Судья Смолова Е.К. дело № 33а-557/2021 (2а-2531/2020) А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е г. Самара 19 января 2021 года Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего – Лазаревой М.А., судей - Хлыстовой Е.В., Ромадановой И.А., при помощнике судьи- Журтановой А.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Долгих А.В. на решение Советского районного суда г. Самары от 08 октября 2020 года. Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия у с т а н о в и л а: ИФНС России по Советскому району г. Самары обратилась в суд с административным иском к Долгих А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование заявленных требований указала, что Долгих А.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по <адрес>, является налогоплательщиком в отношении принадлежащего ему имущества. Поскольку должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога, ему в электронной форме через личный кабинет было направлено требование об уплате налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени. Однако ответчиком уплата начисленного налога не произведена. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ИФНС России по Советскому району г. Самары просила суд взыскать с Долгих А.В. транспортный налог с физических лиц: недоимку по налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2760 рублей и пени по транспортному налогу на недоимку за ДД.ММ.ГГГГ в размере 12,95 рублей, а также недоимку по налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2760 рублей и пени по транспортному налогу на недоимку за ДД.ММ.ГГГГ в размере 40,34 рублей. Решением Советского районного суда г. Самары от 08 октября 2020 года административное исковое заявление ИФНС по Советскому району г. Самары к Долгих А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворено в полном объеме. С Долгих А.В. в доход бюджета взыскана недоимка в сумме 5 573,29 рублей, из которых транспортный налог с физических лиц: 2760 рублей- недоимка по налогу за ДД.ММ.ГГГГ, 12,95 рублей- пени по транспортному налогу на недоимку за ДД.ММ.ГГГГ; 2760 рублей- недоимка по налогу за ДД.ММ.ГГГГ, 40,34 рублей- пени по транспортному налогу на недоимку за ДД.ММ.ГГГГ. С Долгих А.В. в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 400 руб. В апелляционной жалобе административный ответчик Долгих А.В. просит отменить решение суда как незаконное, постановив новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Долгих А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель административного истца ИФНС России по Советскому району г. Самары- Ермолаева О.В. по доверенности в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, решение суда оставить без изменения. Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. На основании ст. 45 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. В силу ст. 356 Налогового Кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. Согласно абз. 1 ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения, согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства. В силу пункта 2 статьи 52 Налогового Кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. На основании п. 4 ст. 31 Налогового Кодекса Российской Федерации документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика. Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ в собственности у Долгих А.В. находилось транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный номер №. С учетом положений вышеуказанных норм, Долгих А.В. является налогоплательщиком, в том числе транспортного налога, в связи с наличием у него объекта налогообложения. Установлено, что налогоплательщику Долгих А.В. налоговым органом исчислен, в том числе транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 760 рублей и за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 760 рублей, о чем налогоплательщику в электронной форме через его личный кабинет направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, и установлен срок уплаты – не позднее ДД.ММ.ГГГГ соответственно. В установленный в налоговых уведомлениях срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов, в связи с чем налоговым органом на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ в адрес налогоплательщика по месту регистрации направлены требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 2760 рублей и пени в размере 40, 34 рублей сроком уплаты задолженности - до ДД.ММ.ГГГГ, а также требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 2760 рублей и пени в размере 12,95 рублей сроком уплаты задолженности - до ДД.ММ.ГГГГ В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате недоимки. Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ). Установлено, что в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Советского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ № о взыскании с административного ответчика в пользу ИФНС по <адрес> задолженности по обязательным платежам за ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа. Определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Долгих А.В. отменен. Однако обязанность по уплате задолженности по налогу налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ налоговая инспекция обратилась в суд с административным иском о взыскании с Долгих А.В. обязательных платежей и санкций в принудительном порядке. Представленный административным истцом расчет задолженности по налогам является правильным и административным ответчиком не опровергнут. Удовлетворяя административное исковое заявление ИФНС России по Советскому району г. Самары, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что установленная законом обязанность по уплате налога Долгих А.В., как налогоплательщиком надлежащим образом не исполнена, срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, установленный статьей 48 НК РФ, налоговым органом соблюден. При таких обстоятельствах суд пришёл к правильному выводу о взыскании с административного ответчика транспортного налога с физических лиц, а именно: недоимки по налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2760 рублей и пени по транспортному налогу на недоимку за ДД.ММ.ГГГГ в размере 12,95 рублей, а также недоимки по налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2760 рублей и пени по транспортному налогу на недоимку за ДД.ММ.ГГГГ в размере 40,34 рублей. Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины, судом разрешен в соответствии с положениями ст. 114 КАС РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ. Ссылка Долгих А.В. в возражениях на исковые требования на то, что п.5ст. 12 НК РФ отменяются налоги, не состоятельна, поскольку ответчик неверно трактует данную норму, которая указывает, что налоги «отменяются настоящим Кодексом», а не отменены. Статьей 12 НК РФ определены виды налогов и сборов (федеральные, региональные и местные) в системе налогов и сборов в РФ, а также регулируется полномочия органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие, прекращению действия на территориях соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований и отмене на всей территории РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Из этой статьи видно, что налоги (федеральные, региональные, местные) могут быть отменены исключительно Кодексом, а не иными нормативно правовыми актами, в связи с чем в статье указана фраза «отменяются настоящим Кодексом». Отмена конкретных налогов не указана. Кроме того, в силу п.п. 1 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Доводы апелляционной жалобы Долгих А.В. о том, что налоговый орган не исполнил свои обязанности по направлению ему уведомления и требования, не состоятельны. Так, порядок регистрации в сервисе утвержден приказом ФНС России от 22.08.2017 г. № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика», в соответствии с пунктом 8 которого, получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием: логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком; усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица; идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА). Авторизация с помощью учетной записи ЕСИА осуществляется при наличии предварительного подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов: а) путем подписания введенной информации усиленной квалификационной электронной подписью; б) с использованием кода активации в ЕСИА. В случаях, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, регистрационная карта для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика (далее -Регистрационная карта) формируется автоматически. В соответствии с приказом Минфина России от 17.07.2014 г. № 61н МИ ФНС по централизованной обработке данных обеспечивает создание и направление сертификатов ключей проверки электронной подписи налогоплательщиками в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, аннулирование выданных сертификатов ключей проверки электронных подписей, предоставление налогоплательщикам через личный кабинет налогоплательщика средств электронной подписи, обеспечивающих возможность создания ключа электронной подписи и усиленной неквалифицированной подписи, ведение реестра выданных и аннулированных сертификатов проверки электронных подписей. Пунктом 6.1 приказа Минкомсвязи России от 13.04.2012 № 107 "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" установлено, что регистрация физического лица в регистре физических лиц: а) регистрация физического лица в регистре физических лиц единой системы идентификации и аутентификации осуществляется путем внесения сведений: физическими лицами самостоятельно; должностными лицами органов и организаций, имеющих право на выдачу ключей простых электронных подписей в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, с согласия физического лица. б) для регистрации физического лица необходимо: - для граждан Российской Федерации, не являющихся индивидуальными предпринимателями, наличие страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС), серии, номера и даты выдачи документа, удостоверяющего личность гражданина, номера телефона или адреса электронной почты; - для граждан Российской Федерации, являющихся индивидуальными предпринимателями, наличие страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС), основного государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), серии, номера и даты выдачи документа, удостоверяющего личность гражданина, номера телефона или адреса электронной почты. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ Долгих А.В. осуществил на сайте https://www.nalog.ru доступ к информационному ресурсу "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (далее - ЛК ФЛ), поскольку в соответствии с разъяснениями ФНС России данными в письме от 22.08.2016 № БС-4-11/15377@ налогоплательщиками, получившими доступ к информационному ресурсу ЛК ФЛ считаются физические лица, получившие регистрационную карту и сменившие первичный пароль при входе в ЛК ФЛ, а также все пользователи, подключившиеся с помощью сертификата ключа электронной подписи или с помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Исключение составляют: пользователи, отказавшиеся от пользования ЛК ФЛ; пользователи заблокировавшие свою учетную запись, пользователи, утратившие возможность доступа к информационному ресурсу в случае неизменения полученного первичного пароля в течение 30 дней с момента получения регистрационной карты. В соответствии с п.п. 1,2 ст. 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации, личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе. При передаче налогоплательщиками - физическими лицами в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика документов в электронной форме документы, подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, сформированной в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью налогоплательщика. Положения настоящего пункта распространяются на плательщиков сборов - физических лиц. Пунктом 20 Приказа ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" предусмотрено, что в случае, если физическому лицу необходимо получать от налогового органа документы (информацию), сведения на бумажном носителе, физическое лицо направляет в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе. В силу п. 15.1 данного приказа, доступ к личному кабинету налогоплательщика прекращается в случаях: а) выбора физическим лицом в личном кабинете налогоплательщика опции "отказаться от пользования личным кабинетом налогоплательщика"; б) при поступлении от физического лица Заявления на получение доступа с выбранным в поле "Прошу" реквизитом "3 - прекратить доступ к личному кабинету налогоплательщика". На основании абзаца 4 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика. Как установлено, налоговое уведомление и требование на оплату транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ направлены через электронный сервис «Личный кабинет налогоплательщика», что подтверждается распечаткой с программы «АИС НалогЗ». Кроме того, из представленной в апелляционную инстанцию распечатки усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Долгих А.В. осуществил вход в личный кабинет, ДД.ММ.ГГГГ производил формирование платежного документа для оплаты задолженностей. Доказательств обращения Долгих А.В. после регистрации личного кабинета налогоплательщика, в налоговый орган с уведомлением об отказе от его использования, не представлено. Таким образом, осуществив регистрацию личного кабинета налогоплательщика, Долгих А.В. тем самым отказался от получения уведомлений на бумажном носителе, в связи с чем, до получения от административного ответчика уведомления об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика, налоговым органом правомерно направлены уведомления через личный кабинет налогоплательщика, независимо от наличия/отсутствия у налогоплательщика в конкретный момент доступа к личному кабинету. Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит. При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено. На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Советского районного суда г. Самары от 08 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Долгих А.В. без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. Председательствующий Судьи |