ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-2528/2022 от 24.08.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Маркова Н.В. №33А-8089/2022

(№2а-2528/2022)

(42RS0009-01-2021-009433-35)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«24» августа 2022 года судья судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда Пронченко И.Е., при секретаре Климове И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу представителя ООО «Угольэкспорттрейд» Юркина В.В. на определение Центрального районного суда г. Кемерово от 16 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Угольэкспорттрейд» к Государственной инспекции труда по Кемеровской области, начальнику Беловского отдела ГИТ в Кемеровской области Паклиной Лилии Леонидовне о признании незаконным предписания от 07 октября 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Угольэкспорттрейд» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Кемеровской области, начальнику Беловского отдела ГИТ в Кемеровской области Паклиной Л.Л. о признании незаконным предписания от 07 октября 2021 года.

Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 16 июня 2022 года административное исковое заявление ООО «Угольэкспорттрейд» оставлено без рассмотрения со ссылкой на то, что административным истцом не соблюден установленный Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ) досудебный порядок урегулирования возникшего административного спора.

В частной жалобе представитель ООО «Угольэкспорттрейд» Юркин В.В. просит определение суда отменить. Доводы мотивирует тем, что Федеральный закон № 248-ФЗ содержит общие нормы, регулирующие указанные в нем отношения, в том числе, общий порядок реализации права на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц. В тоже время, обжалование предписания государственного инспектора труда, вынесенное по результатам обращения работников в государственную инспекцию труда по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, регулируется специальной нормой – ст. 357 ТК РР, которая содержит, в том числе, специальный срок такого обжалования, отличный от ст. 219 КАС РФ, и которая не предусматривает обязательного досудебного порядка обжалования предписания. Отмечает, что в случае коллизии между общей и специальной нормами, регулирующими одни и те же отношения, специальная норма обладает приоритетом.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ООО «Угольэкспорттрейд» Юркина В.В., поддержавшего доводы частной жалобы, рассмотрев доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 39 названного Федерального закона судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Норма об обязательном досудебном обжаловании решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, за исключением случаев обжалования гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности, вступает в силу с 1 января 2023 года.

Между тем, согласно части 13 статьи 98 Закона № 248-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года. Перечень видов федерального государственного контроля (надзора) установлен и утвержден в постановлении от 28.04.2021 № 663 (редакция от 30.06.2021).

Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года, согласно пункту 51 которого к указанным видам контроля отнесен федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, досудебный порядок рассмотрения жалоб, установленный Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ, применяется в отношении утвержденного Правительством Перечня с 1 июля 2021 года.

Из вышеуказанного следует, что с 01.07.2021 для обжалования в суде решений (действий, бездействий) контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц, принятых при осуществлении видов контроля, перечисленных в Постановлении № 663, от заявителя требуется соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.

Порядок подачи жалобы и требования к ее форме и содержанию определены в статье 40 Закона № 248-ФЗ, согласно части 1 которой жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи (если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну). При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

В рассматриваемом случае общество оспаривает предписание Государственной инспекции труда, в котором отражены нарушения, выявленные при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства в сентябре 2021 года, при этом административный истец обратился в суд 21.10.2021.

Досудебный порядок по данной категории дел применяется с 01.07.2021, следовательно, административный истец должен представить доказательства соблюдения досудебного обжалования оспариваемого предписания.

В связи с тем, что проверка в рамках федерального государственного надзора в области соблюдения трудового законодательства проведена после 01.07.2021, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обжалование оспариваемого предписания, вынесенного по результатам проведения проверки, возможно только после его обжалования в административном порядке.

Поскольку сведений о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора не представлено у суда первой инстанции имелись правовые основания для оставления административного искового заявления без рассмотрения.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что определение суда первой инстанции принято при правильном применении норм процессуального права.

Доводы частной жалобы, основанные на неверном толковании норм права, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого определения суда, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Центрального районного суда г. Кемерово от 16 июня 2022 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подан через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья: