Судья Коломийцев И.И. Дело № 33а-12909/2020 (№ 2а-247/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«16» июня 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Ефименко Е.В., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при ведении протокола
помощником судьи Маркиной И.С.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 04 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, а также, как бывший индивидуальный предприниматель, является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, страховых взносов в виде фиксированного платежа.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления <№..> от <Дата>, <№..> от <Дата>, <№..> от <Дата>, <№..> от <Дата>, которые в установленный законом срок исполнены не были.
Общая сумма задолженности по налогам и пени за указанный период составила 38 016,13 руб., из которых задолженность по транспортному налогу - 85 руб., пеня - 3,26 руб., по земельному налогу - 2 968 руб., пеня - 53,66 руб., по налогу на имущество физических лиц - 34 030 руб., пеня - 506,38 руб.
Кроме того, у ФИО1 имеется задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, состоящая из суммы платежа (перерасчеты, недоимка задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) пеня в размере 279,09 руб.
В адрес ФИО1 неоднократно направлялись требования об уплате налогов и пени, однако до настоящего времени задолженность по налогам и сборам административным ответчиком не погашена, в связи с чем, Межрайонная ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю обратилась в суд с вышеуказанным административным иском.
Обжалуемым решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 04 февраля 2020 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю удовлетворены частично. Суд взыскал с ФИО1 налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2017 год в размере 34 030 рублей, пени - 506,38 рублей; транспортный налог с физических лиц за 2017 года в размере 85 рублей, пеня - 3,26 рубля; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2017 года в размере 2 968 рублей, пеня - 53,66 рублей, а всего 37 646,30 рублей. С ФИО1 в доход муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края взыскана государственная пошлина в размере 1 329, 39 рублей.
С указанным решением суда не согласилась ФИО1 и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что административным истцом неверно произведен расчет сумм, начисленных взносов и пени, при этом, ФИО1 не была надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога, а также транспортного налога, поскольку ей на праве собственности принадлежат: транспортное средство автомобиль марки <...> государственный регистрационный знак <№..>, 2007 года выпуска, земельный участок, с кадастровым номером <№..>, по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, земельный участок, с кадастровым номером <№..>, жилой дом, с кадастровым номером <№..>, площадью 62,80 кв.м, расположенные по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, здание магазина, с кадастровым номером <№..>, площадью 97,40 кв.м, по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>.
Кроме того, ФИО1, как бывший индивидуальный предприниматель, являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и страховых взносов в виде фиксированного платежа.
Согласно сведениями Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 осуществляла предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 04 февраля 2005 года по 29 декабря 2015 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 397 и ч. 2 ст. 409 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный имущественный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На территории Краснодарского края ставки транспортного налога установлены в соответствии с законом Краснодарского края от 26 ноября 2003 года № 639-K3 «О транспортном налоге на территории Краснодарского края».
В силу ч. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования задолженности) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы (п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ).
Федеральным законом от <Дата> № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в и с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Пунктом 2 ст. 4 указанного Федерального закона установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
С 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов излагаются на налоговые органы в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ (в том числе Федеральный закон № 212-ФЗ) в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Администратором страховых взносов, пеней и штрафов с 01 января 2017 года являются налоговые органы. Обмен информацией между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации осуществляется в соответствии с Порядком обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденным 21 сентября 2016 года ФНС России № ММВ-23-1/20@, Правлением ПФ РФ № 4И, в электронной форме по каналам связи с применением криптографических средств защиты информации (СКЗИ) с соблюдением требований информационной безопасности в электронном виде и заверяется электронной подписью (ЭП).
Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю в адрес налогоплательщика ФИО1 были направлены налоговые уведомления № 86325690 от 25 августа 2016 года, № 33749248 от 28 августа 2018 года, № 13753941 от 08 июля 2017 года, № 549419 от 21 декабря 2018 года, которые не исполнены налогоплательщиком в установленный законом срок.
На основании ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 данного Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела следует, что в адрес административного ответчика направлялись требования об уплате налогов и сборов № 033S01170425213 от 09 января 2017 года, № 4209 от 13 февраля 2017 года, № 24669 от 29 ноября 2017 года, № 10457 от 14 февраля 2018 года, № 1228 от 31 января 2019 года, № 30307 от 05 марта 2019 года, однако до настоящего времени они не исполнены.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка № 120 Апшеронского района Краснодарского края мирового судьи судебного участка № 123 Апшеронского района Краснодарского края от 13 августа 2019 года судебный приказ от 25 июля 2019 года о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени в размере 38016,13 руб. отменен по заявлению должника.
Судом первой инстанции установлено, что задолженность по налогам и сборам административным ответчиком до настоящего времени не погашена.
По состоянию на 04 февраля 2020 года задолженность ФИО1 по налогу на имущество физических лиц, с учетом пени, составляет 34 536, 38 руб., задолженность по транспортному налогу, с учетом пени, - 88, 26 руб. и 3 021, 66 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды до 01 января 2017 года) - 90,74 руб., задолженность по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемую в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 01 января 2010 года) - 279,09 руб.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе тратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Согласно п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате законно установленного налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 11 НК РФ, из которой следует, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) период, истекшие до 01 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Из представленных материалов дела судом апелляционной инстанции усматривается, что ФИО1 имеет задолженность по страховым взносам (пени) на обязательное страхование за период, который вышеуказанным Федеральным законом признан безнадежным к взысканию и подлежит списанию, в связи с чем, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований административного истца в части взыскания с ФИО1 задолженности по страховым взносам (пени).
На основании ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом неверно произведен расчет сумм, начисленных взносов и пени, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом вышестоящей инстанции, в связи с чем, являются необоснованными и не содержат оснований, влекущих отмену решения суда первой инстанции.
Ссылка в жалобе на ненадлежащее извещение ФИО1 о времени и месте слушания дела в суде первой инстанции опровергается представленным в материалах почтовым уведомлением.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 04 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи