ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2493/2022 от 25.05.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33а-9435/2022

по делу № 2а-2493/2022

25 мая 2022 года г.Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего

Каримовой Ф.М.,

судей

Багаутдиновой А.Р.,Портновой Л.В.,

с участием прокурора при секретаре

Валиуллиной Г.Р.,Даминовой Р.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №... Управления Федеральной службы исполнения наказания России по адрес» к Пономареву А. Ю. об установлении административного надзора

по апелляционной жалобе и дополнению к апелляционной жалобе представителя Пономарева А. Ю.Самойлова М.М. и апелляционному представлению прокурора адрес Республики Башкортостан Аминева Р.Р. на решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №... Управления Федеральной службы исполнения наказания России по адрес» обратилось в суд с административным иском к Пономареву А. Ю. об установлении административного надзора.

В обоснование иска указано, что Пономарев А.Ю. отбывает наказание по приговору Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым осужден по ст. 30 ч. 3, ст. 159 ч. 4 Уголовного кодекса РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. В соответствии со ст. 72 ч. 3 п. «б» УК Российской Федерации зачтен срок отбывания наказания время содержания под стражей с дата по вступление в законную силу приговора -дата, 465 дней. Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от дата приговор изменен – с применением ст. 62 ч. 1, ст. 66 ч. 3 УК РФ наказание смягчено до 2 лет 10 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

В данном учреждении осужденный содержится с дата. Начало срока наказания – дата, конец срока – дата. В период отбывания наказания в ФКУ ИК-13 УФСИН России по РБ допускал нарушения режима содержания, характеризовался отрицательно, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. На мероприятия воспитательного характера реагирует слабо, соответствующих выводов не делает.

Просил установить Пономареву А.Ю. административный надзор на срок 3 года с ограничениями в виде: запрещения посещения мест проведения массовых спортивных, физкультурно-оздоровительных, культурно-зрелищных и иных подобных мероприятий, не носящих общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также остальных публичных мероприятий (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования) и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 23 часов до 06 часов за исключением случаев выполнения им трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графику; запрещения выезда за пределы территории по месту жительства без разрешения отдела полиции; возложении обязанности являться на регистрацию в орган, осуществляющий административный надзор, по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, 4 раза в месяц.

Решением Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено:

Административное исковое заявление ФКУ ИК-13 УФСИН России по адрес к Пономареву А. Ю. об установлении административного надзора, удовлетворить частично.

Установить в отношении Пономарева А. Ю., дата года рождения, административный надзор сроком на три года, исчисляемый со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, фактического нахождения или пребывания, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания, с возложением на него следующих административных ограничений:

- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 00 часов до 06 часов за исключением случаев выполнения им трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графику;

- запретить выезд за пределы городского округа адрес Республики Башкортостан без разрешения отдела полиции;

- обязать Пономарева А.Ю. являться на регистрацию в орган, осуществляющий административный надзор, по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, два раза в месяц.

Срок административного надзора в отношении Пономарева А. Ю., дата года рождения, исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.

В апелляционной жалобе представитель Пономарева А.Ю. - Самойлов М.М. просит решение суда первой инстанции отменить.

В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что при подаче административного искового заявления ФКУ ИК-13 УФСИН России по Республике Башкортостан намеренно не приобщили справку о состоянии здоровья заведомо зная о многочисленных хронических заболеваниях Пономарева А. Ю.дата г.р.

Заявитель указал, что Пономарев А.Ю. осужден за преступление с применением ч. 3 ст. 30 УК РФ, что означает, что было только покушение на преступление, которое не было доведено до конца. Данное преступление является неоконченным и свидетельствует о более малой общественной опасности.

датаПономарев А.Ю. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, за хранение запрещенного предмета (сим-карты), то есть за правонарушение в котором отсутствует общественная опасность.

Из справки о взысканиях и поощрениях Пономарева А. Ю. предоставленной ФКУ ИК-13 УФСИН России по адрес при подаче административного искового заявления, видно, что Пономарев А.Ю. подвергался взысканиям по причинам не имеющим противоправных действий направленных на интересы, жизни и здоровье окружающих его людей. То есть Пономарев привлекался к дисциплинарным взысканиям не за оскорбления людей, не за нанесение телесных повреждений людям. Не поздоровался с сотрудником администрации, нарушение формы одежды, хранение сим-карты - социально опасным не являются.

Заявитель считает, что суд при назначении Пономареву А. Ю. административного надзора в виде максимального срока на три года не принял во внимание принцип разумности и справедливости, назначив административный надзор на срок больше, чем срок лишения свободы, поскольку в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от дата № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Суд первой инстанции не учел фактические обстоятельства и применил в отношении Пономарева А.Ю. максимальный срок административного надзора, при том, что Пономарев А.Ю. имеет хронические заболевания, троих малолетних детей, отбывает срок за неоконченное преступление, в результате которого не было причинено ущерба, действия, в результате которых Пономарев А.Ю. был подвергнут мерам взыскания со стороны исправительного учреждения не были направлены на интересы, жизнь и здоровье окружающих людей.

Устанавливая запрет выезда за пределы городского округа адрес Республики Башкортостан без разрешения отдела полиции, Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан, исключил Пономареву А.Ю. возможность выезжать на дачу своей матери Пономаревой С. Г. (с которой он вместе проживает, что подтверждается справкой о регистрации), нуждающейся в помощи в посадке и сборе урожая.

При назначении судом максимального срока административного надзора возможность досрочно прекратить судом административный надзор за Пономаревым А.Ю. наступит через полтора года с момента постановки на учет в органе внутренних дел, что нарушает принцип справедливости и разумности и отсутствия социальной опасности в его неоконченном преступлении, признании вины и привлечения к дисциплинарным взысканиям в период отбывания наказания не связанными с социальной опасностью, решение, по мнению заявителя является не справедливым и не обоснованным.

В письменном дополнении к апелляционной жалобе представитель Пономарева А.Ю.Самойлов М.М. просил отменить в отношении Пономарева А.Ю. ограничения на запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 00 часов до 06 часов за исключением случаев выполнения им трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графику, запрет выезда за пределы городского округа адрес Республики Башкортостан без разрешения отдела полиции, обязания Пономарева А. Ю. являться на регистрацию в орган, осуществляющий административный надзор, по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, два раза в месяц, сроком на один год.

Указывая в обоснование, что Пономарев А. Ю., дата является единственным сыном у своей матери (с которой он вместе зарегистрирован), которая нуждается в его помощи, как по дому, так и в помощи в загородном доме (адрес), и при возделывании земельного участка, расположенного по адресу: адрес, с/с Алкинский, адрес «Алкино», адрес (нотариально заверенная копия свидетельства на право собственности земельным участком матерью - Пономаревой С. Г. имеется). Соответственно, запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 00 часов до 06 часов за исключением случаев выполнения им трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графику, устанавливает Пономареву А. Ю. невозможность выезжать в загородный дом своей матери с ночевкой.

Кроме того, данный запрет ограничивает права Пономарева А. Ю. пребывать в выходные и праздничные дни в загородном доме матери со своими малолетними детьми (которые зарегистрированы вместе с Пономаревым А. Ю.), чем ограничивается воспитание и развитие детей со стороны отца, которые значительную часть времени в году проводят за городом, что нарушает ч. 1 ст. 63 Семейного Кодекса Российской Федерации, согласно которой родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Кроме того, запрет выезд за пределы городского округа адрес без разрешения отдела полиции, делает невозможной помощь единственного сына своей матери на земельном участке, расположенном по адресу: адрес, так как помощь на земельном участке не является поездкой по работе, на лечение или учебу.

Установленные Калининским районным судом адрес Республики Башкортостан запреты и ограничения не оставили Пономареву А. Ю. права на отдых, что нарушает ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, ст. 21 Трудового кодекса РФ (нарушение права на ежегодный отпуск), ст. 106 и 107 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, при назначении судом максимального срока административного надзора возможность досрочно прекратить судом административный надзор за Пономаревым А. Ю. наступит через полтора года с момента постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, что нарушает принцип справедливости и разумности и учитывая отсутствие социальной опасности в его неоконченном преступлении, признании вины и привлечения к дисциплинарным взысканиям в период отбывания наказания в ФКУ ИК-13 УФСИН России по адрес не связанными с социальной опасностью, в связи с чем заявитель считает решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан не справедливым и не обоснованным.

В апелляционном представлении прокурор адрес просит решение суда первой инстанции изменить.

В обоснование доводов апелляционного представления прокурор указал, что при назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.

В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.

Судом отказано в установлении ограничения Пономареву А.Ю. запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, изложенное в административном исковом заявлении. Отказывая в данном ограничении судом не приняты во внимание характеризующие сведения административного ответчика о его судимости по ст.159УКРФ.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, проверив материалы дела в полном объеме, выслушав Пономарева А.Ю., участие которого было обеспеченно посредством видео-конференц-связи, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнения к апелляционной жалобе, прокурора Валиуллину Г.Р., поддержавшую доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В соответствии со статьей 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.

В соответствии с частью 7 статьи 270 КАС РФ, административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.

Из разъяснений, указанных в п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.

Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, таких ограничений.

Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в данном Федеральном законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение, в том числе, тяжкого или особо тяжкого преступления.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Закона об административном надзоре в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Пономарев А.Ю. отбывает наказание по приговору Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 12.11.2020 года, которым осужден по ст. 30 ч. 3, ст. 159 ч. 4 Уголовного кодекса РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

В соответствии со ст. 72 ч. 3 п. б УК Российской Федерации зачтен срок отбывания наказания время содержания под стражей с 17.03.2020 по вступление в законную силу приговора - 20.01.2021 года, 465 дней.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 20.01.2021 года приговор изменен – с применением ст. 62 ч. 1, ст. 66 ч. 3 УК РФ, наказание смягчено до 2 лет 10 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

Осужденный Пономарев А.Ю. подлежит освобождению из мест лишения свободы 11.08.2022 года в связи с отбытием наказания.

Согласно представленной ФКУ ИК-13 характеристике, Пономарев А.Ю. характеризуется отрицательно, за период отбывания наказания в исправительном учреждении допустил 9 нарушений установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имеет.

Как правильно установлено судом Пономарев А.Ю. был осужден за совершение тяжкого преступления и в период отбывания наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Исходя из приведенных выше требований закона применительно к рассматриваемому административному делу, установление судом первой инстанции в отношении Пономарева А.Ю. административного надзора является правомерным.

В связи с чем доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней представителя Пономарева А.Ю. – Самойлова М.М. о том, что при назначении Пономареву А. Ю. административного надзора в виде максимального срока на три года не принял во внимание принцип разумности и справедливости, назначив административный надзор на срок больше, чем срок лишения свободы, судебная коллегия считает несостоятельными. Поскольку срок административного надзора определяется в пределах, установленных статьей 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а окончание срока административного надзора ограничено сроком, установленным для погашения судимости осужденного лица.

В связи с чем также доводы жалобы о том, что Пономарев А.Ю. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания за правонарушение, в котором отсутствует общественная опасность, а также то, что он подвергался взысканиям по причинам не имеющим противоправных действий направленных на интересы жизни и здоровья окружающих его людей, не являющихся социально опасными правонарушениями, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.

Как следует из документов, представленных при подаче в суд административного искового заявления, постановлением ВРИО начальника ФКУ Ик-13 УФСИН по РБ Пегова А.М. от 18 февраля 2022 года Пономарев А.Ю. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания за допущенное нарушение согласно ч.1 ст. 116 УИК РФ, одновременно с наложением взыскания. Решением комиссии ИК был переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания.

Сведений об отмене указанного постановления в материалы дела не представлено.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 приведенного закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).

Необходимо учитывать, что срок административного надзора не может быть свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за исключением назначения административного надзора лицам, совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Срок административного надзора в отношении лица, лица, указанного в части 1 статьи 3 названного закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно применены вышеуказанные нормы права и в отношении Пономарева А.Ю. установлен административный надзор сроком на три года, исчисляемый со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, фактического нахождения или пребывания, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.

В соответствии с требованиями пункта 1 части третьей статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении административного надзора должны содержаться конкретные административные ограничения, установленные судом.

Из разъяснений, указанных в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.

Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, таких ограничений.

Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в данном Федеральном законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.

Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

При принятии решения об установлении в отношении Пономарева А.Ю. административного надзора, судом первой инстанции также были возложены административные ограничения:

- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 00 часов до 06 часов за исключением случаев выполнения им трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графику;

- запретить выезд за пределы городского округа адрес без разрешения отдела полиции;

- обязать Пономарева А.Ю. являться на регистрацию в орган, осуществляющий административный надзор, по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, два раза в месяц.

Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).

Судебная коллегия соглашается с установлением Пономареву А.Ю. ограничения в виде обязания являться на регистрацию два раза в месяц в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Судебная коллегия соглашается с установлением ограничения в виде запрета выезда за пределы административно-территориальных границ муниципального образования по месту жительства, пребывания или фактического нахождения без разрешения органов внутренних дел – городского округа адрес Республики Башкортостан.

В связи с чем судебная коллегия признает безосновательными доводы апелляционного представления адрес об указании на отсутствие данного ограничения судом при вынесении решения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица может быть установлено такое административное ограничение, как запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток.

Как разъяснено в абзаце 9 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", при определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места его жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о назначении Пономареву А.Ю. ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 00 часов до 06 часов за исключением случаев выполнения им трудовых обязанностей и (или) учебы согласно графику.

Одновременно при установлении поднадзорному лицу вышеуказанных ограничений судом первой инстанции было отказано в удовлетворении требования административного истца об установлении Пономареву А.Ю. ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых спортивных, физкультурно-оздоровительных, культурно-зрелищных и иных подобных мероприятий, не носящих общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также остальных публичных мероприятий (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования) и участия в указанных мероприятиях, поскольку административным истцом не представлено доказательств необходимости установления данного ограничения, не указано, какие именно массовые мероприятия необходимо запретить посещать и принимать в них участие, учитывая разноплановость и массовый характер таких мероприятий.

В связи с чем суд первой инстанции пришёл к выводу, что установление посещения всех массовых мероприятий приведет к несоразмерному ограничению прав поднадзорного на отдых, на участие в общественной и политической жизни по месту жительства.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. При этом, считает необходимым отклонить довод апелляционного представления прокурора Калининского района г.Уфы о том, что необходимость установления названного ограничения обусловлена характеризующими сведениями административного ответчика о его судимости по ст. 159 УК РФ. Поскольку, указанное ограничение не устанавливается в обязательном порядке, а носит рекомендательный характер с учетом характеризующих данных поднадзорного лица, и характера и обстоятельств совершенного им преступления.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о правильности постановленного судом решения. Оснований для его отмены либо изменения, предусмотренных ст. 310 КАС Ф, судебная коллегия не усматривает.

Одновременно судебная коллегия отмечает, что административный надзор и административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления, а представляют собой меру, направленную на предотвращение совершения правонарушений поднадзорным лицом, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов посредством осуществления административного надзора (статьи 1 и 2 Федерального закона). Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовный кодекс Российской Федерации).

Установление административного надзора согласуется со статьей 55 (часть третья) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2876-О, от 19 июля 2016 г. N 1675-О и другие).

При этом судебная коллегия учитывает, что в дальнейшем, в случае добросовестного соблюдения установленных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства, поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 29 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнение к апелляционной жалобе представителя Пономарева А. Ю.Самойлова М.М. и апелляционное представление прокурора Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан Аминева Р.Р. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Каримова Ф.М.

Судьи Багаутдинова А.Р.

Портнова Л.В.

Справка: судья Тухбатуллина Л.Х.