Судья Коновалова И.Е.
№ 2а-2534/2019
Дело № 33а-1771/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Овчинниковой Н.А., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Мусулевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 02 марта 2020 года административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Чайковского городского суда Пермского края от 24 октября 2019 года, которым постановлено:
Административный иск ФИО1 к администрации Чайковского городского округа, Управлению строительства и архитектуры администрации Чайковского городского округа о признании незаконным уведомления от 12 августа 2019 года № 402 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, возложении обязанности выдать уведомление о соответствии указанных параметров и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером **211, расположенного по адресу: **** оставить без удовлетворения.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Поповой Н.В., объяснения представителя административного ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Чайковского городского округа о признании незаконным уведомления от 12.08.2019 № 402 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, возложении обязанности выдать уведомление о соответствии указанных параметров и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером **211, расположенного по адресу: ****.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, иск удовлетворить. Суд пришел к выводу, что «участок административного истца находится в зоне подтопления, катастрофического затопления Воткинской ГЭС, согласно схеме санитарно – защитных зон и ограничений Правил землепользования и застройки муниципального образования «Чайковское городское поселение» в редакциях от 18.02.2016 и 21.06.2018». Решение суда основано на не действующей редакции правил. В правилах редакции от 13.08.2018 №636 (действовал на момент подачи уведомления, до 18.09.2019) и в действующей редакции от 18.09.2019 №299, зона подтопления Воткинской ГЭС и катастрофического затопления, не установлены. Еще одним доказательством отсутствия зоны подтопления Воткинской ГЭС и зоны катастрофического затопления являются действия самого ответчика (администрация г. Чайковский). К материалам дела приобщен перечень земельных участков находящихся в прибрежной полосе шлюзового канала Воткинской ГЭС, собственникам которых с 2014 года по февраль 2019 года были выдана разрешения (согласования) на строительство индивидуальных домов (объектов капстроительства). Выдачу разрешений на строительство подтверждает, что ответчик (администрация г. Чайковский) не считали зоны подтопления Воткинской ГЭС и зоны катастрофического затопления установленными. В действующем Генеральном плане муниципального образования «Чайковского городского поселения» в редакции от 09.08.2018 №631 зоны подтопления Воткинской ГЭС и зоны катастрофического затопления в перечень санитарно – защитных зон не входят, отсутствуют. Следовательно, как на момент приобретения земельного участка, так и на момент рассмотрения уведомления зоны подтопления Воткинской ГЭС и зоны катастрофического затопления не установлены, так как отсутствуют в Генеральных планах.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права (п.п.4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Чайковского городского поселения Пермского края № 701 от 22.04.2016 ФИО1, М1., М2., М3. предоставлен в аренду сроком на 20 лет земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером **88, общей площадью 994 кв.м., расположенный по адресу: ****, с разрешенным использованием – индивидуальные жилые дома с придомовыми участками. ФИО1, М1., М2., М3. использовать участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, обременением, установленном на участке: часть водоохраной зоны и часть прибрежной защитной полосы Нижнекамского водохранилища (л.д. 12).
Между Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения и ФИО1, М1., М2., М3. заключен договор аренды земельного участка от 22.04.2016, согласно которому арендодатель передает, а арендаторы принимают в пользование на условиях аренды земельный участок из состава земли населенных пунктов, с кадастровым номером **88, площадью 994 кв.м., расположенный по адресу: ****, с разрешенным использованием – индивидуальные жилые дома с придомовыми участками. Договор заключен сроком на 20 лет с 29.04.2016 по 28.04.2036.
Постановлением администрации Чайковского городского поселения № 1349 от 26.07.2016 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «индивидуальные жилые дома с придомовыми участками», общей площадью 994 кв.м., местоположение: ****, согласно которому на участке имеются ограничения в использовании: водоохраные зоны рек шлюзового канала; зона подтопления Воткинской ГЭС, зона катастрофического затопления, охранные зоны инженерных сетей (л.д. 17).
Между Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения и ФИО1, М1., М2., М3. заключен договор купли-продажи земельного участка от 28.12.2016, согласно которому продавец передает в собственность, а покупатель принимает в собственность и оплачивает по цене и на условиях настоящего договора земельный участок из состава земли населенных пунктов, площадью 994 кв.м., с кадастровым номером **88, расположенный по адресу: ****, разрешенное использование - индивидуальные жилые дома с придомовыми участками.
Постановлением администрации Чайковского городского поселения № 2470 от 06.11.2018 утверждена схема расположения земельного участка из состава земель населенных пунктов, расположенного в кадастровом квартале **, площадью 1099 кв.м., местоположение: ****, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, находящегося в территориальной зоне Ж-4 – зона индивидуальных жилых домов с участками, образуемого в результате перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельным участком с кадастровым номером **88, находящегося в частной собственности, местоположение: ****. Образуемому земельному участку присвоен адрес: ****. На весь участок установлено обременение: водоохранная зона р.Кама, зона подтопления, зона катастрофического затопления (л.д. 36-37).
Между Комитетом по управлению имуществом администрации Чайковского городского поселения и ФИО1, М1., М2., М3. заключено соглашение от 07.12.2018 о перераспределении земель и (или) земельных участков, согласно которому стороны достигли соглашения о перераспределении земельных участков: с кадастровым номером **88, площадью 994 кв.м., из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: ****; в кадастровом квартале **:, площадью 105 кв.м., из состава земель населенных пунктов, расположенный по адресу: ****. В результате образовался 1 земельный участок: с кадастровым номером **208, площадью 1099 кв.м., из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома с придомовыми участками, расположенный по адресу: ****.
Постановлением администрации Чайковского городского поселения № 3107 от 29.12.2018 прекращено право аренды земельного участка по договору аренды от 24.08.2017 из состава земель населенных пунктов, с кадастровым номером **94, площадью 204 кв.м., с разрешенным использованием – огородничество, без права возведения капитальных строений и сооружения предоставленное ФИО1 Утверждена схема расположения земельных участков из состава земель населенных пунктов, расположенных в кадастровом квартале ** с условным номером :ЗУ1, площадью 1278 кв.м., местоположение: ****, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, с условным номером :ЗУ2, площадью 25 кв.м., местоположением: ****, с разрешенным использованием – огородничество, находящиеся в территориальной зоне Ж-4 – зона садово-огородных участков, образуемых в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером **4, находящегося в государственной или иной муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером **208, находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: ****. На весь участок установлено обременение: водоохранная зона р.Кама, зона подтопления, зона катастрофического затопления (л.д. 38-39).
Между управлением земельно-имущественных отношений администрации города Чайковского и ФИО1, М1., М2., М3. заключено соглашение от 26.03.2019 о перераспределении земель и (или) земельных участков, согласно которому стороны достигли соглашения о перераспределении земельных участков: с кадастровым номером **208, площадью 1099 кв.м., из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: ****; с кадастровым номером **94, площадью 204 кв.м., из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование: огородничество, расположенный по адресу: ****. В результате образовалось 2 земельных участка: с кадастровым номером **212, площадью 25 кв.м., из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание жилой застройки, расположенный по адресу: ****; с кадастровым номером **211, площадью 1278 кв.м., из состава земель населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: ****.
Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером **211, расположенного по адресу: ****, собственниками являются ФИО1, М1., М2., М3. (л.д. 10-11).
ФИО1 обратился в администрацию Чайковского городского округа с уведомлением от 06.08.2019 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Кадастровый номер земельного участка **211, адрес: ****. Сведения об объекте капитального строительства: объект ИЖС, количество надземных этажей 2, площадь застройки 80 кв.м. (л.д. 6-9).
Администрацией Чайковского городского округа в адрес ФИО1, М1., М2., М3. направлено уведомление от 12.08.2019 уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Которым уведомляют о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на основании ст. 67.1 Водного Кодекса РФ, земельный участок расположен в зоне подтопления и катастрофического затопления Воткинской ГЭС (л.д. 5).
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что земельный участок административного истца находится в зоне затопления и подтопления, отраженных в документах территориального планирования муниципального образования, в частности, Правилах землепользования и застройки Чайковского городского поселения в редакциях от 18.02.2016, 21.06.2018.
Судебная коллегия находит данный вывод судов ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.
Согласно п. 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ(далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Пунктом 10 статьи 51.1 ГрК РФ установлен перечень оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.
Согласно п. 17 ст. 105 Земельного кодекса РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий - зоны затопления и подтопления.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации) (далее - ВК РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 ВК РФ).
В соответствии со ст. 67.1 ВК РФ, действующей на момент принятия оспариваемого решения, решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (ч.5).
В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются:
1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления;
2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;
4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами (ч. 6).
Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (ч.7).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014№ 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (п. 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 18 Правил).
Как усматривается из материалов дела, истцу на праве долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером **211, расположенный по адресу: ****, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
Судом установлено, что Решением Думы Чайковского городского округа от 21.09.2011 № 466 утверждены Правила землепользования и застройки Чайковского городского поселения. Согласно схеме санитарно-защитных зон и ограничений Правил землепользования и застройки муниципального образования «Чайковское городское поселение» в редакциях от 18.02.2016 и от 21.06.2018 участок административного истца находится в зоне подтопления Воткинской ГЭС, катастрофического затопления (л.д. 33, 34).
Вместе с тем, соответствующие зоны затопления и подтопления в порядке, определенном Правилами, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не устанавливались и их границы не определялись. К полномочиям органов местного самоуправления указанные вопросы не отнесены. Сведения о нахождении земельного участка, принадлежащего административному истцу, в зонах затопления, подтопления в государственных реестрах отсутствуют.
В оспариваемом судебном акте указанным обстоятельствам надлежащая правовая оценка с учетом приведенного нормативного регулирования не дана, что свидетельствует о незаконности судебного акта и, как следствие, оспариваемого уведомления.
Кроме этого, суд не учел, что в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления (ст. 67.1 ВК РФ). При этом собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса (ч.7 ст. 67.1 ВК РФ).
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чайковского городского суда Пермского края от 24 октября 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным уведомление администрации Чайковского городского округа от 12.08.2019 № 402 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером **211, расположенного по адресу: ****.
Возложить на администрацию Чайковского городского округа повторно рассмотреть уведомление от 06.08.2019 о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером **211, расположенного по адресу: ****.
Председательствующий
Судьи