Председательствующий – Сумачаков И.Н. Дело № 33а-197
номер дела в суде первой инстанции 2а-253/2020
УИД 02RS0001-01-2019-004777-69
номер строки в статистическом отчете 3.020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 марта 2020 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Сарбашева В.Б.,
судей – Кокшаровой Е.А., Имансакиповой А.О.,
при секретаре – Казаниной Т.А.,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Горно-Алтайского городского Совета депутатов ФИО1 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 23 января 2020 года, которым
Горно-Алтайскому городскому Совету депутатов отказано в удовлетворении административных исковых требований к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай о признании незаконным заключения об отказе в государственной регистрации постановления от 02 октября 2019 года № 18-5 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Горно-Алтайск» и обязании произвести государственную регистрацию постановления от 02 октября 2019 года № 18-5 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Горно-Алтайск».
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горно-Алтайский городской Совет депутатов обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай о признании незаконным заключения об отказе в государственной регистрации постановления от 02 октября 2019 года № 18-5 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Горно-Алтайск» и обязании произвести государственную регистрацию постановления от 02 октября 2019 года № 18-5 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Горно-Алтайск». Административные исковые требования мотивированы тем, что представительным органом местного самоуправления было принято указанное постановление, которое направлено в Управление Минюста России по Республике Алтай для его государственной регистрации. Постановлением было установлено право Горно-Алтайского городского Совета депутатов согласовывать назначение на должность и освобождения от должности определенных должностных лиц администрации города. Министерством было вынесено заключение об отказе в государственной регистрации постановления в связи с тем, что подчиняя деятельность администрации города совету депутатов, нарушается принцип единого правового управления на территории Российской Федерации вопросов формирования и разграничения полномочий представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Административным ответчиком неправильно применены нормы материального права, поэтому заключение является незаконным. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает право представительного органа муниципального образования определить в уставе муниципального образования порядок формирования и иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 33, п. 4 ч. 1 ст. 44), тем самым не исключается возможность принятия правовых норм о необходимости согласования представительным органом назначения на должность и освобождения от должности определенных должностных лиц. Запрета на включение в процедуру назначения на должность муниципальной службы согласования данной возможности и условий соответствующего назначения с представительным органом муниципального образования действующее законодательство не устанавливает. Таким образом, участие Горно-Алтайского городского Совета депутатов в вопросах согласования кандидатур первых заместителей и заместителей главы администрации города, руководителей отраслевых (функциональных) органов администрации не лишает возможности выполнения администрацией города и ее главой возложенных полномочий и не нарушает их самостоятельность.
Определением суда от 10.01.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Глава администрации г. Горно-Алтайска ФИО2
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Горно-Алтайского городского Совета депутатов ФИО1, указывая, что суд не учел положения Конституции РФ, согласно которым местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Согласно п.4 ч.1 ст. 44 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны определяться Уставом муниципального образования. В силу действующих положений Устава МО «г. Горно-Алтайск» утверждение структуры Администрации муниципального образования и предельная штатная численность органов местного самоуправления относится к компетенции городского Совета депутатов. Полагает, что ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает право представительного органа муниципального образования определить в Уставе муниципального образования порядок формирования и иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления, тем самым не исключает возможность принятия правовых норм о необходимости согласования представительным органом назначения на должность и освобождения от должности определенных должностных лиц администрации города. Запрета на включение в процедуру назначения на должность муниципальной службы согласования данной возможности и условий соответствующего назначения с представительным органом муниципального образования действующее законодательство не устанавливает.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай ФИО3 полагает, что решение суда является законным и обоснованным. Указывает, что наделение Совета депутатов Постановлением Горно-Алтайского городского Совета депутатов МО «г. Горно-Алтайск» от 02.10.2019 года, полномочием согласовывать по представлению Главы администрации города Горно-Алтайска кандидатур Первых заместителей и заместителей главы администрации, руководителей отраслевых органов, наделенных правами юридического лица, до назначения их на должность, выходит за пределы установленных федеральным законодателем полномочий.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Горно-Алтайского городского Совета депутатов ФИО1, поддержавшую апелляционную жалобу, представителей Управления Минюста России по Республике Алтай ФИО4, ФИО5, возражавших по доводам жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом установлено, что 02 октября 2019 года Горно-Алтайским городским Советом депутатов принято постановление № 18-5 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Горно-Алтайск», согласно которому пункт 21 части 1 статьи 27 подлежит изложению в следующей редакции: «12) назначение Главы администрации города Горно-Алтайска по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности (данное полномочие может осуществляться исключительно городским Советом депутатов, избранным до вступления в силу Закона Республики Алтай от 13 декабря 2017 года № 61-РЗ «Об отдельных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай»), согласование по представлению Главы администрации города Горно-Алтайска кандидатур Первых заместителей и заместителей Главы администрации города Горно-Алтайска, руководителей отраслевых (функциональных) органов Администрации города Горно-Алтайска, наделенных правами юридического лица, до назначения их на должность».
В соответствии с данными изменениями в Устав муниципального образования «Город Горно-Алтайск» Глава администрации города Горно-Алтайска обязан согласовывать с Горно-Алтайским городским Советом депутатов кандидатуры своих первых заместителей и заместителей, а также руководителей отраслевых (функциональных) органов администрации города, наделенных правами юридического лица, до назначения их на должность.
15 июля 2019 года прокуратурой г. Горно-Алтайска дано отрицательное заключение на проект постановления Горно-Алтайского городского Совета депутатов «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Горно-Алтайск», поскольку оно содержит положения, противоречащие федеральному законодательству.
Вместе с тем, постановление городского Совета депутатов № 18-5 от 02.10.2019 г. «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Горно-Алтайск» направлено в Управление Минюста России по Республике Алтай для осуществления государственной регистрации.
Заключением Управления Минюста России по Республике Алтай № 10-О от 30.10.2019 г. отказано в государственной регистрации постановления Горно-Алтайского городского Совета депутатов № 18-5 от 02.10.2019 г. «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Горно-Алтайск» в связи с тем, что федеральное законодательство не предусматривает отнесение указанных полномочий к компетенции представительного органа местного самоуправления. Тем самым постановление Горно-Алтайского городского Совета депутатов № 18-5 от 02.10.2019 г. не соответствует нормам федерального законодательства, поскольку фактически, подчиняя деятельность администрации города совету депутатов, нарушает принципы единого правового регулирования на территории Российской Федерации вопросов формирования и разграничения полномочий представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ).
Федеральный законодатель в части 10 статьи 35 поименованного закона в пунктах 1 - 11 определил вопросы, решение которых находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, включая контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункт 9), принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку (пункт 10), указав, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 названной статьи).
Из анализа содержания статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ, регламентирующей в том числе содержание устава муниципального образования, в пункте 4 части 1 которой предусмотрено определение уставом структуры и порядка формирования органов местного самоуправления, закрепляющей в части 2 возможность регулирования уставом иных вопросов организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, следует, что иные, прямо не предусмотренные положениями данной статьи вопросы могут быть закреплены в уставе муниципального образования при условии, что это предусмотрено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
То обстоятельство, что пункт 5 части 1 названной статьи устанавливает обязательность указания в уставе муниципального образования наименование и полномочие выборных и иных органов местного самоуправления и их должностных лиц, не означает, что представительный орган местного самоуправления вправе принимать участие в назначении на должность назначение первых заместителей и заместителей Главы Администрации города Горно-Алтайска, а также руководителей отраслевых органов администрации города Горно-Алтайска.
Таким образом, из буквального толкования приведенных федеральных норм следует, что иными полномочиями представительные органы местного самоуправления могут быть наделены уставом только в том случае, если такие полномочия допускаются федеральными законами.
На федеральном уровне отсутствует нормативный правовой акт, предоставляющий право представительному органу местного самоуправления каким-либо образом участвовать в исполнительно-распорядительных действиях главы муниципального образования или администрации местного самоуправления.
Федеральный закон N 131-ФЗ установил, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, имеющим в соответствии с уставом муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения, руководит глава на принципах единоначалия, которым является либо глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности (части 1 и 2 статьи 37).
Представительный орган местного самоуправления вправе по представлению главы местной администрации утвердить структуру местной администрации (часть 8 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ), однако иных полномочий по формированию местной администрации не предоставлено упомянутым федеральным законом.
Исходя из приведенных федеральных законоположений, вывод суда первой инстанции о законности заключения административного ответчика об отказе в государственной регистрации постановления от 02.10.2019 года №18-5 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «г. Горно-Алтайск» судебная коллегия находит обоснованным, поскольку наделение представителей городского Совета депутатов полномочием согласовывать назначение на должность первых заместителей и заместителей Главы Администрации города Горно-Алтайска, а также руководителей отраслевых органов администрации города, не соответствует имеющим большую силу нормативным правовым актам.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, не содержат оснований, признанных процессуальным законом безусловным поводом для отмены судебного акта.
Руководствуясь положениями ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 23 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Горно-Алтайского городского Совета депутатов ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий - В.Б. Сарбашев
Судьи - А.О. Имансакипова
Е.А. Кокшарова