Судья Додин Э.А. УИД 16RS0042-03-2019-000837-51 № дела в суде первой инстанции 2а-2526/2019 № дела в суде апелляционной инстанции 33а-2934/2020 Учет № 189а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 7 февраля 2020 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Гафиятуллина Ш.Ш., судей Галимова Л.Т., Сайдашевой Э.Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фазулзяновой Ф.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сайдашевой Э.Р. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 апреля 2019 года, которым постановлено: административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкций удовлетворить. Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес> в доход государства недоимки по налогу на имущество физических лиц, налог в размере 523 рубля 59 копеек, транспортный налог с физических лиц в размере 20 038 рублей, пени в размере 2 797 рублей 52 копеек, всего на общую сумму 23 359 рублей 11 копеек. Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет муниципального образования «город Набережные Челны» в размере 901 рубля. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного ответчика ФИО1, в ее поддержку, представителя административного истца инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны – ФИО2, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны обратилась (далее по тексту – ИФНС по г. Набережные Челны, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкций. В обоснование заявленных требований указано, что административному ответчику принадлежали на праве собственности объекты недвижимого имущества и транспортные средства: - квартира, адрес: <адрес>, с кадастровым номером ...., площадью 288,20 кв.м., дата регистрации права 09 ноября 2016 года, - автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: ...., Марка/Модель: ТОЙОТА АВЕНСИС, VIN: ...., год выпуска 2006, дата регистрации права 07 мая 2010 года, дата утраты права 22 июня 2018 года, - автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: ...., Марка/Модель: НИССАН ТЕАНА, VIN: ...., год выпуска 2011, дата регистрации права 24 октября 2011 года, дата утраты права 25 октября 2016 года, - автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: ...., Марка/Модель: ГАЗ330210, VIN: ...., год выпуска 1995, дата регистрации права 09 октября 2009 года, - автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: ...., Марка/Модель: МЕРСЕДЕС-БЕНЦ ML350 4MATIC, VIN: ...., год выпуска 2012, дата регистрации права 18 ноября 2016 года, дата утраты права 17 октября 2018 года, - мотоцикл, государственный регистрационный знак: ...., Марка/Модель: ЯМАХА XJ6-SA, VIN: ...., год выпуска 2012, дата регистрации права 04 августа 2016 года, дата утраты права 10 января 2018 года. В адрес ФИО1 налоговым органом направлялось налоговое уведомление №60243048 о необходимости уплаты налогов в отношении вышеуказанных объектов. Кроме того, ИФНС по г. Набережные Челны направил в адрес административного ответчика требования от 24 июля 2015 года №4773, от 12 декабря 2017 года №40406 об уплате сумм налога и пени, что подтверждается реестром отправки писем. До настоящего времени требования об уплате налога и пени не обжаловались и в добровольном порядке не исполнены в полном объеме. По заявлению ИФНС г. Набережные Челны 14 мая 2018 года мировым судьей судебного участка №11 города Набережные Челны вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 20 038 рублей, пени по транспортному налогу в размере 2 797 рублей 52 копеек, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 1 214 рублей, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 460 рублей в бюджет муниципального образования «город Набережные Челны». 22 июня 2018 года по заявлению ФИО1 вышеуказанный судебный приказ отменен. С учетом уточненных требований административный истец просит взыскать с ФИО1 недоимки по налогу на имущество физических лиц, налог в размере 523 рублей 59 копеек, транспортный налог с физических лиц в размере 20 038 рублей, пени в размере 2 797 рублей 52 копеек, всего на общую сумму 23 359 рублей 11 копеек. Также просит восстановить срок для подачи административного искового заявления. Суд принял решение в вышеприведенной формулировке. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Апеллянт ссылается на то, что за транспортные средства марки Мерседес – Бенц и мотоцикл Ямаха задолженность за 2016 год отсутствует. Имущественный налог оплачен добровольно. Кроме того, до 2011 года утрачено право собственности на автомобили марки Тойота Авенсис, ГАЗ 330210 и Ниссан Тиана. В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик ФИО1 поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы и просил решение суда отменить. Представитель административного истца ИФНС г. Набережные Челны Л.Г.АБ. полагала решение суда законным и обоснованным. Судебная коллегия приходит к следующему. Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему. Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичная норма содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. На основании статьи 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. Пункт 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется по общему правилу исходя из их кадастровой стоимости. В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации. Если иное не предусмотрено настоящей статьей. Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации). В пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации приведены различные виды и мощности транспортных средств, а также ставки транспортного налога в рублях, которые установлены применительно к типу транспортного средства. Пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года «О налогах на имущество физических лиц» (действовавшего на момент образования задолженности) плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно пункту 1 стати 45 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки. Частью 2 данной статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что административному ответчику принадлежали на праве собственности объекты недвижимого имущества и транспортные средства: - квартира, адрес: <адрес>, с кадастровым номером ...., площадью 288,20 кв.м., дата регистрации права 09 ноября 2016 года, - автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: ...., Марка/Модель: ТОЙОТА АВЕНСИС, VIN: ...., год выпуска 2006, дата регистрации права 07 мая 2010 года, дата утраты права 22 июня 2018 года, - автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: ...., Марка/Модель: НИССАН ТЕАНА, VIN: ...., год выпуска 2011, дата регистрации права 24 октября 2011 года, дата утраты права 25 октября 2016 года, - автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак: ...., Марка/Модель: ГАЗ330210, VIN: ...., год выпуска 1995, дата регистрации права 09 октября 2009 года, - автомобиль легковой, государственный регистрационный знак: ...., Марка/Модель: МЕРСЕДЕС-БЕНЦ ML350 4MATIC, VIN: ...., год выпуска 2012, дата регистрации права 18 ноября 2016 года, дата утраты права 17 октября 2018 года, - мотоцикл, государственный регистрационный знак: ...., Марка/Модель: ЯМАХА XJ6-SA, VIN: ...., год выпуска 2012, дата регистрации права 04 августа 2016 года, дата утраты права 10 января 2018 года. ИФНС г. Н.Челны направило ФИО1 уведомление от 20 сентября 2017 года №6023048 о необходимости уплаты задолженности, однако до настоящего времени задолженность не погашена. В налоговых требованиях №№ 4773, 40406 направленных П.Р.ВБ. для оплаты, указаны транспортные налоги, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, а также пени. За неуплату в установленный законом срок налога, должнику начислены пени в размере 2 797 рублей 52 копеек. 14 мая 2018 года мировым судьей судебного участка №11 города Набережные Челны вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 20 038 рублей, пени по транспортному налогу в размере 2 797 рублей 52 копеек, налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 1 214 рублей, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 460 рублей в бюджет муниципального образования «город Набережные Челны». 22 июня 2018 года по заявлению ФИО1 вышеуказанный судебный приказ отменен. Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что наличие налоговой задолженности, составляющей предмет заявленных требований, подтверждается материалами дела и доказательств ее погашения суду первой инстанции не представлено. При этом административным истцом соблюдены порядок и сроки обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением. Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции процессуально правильным. Ссылка в апелляционной жалобе на то, что на часть транспортных средств утрачено право собственности на правомерность оспариваемого решения не влияет. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 209 и статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, одновременно он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. То обстоятельство, что ФИО1 своевременно не воспользовался своими полномочиями собственника транспортных средств по снятию их с регистрационного учета, не может служить основанием для освобождения его от обязанности уплаты налога. Каких-либо обстоятельств, которые бы объективно препятствовали ему снять транспортные средства с учета в органах ГИБДД, по делу не установлено. В соответствии с абзацем 2 части 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке. Согласно части 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (действовавших до 06 октября 2018 года) собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца). Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 2015-О Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков. Ссылка в апелляционной жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 9 сентября 2013 года отмену судебного акта повлечь не может, поскольку предметом заявленных требований являлся налоговый период за 2011 год. Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решений суда. Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено. Руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 17 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке. Председательствующий Судьи |