ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2476/2021 от 03.12.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Сибиев Р.Р. УИД 16RS0036-01-2021-008146-11

дело в суде первой инстанции № 2а-2476/2021

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-17883/2021 Учет № 192а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 декабря 2021 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Моисеевой Н.Н.,

судей Гафарова Р.Ф., Давлетшиной А.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нурмухаметовой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 года, которым постановлено:

Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Республике Татарстан к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес> в бюджет соответствующего уровня:

- недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 27 480 (двадцати семи тысяч четырёхсот восьмидесяти) рублей, и пени по нему за период времени со 02 декабря 2020 года по 13 декабря 2020 года в размере 46 (сорока шести) рублей 72 (семидесяти двух) копеек;

- недоимку по транспортному налогу с физических лиц, в размере 245151 (двухсот сорока пяти тысяч ста пятидесяти одного) рубля и пени по нему за период времени со 02 декабря 2020 года по 13 декабря 2020 года в размере 416 (четырёхсот шестнадцати) рублей 75 копеек;

- недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 516 (пятисот шестнадцати) рублей.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 5936 (пяти тысяч девятисот тридцати шести) рублей 10 копеек в доход бюджета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Республике Татарстан – ФИО2, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 16 по Республике Татарстан обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, указывая, что в установленный срок оплата налогов административным ответчиком не произведена. Указано, что у административного ответчика имеется задолженность по транспортному налогу на сумму 245151 руб. и пени в размере 416 руб. 75 коп., начисленных в связи с находящимися в собственности ФИО1 транспортными средствами: .... государственный регистрационный знак: ...., год выпуска 2010, дата регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>; <данные изъяты>, государственный регистрационный знак: .... год выпуска 2000, дата регистрации права <дата>...., государственный регистрационный знак: ...., год выпуска 2000, дата регистрации права <дата>; <данные изъяты> государственный регистрационный знак: ...., год выпуска 1993, дата регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>; <данные изъяты>, государственный регистрационный знак: .... год выпуска 2008, дата регистрации права <дата>; <данные изъяты>, государственный регистрационный знак: ...., год выпуска 2003, дата регистрации права <дата> дата утраты права <дата>; трактор, комбайны и специальные автомашины. Государственный регистрационный знак: .... выпуска 1988. Дата регистрации права ....; <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ...., год выпуска 2008, дата регистрации права <дата>; ...., государственный регистрационный знак .... год выпуска 2010, дата регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>; <данные изъяты>, государственный регистрационный знак: ...., год выпуска 1998, дата регистрации права <дата> дата утраты права ....; <данные изъяты> государственный регистрационный знак: ...., год выпуска 2005, дата регистрации права ....; <данные изъяты> государственный регистрационный знак: ...., год выпуска 2012, дата регистрации права <дата> дата утраты права <дата><данные изъяты>, государственный регистрационный знак: <данные изъяты> год выпуска 1999, дата регистрации права <дата> дата утраты права <дата>; <данные изъяты> прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак:<дата>, год выпуска 1991, дата регистрации права <данные изъяты>; <данные изъяты> трактор, комбайны и специальные автомашины, государственный регистрационный знак: .... год выпуска 1983, дата регистрации права <дата>

Также у ФИО1 имеется задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 27 480 руб. и пеня в размере 46 руб. 72 коп., за находящиеся в собственности: квартиру, расположенной по адресу: <адрес> кадастровый номер ...., дата регистрации права <дата> дата утраты права <дата> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер ...., дата регистрации права .... гараж, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер .... дата регистрации права <дата>; садовый дом, расположенный по адресу: <адрес>", кадастровый номер ...., дата регистрации права <дата>

Также у ответчика имеется задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 516 руб., за находящиеся в собственности: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер ...., дата регистрации права <дата>; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер .... дата регистрации права <дата>; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер .... дата регистрации права <дата>

Налогоплательщику были направлены налоговое уведомление № .... от 03 августа 2020 года и требование № .... от 14 декабря 2020 года об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), которые были налогоплательщиком получены соответственно 26 сентября 2020 года (ШПИ ....) и 23 декабря 2020 года (....).

Обязанность по уплате налогов и пени ФИО1 исполнена не была, в связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с административного ответчика.

26 марта 2021 года, определением мирового судьи судебного участка № 2 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан судебный приказ № 2а-83/2021-2 от 15 марта 2021 года о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу был отменён в связи с поступлением возражений ФИО1 относительно исполнения судебного приказа.

Административный истец указал, что требования об уплате налогов административному ответчику были направлены, однако в установленные сроки добровольная уплата ФИО1 произведена не была. В настоящее время административным ответчиком требования об уплате налога по-прежнему не исполнены. Размер задолженности в общей сумме составляет 273610 руб. 47 коп. В связи с изложенным, административный истец просил суд взыскать с административного ответчика ФИО1 указанную выше задолженность.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе административный ответчик ФИО1 просит решение суда отменить, указывая, что налоговым органом не соблюдена процедура взыскания задолженности, пропущен срок для обращения в суд с заявленными требованиями. Апеллянт считает, что пропуск налоговым органом срока обращения в суд по требования о взыскании задолженности за 2017 и 2018 годы, является основаниям для отказа в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что налоговое уведомление и требование налоговый орган может предъявить только за 2019 год.

В суде апелляционной представитель Межрайонной ИФНС России № 16 по Республике Татарстан – ФИО2 полагала решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно пунктам 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичная норма содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий вышеуказанной нормы).

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Исходя из смысла статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный ответчик является плательщиком налогов, однако им не уплачена:

- недоимка по транспортному налогу на сумму 245151 руб. и пени в размере 416 руб. 75 коп., за находящиеся в собственности ФИО1 транспортные средства:

1) <данные изъяты> государственный регистрационный знак: ...., год выпуска 2010, дата регистрации права <дата> дата утраты права <дата>

2) <данные изъяты> государственный регистрационный знак: .... год выпуска 2000, дата регистрации права <дата>

3) <данные изъяты>, государственный регистрационный знак: ...., год выпуска 2000, дата регистрации права <дата>

4) <данные изъяты> государственный регистрационный знак: ...., год выпуска 1993, дата регистрации права <дата> дата утраты права <дата>

5) <данные изъяты> государственный регистрационный знак: .... выпуска 2008, дата регистрации права <дата>

6) <данные изъяты>, государственный регистрационный знак: ...., год выпуска 2003, дата регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>

7) Трактор, комбайны и специальные автомашины. Государственный регистрационный знак: ...., год выпуска 1988. Дата регистрации права <дата>

8) <данные изъяты>, государственный регистрационный .... год выпуска 2008, дата регистрации права <дата>

9) <данные изъяты>, государственный регистрационный знак .... год выпуска 2010, дата регистрации права <дата> дата утраты права <дата>;

10) <данные изъяты> государственный регистрационный знак: .... год выпуска 1998, дата регистрации права <дата> дата утраты права <дата>

11) <данные изъяты> государственный регистрационный знак: .... год выпуска 2005, дата регистрации права <дата>

12) <данные изъяты> государственный регистрационный знак.... год выпуска 2012, дата регистрации права <дата> дата утраты права <дата>

13) <данные изъяты> государственный регистрационный знак...., год выпуска 1999, дата регистрации права <дата> дата утраты права <дата>

14) <данные изъяты> прочие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, государственный регистрационный знак.... год выпуска 1991, дата регистрации права <дата>

15) <данные изъяты> трактор, комбайны и специальные автомашины, Государственный регистрационный знак: ...., год выпуска 1983, дата регистрации права <дата>

- недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 27 480 руб. и пеня в размере 46 руб. 72 коп., за находящиеся в собственности:

1) Квартиру, расположенную по адресу: <адрес> 23, кадастровый номер ...., дата регистрации права <дата>, дата утраты права <дата>

2) Жилой дом, расположенный по адресу<адрес> кадастровый номер ...., дата регистрации права <дата>

3) Гараж, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер .... дата регистрации права <дата>

4) Садовый дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер .... дата регистрации права <дата>

- недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 516 руб., за находящиеся в собственности:

1) Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер ...., дата регистрации права <дата>

2) Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер ...., дата регистрации права <дата>

3) Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>", кадастровый номер ...., дата регистрации права <дата>

Налогоплательщику были направлены налоговое уведомление № .... от 03 августа 2020 года и требование № .... от 14 декабря 2020 года об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), которые были налогоплательщиком получены соответственно 26 сентября 2020 года (ШПИ ....) и 23 декабря 2020 года (ШПИ ....

Обязанность по уплате налогов и пени ФИО1 не была исполнена, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени с административного ответчика.

26 марта 2021 года, определением мирового судьи судебного участка № 2 по Альметьевскому судебному району Республики Татарстан судебный приказ № 2а-83/2021-2 от 15 марта 2021 года о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу был отменён в связи с поступлением возражений ФИО1 относительно исполнения судебного приказа.

Судом первой инстанции указано, что налоговый орган своевременно, в установленный законом трёхмесячный срок, направил ответчику требование об уплате налога, при этом истцом не пропущен шестимесячный срок для подачи заявления в суд, установленный ч. 2 ст. 286 КАС РФ и ст. 48 НК РФ.

Поскольку в настоящее время административным ответчиком требование об уплате налога, страховых взносов не исполнено, размер задолженности административного ответчика в общей сумме составляет 273610 руб. 47 коп., суд пришел к выводу о том, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Республике Татарстан являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом судом отклонены, как необоснованные, доводы ФИО1 о том, что ему не направлялось налоговое уведомление, в связи с чем, не был соблюдён административным истцом досудебный порядок взыскания задолженности по налогам, поскольку данные доводы опровергаются материалами дела.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований о взыскании с ФИО1 налоговой задолженности за 2019 год, судебная коллегия отмечает следующее.

Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В обоснование административных исковых требований по данному административному делу налоговый орган ссылается на налоговое уведомление №.... от 03.08.2020г., направленного административному ответчику. Поскольку ФИО1 не уплатил добровольно сумму налога, указанного в данном уведомлении, ему было направлено требование №.... об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 14 декабря 2020г.

Однако, как следует из вышеуказанного налогового уведомления №.... от 03.08.2020г., налоговый орган указал в данном налоговом уведомлении подлежащую уплате сумму транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога за 2017, 2018, 2019 годы. При этом, поскольку сумму налога ФИО1 не оплатил, сумма задолженности по налогам, а также сумма начисленной пени по налогам были указаны в требовании ....

Из материалов дела следует, что ФИО1 были начислены: сумма налога на имущество физических лиц за 2017г. в размере 9059 руб. и пени в размере 15,40 руб.; сумма налога на имущество физических лиц за 2018г. в размере 9157 руб. и пени в размере 15,57 руб.; сумма налога на имущество физических лиц за 2019г. в размере 9264 руб. и пени в размере 15,75 руб.

Также ФИО1 были начислены: сумма транспортного налога за 2017 г. в размере 115606 руб. и пени в размере 196,53 руб.; сумма транспортного налога за 2018 г. в размере 66560 руб. и пени в размере 113,15 руб.; сумма транспортного налога за 2019 г. в размере 62985 руб. и пени в размере 107,07 руб.

Кроме того, ФИО1 была начислена к уплате сумма земельного налога за 2019 г. в размере 516 руб.

Однако, как следует из судебного приказа мирового судьи судебного участка №6 по Альметьевскому судебному району РТ от 5 июля 2019г. с ФИО1 была взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017г. в размере 9059 руб. и пени в размере 31,78 руб.; сумма транспортного налога за 2017 г. в размере 115606 руб. и пени в размере 405,58 руб., данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка №6 по Альметьевскому судебному району РТ от 30 декабря 2019 года на основании возражений должника.

Также судебным приказом мирового судьи судебного участка №4 по Альметьевскому судебному району РТ от 28 февраля 2020г. с ФИО1 была взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в размере 9157 руб. и пени в размере 27,70 руб.; сумма транспортного налога за 2018 г. в размере 66560 руб. и пени в размере 201,35 руб., данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка №4 по Альметьевскому судебному району РТ от 11 марта 2020 года на основании возражений должника.

Исходя из вышеприведенных положений пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации согласно которому требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, следует, что налоговым органом пропущены сроки обращения в суд по требованиям о взыскании с ФИО1 суммы заложенности по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу за 2017-2018 годы, поскольку в суд с Межрайонная ИФНС России №16 по РТ обратилась только 25.06.2021 г.

Согласно положениям статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок на обращение в суд следует исчислять с даты вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, повторное направление налогового уведомления в данном случае законом не предусмотрено.

Определением Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 N 2315-О разъяснено, что Налоговый кодекс Российской Федерации исчерпывающим образом определяет правила исполнения обязанности по уплате страховых взносов, механизмы ее принудительного исполнения, порядок принятия решений налоговым органом, их обжалования и отмены.

При этом указанные законоположения не предполагают возможности обращения налогового органа в суд с требованием о принудительном взыскании страховых взносов с налогоплательщика за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации: налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования административного истца о взыскании с ФИО1 суммы заложенности по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу за 2017-2018 годы удовлетворению не подлежат в связи с пропуском налоговым органом установленного законом срока на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Уважительных причин пропуска срока на обращение в суд о взыскании с административного ответчика заложенности по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу за 2017-2018 годы не установлено.

Судебная коллегия отмечает, что у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд с соответствующим иском в установленные сроки, обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административным истцом не представлено.

Доводы административного истца о том, что действия налогового орган по формированию налогового уведомления №.... от 03.08.2020г. и требования №.... об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 14 декабря 2020г. соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав налогоплательщика, судебная коллегия полагает несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Доказательств уважительности причин пропуска срока подачи административного искового заявления о взыскании задолженности налоговым органом не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 года по данному административному делу следует отменить в части удовлетворения административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Республике Татарстан о взыскании с ФИО1 суммы недоимки и пени по транспортному налоги и налогу на имущество физических лиц, а также изменить в части взысканной суммы госпошлины с принятием в этой части нового решения. Судебная коллегия полагает, что в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Республике Татарстан о взыскании с ФИО1 суммы задолженности по транспортному налогу и пени за 2017, 2018 годы, суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы следует отказать в связи с пропуском установленного законом срока на обращение в суд с данными требованиями.

Таким образом, подлежит взысканию с ФИО1 задолженность на налогу на имущество физических лиц за 2019г. в сумме 9264 руб. и сумма пени в размере 15,75 руб, начисленная за период с 2 декабря 2020г. по 13 декабря 2020г.; задолженность по транспортному налогу за 2019г. в размере 62985 руб. и сумма пени в размере 107,07 руб., начисленная за период с 2 декабря 2020г. по 13 декабря 2020г.

При этом судебная коллегия отмечает, что сумма задолженности по земельному налогу за 2019г. в размере 516 руб. обоснованно была взыскана с административного ответчика, поэтому решение суда в этой части подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 года по данному административному делу отменить в части удовлетворения административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Республике Татарстан о взыскании с ФИО1 суммы недоимки и пени по транспортному налоги и налогу на имущество физических лиц, изменить в части взысканной суммы госпошлины и принять в этой части новое решение.

Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: <адрес> в бюджет соответствующего уровня задолженность на налогу на имущество физических лиц за 2019г. в сумме 9264 руб. и сумму пени в размере 15,75 руб, начисленную за период с 2 декабря 2020г. по 13 декабря 2020г.; задолженность по транспортному налогу за 2019г. в размере 62985 руб. и сумму пени в размере 107,07 руб., начисленную за период с 2 декабря 2020г. по 13 декабря 2020г.

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Республике Татарстан о взыскании с ФИО1 суммы задолженности по транспортному налогу и пени за 2017, 2018 годы, суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы – отказать.

Взыскать с ФИО1 в бюджет Альметьевского муниципального района РТ сумму госпошлины в размере 2386,63 руб.

В остальной части решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 года оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 10 декабря 2021 года

Определение15.12.2021