - один квартал, полугодие и девять месяцев. В эти временные промежутки производится отчисление авансовых платежей по налогу без предоставления декларации согласно статье 346.19 НК РФ.

Налоговая база определяется согласно статье 346.18 НК РФ. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

Как следует из пункта 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 НК РФ, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности, что предусмотрено статьей 346.23 НК РФ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно положениям статьи 48 НК РФ (в редакции, действующей на период спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая, что факт принятия решений МИФНС России по РД о привлечении административного ответчика за совершение налоговых правонарушений установлен судом по представленным материалам дела, доказательств обжалования таких решений в судебном порядке либо в вышестоящую налоговую инспекцию не имеется, названные решения являются обоснованными и обязательными для исполнения, а доказательств оплаты штрафа не представлено, в связи с чем суд пришел к верному выводу о взыскании с ответчика задолженности по обязательным платежам и санкциям в размере 46 800 руб., штраф за не предоставление декларации за 2020 г. в размере 35100 руб. рублей.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, не содержат доказательств незаконности действий налогового органа по определению сумм начисленных налогов, пени к ним и штрафов за налоговые правонарушения, аналогичны тем, которые выдвигались стороной ответчика в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, им дана надлежащая правая оценка, а потому судебная коллегия отвергает эти доводы.

Руководствуясь ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Избербашского городского суда РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФИО10 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в 6-ти месячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Избербашский городской суд РД

Председательствующий: А.-Н.К. Джарулаев

Судьи: И.А. Гончаров

З.А. Магомедова

Мотивированное апелляционное определение вынесено 25 августа 2023 г.