ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2521/2021 от 28.10.2021 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Токарева Н.С. Дело № 33а-8115/2021 (№ 2а-2521/2021)

64RS0046-01-2021-004946-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 октября 2021 года город Саратов

Судья судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда Черняева Л.В., при секретаре Мухиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова (после переименования – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области) к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Саратова от 25 июня 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, выслушав административного ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, судья

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова (после переименования - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области, далее – инспекция, налоговый орган) обратилась с административным иском, в котором просила взыскать с ФИО1 в пользу налогового органа недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год в размере 9615 рублей 55 копеек и пени в размере 20 рублей 69 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за период 2020 года пени в размере 4 рублей 85 копеек.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 01 января 2015 года был поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе, в спорном налоговом периоде являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере. В установленный срок обязательства по уплате страховых взносов за 2020 год ФИО1 не исполнил. Налоговый орган выявил недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период 2020 года в размере 9615 рублей 55 копеек и пени в размере 20 рублей 69 копеек, по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год в размере 4 рублей 85 копеек. Неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате страховых взносов за 2020 год явилось основанием для направления в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) плательщику требования № 38538 по состоянию на 25 июня 2020 года об уплате страховых взносов и пени. Срок исполнения требования истек, однако задолженность по налогу и пени налогоплательщиком не была погашена. 28 октября 2020 года мировым судьей судебного участка № 11 Ленинского района города Саратова, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района города Саратова, был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и сборам в пользу налогового органа. Определением мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района города Саратова от 26 ноября 2020 года судебный приказ отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно его исполнения.

Решением Ленинского районного суда города Саратова от 25 июня 2021 года административные исковые требования удовлетворены, а также с ФИО1 в доход муниципального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать. В обоснование доводов указывает, что истребуемая налоговым органом денежная сумма поступила в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации до 01 января 2017 года в виде переплаты в размере 9619 рублей 87 копеек, в связи с чем полагает, что недоимка отсутствует. Также указывает, что срок давности по заявленным требованиям истёк.

В возражениях на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал.

В судебное заседание представитель правопреемника административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области не явился, извещен о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, прихожу к следующему.

Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 НК РФ.

Правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, урегулированы главой 34 НК РФ.

Согласно нормами этой главы расчетным периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 423 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно пункту 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Пунктом 1 статьи 430 НК РФ установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ, то есть на момент возникновения правоотношений).

По общему правилу пункта 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 названной статьи, в частности, установлено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов указанными плательщиками, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В силу части 5 статьи 432 НК РФ В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ в случае просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляется пеня.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 с 01 января 2015 года по 29 мая 2020 года состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.

В установленный срок обязательства по уплате страховых взносов за 2020 год ФИО1 не исполнил.

Налоговым органом у ФИО1 выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год в сумме 9 615 рублей 55 копеек и пени в сумме 20 рублей 69 копеек, по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год в размере 4 рублей 85 копеек.

Неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате страховых взносов за 2020 год явилось основанием для направления в порядке статьи 69 НК РФ плательщику требования № 38538 по состоянию на 25 июня 2020 года об уплате страховых взносов и пени в срок до 28 июля 2020 года.

Налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу и пени с ФИО1

28 октября 2020 года мировым судьей судебного участка № 11 Ленинского района города Саратова, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района города Саратова, выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и сборам в пользу налогового органа.

Определением мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района города Саратова от 26 ноября 2020 года судебный приказ отменен в связи с поступившими от ФИО1 возражениями относительно его исполнения (указывал на наличие переплаты по страховым взносам в размере 9 619 рублей 87 копеек, пени в размере 01 рублей 38 копеек).

20 апреля 2021 года налоговый орган обратился с настоящим административным исковым заявлением.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам за 2020 год в заявленном ко взысканию размере, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФИО1 требование № 38538 от 25 июня 2020 года об уплате страховых взносов исполнено не было, доказательств своевременной уплаты имеющейся задолженности и наличия льгот по уплате страховых взносов им не представлено, срок и порядок обращения к мировому судье и в районный суд с административным иском налоговым органом соблюден. В связи с тем, что налоговый орган при подаче административного искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ФИО1 в соответствии со статьей 333.19 НК РФ в доход муниципального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.

Относительно доводов административного ответчика о наличии у него переплаты по страховым взносам в размере 9 619 рублей 87 копеек, пени в размере 01 рублей 38 копеек, суд указал, что на основании Федерального закона № 243-Ф3 от 03 июля 2016 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» зачет/возврат переплаты с КБК страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ, за периоды, истекшие до 01 января 2017 года, не представляется возможным, поскольку инспекция не администрировала указанные взносы до 01 января 2017 года. В соответствии с положениями статьи 21 ФЗ № 253-Ф3 от 03 июля 2016 года и совместного письма ПФР и ФНС России от 04 октября 2017 года № НП-26/15844/ГД-4- 8/2020@ решение о возврате излишне уплаченных денежных средств за период, истекший до 01 января 2017 года, принимается соответствующим органом ПФР. Требования инспекции по административному исковому заявлению касаются недоимки по страховым взносам за 2020 год. Согласно карточке КРСБ налогоплательщика по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за налоговый период 2020 года начислено в размере 13 345 рублей 55 копеек, 23 июня 2020 года налогоплательщиком оплачена часть указанных начислений в размере 3 730 рублей, в связи с чем остаток непогашенной задолженности составляет 9 615 рублей 55 копеек, поэтому требования административного истца подлежат удовлетворению.

При установленных по делу фактических обстоятельствах, проверив представленный в суд апелляционной инстанции расчет налогового органа, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется, как оснований для отмены судебного постановления.

До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 250-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2017 года, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).

Федеральный закон № 212-ФЗ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона № 250-ФЗ.

С 1 января 2017 года в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон № 243-ФЗ), указанные полномочия принадлежат налоговым органам.

Как следует из отзыва налогового органа на апелляционную жалобу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, истекшие до 01 января 2017 года, зачесть не представляется возможным, поскольку инспекция не администрировала взносы в периоды, истекшие до 01 января 2017 года.

Вопреки доводам жалобы, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Выводы, изложенные в судебном акте, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований к отмене или изменению решения суда не установлено, а заявителем жалобы не приведено.

Учитывая изложенное, постановленный по делу судебный акт суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ,

определил:

решение Ленинского районного суда города Саратова от 25 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд города Саратова.

Судья